Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
К 100-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ В РОССИИ ИНСТИТУТА ДЕЖУРНЫХ КАМЕР МИРОВЫХ СУДОВ
А.В. ЧУРКИН
Чуркин А.В., доцент кафедры уголовного процесса Военного университета Министерства обороны России, кандидат юридических наук.
По Закону от 15 июня 1912 г. о местном суде в России аналогично ранее выработанному впервые во французском уголовном процессе институту comparation immediate (немедленное представление суду либо немедленное доставление) <1> было введено правовое требование немедленного привода задержанного с поличным за совершение преступления - подозреваемого - к мировому судье, что первоначально являлось формой судебного контроля за правильностью задержания. Мировой судья в течение 24 часов по доставлении к нему задержанного на основании сопроводительного сообщения полиции и опроса выносил одно из четырех постановлений: об освобождении, о направлении в уголовный розыск для наведения справок о судимости (по делам о кражах и мошенничестве это являлось обязательным), о направлении задержанного в арестантский дом для дальнейшего содержания под стражей либо о назначении дела к слушанию в суде в ближайшее время. Это привело к устройству в Москве, Петрограде и некоторых других крупных городах страны особых дежурных камер, в которых по очереди отправляли правосудие мировые судьи. Часы работы судей в дежурных камерах сообщались во все полицейские управления и участки города. Вблизи мест массового скопления народа (ярмарок, вокзалов, рынков и т.п.) дежурные камеры осуществляли правосудие ежедневно, включая выходные и праздничные дни.
--------------------------------
<1> Уголовно-процессуальный кодекс Украинской ССР: научно-теоретический и практический комментарий / Под ред. С. Канарского. Харьков, 1930. С. 308.
Тем же Законом ст. 42 Устава уголовного судопроизводства (УУС) была сформулирована так: "Мировой судья приступает к разбирательству дела по непосредственному усмотрению им преступных действий, подлежащих преследованию независимо от жалоб частных лиц", а в ч. 2 той же ст. 42 УУС было записано: "Мировой судья приступает к разбирательству дел по сообщениям полицейских и других административных властей" <2>.
--------------------------------
<2> Свод законов Российской империи / Под ред. И.Д. Мордухай-Бельтовского. СПб., 1913. Т. XII - XYI. С. 373 - 374.
Также Законом от 15 июня 1912 г. УУС был дополнен ст. 91-1, которая предусматривала еще и особый порядок рассмотрения дел. Таким образом, предусматривалось два процессуальных порядка рассмотрения уголовного дела мировым судьей, в зависимости от признания подсудимым своей вины в совершении преступления.
Первый заключался в рассмотрении уголовного дела упрощенным порядком, который в некоторой степени был схож с особым порядком, предусмотренным ныне главой 40 УПК РФ. Так, в случае полного признания вины подсудимым, если данное признание не вызывало никакого сомнения, мировой судья был вправе сразу же, не проводя судебного следствия, перейти к прениям сторон и постановлению приговора. Нередко полицейский, доставивший в дежурную камеру мирового судьи задержанного, давал свои показания в качестве свидетеля - очевидца совершенного преступления, одновременно выполняя и функцию конвоира-охранника. Применение такого порядка было возможно только в случае согласия с его проведением других участников судебного разбирательства. Как указывал Сенат в своем решении N 69/110, мировой судья освобождался от обязанности допрашивать свидетелей обвинения в том случае, если последний признает себя виновным <3>.
--------------------------------
<3> Устав уголовного судопроизводства: систематический комментарий / Сост. А.Ф. Кони. М., 1914. С. 324.
Второй порядок судебного разбирательства в соответствии со ст. 92 УУС применялся мировым судьей в случаях, когда подсудимый отказывался давать показания или не признавал себя виновным в совершении преступления. В данном случае мировой судья приступал к рассмотрению и проверке доказательств. Подобным образом он поступал, если участвующие в судебном заседании лица, несмотря на признание подсудимым своей вины, ходатайствовали о проведении судебного следствия или когда судья приходил к выводу о ложности показаний подсудимого.
А.Ф. Кони писал: "Здесь - у "мирового" в действительности совершался суд скорый" <4>.
--------------------------------
<4> Кони А.Ф. На жизненном пути. М., 1913. Т. 1. С. 490.
Однако в России до 1917 г. институт дежурных камер мировых судов не получил широкого распространения. Основанием к этому, по мнению П.И. Люблинского, явилось "главным образом полное недоверие к работе прежних полицейских органов, на протоколах которых судье пришлось бы преимущественно основываться" <5>. В.И. Ульянов-Ленин был еще более категоричен, написав: "Царское самодержавие есть самодержавие полиции" <6>, "преступником является та самая полиция, которой вверено в России раскрытие преступлений" <7>. Так, еще в 1878 г. в России было отменено право мировых судей делать полицейским чиновникам предостережения за неисполнение предписаний суда, в результате чего суды не могли оказывать существенного влияния на качество досудебной подготовки материалов, а в отчете о деятельности сыскного отделения Киевской городской полиции за 1906 г. указывалось: "В обществе выработался особый неправильный взгляд на функции органов полиции, доходивший до антагонизма и полного презрения к полиции" <8>.
--------------------------------
<5> Люблинский П.И. Упрощенные порядки процесса по УПК // Право и жизнь. М., 1924. Кн. 10. С. 53.
<6> Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 7. С. 137.
<7> Там же. Т. 4. С. 412 - 413.
<8> Отчет о деятельности сыскного отделения Киевской городской полиции за 1906 г. Киев, 1907. С. 11.
Декретом о суде от 24 ноября (5 декабря) 1917 г. N 1 было приостановлено действие института мировых судей, которые были заменены местными постоянными судьями, рассматривающими все дела с участием двух народных заседателей. Пункт 5 Декрета предписывал местным постоянным судам руководствоваться в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств постольку, поскольку они не были отменены революцией <9>.
--------------------------------
<9> Декреты Советской власти. М., 1957. Т. 1. С. 124 - 125.
Народный комиссар просвещения А.В. Луначарский в тот период восклицал: "Долой суды - мумии, алтари умершего права. Да здравствует народ, создающий в своих кипящих, бродящих, как молодое вино, судах право новое!" <10>.
--------------------------------
<10> Луначарский А.В. Революция и суд // Правда. 1917. 1 дек.
В 1920 г. на III Всероссийском съезде деятелей юстиции был поставлен вопрос о создании дежурных камер народных судов, а Постановлением Народного комиссариата юстиции (НКЮ) РСФСР от 16 сентября 1920 г. были учреждены дежурные камеры народных судов. 17 ноября 1920 г. НКЮ РСФСР издал Циркуляр N 21, который предписывал создание дежурных камер народных судов в губернских и уездных городах для рассмотрения несложных уголовных дел в день задержания лиц, совершивших преступления. В ст. ст. 1 - 3 этого Циркуляра определялась организация дежурных камер, а в ст. ст. 4 - 6 - порядок рассмотрения ими дел <11>.
--------------------------------
<11> Систематический сборник для судебных деятелей 1917 - 1922 гг. Петроград, 1922. С. 86 - 88.
П.И. Люблинский отмечал, что "уже в первые недели работы дежурных камер мы наблюдали, что в них массами направляются для рассмотрения уголовные дела о подростках, естественно, без всякого предварительного обследования" <12>.
--------------------------------
<12> Люблинский П.И. Указ. соч. С. 59.
Почти полностью положения этого циркуляра вошли в тексты УПК РСФСР 1922 г. и 1923 г., в которых также не была установлена обязательность производства предварительного следствия по делам о преступлениях несовершеннолетних. К примеру, в 1931 г. в г. Ростове-на-Дону 63% всех осужденных в порядке процессуального производства в дежурной камере составляли молодые люди в возрасте от 16 до 20 лет, а сами дежурные камеры народных судов фактически были превращены в суды для несовершеннолетних. В отношении этой категории осужденных в дежурной камере назначались строгие меры уголовного наказания, что не вызывалось ни социальной опасностью личности осужденных, ни тяжестью совершенных ими преступлений <13>.
--------------------------------
<13> Постановление Президиума Верховного Суда РСФСР "О результатах проработки дел, рассмотренных дежурной камерой народного суда г. Ростова-на-Дону", Протокол от 13 ноября 1932 г. N 46 // Советская юстиция. 1933. N 2 - 3. С. 47.
В соответствии с положениями УПК РСФСР 1922 г. и 1923 г. в дежурные камеры направлялись дела о задержанных обвиняемых, которые, по мнению органов, произведших их задержание, не требуют особого расследования или по которым обвиняемые признали себя виновными. Одновременно с материалами в дежурную камеру доставлялись обвиняемый и вещественные доказательства. Закон не устанавливал обязательной явки свидетелей по данным делам, и они доставлялись в дежурную камеру по возможности. Назначение защитника по делам данной категории было необязательным. Народный суд принимал дело к непосредственному рассмотрению в дежурной камере лишь в том случае, если материал являлся совершенно достаточным и дело было вполне выяснено. Разбирательство в дежурной камере не могло иметь места по делам, по которым согласно ст. 108 УПК РСФСР 1923 г. было обязательно производство предварительного следствия. Народный судья имел право до назначения дела к слушанию в дежурной камере вызвать обвиняемого и разъяснить ему сущность предъявленного обвинения, опросить обвиняемого о его ходатайствах, что заносилось в протокол. Судье также предоставлялось право указать обвиняемому сущность обвинения в повестке. Рассмотрение дел в дежурных камерах производилось по общим правилам, установленным в народном суде, с участием двух народных заседателей. В таком же составе суда допускалось прекращение дела. Взамен обвинительного заключения в суде зачитывался протокол, а неявка свидетелей не останавливала рассмотрение дела.
Когда народный судья признавал немедленное рассмотрение дела в дежурной камере невозможным, то он выносил определение о направлении дела для дополнительного расследования и рассмотрения в общем порядке. Если при рассмотрении дела в дежурной камере подсудимый указывал на доказательства, которые не представлялось возможным рассмотреть в том же заседании, то слушание дела прекращалось и дело передавалось для рассмотрения в общем порядке. При этом народный суд должен был рассмотреть вопрос о мере пресечения в отношении подсудимого.
Проходивший в марте 1924 г. V Всероссийский съезд деятелей советской юстиции признал, что "основной задачей процессуальной политики является создание наиболее экономного процесса, практически легкого, гибкого и наиболее обеспечивающего достижение материальной истины" <14>. В п. 7 Резолюции этого съезда было записано: "Должны быть приняты энергичные меры к разгрузке народного суда. С этой целью следует ускорить производство дел в народных судах, усилив деятельность дежурных камер в крупных губернских центрах и возложив в менее крупных центрах обязанность рассмотрения дел в порядке дежурной камеры поочередно на городские камеры народного суда" <15>.
--------------------------------
<14> Еженедельник советской юстиции. 1924. N 12 - 13. С. 299.
<15> Там же. С. 304 - 305.
В соответствии с Циркуляром НКЮ РСФСР от 14 декабря 1925 г. N 251 <16>, Декретом СНК РСФСР от 29 октября 1926 г. "О мероприятиях по борьбе с хулиганством" <17>, Постановлением СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. "О мерах борьбы с шинкарством" <18> для более решительной борьбы с уличным хулиганством, бесчинством на почве пьянства и шинкарством (перепродажей водки по завышенным ценам) в городах были организованы дежурные камеры специального типа. Народные судьи этих камер были обязаны рассматривать дела не позднее следующего дня за днем задержания обвиняемых и поступления протокола. Производство дознания по этим преступлениям допускалось лишь в исключительных случаях. Само разбирательство этих дел должно было вестись в упрощенном порядке без сторон обвинения и защиты при минимальном вызове свидетелей. По вынесении приговора осужденные немедленно заключались под стражу. Губернские суды должны были рассматривать кассационные жалобы по этим делам в сокращенный двухнедельный срок со дня поступления жалобы.
--------------------------------
<16> Научно-практический комментарий к УПК РСФСР / Под ред. П.И. Люблинского и Н.Н. Полянского. М., 1928. С. 306.
<17> СУ РСФСР. 1926. N 77. Ст. 581.
<18> СУ РСФСР. 1929. N 30. Ст. 316.
В 1928 г. НКВД РСФСР, НКЮ РСФСР и НКТ <19> РСФСР выработали мероприятия по борьбе с хулиганством на биржах труда. Акты заведующих или комендантов бирж труда о нарушениях порядка и хулиганстве в зданиях бирж труда приравнивались к протоколам органов дознания и в таком же порядке направлялись в дежурные камеры <20>.
--------------------------------
<19> Народный комиссариат труда.
<20> Административный вестник. 1928. N 8. С. 58 - 59.
Во многих местах в тот период сложилась практика, когда по преступлениям, не представляющим большой общественной опасности, совершенным в условиях очевидности (задержание вора с поличным, мелкое мошенничество, хулиганские действия и др.), составлялся один общий единый протокол, под которым подписывались пострадавшие, очевидцы, правонарушители и должностные лица, составившие протокол. По этому протоколу как первоисточнику дело разбиралось в народном суде в порядке дежурной камеры через один-два часа после совершения преступления.
В г. Москве практика досудебной подготовки материалов для дежурных камер народных судов шла по такому пути: следователь или прокурор выезжал в трудовой коллектив и проводил там собрание, выступая на нем с информацией о сущности расследуемого им преступления. Все слова выступающих на том собрании граждан детально фиксировались в протоколе собрания, который приобретал статус уголовно-процессуального доказательства. Если в ходе такого собрания были выяснены все интересующие следствие обстоятельства, то допрашивался подозреваемый и все уголовное дело, состоявшее обычно из 3 - 5 листов, направлялось в суд <21>.
--------------------------------
<21> Деревщиков К. К проекту нового УПК // Советская юстиция. 1931. N 30. С. 22.
Наряду с дежурными камерами в народных судах ряда регионов, например в Сибири, организовывались летучие дежурные камеры народных судов, разбиравшие в течение 3 - 4 дней после совершенного преступления исключительно лишь одни дела о хулиганстве. По сообщениям с мест, эти судебные камеры производили на население "весьма сильное впечатление" и хулиганские проявления снижались не только в районе деятельности этих летучих камер, но и в окружающих соседних районах <22>.
--------------------------------
<22> Власов В. Итоги борьбы с хулиганством // Административный вестник. 1927. N 9. С. 19.
С целью обеспечения быстроты уголовной репрессии по малозначительным преступлениям в период проведения весенней посевной кампании НКЮ РСФСР предложил организовывать судебно-следственные бригады в составе народного судьи (народных заседателей для отправления правосудия рекомендовалось привлекать по месту судебного рассмотрения дела из числа местных жителей), народного следователя и работника милиции. Такие бригады выезжали в районы, где в период проведения весенней посевной кампании наблюдалось большое количество малозначительных преступлений (мелкие хищения семян и др.), и обеспечивали оперативную досудебную подготовку и судебное рассмотрение этой категории уголовных дел. Судебно-следственная практика свидетельствовала о целесообразности организации таких бригад и их реальной помощи на местах в борьбе с названными преступлениями <23>. В отдельных регионах страны по таким делам даже приговоры выносились от имени всей судебно-следственной бригады, на что вскоре своим частным определением по конкретному делу обратил свое внимание Верховный Суд РСФСР, дав следующее разъяснение: "Вынесение приговора не от имени суда, а от имени судебно-следственной бригады является недопустимым" <24>.
--------------------------------
<23> О судебно-следственных бригадах // Административный вестник. 1930. N 2. С. 25.
<24> Судебная практика РСФСР. 1931. N 12. С. 11.
I Всероссийское совещание работников суда и прокуратуры, состоявшееся в апреле 1934 г., объявило решительную борьбу упрощенчеству во всех стадиях уголовного процесса, поскольку такое упрощенчество искажало рациональную идею дифференциации уголовно-процессуальной формы в направлении ее оптимизации. С принятием 16 августа 1938 г. Закона о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик институт дежурных камер народных судов был упразднен, поскольку он не был предусмотрен этим Законом.
М.А. Чельцов в своей работе проанализировал и раскрыл основные причины, по которым практика к тому периоду отказалась от института дежурных камер <25>.
--------------------------------
<25> Чельцов М.А. Уголовный процесс. М., 1948. С. 597 - 598.
В настоящей работе хотелось бы отметить и положительные аспекты рассматриваемого института. Так, 23-летняя практика существования дежурных камер мировых судов, а затем и народных судов показала поиск в различные исторические периоды законодателем и правоприменителями вопросов рационализации и оптимизации процессуальных форм как досудебного, так и судебного производств по преступлениям, не представляющим большой общественной опасности, совершенным в условиях очевидности. Этот исторический опыт позволил законодателю впоследствии на других исторических этапах развития общества устранить многие негативные явления, которые были заложены в первоначальной процессуальной конструкции деятельности дежурных камер судов (например, отсутствие сторон обвинения и защиты в судебном процессе и др.).
Деятельность дежурных камер была прообразом и предтечей:
- современного института судебного контроля за законностью задержания, а равно ныне действующей главы 40 УПК РФ;
- рассмотрения судами уголовных дел, по которым по правилам УПК РСФСР с 1966 г. по 2002 г. осуществлялась досудебная подготовка материалов в протокольной форме (с 1985 г. данный правовой институт был введен в УПК всех без исключения союзных республик, входивших в состав бывшего СССР);
- современного рассмотрения мировыми судами дел об административных правоотношениях <26>;
--------------------------------
<26> Так, дежурные камеры в тот период также рассматривали и некоторые административные правонарушения. См., например: Пархоменко А.Г. Государственно-правовые меры по борьбе с пьянством в первые годы Советской власти // Советское государство и право. 1984. N 4. С. 112 - 116.
- организации дежурств судей.
Следует отметить, что в советский период до 1938 г. дежурные камеры народных судов были предусмотрены не только УПК РСФСР, но и УПК других союзных республик, например двумя УПК Украинской ССР, принятыми, соответственно, в 1922 г. и 1927 г., УПК Белорусской ССР и Грузинской ССР, которые были приняты в 1923 г., УПК Узбекской ССР 1929 г., УПК Туркменской ССР 1932 г., УПК Армянской ССР и Азербайджанской ССР 1934 г., УПК Таджикской ССР 1935 г. Казахская ССР и Киргизская ССР в тот период не имели своих уголовно-процессуальных кодексов и пользовались на своей территории УПК РСФСР. Так, дежурные камеры народных судов, действовавшие в уездных центрах Киргизии, были важным средством популяризации идей советского правосудия, способствовали преодолению пережитков патриархально-феодальных отношений среди населения и укреплению советской власти на местах <27>. В Узбекской ССР в 1933 - 1935 гг. по приказу прокурора Республики право расследования преступлений в форме дознания, а соответственно, и досудебной подготовки материалов для дежурных камер народных судов было также предоставлено в пределах их служебно-должностной компетенции юрисконсультам предприятий, учреждений и организаций; председателям, членам ревизионных комиссий и инструкторам потребительских обществ; инструкторам системы оптово-розничной государственной торговли; инструкторам финансово-бюджетной инспекции; инструкторам райфинотделов <28>. Изложенное также свидетельствует о поиске оптимальных и рациональных подходов к досудебной подготовке материалов дела для дежурных камер народных судов.
--------------------------------
<27> Ахметов А.Д. Из истории уголовной юстиции Киргизии (1918 - 1922 гг.). Фрунзе, 1984. С. 67.
<28> Абдумажидов Г. Развитие законодательства о расследовании преступлений. Ташкент, 1974. С. 53.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.