Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Муниципальное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ КОМПЕТЕНЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
С.С. НЕПОМНЯЩИХ
Непомнящих Светлана Сергеевна, аспирант кафедры государственного и муниципального права юридического факультета ОмГУ им. Ф.М. Достоевского.
На основании ст. 12 Конституции Российской Федерации <1> и в соответствии с частью 1 ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <2> местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
--------------------------------
<1> Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. N 237. 25.12.1993.
<2> СЗ РФ. 06.10.2003. N 40. Ст. 3822.
Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации).
Несмотря на то, что осуществление местного самоуправления в первую очередь связано с необходимостью решения вопросов местного значения, вопрос о месте вопросов местного значения в системе компетенции местного самоуправления остается дискуссионным.
Так, Н.В. Постовой, А.А. Сергеев, А.А. Уваров относят вопросы местного значения к предметам ведения муниципальных образований <3>.
--------------------------------
<3> Постовой Н.В. Проблемы компетенции в системе местного самоуправления и пути их решения. М., 2009. С. 11 - 12; Сергеев А.А. Институт местного референдума в законодательстве Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2004. N 2; Уваров А.А. Местное самоуправление в России. М., 2005. С. 209 - 210.
В.И. Васильев отмечает, что термин "вопросы местного значения" включает в себя и предметы ведения, т.е. направления или сферы деятельности, и полномочия местной власти <4>.
--------------------------------
<4> Васильев В.И. Каким быть главному закону о местном самоуправлении? // Журнал российского права. 2001. N 12.
Г.Р. Голованов определяет вопросы местного значения как гарантированную Конституцией Российской Федерации область (сферу) самостоятельной деятельности муниципальных образований, включающую как социальные, хозяйственные, так и властно-публичные полномочия и функции, наиболее эффективное осуществление которых возможно только на местном уровне при непосредственном участии населения <5>.
--------------------------------
<5> Голованов Г.Р. О конституционно-правовой природе института вопросов местного значения // Административное и муниципальное право. 2008. N 2.
Т.М. Бялкина предлагает содержание конституционного термина "вопросы местного значения" раскрыть путем законодательного закрепления принципов определения компетенции местного самоуправления, которыми необходимо руководствоваться при определении полномочий органов местного самоуправления <6>.
--------------------------------
<6> Бялкина Т.М. Проблемы правового регулирования компетенции местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. N 3.
Подобная неопределенность в науке муниципального права неизбежно приводит к дефектам законодательства.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 1) определяет вопросы местного значения как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В ст. 14, 15, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлены вопросы местного значения, в ст. 14.1, 15.1, 16.1 закреплены права органов местного самоуправления поселения (муниципального района, городского округа) по решению вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения; в ст. 17 - полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения; в ст. 18 - принципы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления; в ст. 35, 36, 37 - полномочия представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации. В ч. 2 ст. 14.1, 15.1, 16.1 Закона упоминается понятие "компетенция" органов местного самоуправления муниципальных образований. Главой 4 Закона предусмотрен порядок осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Вместе с тем полномочия, предметы ведения, принципы определения компетенции требуют специфической, обусловленной сущностью и назначением указанных категорий нормативно-правовой регламентации.
Однозначное определение места вопросов местного значения в системе компетенции местного самоуправления позволит установить пределы собственной компетенции местного самоуправления, упорядочить соответствующие положения законодательства, сформулировать корректные и научно обоснованные перечни вопросов местного значения.
В юридической литературе понятие "компетенция" определяют различно, главным образом исходя из элементов, которые те или иные авторы включают в структуру компетенции.
Ю.А. Тихомиров в самом общем виде определяет компетенцию как комплекс легально установленных публичных функций, законно возложенный на уполномоченного субъекта объем публичных дел <7>.
--------------------------------
<7> Тихомиров Ю.А. Теория компетенции // Журнал российского права. 2000. N 10; Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М., 2001. С. 55.
Как указывает Ю.А. Тихомиров, будучи сложным явлением, компетенция состоит из элементов двоякого рода. К собственно компетенционным элементам относятся: а) нормативно установленные цели; б) предметы ведения как юридически определенные сферы и объекты воздействия; в) властные полномочия как гарантированная законом мера принятия решений и совершения действий. Сопутствующим элементом является ответственность за их неисполнение <8>.
--------------------------------
<8> Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М., 2001. С. 55 - 56.
Ю.А. Тихомиров выделяет наиболее типичные полномочия с обусловленным операциональным делением - видовые и более конкретные полномочия: руководит, управляет, решает, участвует, нормирует, организует, разрабатывает, указывает, координирует, контролирует, запрещает <9>.
--------------------------------
<9> См.: Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М., 2001. С. 56 - 57.
Однако публичная власть не может быть беспредметной. Она охватывает определенные сферы общественной жизни. Круг вопросов, совокупность общественных отношений, на которые распространяются полномочия данного субъекта, составляют предмет его ведения.
Предметы ведения в качестве структурного элемента понятия "компетенция" выступают как способ юридического обозначения тех общественных отношений, тех сфер общественной жизни, которые определяются в качестве предмета властных действий органа <10>.
--------------------------------
<10> Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. М., 2007. С. 146.
Компетенция местного самоуправления реализуется через компетенцию муниципального образования.
Считаем возможным согласиться с утверждением о том, что компетенция для местного самоуправления представляет единство полномочий (совокупность прав и обязанностей) и предметов ведения, в которых все субъекты местного самоуправления, каждый в конкретной сфере, осуществляют часть общей компетенции местного самоуправления в пределах конкретного муниципального образования <11>.
--------------------------------
<11> Баранчиков В.А. Правовые проблемы становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации. М., 2005. С. 145.
Типичные полномочия (видовые и более конкретные) одинаковы для всех публичных институтов (управляет, руководит, участвует, организует и т.п.). Осуществляя закрепленный за ними объем компетенции, субъекты местного самоуправления используют типичные полномочия.
Однако эти полномочия они осуществляют применительно к предметам ведения.
Следует согласиться с мнением авторов, рассматривающих вопросы местного значения в качестве предметов ведения в структуре компетенции местного самоуправления.
Предметы ведения представляют собой объем публичных дел, выполнение которых осуществляется на том или ином уровне управления делами общества и государства.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" позволяет выделить три группы вопросов, находящихся в ведении муниципальных образований:
1) вопросы местного значения (ст. 14, 15, 16 Закона);
2) отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации (ст. 19 Закона);
3) вопросы, не отнесенные к вопросам местного значения, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления (ст. 14.1, 15.1, 16.1 Закона).
Следовательно, предметы ведения муниципальных образований вопросами местного значения не ограничиваются.
При этом объем и содержание категории "вопросы местного значения" не должны выходить за рамки предметной составляющей компетенции местного самоуправления.
Вопросы местного значения выступают в качестве установленного Конституцией Российской Федерации и законом о местном самоуправлении объема публичных дел, осуществление которых направлено на непосредственное обеспечение жизнедеятельности населения на территории соответствующего муниципального образования и в границах указанной территории, выполняемых населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Вопросы местного значения выступают в качестве предмета собственного ведения местного самоуправления.
В содержании собственной компетенции местного самоуправления отражаются сущность, цели и функции местного самоуправления.
В данном случае обоснованным является утверждение В.И. Васильева о том, что местное самоуправление представляет собой особый случай децентрализации, предполагающий решение на низовом уровне управления ряда вопросов. Два обстоятельства характеризуют функциональную специфику решения этих вопросов. Первое - это особый, демократический режим их решения (самостоятельность, отсутствие внешней субординации, сравнительная широта усмотрения при выборе вариантов решения и др.). Второе - характер решаемых вопросов <12>.
--------------------------------
<12> Васильев В.И. О функциональном назначении местного самоуправления // Журнал российского права. 2007. N 7.
Основным субъектом осуществления местного самоуправления выступает население муниципального образования (территориальный публичный коллектив) во всей его структурной сложности <13>.
--------------------------------
<13> Костюков А.Н. Муниципальное право как отрасль российского права. М., 2003. С. 145; Бабичев И.В. Муниципальное право: системно-структурный анализ юридических конструкций. М., 2010. С. 95.
При решении вопросов чисто местного характера проявляется общественная (негосударственная) природа местного самоуправления, хотя его решения обязательны для населения на данной территории. С.А. Авакьян, выделяя власть местного самоуправления как одну из форм власти народа в Российской Федерации (наряду с государственной властью и общественной властью), справедливо отмечает смешанную общественно-государственную природу этой власти <14>.
--------------------------------
<14> Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. М., 2005. Т. 1. С. 339.
Рассуждая об основных направлениях муниципальной деятельности, Е.М. Ковешников выделяет: правовое обеспечение местного самоуправления; финансово-экономическое обеспечение; социальное развитие; землепользование и использование других природных ресурсов; социально-бытовое обслуживание населения; территориальное развитие; обеспечение общественного порядка <15>.
--------------------------------
<15> Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. М., 2001. С. 50.
Вопросы местного значения решаются в рамках управленческой деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления и самоуправленческой деятельности населения.
Полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления, права населения соответствующей территории находятся за рамками содержания категории "вопросы местного значения". Меры возможного и должного поведения (права, обязанности и полномочия) на разных уровнях управления публичными делами тождественны вне зависимости от субъекта, осуществляющего их реализацию.
В структуре компетенции местного самоуправления вопросы местного значения и полномочия по их решению образуют собственную компетенцию местного самоуправления.
В связи с чем правовая регламентация вопросов местного значения должна заключаться в определении сфер, в которых местное самоуправление компетентно, и установлении обоснованного и соразмерного имеющимся в распоряжении муниципальных образований организационным, материальным и финансовым ресурсам объема публичных дел. В последние годы в законодательстве о местном самоуправлении прослеживается тенденция к закреплению за ним все новых и разнообразных вопросов местного значения. Поэтому актуальным является вопрос о пределах и границах собственной компетенции местного самоуправления.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Муниципальное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.