Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ВОПРОСЫ СОСТАВА ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.Л. ГОГАЕВА
В литературе справедливо отмечается, что в подавляющем большинстве зарубежных стран отсутствует жесткая законодательная фиксация структуры и численности состава правительства. Облик правительства модифицируется каждый раз при создании нового правительства и его реорганизации. Определенное влияние на этот процесс оказывают национальные традиции, соглашения между различными политическими силами, особенно при формировании коалиционных правительств <1>.
--------------------------------
<1> См.: Правительство Российской Федерации / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М.: Норма, 2005. С. 132.
Количественные параметры состава правительства как органа государственной власти в конституционном законодательстве определяются лишь в редких случаях. Отсутствие предельного состава правительства объясняется динамикой государственного управления, осуществляемого центральными органами исполнительной власти, численность которых определяется текущей конъюнктурой социально-экономического развития.
Сказанное в полной мере приложимо и к России, где правительство никогда не имело фиксированного численного состава, который значительно колебался от одной правительственной легислатуры к другой.
Состав Правительства РФ определяется прежде всего Конституцией Российской Федерации, согласно которой Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров (ч. 2 ст. 110).
Таким образом, Конституция России выделяет три вида членства в федеральном Правительстве: 1) Председатель Правительства Российской Федерации; 2) заместитель (заместители) Председателя Правительства Российской Федерации и 3) федеральные министры.
Количество заместителей Председателя Правительства РФ законодательно не установлено, оно самостоятельно определяется главой государства исходя из потребностей государственного управления. Так, Правительство РФ, сформированное 9 марта 2004 г., насчитывало только одного заместителя Председателя Правительства; в Правительстве, сформированном 12 мая 2008 г., имелись семь заместителей, в том числе два первых заместителя Председателя Правительства, заместитель Председателя Правительства - Руководитель Аппарата Правительства и заместитель - Министр финансов РФ <2>.
--------------------------------
<2> Российская газета. 2008. 13 мая.
Ни Конституция, ни Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" не выделяют категорию первых заместителей Председателя Правительства, существующую в практике правительственной деятельности. В то же время должность первого заместителя главы Правительства является вполне легитимной, она фигурирует в президентских указах о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, которые обладают признаками нормативных правовых актов.
Учитывая сложившуюся практику и в интересах четкого определения структуры и состава Правительства России, в Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации" следовало бы выделить категорию первых заместителей Председателя Правительства РФ, изложив ст. 6 Закона в следующей редакции: "Правительство Российской Федерации состоит из членов Правительства Российской Федерации - Председателя Правительства Российской Федерации, первых заместителей, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров".
Обращает на себя внимание то, что должность заместителя (первого заместителя) Председателя Правительства нередко совмещается с должностью федерального министра. В разное время должность заместителя (первого заместителя) Председателя Правительства РФ соединялась с портфелем Министров внутренних дел <3>, путей сообщения <4>, финансов <5>, сельского хозяйства <6>, обороны <7>.
--------------------------------
<3> См.: Указ Президента РФ от 27 апреля 1999 г. "О Первом заместителе Председателя Правительства РФ - Министре внутренних дел РФ" // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2291.
<4> См.: Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. "О Первом заместителе Председателя Правительства РФ - Министре путей сообщения РФ" // СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 4605.
<5> См.: Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. "О Первом заместителе Председателя Правительства РФ - Министре финансов РФ" // СЗ РФ. 2000. N 3. Ст. 261.
<6> См.: Указ Президента РФ от 20 мая 2000 г. "О заместителе Председателя Правительства РФ - Министре сельского хозяйства РФ" // СЗ РФ. 2000. N 21. Ст. 2227.
<7> См.: Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2005 г. "Вопросы Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2005. N 47. Ст. 4880.
Традиционно должность заместителя (а то и первого заместителя) Председателя Правительства занимает Руководитель Аппарата Правительства <8>.
--------------------------------
<8> См.: Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" // Российская газета. 2008. 13 мая.
Представляется, что отмеченная должностная уния не противоречит законодательству. Ни Конституция, ни Закон о Правительстве не запрещают прямо или косвенно совмещение постов заместителя главы Правительства и федерального министра. Указанная практика себя вполне оправдывает, соединение должностей заместителя Председателя Правительства и федерального министра позволяет усилить конкретное направление правительственной деятельности, акцентирует политику Правительства в избранных сферах руководства.
Министерские должности устанавливаются указами Президента РФ о структуре федеральных органов исполнительной власти, в которых приводится перечень конкретных министерств. Предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти Президенту представляет Председатель Правительства не позднее недельного срока после своего назначения (ч. 1 ст. 112 Конституции РФ). Разумеется, эти предложения носят для главы государства лишь рекомендательный характер, во всяком случае, степень реализации Президентом этих предложений идентифицировать невозможно в силу отсутствия какого-либо обязательного формата их представления.
Конституция РФ и Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" предусматривают вхождение в состав федерального Правительства наряду с Председателем Правительства и заместителями Председателя Правительства только федеральных министров, т.е. руководителей федеральных министерств. Таким образом, вхождение в состав Правительства России руководителей иных органов исполнительной власти не предусмотрено. Между тем в правительственной практике имели место случаи включения в состав Правительства РФ руководителей иных, помимо федеральных министерств, органов исполнительной власти, которым указами Президента о назначении одновременно присваивался ранг федеральных министров. Так, Указом Президента от 16 июля 1997 г. <9> Е.В. Басин был назначен Министром РФ - Председателем Государственного комитета по жилищной и строительной политике. Указом Президента от 17 августа 1998 г. некоторые из таких руководителей даже приобретали статус вице-премьера. Например, Б.Г. Федоров (Указ Президента от 17 августа 1998 г. <10>) был назначен Заместителем Председателя Правительства РФ - руководителем Государственной налоговой службы РФ.
--------------------------------
<9> СЗ РФ. 1997. N 29. Ст. 3523.
<10> СЗ РФ. 1998. N 34. Ст. 4076.
С позиций формальных подобную практику едва ли можно признать правомерной, согласно ФКЗ о Правительстве РФ министры должны обладать полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти (ст. 26), что не может означать ничего иного, как непременное руководство министра федеральным министерством.
В то же время практика эта является вынужденной, она вытекает из значения отдельных специализированных органов управления, руководителям которых присваивается ранг министра. Как справедливо указывается в литературе, само появление конструкции наделения руководителя федерального органа исполнительной власти, не являющегося министерством, статусом федерального министра явилось следствием динамичного изменения структуры федеральных органов исполнительной власти после принятия Конституции РФ в 1993 г., когда значимость тех или иных органов исполнительной власти диктовала необходимость включения их руководителей в состав Правительства <11>.
--------------------------------
<11> См.: Правительство Российской Федерации / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М.: Норма, 2005. С. 134.
Представляется, что состав Правительства РФ не должен быть жестко связан видом исполнительных органов, руководители которых являются членами Правительства. Конституционную формулу о том, что Правительство РФ состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров (ч. 2 ст. 110), следует дополнить предложением следующего содержания: "По предложению Председателя Правительства Российской Федерации в состав Правительства Российской Федерации могут быть включены руководители иных органов исполнительной власти с присвоением им ранга министра".
Это позволит более рационально формировать состав федерального Правительства, придавая ему необходимую мобильность с учетом потребностей управленческой деятельности, не вступая в формальное противоречие с Конституцией.
В практике правительственной деятельности существует институт "министров без портфеля". Так называемый министр без портфеля не является руководителем определенного органа исполнительной власти, но входит в состав Правительства и пользуется равным голосом с другими его членами. Обычно он выполняет отдельные (постоянные либо временные) поручения премьера, который, таким образом, и формирует его служебный статус.
Должность "министра без портфеля" в современной России учреждалась в разных формах. В одних случаях Президент РФ назначал отдельных лиц членами Правительства без определения служебного профиля. Преимущественно это были известные политики, участие которых в Правительстве давало им высокий должностной статус. Таким членами Правительства в разное время назначались Е.Г. Ясин <12>, А.Я. Лившиц <13>, К.Д. Лубенченко <14>, В.Ю. Зорин <15>.
--------------------------------
<12> СЗ РФ. 1997. N 13. Ст. 1527.
<13> СЗ РФ. 1999. N 34. Ст. 4268.
<14> СЗ РФ. 2000. N 3. Ст. 269.
<15> СЗ РФ. 2001. N 50. Ст. 4723.
В других случаях Президент присваивал звание министра с обозначением определенной сферы деятельности. Так, Указом Президента РФ от 28 ноября 2000 г. <16> было постановлено принять предложение Правительства РФ о введении должности министра Российской Федерации с целью усиления координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по социально-экономическому развитию Чеченской Республики и назначить Елагина Владимира Васильевича министром Российской Федерации. Практика назначения так называемых министров без портфеля, как нам представляется, себя оправдала и нуждается в законодательном оформлении. В ст. 26 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" следует включить абзац следующего содержания: "В состав Правительства Российской Федерации могут назначаться министры, не обладающие полномочиями руководителей федеральных органов исполнительной власти (министры без портфеля)".
--------------------------------
<16> СЗ РФ. 2000. N 49. Ст. 4798.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.