Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ СВЯЗЕЙ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
Н.А. САТТАРОВА
Саттарова Нурия Альвановна, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Казанского филиала РАП, доктор юридических наук, профессор.
Правовая категория "межотраслевые связи" используется в юридической литературе и является объектом исследовательского интереса представителей всех отраслей права. Так, В.Д. Мельгунов указывает на тесное взаимодействие административного права и гражданского права в сфере правового регулирования предпринимательской деятельности. Совместное применение в данной области правового регулирования административного и гражданского права, по его мнению, "объясняется тем, что предпринимательская деятельность связана с реализацией как частных, так и публичных интересов" <1>.
--------------------------------
<1> Мельгунов В.Д. Административно-правовые режимы в сфере предпринимательской деятельности: Автореф. дис. ... к.ю.н. М., 2001. С. 12.
Межотраслевые связи в праве принято определять как отношения взаимной зависимости, обусловленности и общности между различными правовыми отраслями, включая и их отдельные части <2>. Аналогичным образом нужно понимать и межотраслевые связи финансового права.
--------------------------------
<2> Челышев М.Ю. Основы учения о межотраслевых связях гражданского права. Казань, 2008. С. 56.
В силу объективных причин финансовое право теснейшим образом взаимодействует с правовыми инструментами, используемыми другими отраслями публичного и частного права. В финансово-правовой науке современного периода устоялась позиция, что, кроме внутриотраслевых связей финансового права, существующие межотраслевые связи активно себя проявляют в системе регуляторов экономической сферы.
Финансовое право, находясь в тесной взаимосвязи с такими публичными отраслями права, как конституционное и административное право, ярко выражает публичный, общественный интерес. При этом важно указать на не менее важную взаимосвязь финансового права с гражданским правом, с трудовым, семейным, экологическим и др. Например, связь финансового и экологического права прослеживается в статье О.Н. Горбуновой "Экологическая катастрофа и проблемы финансового права" <3>, где ученым выдвигается идея о всепроникающем характере финансов. Автор подчеркивает, что с помощью норм финансового права государство направляет потоки денежных средств в нужном для него направлении.
--------------------------------
<3> Горбунова А.Н. Экологическая катастрофа и проблемы финансового права // Финансовое право. 2010. N 12. С. 13 - 20.
Связь финансового и гражданского права основана на том, что большинство отношений, возникающих в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований (т.е. в той сфере, которая очерчивает предмет финансового права), входит в число имущественных <4>.
--------------------------------
<4> Финансовое право России / Отв. ред. М.В. Карасева. М., 2009. С. 39.
Межотраслевые связи финансового права по своей сути - явление объективное. Прежде всего следует исходить из того, что межотраслевые связи вообще - это связи между правовыми нормами, в частности между нормами финансового права и других отраслей права. Указанные связи определяют место финансового права в системе отечественного права. Кроме того, наличие в действующем финансовом законодательстве межотраслевых связей способствует оптимизации правового регулирования. Например, институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства (ст. 11 НК РФ).
В свою очередь, отношения, составляющие предмет финансового права, неоднородны. В системе финансового права как отрасли права принято выделять такие подотрасли, как бюджетное и налоговое право, а также различные институты, например финансово-правовые институты банковской деятельности, денежного обращения, валютного регулирования и др., которые тесно взаимосвязаны с нормами гражданского права.
Следует также обратить внимание на то, что изменение системы межотраслевых связей финансового права происходит в результате изменений в правовом регулировании общественных отношений, складывающихся в обществе в условиях реформирования экономики, развития рыночных отношений, предпринимательской деятельности. С.В. Мирошник по этому поводу писала, что "становление и развитие новой российской государственности требуют переосмысления сущности и социального назначения многих финансовых проявлений" <5>. Необходимость обновления в настоящее время финансово-правовой доктрины обусловливается прежде всего природой рыночных отношений, теми качественными изменениями, что произошли в постсоветском пространстве в конце XX в. и интенсивно продолжаются в наше время. Рыночные перемены обусловливают необходимость пересмотра старой (советской) научной доктрины относительно финансового права, которая признавала единым источником права волю государства, "политику силы" и догматическое единомыслие. Рыночное столкновение идей, теоретические поиски в финансово-правовой сфере - не беда, а благо, потому что финансово-правовое регулирование в таких условиях неизбежно открывает новые научные перспективы для экономического воспроизводственного прогресса, пишет А.Т. Ковальчук <6>.
--------------------------------
<5> Мирошник С.В. Финансовая политика и финансовая система страны // Финансовое право. 2008. N 4. С. 7.
<6> Ковальчук А.Т. Финансовое право в рыночных системах: теоретическое исследование в практическом контексте. Киев, 2008. С. 80.
Наглядным примером проявления межотраслевых связей финансового (бюджетного права) является институт государственных и муниципальных закупок. Отношения по определению потребности в товарах, формированию заказов на их поставку возникают в сфере государственного управления; отношения по размещению заказов, заключению государственных контрактов и их исполнению - в сфере имущественного оборота. Важное значение имеют бюджетные отношения по финансированию поставок товаров для государственных нужд. Таким образом, рассматриваемые отношения регулируются рядом отраслей российского законодательства: административным, финансовым, гражданским законодательством о предпринимательской деятельности и др. Одной из главных особенностей правового регулирования отношений в сфере государственных закупок является сочетание публично-правовых и частноправовых элементов. В этой связи важное значение имеет согласование как норм внутриотраслевой принадлежности, так и норм различных отраслей законодательства с целью создания единого правового механизма регулирования данных отношений <7>.
--------------------------------
<7> Андреева Л.В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. М.: Волтерс Клувер, 2009.
Соотношение публичных и частных интересов в правовом регулировании государственных и муниципальных закупок ярко проявляется в определении государственных, публичных нужд. Под государственными нуждами в ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" <8> понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ. Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений (в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 218-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ).
--------------------------------
<8> Российская газета. 28.07.2005. N 163.
Таким образом, государственные и муниципальные закупки позволяют обеспечить выполнение органами государственной власти и местного самоуправления своих функций во взаимодействии с субъектами предпринимательского права, что, в свою очередь, обусловливает взаимодействие финансового и предпринимательского права.
Межотраслевые связи налогового и гражданского права проявляются в таких правовых институтах, как налоговое представительство, налоговый кредит и др. При этом важно указать на наличие довольно устойчивой системы отношений взаимной зависимости и появление новых норм, видоизменяющих правовое регулирование отраслевых отношений в рамках взаимосвязи с нормами других отраслей права. Так, в соответствии со ст. 25.3 НК РФ к правоотношениям, основанным на договоре о создании консолидированной группы налогоплательщиков, применяется законодательство о налогах и сборах, а в части, не урегулированной законодательством о налогах и сборах, - гражданское законодательство Российской Федерации. Гражданским законодательством предусмотрено, что договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения (ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В п. 5 ст. 25.3 НК РФ указано, что договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков подлежит регистрации в налоговом органе по месту нахождения организации - ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. В свою очередь, ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом. Таким образом, договор о создании КГН считается заключенным с момента его регистрации в налоговом органе по месту нахождения организации - ответственного участника КГН, и, следовательно, моменты заключения договора и вступления его в силу совпадают. Данный пример наглядно демонстрирует межотраслевые связи, проявляющиеся также через юридические факты, когда правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие юридические факты являются основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений также в иных отраслях права.
В контексте рассматриваемого вопроса следует указать на особенности правосубъектности коммерческих банков. В процессе функционирования финансовой системы любого государства производятся денежные платежи и расчеты, поэтому денежное обращение пронизывает собою всю финансовую систему. Регулируя денежное обращение, российское законодательство исходит из единства денежной массы, единства обращения, связи оборота денег с кредитной политикой. Важную роль в системе денежного обращения играют коммерческие банки, выступающие посредниками между хозяйствующими субъектами и государством. Особенность правового статуса коммерческих банков заключается в том, что действующее законодательство определяет коммерческие банки, с одной стороны, субъектами предпринимательской деятельности, с другой - субъектами финансовых правоотношений. Как известно, в процессе осуществления предпринимательской деятельности достигается главная ее цель - получение прибыли. Отсутствие специализированных, так называемых казначейских, банков, обслуживающих только счета государства (например, казначейские), опосредует с участием банков в бюджетно-налоговой сфере следующие правоотношения: банк - государство (налоговые, бюджетные правоотношения); налогоплательщик - государство (налоговые правоотношения); налогоплательщик - банк (отношения гражданско-правового характера). Как указывает С.В. Рыбакова, "круг прав и обязанностей, законодательно закрепленных за кредитными организациями, позволяет рассматривать их правосубъектность в сфере финансового права и в качестве активной, и в качестве пассивной правосубъектности. В первом случае первичными являются права, использование которых выступает предпосылкой к вступлению кредитных организаций в конкретные финансовые правоотношения, во втором случае, наоборот, - обязанности" <9>.
--------------------------------
<9> Рыбакова С.В. Правовое регулирование участия кредитных организаций в финансовой деятельности государства (опыт современной России). Тамбов, 2009. С. 78.
Особенно глубоко проявляется взаимное влияние финансового права и других отраслей права в рамках правовой регламентации денежного обращения, денежных обязательств. Деньги играют ключевую роль в рыночной экономике. По мнению специалистов, общественная роль денег, их функция в экономической системе состоят в том, что они выступают в качестве связующего звена между товаропроизводителями. Кроме того, с помощью денег происходит образование и перераспределение национального дохода через государственный бюджет, налоги, займы и инфляцию. Деньги являются объектом денежно-кредитного регулирования экономики многих промышленно развитых стран <10>. В ходе выполнения деньгами присущих им функций возникают не только денежные отношения, но и расчетно-платежные, кредитные, банковские отношения. Неоспорима органическая связь денежных и валютных отношений <11>. Значимость денежной системы для развития всего государства обусловила ее правовое регулирование финансовым правом и иными отраслями права. Так, нормы гражданского права устанавливают право собственности на деньги (денежные знаки) и порядок расчетов при сделках гражданско-правового характера. Нормы административного права устанавливают ответственность за административные правонарушения в сфере денежной системы, главным образом в процессе денежного обращения. В.М. Карасева в своей работе "Деньги в финансовом праве" пишет, что "финансовое право, регулируя финансовые отношения как вторичные, производные от товарно-денежных, регулируемых гражданским правом, логически принимает и платежные правила, установленные в гражданском законодательстве" <12>.
--------------------------------
<10> Деньги, кредит, банки / Под ред. Е.Ф. Жукова. М., 2003. С. 29.
<11> Саттарова Н.А. Деньги как объект гражданских прав. Казань, 2006. С. 29.
<12> Карасева В.М. Деньги в финансовом праве. С. 46.
Межотраслевые связи финансового права как правовое явление усматриваются в правовых нормах, регулирующих сферу как частного, так и публичного права. При этом необходимо указать, что правовая регламентация охватывает также объекты, например, гражданских прав, являющихся одновременно и объектом публично-правового регулирования. Так, правовой режим объекта налогообложения связан с определенными гражданскими правоотношениями, в рамках которых лицо становится (является) собственником имущества, получает доход и т.д.
Таким образом, краткий анализ взаимодействия отдельных норм финансового права с нормами других отраслей права позволяет сделать вывод, что в рамках финансового права важное значение имеет взаимодействие частноправовой и публично-правовой регламентации. Следовательно, развитие финансового права в современных условиях связано с изменением границ финансово-правового регулирования отношений, возникающих в сфере публичных финансов. Причем тенденция развития межотраслевых связей финансового права определяются в том числе и пределами соотношения публичных и частных интересов участников финансовых правоотношений, где одним из субъектов всегда является государство, что, в свою очередь, обусловливает необходимость поддержания баланса частных и публичных интересов.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.