Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО И ПОЛИТИКА: ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ОПЫТ
В.В. ЛЫСЕНКО
Лысенко Владлена Владимировна, доцент Приднестровского государственного университета имени Т.Г. Шевченко (г. Тирасполь), кандидат юридических наук.
XX и XXI вв. ознаменовались распадом многонациональных государств, агрессивным национализмом и межэтническими войнами. Этнополитические конфликты, нашедшие свое выражение в больших и малых войнах на этнической и территориальной почве в Закавказье, Ближнем Востоке, России и Европе, привели к разрушениям и многочисленным жертвам. На протяжении второй половины XX в. - начала XXI в. в различных регионах произошло свыше 300 межгосударственных конфликтов, а более чем в 200 систематически применялись вооруженные силы <1>. По некоторым неофициальным источникам, в конце XX в. число погибших в таких конфликтах на постсоветском пространстве составило более одного миллиона человек <2>.
--------------------------------
<1> Блищенко В.И., Солнцева М.М. Региональные конфликты и международное право (вторая половина XX - начало XXI века). М., 2005. С. 25.
<2> Давитадзе М.Д. Причины возникновения и стадии развития межнациональных конфликтов // Стабилизация ситуации и мирное развитие на Северном Кавказе. 1-я Межд. науч.-практ. конф. М., 1999. С. 157.
В практике международных отношений проблема непризнанных государств не имела актуального звучания и решалась на условиях нерушимости границ и территориальной целостности признанных государств вплоть до 80-х годов XX в. Положение меняется в начале 90-х годов, когда распад СССР вызвал ряд территориальных изменений в Европе. На территории бывшего Советского Союза в это время создается множество государственных образований, неподконтрольных властям "новых" республик, - Нагорно-Карабахская Республика, Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье. В каждом из конфликтов на территории бывшего СССР прослеживаются различные составляющие - политическая, стратегическая, экономическая, этническая, демографическая, идеологическая, историческая, языковая, религиозная, географическая, криминалистическая и др. В своей совокупности они и определяют специфику того или иного конфликта <3>.
--------------------------------
<3> В приднестровском конфликте в сконцентрированном виде присутствуют некоторые черты, свойственные другим конфликтам (нагорно-карабахский, грузино-осетинский, грузино-абхазский), но вместе с тем в этом конфликте имеются и специфические черты, отличающие его от других конфликтов на бывшем советском пространстве. В частности, для него характерно более сильное присутствие и воздействие идеологического и политического факторов. Не последнюю роль в этом конфликте играет и геополитический и геостратегический компоненты.
Несмотря на то что идея права народов на самоопределение получила в современном мире широкое распространение, следует констатировать, что в науке международного права идет не особенно успешный поиск адекватных методологических и теоретических подходов к исследованию феномена непризнанности, и главное, к созданию модели эффективного механизма признания вновь образующихся государств. При этом комплексный анализ и прогнозирование развития непризнанных государственных образований как фактора мирового развития представляет определенный интерес и важен для обеспечения стабильности развития и целостности мира.
История противостояния в Приднестровье начинается в годы распада Советского Союза, когда руководство ряда бывших союзных республик приняло решение выйти из состава СССР и начать строить независимые национальные государства. Точкой отсчета приднестровского конфликта некоторые исследователи считают 30 августа 1989 г., когда Верховным Советом Молдавии был принят Закон о языке, по которому статус государственного получил молдавский язык <4>. В качестве государственного флага был принят румынский триколор, и главным политическим приоритетом будущего независимого государства был объявлен курс на скорейшее объединение с Бухарестом <5>. Еще больше усугубило складывающуюся конфликтную ситуацию установление 5 июня 1990 г. Верховным Советом Молдавской ССР нового названия государства - Республика Молдова. 23 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете Республики Молдова. В результате приднестровское общество отказалось строить с Молдавией общее государство. 2 сентября 1990 г. была провозглашена Приднестровская Молдавская Советская социалистическая Республика. Незадолго до этого независимость провозгласила Гагаузия <6>. Руководство Молдавии к территориальному разделу отнеслось крайне отрицательно и попыталось силой восстановить целостность Республики.
--------------------------------
<4> Пряхин В.Ф. Региональные конфликты на постсоветском пространстве. М., 2002. С. 217.
<5> На сегодняшний день большинство жителей Молдовы уже не желают объединения с Румынией и не верят в ее способности по продвижению страны по пути евроинтеграции. Об этом свидетельствуют данные социологического опроса института GeoPol, согласно которым лишь 7,7 процента согласны, что без поддержки Румынии Молдова не решит своих проблем, а 60,6 процента абсолютно согласны, что Молдова и Румыния - два различных государства, которые должны развиваться независимо. URL: http://www.nr2.ru/incidents/380204.html.
<6> Оба образования не были признаны руководством СССР.
К политической и региональной составляющим сущности приднестровского конфликта тесно примыкает военно-стратегический компонент, связанный с географическим положением Приднестровья и размещением на его территории определенного количества контингента российских войск, остатков бывшей 14-й армии, реорганизованных в Оперативную группу российских войск <7>.
--------------------------------
<7> К началу 90-х годов в Приднестровье оказалось немало скоплений вооружения и боеприпасов из всех расформированных войсковых группировок прошлых лет. В самом Приднестровье большое беспокойство вызывала перспектива вывоза этих боеприпасов, так как необходимость их охраны воспринималась как веская причина российского военного присутствия в регионе, в чем население Приднестровья видело главную гарантию против румынизации.
В последние годы из-за геополитических изменений, связанных с признанием Косова и расширением НАТО и ЕС на восток, проблема приднестровской государственности чрезвычайно актуализировалась. Ни для кого не секрет, что Молдова и Приднестровье находятся между двумя огромными геополитическими силами. С одной стороны, Евросоюз, НАТО и поддерживающие их США, с другой - формирующийся Евразийский союз во главе с Россией. Единой позиции по вопросам урегулирования конфликта у них нет, и они борются за преобладание в Приднестровском регионе, используя все доступные им средства и рычаги. Таким образом, каждая из сторон конфликта ориентирована на противоположные векторы геополитики: Молдова - на Запад, Приднестровье - на Восток. Такое положение дел создает определенный геополитический тупик.
Ситуацию усугубляет и то, что Молдавия долгое время пребывала в состоянии политического кризиса. Раскол в парламенте между европейски ориентированным альянсом "За европейскую интеграцию" и ориентирующимися на Россию коммунистами три года не давал стране избрать президента <8>. 16 марта 2012 г. молдавский парламент после длительных согласований внутри правящей коалиции при поддержке независимых депутатов смог избрать на пост Президента Республики Молдова Н. Тимофти, представленного в качестве кандидата, не принадлежащего ни к одной из партий <9>. Тем самым в Молдавии созданы предпосылки для преодоления конституционного кризиса, затягивание которого грозило внеочередными выборами в парламент и сохранением напряженности в обществе.
--------------------------------
<8> Молдавия жила без главы государства 917 дней. В сентябре 2010 г. в Молдавии прошел референдум о возврате к прямому всенародному избранию президента, который, однако, считается не состоявшимся по причине низкой явки. Согласно действующему молдавскому законодательству для избрания Президента Молдавии необходимы голоса 61 парламентария. В случае если парламенту дважды не удается избрать президента, он распускается, и в стране назначаются досрочные парламентские выборы. По причине неспособности парламента избрать главу государства были распущены предыдущие два состава законодательного органа. Последние парламентские выборы в Молдавии состоялись 28 ноября 2010 г.
<9> 19 марта Конституционный суд Республики Молдова утвердил результаты избирательной процедуры. 23 марта новый глава государства после принятия присяги приступил к исполнению своих обязанностей.
Несмотря на некоторые кадровые изменения, Молдова в приднестровском вопросе настаивает на трех составляющих: вывод российских войск для ослабления физической сопротивляемости Тирасполя, сохранение унитарного характера Республики Молдова и отсутствие влияния Приднестровья на внешнюю политику реинтегрированного государства. В свою очередь, Российская Федерация рассчитывает, что завершение формирования властных молдавских структур придаст дополнительный импульс российско-молдавскому политическому диалогу <10>.
--------------------------------
<10> Комментарий Департамента информации и печати МИД России об итогах выборов Президента Республики Молдова. 26 марта 2012 г. // URL: http://www.mid.ru.
В 2012 г. Приднестровье вступило в эпоху кардинальных перемен. За последние 20 лет в Приднестровье выбран новый президент. В Приднестровье продолжается конституционное строительство, а также продолжается работа по гармонизации приднестровского законодательства с Российской Федерацией <11>, в том числе по изменениям системы управления исполнительных органов власти. Все политические партии и силы Приднестровья ориентированы в одном направлении - интеграция с Российской Федерацией и странами бывшего Советского Союза. Приднестровье заинтересовано в присоединении к Евразийскому экономическому сообществу и Таможенному союзу России, Белоруссии, Казахстана и готово работать в рамках Единого экономического пространства и участвовать в создании Евразийского союза <12>.
--------------------------------
<11> По результатам масштабного социологического исследования "Суверенитет ПМР в зеркале общественного мнения", проведенного приднестровским центром социальных и политических исследований "Перспектива", с 14 по 19 февраля 2011 г. на всей территории Приднестровья 30,5% опрошенных приднестровцев высказались в поддержку курса на строительство исключительно независимого государства; 28,2% - на строительство самостоятельного государства в зоне влияния России; 24,5% - на включение Приднестровья в состав России; 4,55% - на включение Приднестровья в состав Украины и 8,3% готовы видеть Приднестровье в составе Республики Молдова.
<12> Выступление Е. Шевчука перед участниками Международной конференции "Евразийский экономический союз: пути к новым горизонтам интеграции". Москва. Российский институт стратегических исследований. 25 февраля 2012 г.
В Приднестровье продолжает развиваться гражданское общество. Его, однако, нельзя рассматривать в отрыве от этапов становления всего Приднестровья в целом, его институтов, политической системы и геополитических ориентиров. На сегодняшний день, несмотря на то что исчезли массовые общественные организации и движения, продолжается активное партийное строительство. В нынешних условиях локомотивом движения гражданского общества вперед могли бы стать политические партии, большинство из которых недавно сами были общественными организациями и движениями. На фоне доминирующей серости и безысходности в социально-политической сфере Приднестровья есть шаги, способные придать ему новые импульсы и смыслы в развитии. В первую очередь это программа стратегического поворота государства лицом к гражданскому обществу и установление с ним партнерских отношений. Другой важнейший фактор активизации социальных процессов - переход на партийную или в качестве старта - на смешанную избирательную систему. Тогда партии как локомотивы смогут взять на себя миссию стимулирования гражданского общества, независимых СМИ и всех институтов политической системы.
Приднестровье для России является территорией, имеющей большое стратегическое значение, оставаясь одним из важнейших форпостов на пути гипотетической западной экспансии. Это фактически основная линия раздела между НАТО и Россией. Политика же России в отношении Приднестровья, населенного в значительной степени этническими русскими, отличается от политики в отношении Южной Осетии или Абхазии. С одной стороны - Москва де-факто поддерживает независимость ПМР. С другой - периодически звучат заявления российских официальных лиц о том, что на самом деле Россия совершенно не против того, чтобы Приднестровье полностью перешло под контроль Молдовы, и что Россия считает Молдову целостной страной.
Можно констатировать, что внешняя политика современного российского государства находится в состоянии постоянной трансформации. Это объясняется целым рядом факторов: распадом СССР, сужением традиционного геополитического пространства России, внутренними изменениями политического курса в Российской Федерации, сменой политических лидеров, изменениями глобализирующегося мира, в том числе и постсоветского пространства. Тем не менее Россия, по всей видимости, будет продолжать уделять отдельное внимание проблематике приднестровского урегулирования <13>. В этом контексте предстоит решать широкий спектр вопросов, направленных на укрепление многосторонних связей Приднестровья с субъектами Российской Федерации, защиту прав и интересов проживающих в регионе российских граждан. Основная задача продиктована целями стабилизации социально-экономического положения Приднестровья, обеспечения достойного жизненного уровня населения региона, что рассматривается российской стороной в качестве одной из основных предпосылок к поиску жизнеспособной формулы разрешения конфликта на Днестре <14>.
--------------------------------
<13> Придавая особое значение развитию многоплановых отношений с Республикой Молдова, российское руководство приняло решение о назначении заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О. Рогозина председателем Российской части Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Молдова, специальным представителем Президента Российской Федерации по Приднестровью.
<14> Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с назначением заместителя Председателя Правительства России Д.О. Рогозина специальным представителем Президента по Приднестровью, сопредседателем Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Россией и Молдавией. 26 марта. 2012. URL: http://www.mid.ru.
Приднестровский политический конфликт продолжает оставаться одним из не урегулированных в СНГ. В настоящее время конфликт находится в фазе мирного противостояния. При посредничестве России, Украины, ОБСЕ между сторонами конфликта ведется переговорный процесс <15>. Достигнуты определенные позитивные результаты - прекращены военные действия и созданы международные гарантии против их возобновления, в определенной степени нормализована жизнь людей, обеспечены экономические контакты <16>. Молдова и Приднестровье договорились о том, что они будут руководствоваться принципом сохранения территориальной целостности Молдавии как единого субъекта международного права в границах МССР на 1 января 1990 г., отказались от односторонних действий и применения силы.
--------------------------------
<15> Переговорный процесс по молдо-приднестровскому урегулированию ведется в формате "5+2": Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели.
<16> В 2012 г. начали активную совместную работу политические представители Кишинева и Тирасполя, в том числе начался раунд официальных переговоров в формате "5+2", работа рабочих групп, целью которых является продвижение мер по укреплению доверия между двумя берегами Днестра.
Несмотря на определенные успехи, конфликт пока далек от окончательного разрешения. Основная проблема - государственно-правовой статус Приднестровья. Формулу "общее государство", автором которой считается бывший министр иностранных дел России Е.М. Примаков, обе стороны интерпретируют по-разному. Тирасполь понимает под ней конфедерацию - союз двух равноправных и суверенных субъектов международного права. При этом Приднестровье готово делегировать Кишиневу лишь немногие полномочия, которые оно сочтет необходимыми <17>. Кишинев, напротив, считает, что общее государство означает "единое государство", и согласен только на предоставление Приднестровью определенной автономии.
--------------------------------
<17> Например, в области обороны, инфраструктуры, экономического законодательства, при сохранении собственной валюты, отдельного бюджета, гражданства и др.
Можно сделать некоторые определенные выводы:
1. Причины, приведшие к возникновению приднестровского конфликта, давно и необратимо исчезли. На сегодняшний день (2012 г.) между населением обоих берегов Днестра, за исключением незначительных маргинальных групп, не существует какой-либо межэтнической или межрелигиозной вражды. В то же время население обоих берегов свыклось с мыслью о расколе страны, и эта проблема находится на периферии общественного внимания.
2. Поскольку добровольного намерения возвратиться в состав Молдавии у Приднестровья не наблюдается, а применение силовых методов влечет за собой вполне предсказуемые действия со стороны России и осуждение мирового общественного мнения, то силовой вариант решения этого вопроса в нынешних условиях не имеет шансов на успех.
3. На сегодняшний день, молдо-приднестровскому урегулированию препятствует ряд законодательных актов Молдовы, которые явились правовой основой для эскалации политического конфликта и закрепили унитарный характер государства. Без их пересмотра любые варианты приднестровского урегулирования с юридической точки зрения не имеют перспективы.
4. Обе стороны объективно заинтересованы в разрешении конфликта: для Кишинева это крупнейшая внутриполитическая проблема. Решение территориальных проблем - это определение государственности и суверенитета Молдовы. Тирасполь, несмотря на декларируемую готовность стоять до конца, заинтересован в прорыве международной изоляции республики. Отсутствие признанного статуса ограничивает возможности экономического развития и расширения хозяйственных связей как со странами СНГ, так и с дальним зарубежьем.
5. На сегодняшний момент, к сожалению, до сих пор не существует достаточного внутреннего потенциала и благоприятной внешнеполитической обстановки для разрешения конфликта. Решение не может быть достигнуто в рамках существующих подходов и существующего формата переговорного процесса.
Безусловно, в конфликтах территориальных притязаний "исторические" аргументы наличествуют у обеих сторон. По общему мнению, если "историческая правда" на стороне приднестровцев, то на стороне Кишинева - международное право, с которым нельзя не считаться. На международном уровне признана не только Республика Молдова в границах МССР, но и наличие неурегулированного конфликта на ее территории. И следует полностью согласиться с тем, что однозначных вариантов разрешения подобного рода конфликтов международное право не содержит.
Геополитический "раздел сфер влияния" и постоянная конкуренция последних лет между великими державами не могут отменить необходимость разработки новых методов, технологий и планов регулирования конкретных этнических вооруженных конфликтов. Урегулирование любого конфликта является очень сложным и долгосрочным процессом. Его успех зависит от благоприятного сочетания многих как внешних, так и внутренних, факторов, субъективных и объективных условий.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.