Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО МИЛИЦИИ С ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ФСИН РОССИИ
С.В. ТАРАБРИН
Тарабрин Сергей Викторович, слушатель 2-го факультета Академии управления МВД России.
Следует отметить, что ФСИН России в процессе исполнения своих функций и задач руководствуется Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента России от 13 октября 2004 г. N 1314. Она является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции контроля за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. ФСИН подведомственна Минюсту России.
Основными задачами ФСИН России являются: исполнение в соответствии с законодательством РФ уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых (далее - лица, содержащиеся под стражей); контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания (принимает участие и УУМ); обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (далее - учреждения, исполняющие наказания), и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов <1>; охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан РФ и лиц без гражданства на территорию России, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции; создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов; организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации (также и УУМ); управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями.
--------------------------------
<1> См. об этом: Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденная Приказом Минюста России от 23 июня 2005 г. N 95.
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности УИС. ФСИН взаимодействует в процессе своей деятельности с другими федеральными органами исполнительной власти (в т.ч. с территориальными органами внутренних дел РФ (УУМ)), органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
И от имени ОВД РФ (территориального органа) выступает прежде всего участковый уполномоченный милиции (УУМ). Как специальный субъект, обладающий особыми административно-юрисдикционными полномочиями, он также принимает непосредственное участие в реализации нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы исполнения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы.
При этом ФСИН России осуществляет следующие полномочия:
1) обеспечивает в соответствии с законодательством РФ правопорядок и законность в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, а также безопасность лиц, находящихся на их территориях; безопасность объектов УИС, а также органов Минюста России в порядке, устанавливаемом министром юстиции РФ; точное и безусловное исполнение приговоров, постановлений и определений судов в отношении осужденных и лиц, содержащихся под стражей; установленный порядок исполнения наказаний и содержания под стражей, исполнение режимных требований в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, надзор за осужденными и лицами, содержащимися под стражей; исполнение международно-правовых обязательств России по передаче осужденных в государства их гражданства и по экстрадиции; правовую, социальную защиту и личную безопасность работников уголовно-исполнительной системы и членов их семей; защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, в уголовно-исполнительной системе; условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах; подготовку уголовно-исполнительной системы к действиям при ЧС, ликвидацию их последствий на подведомственных объектах силами и средствами уголовно-исполнительной системы, а также взаимодействие с территориальными ОВД РФ; функционирование и развитие сети открытой и шифрованной связи, предоставление телекоммуникационных услуг осужденным и лицам, содержащимся под стражей; привлечение осужденных к труду и создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в результатах труда;
2) направление осужденных к месту отбывания наказания, их размещение, а также перевод осужденных и лиц, содержащихся под стражей, из одних учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов в другие; принимает меры по обеспечению сотрудников УИС оружием и специальными средствами, по соблюдению правил оборота оружия в УИС в порядке, установленном Правительством РФ; медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, надзор за исполнением санитарного законодательства РФ, а также применение к осужденным принудительных мер медицинского характера и обязательного лечения; подготовку материалов о нежелательности пребывания (проживания) в России иностранных граждан и лиц без гражданства, освобождаемых из мест лишения свободы, для представления в Минюст России; функции государственного заказчика, в т.ч. в области государственного оборонного заказа; ведомственную экспертизу обоснования инвестиций в строительство, проектной документации на реконструкцию и строительство объектов УИС, а также на капитальный ремонт зданий и сооружений; контроль деятельности учреждений и органов УИС, а также контроль за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей; охрану учреждений и органов УИС, осужденных и лиц, содержащихся под стражей; организацию специальных перевозок осужденных и лиц, содержащихся под стражей, их конвоирование и охрану на период конвоирования; разработку и реализацию мер по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и тушению пожаров на объектах учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; меры по обеспечению мобилизационной подготовки и мобилизации, а также по проведению мероприятий гражданской обороны, повышению устойчивости работы ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов в условиях военного времени и при возникновении ЧС в мирное время; справочно-информационное обеспечение учреждений и органов УИС и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся деятельности УИС; эксплуатацию, техническое обслуживание и охрану имущества УИС, а также необходимые меры по его сохранению и рациональному использованию; меры по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей; договорную и претензионную работу и т.д.;
3) принимает участие в подготовке материалов, необходимых для рассмотрения ходатайств осужденных о помиловании; в разработке и проведении юридической экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, касающихся деятельности уголовно-исполнительной системы, по поручению Минюста России; в разработке федеральных программ развития и укрепления УИС в порядке, установленном законодательством РФ, в разработке специальной техники, специальных средств, используемых в УИС, а также осуществляет их закупку, хранение, ремонт и списание;
4) организует общее и начальное профессиональное образование и профессиональное обучение, а также заочное и дистанционное обучение осужденных в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования; выполнение размещенных на предприятиях и в собственном производстве учреждений, исполняющих наказания, заказов на поставки продукции, товаров для государственных нужд; взаимодействие территориальных органов ФСИН России с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, а также с общественными и религиозными объединениями; осуществляемую учреждениями уголовно-исполнительной системы оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством РФ; проведение с осужденными и лицами, содержащимися под стражей, воспитательной работы, направленной на их исправление; взаимодействие со СМИ и редакционно-издательскую деятельность в целях выполнения задач, возложенных на уголовно-исполнительную систему; кадровое обеспечение центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров; работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, связанных с деятельностью ФСИН России, а также делопроизводство в соответствии с законодательством РФ; подготовку материалов для докладов министра юстиции РФ Президенту и Правительству России о состоянии работы по исполнению уголовных наказаний, обеспечению условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также по соблюдению законности и прав человека в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах; исполнение актов об амнистии и помиловании.
Участковый уполномоченный милиции взаимодействует с ФСИН по вопросам:
- учета и контроля лиц, освободившихся из мест лишения свободы (УУМ, ПДН, дежурная часть милиции);
- контроля лиц, отбывающих уголовное наказание, не связанное с лишением свободы (УУМ, ПДН);
- контроля над лицами, отбывающими уголовное наказание в виде ограничения свободы - "домашнего ареста";
- осуществления контроля за осужденными, отбывающими краткосрочный отпуск по месту жительства близких родственников (УУМ, а также сотрудники дежурной части, ПДН, ППСМ);
- проведения ОРМ (совместно с сотрудниками криминальной милиции);
- расследования уголовных дел (дознания);
- трудоустройства (адаптирования);
- проведения общепрофилактических мероприятий и т.д.
В процессе реализации вопросов исполнения наказаний и сотрудники Минюста России, и сотрудники ОВД должны учитывать требования ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ <2>.
--------------------------------
<2> Российская газета. 2008. 18 июня. С. 18, 20.
Бесспорно, вопросы взаимодействия с теми или иными участниками правоотношений УУМ должны развиваться на местах с учетом оперативно-криминогенной характеристики административного участка, района, региона и проводимой государственной политики в стране. Так, Указом Президента России от 1 сентября 2009 г. N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка" <3> в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка учреждена должность Уполномоченного при Президенте России по правам ребенка. В январе 2010 г. вступил в действие Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 377-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы" <4>. В ст. 53, 73 УК РФ (и др.) установлен новый вид наказания - ограничение свободы в виде "домашнего ареста". Законодателем также внесены изменения в Уголовно-исполнительный кодекс РФ <5>. Так, дополнены ст. 47.1 (Порядок исполнения наказания в виде ограничения свободы) и ст. 50 (Порядок отбывания наказания в виде ограничения свободы). В связи с этим УУМ и сотрудники ПДН, ППС должны знать о порядке применения и реализации данного вида наказания. А руководители территориальных ОВД должны выработать соответствующие документы о порядке взаимодействия с должностными лицами уголовно-исполнительной инспекции ФСИН России.
--------------------------------
<3> Опубликован и вступил в силу 4 сентября 2009 г.
<4> Опубликован в "Российской газете" 30 декабря 2009 г. Вступил в силу с 1 января 2010 г.
<5> Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. N 2. Ст. 198; 2009. N 23. Ст. 2766, N 29. Ст. 3628.
В конечном итоге служебная деятельность УУМ требует постоянного совершенствования, т.к. участковые как субъекты ОВД первичного звена, обслуживающие муниципальные территории, играют непосредственную роль в обеспечении правопорядка и безопасности на местах - в городе, районе, сельских населенных пунктах и иных муниципальных образованиях. В связи с этим и УУМ, и инспектор ПДН обязаны взаимодействовать с ФСИН России <6>.
--------------------------------
<6> В приказах не учтены эти аспекты.
Или же, как указывает в своих трудах, посвященных административным регламентам (регламентированию деятельности государственных органов), доктор юридических наук Ф.П. Васильев, в действительности назрел вопрос об издании совместного административного регламента МВД и ФСИН России по исполнению государственных функций - осуществлению контроля за лицами, отбывающими уголовное наказание, не связанное с лишением свободы <7>.
--------------------------------
<7> См., например: Васильев Ф.П., Майдыков А.А. Регламентирование правовой и организационной деятельности Минюста России: Науч. стат. М.: ИГ "Юрист", 2009.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.