Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Экологическое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РФ
В.В. КРУГЛОВ
Круглов Виктор Викторович, заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой земельного и экологического права Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).
В настоящее время одной из государственных задач является обеспечение охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Как отмечается в Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года <1>, экологическая ситуация характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности. В 40 субъектах РФ 54% городского населения находится под воздействием высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха. Объем сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты без очистки или с недостаточной очисткой, остается значительным. Возрастает количество отходов, которые не перерабатываются, а направляются на размещение. При этом условия их хранения и захоронения не соответствуют экологическим требованиям.
--------------------------------
<1> Утв. Указом Президента РФ от 30 апреля 2012 г. // URL: http://news.kremlin.ru/acts/15177.
Решение экологических проблем в условиях рыночной экономики при ее модернизации и в процессе инновационного развития невозможно без эффективной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. В силу ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни (экологический аспект) и деятельности (экономический аспект) народов, проживающих на соответствующей территории. Обеспечить такую охрану может только Российское государство, используя методы и средства административного характера в сочетании с экономическими и другими мерами. Все это требует принципиально нового подхода к осуществлению государственной политики в области экологического развития. Отметим, что Россия располагает большой территорией, составляющей 11,5% земной суши, и природными богатствами, стоимость которых в 10 раз превышает мировой валовой продукт <2>. Кроме того, в РФ есть природные территории, практически не нарушенные хозяйственной деятельностью, они составляют до 60% всей ее площади и имеют большое значение для решения глобальных и региональных экологических проблем. Необходимость их сохранения вытекает из международных обязательств РФ перед другими государствами и мировым сообществом в целом.
--------------------------------
<2> Кашин В. Природные богатства - народу // Российская газета. 2007. 13 нояб.
Очень важно при осуществлении государственной политики в области экологического развития совершенствовать правовое регулирование и организацию природоохранной деятельности промышленных предприятий как основных пользователей природных ресурсов и загрязнителей окружающей среды, от которых во многом зависит экологическое и социально-экономическое состояние в стране. Направленность и содержание правового регулирования их природоохранной деятельности определяются его целями, задачами и основными принципами. Они вытекают из Основных положений государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития <3>, Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию <4>, Федерального закона от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" <5>, Экологической доктрины Российской Федерации <6>, Основ государственной политики в области экологического развития РФ. Цель правового регулирования природоохранной деятельности предприятий - реализация конституционных и иных экологических прав граждан, закрепленных в Конституции РФ, законах и иных нормативных актах, конституционного права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции).
--------------------------------
<3> Одобр. Указом Президента РФ от 4 февраля 1994 г. // САПП. РФ. 1994. N 6. Ст. 436.
<4> Утв. Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. // СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1572.
<5> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133 (с изм. и доп.).
<6> Одобр. Правительством РФ 31 августа 2002 г. // СЗ РФ. 2002. N 36. Ст. 3510.
Более того, согласно Основам государственной политики в области экологического развития РФ стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. В Концепции перехода РФ к устойчивому развитию одним из основных условий названо обеспечение прав и свобод граждан в области охраны окружающей среды и природопользования, что во многом зависит от деятельности предприятий. Следовательно, развитие производства не должно причинять ущерб правам и законным интересам будущих поколений. Рост загрязнения окружающей среды и истощение природных ресурсов ведут к дестабилизации биосферы, утрате ею целостности и биоразнообразия, разрушению экологических систем и снижению качества природной среды. Большое значение для совершенствования правового регулирования и организации природоохранной деятельности предприятий имеет определение его задач, которые должны быть обусловлены основными задачами государственной политики в области экологического развития и конкретизировать их.
В зависимости от содержания эти задачи можно разделить на несколько групп:
1) формирование эффективной системы управления, предусматривающей взаимодействие и координацию деятельности органов государственной власти, развитие экономического регулирования и рыночных инструментов, а также совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности;
2) обеспечение экологически ориентированного роста экономики, внедрения экологически эффективных инновационных технологий и экологически безопасного обращения с отходами, предотвращение и снижение негативного воздействия деятельности предприятий на окружающую среду;
3) сохранение природной среды, объектов животного и растительного мира, естественных экологических систем, их восстановление, совершенствование системы государственного экологического мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, изменений климата, научное и информационно-аналитическое обеспечение охраны окружающей среды;
4) формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания, а также обеспечение эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении экологических вопросов.
Первой задачей совершенствования правового и организационного обеспечения в рассматриваемой сфере является осуществление структурной (отраслевой и пространственной) перестройки промышленного производства с точки зрения охраны окружающей среды. Ранее отраслевая структура определялась без учета экологических интересов. Происшедшие в ней изменения при переходе к рыночной экономике не решили экологических проблем. Более того, в ряде регионов, в частности в Свердловской области, увеличилась доля загрязняющих окружающую среду отраслей промышленности (черной и цветной металлургий, топливно-энергетического комплекса) и уменьшилась доля отраслей, оказывающих меньшее воздействие на природную среду и здоровье населения.
Для создания экологически прогрессивной отраслевой структуры необходима реализация организационно-правовых мер, направленных на создание производств с высокой эффективностью использования природных ресурсов, перепрофилирование и ликвидацию загрязняющих среду предприятий, снижение материалоемкости, энергоемкости и удельного потребления природных ресурсов на единицу продукции, изменение структуры экспорта продукции и сокращение его ресурсной направленности. Эти меры позволят уменьшить загрязнение окружающей среды и сырьевую направленность производства, снизить удельный вес добывающей промышленности, увеличив долю продукции для конечного потребления и удельный вес отраслей, связанных с удовлетворением нужд населения.
Правовое регулирование и организация природоохранной деятельности предприятий должны быть направлены на формирование территориальной структуры производства, которая бы учитывала экологические факторы, в том числе при размещении новых, реконструкции и расширении существующих предприятий, что гарантирует их эффективную деятельность. Перечисленные меры соответствуют Основным положениям государственной стратегии РФ по охране окружающей среды, где к основным направлениям деятельности по обеспечению экологически безопасного устойчивого развития отнесено экологически обоснованное размещение производительных сил.
Завершить структурную перестройку следует созданием экологической структуры общественного производства, определяемой соотношением предприятий "чистых" и "грязных" отраслей и наличием обособленного производства экологической продукции, о чем свидетельствует опыт ряда стран. Это позволит обеспечить экологически оптимальное функционирование промышленности и требует правового регулирования деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Второй задачей совершенствования правового регулирования и организации природоохранной деятельности предприятий выступает работа по внедрению малоотходных и безотходных технологий, ресурсосберегающей техники. Не случайно Концепция перехода РФ к устойчивому развитию в числе основных задач называет введение хозяйственной деятельности в пределы емкости экосистем на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий. К сожалению, экологические факторы не учитывались в должной мере при внедрении новых технологий, что привело к росту промышленных отходов, а составной частью предприятий остаются дорогостоящие очистные сооружения. Поэтому необходимо предусмотреть правовые меры, направленные:
на кардинальное изменение технологии производства с учетом экологических факторов и природно-экологических и иных особенностей отдельных регионов. Технология производства должна быть максимально приближена к природным процессам и обеспечивать комплексное использование природных ресурсов, снижение расхода сырья, вредных выбросов и отходов на единицу выпускаемой продукции, а также переработку отходов, в том числе на других предприятиях;
на сокращение в кратчайшие сроки количества вредных выбросов и сбросов для создания экологически приемлемых условий для жизни и здоровья людей путем применения эффективных очистных сооружений.
Эти меры взаимосвязаны, однако приоритетное значение имеет первая, позволяющая радикально решать экологические проблемы.
Следующей задачей совершенствования правового регулирования и организации природоохранной деятельности промышленных предприятий является выпуск ими экологически безопасной продукции, исключающей причинение вреда здоровью и имуществу граждан, окружающей среде в процессе ее использования и превращения в отходы. Особенно это касается продукции химических и нефтехимических, машиностроительных и других предприятий, оказывающей наиболее негативное влияние в данной сфере. К сожалению, государственными органами названным вопросам ранее не уделялось достаточного внимания, что сказывалось на состоянии окружающей среды и здоровья населения в регионах.
Необходимы кардинальные изменения, тем более что согласно Основным положениям государственной стратегии РФ по охране окружающей среды расширенное использование вторичных ресурсов, утилизация, обезвреживание и захоронение отходов - одно из основных направлений деятельности по обеспечению экологически безопасного устойчивого развития. Об этом свидетельствует и опыт других стран.
Важная задача совершенствования правового регулирования - обеспечение рационального использования природных ресурсов, поскольку окружающая среда становится частью процесса развития, а экологические факторы должны определять процесс природопользования для реализации не только экономических, но и экологических интересов. Так, в Основных положениях государственной стратегии РФ по охране окружающей среды в числе направлений деятельности по обеспечению экологически безопасного устойчивого развития называется использование возобновимых природных ресурсов, не сопровождающееся их истощением. К сожалению, эколого-правовые требования и организационно-правовые меры до сих пор не охватывают полностью сферу природопользования, что приводит к истощению природных ресурсов и росту загрязнения окружающей среды в регионах.
Таким образом, совершенствование правового регулирования и организации природоохранной деятельности промышленных предприятий должно быть направлено на обеспечение структурной перестройки, внедрение малоотходных и безотходных технологий, ресурсосберегающей техники, выпуск экологически безопасной продукции и рациональное использование природных ресурсов для осуществления конституционных и иных экологических прав граждан в интересах настоящих и будущих поколений людей. Эти задачи правового регулирования необходимо отразить в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" и головных актах природоресурсного законодательства. Они должны быть направлены на достижение цели и выступать ее этапами.
Исходя из целей и задач в экологическом законодательстве определяются основные принципы правового регулирования и организации природоохранной деятельности предприятий, конкретизирующие с учетом своей специфики основные принципы государственной политики в области экологического развития:
а) соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и создание благоприятных условий жизнедеятельности человека, а также научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях устойчивого развития и обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
б) охрану, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; приоритетность сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
в) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей среды, полное возмещение вреда, причиненного окружающей среде;
г) презумпцию экологической опасности планируемой экономической и иной деятельности, обязательность оценки намечаемого воздействия на окружающую среду при принятии решений о ведении экономической и иной деятельности; запрещение ее осуществления, если последствия воздействия непредсказуемы для окружающей среды, реализации проектов, которые могут привести к деградации экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов, иным негативным изменениям окружающей среды;
д) обеспечение соответствия экономической деятельности нормам и требованиям в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; развитие международного сотрудничества в решении глобальных экологических проблем и применении международных стандартов;
е) соблюдение права каждого человека на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды и участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду; участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, учет их мнения при принятии решений о планировании и осуществлении экономической деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду.
Основные принципы правового регулирования и организации природоохранной деятельности промышленных предприятий в зависимости от сфер природоохранной деятельности подразделяются на две группы.
Первая включает принципы, которые касаются деятельности предприятий в области охраны окружающей среды:
1) соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и создание благоприятных условий жизнедеятельности человека, научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды, ответственность органов государственной власти и местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственных им территориях;
2) независимость контроля, возмещение вреда и ответственность предприятий за нарушение природоохранного законодательства, обязательность участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных, некоммерческих объединений, юридических лиц и граждан в охране окружающей среды, в том числе в принятии решений, касающихся прав граждан на благоприятную окружающую среду, соблюдение права каждого на получение достоверной информации о ее состоянии;
3) презумпцию экологической опасности планируемой деятельности, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об ее осуществлении и проведения проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в этой области;
4) учет природных и социально-экономических особенностей природных территорий при планировании и осуществлении хозяйственной деятельности, сохранение биологического разнообразия и приоритет сохранения экологических систем, природных ландшафтов и комплексов, допустимость воздействия хозяйственной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обеспечение снижения ее негативного воздействия в соответствии с нормативами на основе использования наилучших технологий с учетом экономических и социальных факторов;
5) обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к предприятиям, запрещение деятельности, последствия которой непредсказуемы, и реализации проектов, могущих привести к деградации экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов, иным негативным изменениям окружающей среды;
6) организацию и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры, а также международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
К сожалению, эти принципы лишь в общем виде сформулированы в Федеральном законе "Об охране окружающей среды". Поэтому необходимо внести изменения и дополнения в Федеральный закон, а на его основе - в акты природоохранного законодательства, что позволит повысить эффективность деятельности предприятий в области охраны окружающей среды.
Ко второй группе относятся принципы, на основе которых должно происходить правовое регулирование деятельности предприятий в сфере природопользования: учет в правовом регулировании триединства природных ресурсов как объектов природы, пользования (хозяйствования) и собственности; разрешительный порядок, строго целевое и комплексное использование природных ресурсов; нормирование размеров владения и пользования ресурсами с учетом целевого назначения; устойчивость природопользования; оптимальное сочетание (сбалансированность) частных и общественных интересов в использовании природных ресурсов и распоряжении ими, сочетание интересов и прав природопользователей; сочетание природопользования с охраной окружающей среды и сохранением естественного равновесия; платность природопользования; защита и гарантии прав промышленных предприятий как пользователей природных ресурсов.
Перечисленные принципы прямо не сформулированы в экологическом законодательстве, хотя и вытекают из его содержания. Они лишь в общем виде закреплены в природоресурсном законодательстве. Это негативно сказывается на правоприменительной деятельности в данной сфере, что нуждается в исправлении. Для этого необходимо внести изменения и дополнения в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и на его основе в акты природоресурсного законодательства.
Рассмотренные принципы нужно разделить еще на несколько подгрупп в зависимости от естественно-природных особенностей природных объектов, их роли в общественном производстве и функционировании природного комплекса. Можно выделить принципы правового регулирования деятельности промышленных предприятий в сфере земельного, водного, лесного, горного, фаунистического и воздухоохранного права. Правовые принципы, на основе которых осуществляется регулирование деятельности промышленных предприятий в названных сферах, тесно взаимосвязаны и направлены на осуществление целей и задач правового регулирования, образуют правовую основу и обеспечивают единство правового регулирования.
В Основах государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 г. предусматриваются следующие механизмы:
принятие законодательных и иных актов для реализации государственной политики в области экологического развития, создание структурно-целостной, комплексной и непротиворечивой системы законодательства, правовой базы внедрения и применения стратегической экологической оценки при принятии планов и программ, реализация которых может оказать воздействие на окружающую среду, усиление ответственности за нарушение законодательства и обеспечение неотвратимости наказания за экологические преступления и иные правонарушения;
формирование эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, взаимодействие и координация деятельности органов государственной власти, совершенствование разграничения полномочий органов государственной власти, установление такого критерия оценки эффективности их деятельности, как состояние окружающей среды и экологической безопасности на территориях, определяемого на основе системы объективных показателей и индикаторов, повышение эффективности государственного экологического надзора и внедрение в систему управления качеством окружающей среды методологии установления и оценки экологических рисков для повышения обоснованности принятия управленческих решений;
расширение мер экономического регулирования, включая:
а) развитие рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, поэтапное внедрение системы декларирования соблюдения экологических требований и проведения экологического аудита;
б) установление платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом затрат на осуществление природоохранных мер, замена взимания платы за сверхлимитное загрязнение на возмещение вреда, причиненного природной среде, а также стимулирование экологической и социальной ответственности бизнеса, предприятий, осуществляющих программы экологической модернизации производства и экологической реабилитации территорий, обеспечение широкого применения государственно-частного партнерства при государственном финансировании мер по оздоровлению экологически неблагополучных территорий и ликвидации экологического ущерба, связанного с прошлой деятельностью;
в) обеспечение преимуществ при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд товарам, работам, услугам, отвечающим экологическим требованиям; формирование рынка экологичной продукции, технологий и оборудования и природоохранных услуг, поддержка технологической модернизации, обеспечивающей уменьшение антропогенной нагрузки на окружающую среду;
г) неистощительное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов, стимулирование привлечения инвестиций для обеспечения рационального и эффективного использования ресурсов, деятельности по сбору, сортировке и использованию отходов в качестве вторичного сырья, уменьшения негативного воздействия на окружающую среду, производства экологически чистой продукции, внедрения ресурсосберегающих технологий, а также государственное регулирование ввоза в страну техники и технологий, не соответствующих экологическим требованиям.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Экологическое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.