Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СТАТУС СУДЬИ КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ФОРМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕГО НЕЗАВИСИМОСТИ
Г.Т. ЕРМОШИН
Ермошин Григорий Тимофеевич, к.ю.н., доцент, почетный работник судебной системы, ведущий научный сотрудник отдела проблем организации судебной и правоохранительной деятельности, профессор Российской академии правосудия.
Государственная политика правового регулирования статуса судьи в Российской Федерации реализуется в Конституции Российской Федерации, 6-ти федеральных конституционных законах <1>, 5-ти федеральных законах <2>, одном Законе РСФСР <3>, одном Постановлении ВС РФ <4>, в целом ряде нормативных ведомственных актов, принятых органами судебной власти совместно и порознь (Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ) <5>, а также в актах органов судейского сообщества <6>.
--------------------------------
<1> Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" в ред. 5-ти ФКЗ; Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" в ред. 8-ти ФКЗ; Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" в ред. 6-ти ФКЗ; Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в ред. 9-ти ФКЗ; Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"; Федеральный конституционный закон от 09.11.2009 N 4-ФКЗ "О Дисциплинарном судебном присутствии".
<2> Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" в ред. 12-ти Федеральных законов; Федеральный закон от 20.04.1995 N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" в ред. 12-ти Федеральных законов; Федеральный закон от 10.01.1996 N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" в ред. 9-ти Федеральных законов и 1-го Постановления Конституционного Суда РФ; Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" от 14.03.2002 N 30-ФЗ в ред. 9 Федеральных законов и 1-го Определения Конституционного Суда РФ; Федеральный закон "О финансировании судов Российской Федерации" от 10 февраля 1999 года N 30-ФЗ.
<3> Закон РСФСР от 08.07.1981 "О судоустройстве РСФСР" в ред. 11-ти Законов РФ и 3-х ФКЗ, действующий в части, не отмененной ФКЗ от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации".
<4> Постановление ВС РФ "Об утверждении Положения о квалификационных коллегиях судей и Положения о квалификационной аттестации судей" от 13.05.1993 N 4960-1.
<5> Инструкция о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов, утвержденная в 1996 году Минюстом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.
<6> Кодекс судейской этики. Утвержден VI Всероссийским съездом судей 02.12.2004; Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей. Утверждено Высшей квалификационной коллегией судей РФ 22.03.2007 и др.
Такое разноуровневое правовое и нормативное регулирование статуса судьи - носителя судебной власти требует наличия, во-первых, четко выраженной государственной политики правового регулирования, во-вторых, особой тщательности в согласовании нормотворческой деятельности субъектов нормотворчества, в-третьих, определенных правовых средств обеспечения единообразия в реализации государственной политики правового регулирования и эффективных средств оперативного реагирования на искажение воли государства в указанной сфере.
Нарушение любого из указанных условий неизбежно влечет за собой разбалансированность законодательства в сфере регулирования статуса судьи, нарушение стабильности кадрового состава судейского корпуса, снижение уровня гарантий прав судей, их независимости и, как следствие, снижение уровня гарантий права граждан на справедливое судебное разбирательство независимым судом.
Статус гражданина по мере движения из правового положения "соискателя должности судьи": а) через процедуру отбора, назначения на должность судьи, в правовое положение судьи, замещающего государственную должность государственной службы (собственно статус судьи), б) движения по судейской карьере, в) переход в конечном итоге в правовое положение судьи в отставке, претерпевает определенные изменения. Обеспечение преемственности и взаимосвязи государственной политики правового регулирования статуса гражданина (судьи) на разных этапах его динамики - серьезная и важная задача науки.
Цели государственной политики правового регулирования статуса гражданина (судьи) на каждом этапе его динамики разные.
На этапе процедуры отбора и назначения гражданина на должность судьи, при определении оснований права гражданина на допуск к экзамену и права на участие в конкурсном отборе на должность судьи целью государственной политики правового регулирования является установление критериев отбора кандидатов в судьи из числа граждан, наиболее подготовленных профессионально к осуществлению судейских полномочий.
На этапе прохождения гражданином государственной службы на государственной должности судьи от момента наделения судейскими полномочиями и до момента отставки судьи (назовем этот этап этапом судейской карьеры) целью государственной политики правового регулирования является поощрение судей за качественную и длительную работу по осуществлению правосудия, обеспечение стабильности судейских кадров, повышение уровня профессионализма.
На этапе почетного ухода (удаления) судьи в отставку и пребывания судьи в отставке целью государственной политики правового регулирования является установление поощрения судей, вышедших в отставку, за качественную и длительную работу по осуществлению правосудия с учетом их предшествующей деятельности.
Обеспечение независимости лица, наделенного судейскими полномочиями - это общая стратегическая "сверхцель" государственной политики правового регулирования статуса гражданина (судьи) - интегрирующая тактические цели государственной политики каждого этапа динамики статуса гражданина (судьи).
Ради этой цели законодатель, наделяя гражданина (судью) громадными полномочиями по отношению к другим гражданам, иностранцам, лицам без гражданства, юридическим лицам, с одной стороны, предъявляет к нему повышенные требования, устанавливает большой объем ограничения гражданских прав, с другой стороны предоставляет ему государственную защиту, гарантии, преференции, льготы и социальное обеспечение.
Независимость судьи как гражданина - носителя государственной судебной власти определяет его способность осуществлять исполнение обязанностей по замещаемой им государственной должности судьи. Для этого государство гарантирует гражданину обеспечение надлежащих условий жизни, работы и отдыха, соответствующих уровню судьи в иерархии государственных должностей, степени ответственности за решения, принимаемые именем Российской Федерации, и обеспечивает защиту его личности от политического, экономического, административного и криминального воздействия.
Независимость судьи - это совокупность степеней свободы, ограничений и преференций судьи - носителя судебной власти, представляющая собой способность (положение, состояние) личности осуществлять беспристрастно и профессионально правосудие независимо от любых попыток воздействия на нее со стороны участников судебного процесса, представителей других ветвей государственной власти, политических, экономических, криминальных кругов, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
Независимость судьи обеспечивается гарантиями процессуальной независимости судьи как субъекта судопроизводственного процесса, гарантиями организационно-правовой независимости судьи как лица, замещающего государственную должность РФ (или субъекта РФ) и социально-правовыми гарантиями действующего судьи и судьи в отставке (как граждан с особым правовым статусом).
Независимость судей - это неотъемлемая составляющая судебной власти, и с этой точки зрения сами по себе меры организационно-правового, социально-правового, кадрового характера, направленные на обеспечение независимости судей как носителей государственной судебной власти при осуществлении правосудия являются объективно необходимыми обществу.
Принятие в 1989 году Закона СССР "О статусе судей в СССР", пожалуй, стало первым реальным шагом на пути к независимости суда, впервые были обозначены гарантии независимости судей. Раньше в советском законодательстве независимость лишь формально провозглашалась. Этим же Законом впервые были созданы органы судейского самоуправления - конференции судей и квалификационные коллегии судей, определены их полномочия.
Наука судебной власти, являющаяся наиболее приближенной к правовому регулированию статуса судьи, должна в формировании дефиниции статуса судьи и принципов государственной политики правового регулирования статуса судьи учитывать совокупность всех аспектов реальных правоотношений, в которых осуществляется жизнедеятельность гражданина: на этапе формирования желания стать судьей, на этапе осуществления судейских полномочий, включая его профессиональную деятельность и членство в судейском сообществе, на этапе пребывания судьи в отставке после окончания судейской деятельности.
Все это многообразие компонентов определяет содержание статуса судьи, суть которого - обеспечение независимости судьи как личности, способной осуществлять свои профессиональные обязанности (осуществлять правосудие) подчиняясь только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
Исходя из этого, представляется обоснованным определить статус судьи следующим образом.
Статус судьи - это организационно-правовая форма обеспечения независимости гражданина, наделяемого судейскими полномочиями для осуществления правосудия подчиняясь только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
Концепция статуса судьи - это совокупность взаимосвязанных принципов, на основе которых законодатель формирует (или должен формировать) государственную политику правового регулирования статуса судьи, обеспечивает (или должен обеспечивать) организационно-правовыми средствами независимость гражданина, наделяемого судейскими полномочиями, включая регулирование: 1) формирования судейского корпуса (требования к претендентам, порядок отбора кандидатов, процедура назначения на должность судьи); 2) профессиональной деятельности по осуществлению правосудия; 3) прохождения государственной службы в должности судьи в судейском корпусе (судейская карьера); 4) ограничений гражданских прав действующего судьи; 5) защиты судьи как гражданина с особым правовым статусом от различных посягательств на его независимость; 6) социально-правовой защиты действующего судьи, адекватной его высокому положению в социуме; 7) достойного социально-правового обеспечения судьи в отставке.
Можно выделить четыре группы таких принципов.
Первая группа принципов - принципы, определяющие право гражданина на доступ к профессиональной деятельности по осуществлению правосудия (доступ к профессии судьи), принципы отбора кандидатов в судьи, место и роль органов судейского сообщества, участвующих в формировании судейского корпуса.
Вторая группа - это принципы стимулирования граждан к занятию профессиональной деятельностью по осуществлению правосудия (стимулы судейской карьеры), гарантии и меры обеспечения прав и обязанностей судьи, меры социально-правовой защиты его личности и др.
Третья группа - это принципы, определяющие основания ограничений гражданских прав действующего судьи.
Четвертая группа - совокупность принципов, определяющих основания, с одной стороны, ограничений гражданских прав, а с другой стороны, льгот и преференций судьи в отставке.
Государственная политика правового регулирования отбора и назначения гражданина на должность судьи.
Принципы, реализуемые законодателем при регулировании отбора претендентов на государственную должность судьи - носителя судебной власти, в целом предопределяют качественный состав судейского корпуса.
Основаниями права на доступ к профессии судьи в Российской Федерации являются:
1. Гражданство Российской Федерации.
2. Отсутствие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
3. Достижение возраста, определенного для занятия должности судьи соответствующего суда.
4. Отсутствие медицинских противопоказаний по установленному перечню.
5. Отсутствие погашенной или непогашенной судимости, либо прекращение уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.
6. Отсутствие подозрения или обвинения в совершении преступления.
7. Отсутствие близкого родства или свойства (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя суда, в котором открыта вакансия судьи.
8. Высшее юридическое образование.
9. Уровень профессиональных знаний, подтвержденный сдачей квалификационного экзамена на должность судьи.
10. Опыт работы по определенным видам деятельности, установленной продолжительности для занятия должности судьи соответствующего суда.
Если первые восемь оснований устанавливают общегражданские границы круга лиц, имеющих право на доступ к профессии судьи, определяя только право "на вход в процедуру отбора на должность судьи", то требования к уровню профессиональных знаний, подтвержденных сдачей квалификационного экзамена на должность судьи, и к наличию опыта работы по определенным видам деятельности, являются основными при определении качества профессиональной подготовленности претендентов к судейской деятельности.
Судейскому сообществу пришлось неоднократно переживать последствия спонтанных изменений правил формирования судейского корпуса.
Так, введение в 2002 году трехлетнего "испытательного срока" первичного назначения судей привело к тому, что при общей стабильной ежегодной штатной численности судейского корпуса в 2002 - 2008 гг. около 24 тыс. штатных единиц судей <7> количество претендентов на вакантные должности судей, рекомендованных ежегодно, составляло от 5411 - в 2003 г. до 6546 - в 2006 г. То есть замещалось около одной четверти общей штатной численности судейского корпуса ежегодно!
--------------------------------
<7> Штатная численность судейского корпуса, устанавливаемая ежегодно федеральным законом о бюджете была следующей: 2002 г. - в общих судах - 20 242 единицы, 907 единиц - в военных судах, 3318 единиц - в системе арбитражных судов; 2003 г. - в общих судах - 20 242 единицы, 907 единиц - в военных судах, 3458 единиц - в системе арбитражных судов; 2004 г. - в общих судах - 22 265 единиц, 907 единиц - в военных судах, 3758 единиц - в системе арбитражных судов; 2005 г. - в общих судах - 22 265 единиц, 907 единиц - в военных судах, 3993 единиц - в системе арбитражных судов; 2006 г. - в общих судах - 22 317 единиц, 855 единиц - в военных судах, 3993 единиц - в системе арбитражных судов; 2007 г. - в общих судах - 23 172 единицы, 3993 единиц - в системе арбитражных судов; 2008 г. - в общих судах - 23 172 единицы, 3993 единиц - в системе арбитражных судов.
В некоторых судах в определенный период численность судей со стажем работы судьей до трех лет достигала 75% от общей численности судей данного суда. Текучесть судейских кадров не могла не повлиять на качество правосудия, ведь правомочия судьи, назначенного на три года или назначенного без ограничения срока, ничем не отличаются по своему объему, а судебный акт и того и другого имеют одну и ту же юридическую силу. Естественно, что в конце концов видимо это и заставило законодателя отказаться от "испытательного срока" - первичного назначения судьи на три года.
Принятый в 2008 году Федеральный закон, по которому члены наиболее подготовленных для судейской работы профессиональных групп - прокуроры и следователи были лишены права на зачет стажа работы по своей профессии в судейский стаж, резко изменил ситуацию с кругом лиц, желающих идти на судейское поприще, и повлек за собой нежелание представителей этих профессиональных групп, наиболее подходящих по профилю своей работы в качестве пополнения судейского корпуса, идти работать в суды. В свою очередь, это повлекло принципиальное изменение источников формирования судейского корпуса.
Как заявил Председатель Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедев на февральском (2012 г.) совещании председателей судов общей юрисдикции: "Еще двадцать лет назад мы сказали, что адвокат, прокурор, следователь - все, кто непосредственно имеет отношение к судейской работе - должны иметь право включить свой стаж работы как судейский. Выслужив двадцать лет, они должны иметь право на почетную отставку с хорошим денежным вознаграждением... Но в 2008 году без ведома Верховного Суда... прокуроров и следователей лишили этого права..." Это повлекло принципиальное изменение качества претендентов из этих профессиональных групп на пополнение судейского корпуса формирования судейского корпуса.
За последние два года (2010 - 2011 гг.), то по сведениям В.М. Лебедева за это время из 65 843 адвокатов выразили желание стать судьями всего 144 адвоката, из которых положительное заключение квалификационных коллегий судей получили лишь 40 человек. Из 7582 членов сообщества нотариусов судьями пожелали стать 3 нотариуса, из них одобрение квалификационных коллегий на это получили только двое. Из 45 865 прокурорских работников, наличествующих в России, только 573 прокурора пожелали стать судьями, но 35% из них не прошли через отбор в квалификационных коллегиях судей. Из 21 тысячи следователей только 171 следователь вступил в процедуру отбора кандидатов в судьи, и 36% из них эту процедуру не прошли.
Изменения Закона о статусе судей, осуществленные Федеральным законом от 25.12.2008 N 274-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции", привели к закреплению в действующем законодательстве самостоятельного права гражданина на сдачу квалификационного экзамена на должность судьи, основанного на стаже по юридической профессии (п. 3 ст. 5 Закона о статусе судей), в отличие от права гражданина занимать должность судьи, основанного на стаже по юридической специальности (п. 2 ст. 4 Закона о статусе судей).
Конституционное требование для кандидата иметь стаж работы по юридической профессии (ст. 119 Конституции РФ) заменено на не соответствующее Конституции РФ требование для кандидата иметь стаж работы по юридической специальности (п. 2 ст. 4 Закона о статусе судей, установленный Федеральным законом от 25.12.2008 N 274-ФЗ), что, как известно, не одно и тоже. Эффект этой замены усиливается еще и тем, что из текста п. 1 ст. 4 Закона о статусе судей Федеральным законом от 25.12.2008 N 274-ФЗ изъято положение о необходимости для кандидата на должность судьи соответствовать требованиям, предъявляемым Конституцией Российской Федерации к судьям, содержащееся в прежней редакции этого пункта.
Изъятие из Закона о статусе судей законодательного определения стажа работы по юридической профессии, введение законодательного определения стажа работы по юридической специальности, одновременное применение понятий юридической профессии и юридической специальности в нормах законодательства о статусе судей дает основания предполагать их разное сущностное содержание и вносит неопределенность в регулирование других отношений, вытекающих из наличия у судьи стажа по юридической профессии.
Процесс изменений законодательства в части регулирования формирования судейского корпуса продолжился в 2011 году.
В соответствии с действующим законодательством квалификационный экзамен на должность судьи принимается Высшей экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи (ВЭК) в случае, если заключение о рекомендации кандидата на эту должность дает Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации (ВККС), и экзаменационной комиссией субъекта Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи в случае, если заключение о рекомендации кандидата на эту должность дает квалификационная коллегия судей субъекта Российской Федерации <8>.
--------------------------------
<8> Ст. 5 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" в ред. от 08.12.2011.
В смысловой связи со ст. 17 Федерального закона от 14.03.2002 N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" в редакции от 03.12.2011 это означает, что ВЭК принимает экзамены у граждан, претендующих на должности председателей, заместителей председателей других федеральных судов (за исключением районных судов), а также судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, военных судов. То есть законодатель допускает принципиальную возможность назначения на должности руководителей судов и их заместителей граждан, не являющихся судьями.
С другой стороны, в соответствии с новеллами законодательства 2011 года от сдачи квалификационного экзамена на должность судьи освобождаются граждане, которые имеют ученую степень кандидата юридических наук или ученую степень доктора юридических наук и которым присвоено почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации" <9>. Принимая во внимание обширный перечень специальностей, по которым в настоящее время осуществляется квалификационная аттестация на ученую степень кандидата юридических наук и ученую степень доктора юридических наук, указанное выше принципиальное положение государственной политики регулирования формирования судейского корпуса, следует понимать как приглашение на судейские должности принципиально новой категории граждан.
--------------------------------
<9> Пункт 5 ст. 5 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" в редакции от 08.12.2011.
По свидетельству председателя Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи, профессора В.В. Ершова во многих субъектах Российской Федерации большинство претендентов на должности судей не могут сдать квалификационный экзамен на должность судьи. Знания многих выпускников-юристов ограничиваются текстами учебников и нормативных правовых актов. В то же время в реальной правоприменительной практике существует множество вопросов, на которые нет ответа как в учебниках, так и в нормативных правовых актах <10>. Тем самым подтверждается роль этого экзамена как кадрового фильтра на пути к судейской должности.
--------------------------------
<10> Трудовое право. 2008. N 10.
В этой связи можно ли считать освобождение от сдачи экзамена определенной категории граждан трендом законодателя к повышению значения административного аспекта в деятельности руководителей судов и их заместителей в ущерб требованиям к предшествующему опыту работы в качестве судьи?
Внесенные в Закон о статусе судей положения об обязанности судьи, впервые назначенного на должность судьи, проходить профессиональную переподготовку (ст. 20.1 Закона о статусе судей), на эту категорию не распространяются, ибо в силу полномочий, предоставленных частью 3 п. 1 ст. 20.1 Закона о статусе судей, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ освободили эти категории судейских новобранцев от профессиональной переподготовки <11>.
--------------------------------
<11> Порядок и сроки прохождения судьей профессиональной переподготовки по указанным формам, а также основания освобождения судьи от прохождения профессиональной переподготовки определяются соответственно Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.
Юридическая наука сейчас стоит перед выбором: либо ждать, чем обернутся для общества очередные изменения государственной политики регулирования формирования судейского корпуса, либо искать ответ на вопрос какой должна быть государственная политика правового регулирования формирования судейского корпуса, что, в свою очередь, требует серьезных социологических исследований закономерностей формирования из обычного гражданина члена профессионального судейского сообщества. Первые шаги на втором пути уже делаются Институтом проблем правоприменения (The Institute for the Rule of Law), созданным в 2009 году при Европейском Университете в Санкт-Петербурге, и рядом исследователей в регионах <12>.
--------------------------------
<12> См.: Волков В.В., Дмитриева А.В., Поздняков М.Л., Титаев К.Д. Российские судьи как профессиональная группа: социологическое исследование / Под ред. В. Волкова. СПб.: Институт проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2012. 60 с.; Багаутдинов Ф.Н., Хайруллин М.М. Требования к кандидатам на должность судьи в современных условиях // Российская юстиция. 2011. N 1. С. 37 - 40 и др.
Представляется, что для выработки осознанной кадровой политики в отношении круга лиц, способных стать достойным пополнением судейского корпуса, необходимо организовать серьезные исследования мотивации претендентов и разработать правовые рычаги их стимулирования, а не заниматься экспериментальными изменениями законодательства о статусе судей в масштабах страны.
Государственная политика правового регулирования прохождения гражданином государственной службы на государственной должности судьи.
Статус судьи как организационно-правовая форма обеспечения независимости гражданина, наделяемого судейскими полномочиями, представляет собой совокупность конституционных, иных правовых и нормативных положений, определяющих права, обязанности и ограничения гражданина в нескольких его ипостасях:
- как лица, являющегося носителем судебной власти, осуществляющего правосудие, основная задача которого - защита и обеспечение законных прав и интересов граждан, в том числе и в спорах с государством и его органами <13>;
--------------------------------
<13> Процессуальная составляющая статуса судьи, т.е. его права и обязанности по государственной должности судьи в системе государственной службы, находящейся одновременно в системе государственной власти и над ней.
- как лица, замещающего государственную должность Российской Федерации и члена судейского сообщества <14>;
--------------------------------
<14> Органы судейского сообщества определяют возможность допуска гражданина к должностному положению в структуре судебной власти, дают правовую оценку профессиональной деятельности судьи и соблюдению им иных условий пребывания в рядах судейского корпуса, применяют к нему меры поощрения и взыскания вплоть до лишения судейских полномочий.
- как гражданина с особым правовым статусом, лица, ограниченного в своих гражданских правах законодательством о статусе судей, занимающего обособленное положение в обществе как гражданина. Ведь именно это, по сути дела является гарантией обеспечения независимости при осуществлении им правосудия, тех его властных правомочий, которыми государство наделяет по отношению к другим гражданам и субъектам права.
Всю совокупность гарантий независимости судьи можно разделить как минимум на три группы - гарантии процессуальной независимости судьи- носителя судебной власти, организационно-правовые гарантии независимости судьи как лица, замещающего государственную должность государственной службы и социально-правовые гарантии судьи как гражданина с особым правовым статусом.
Гарантии процессуальной независимости судьи - это установленная законом процедура осуществления правосудия, предусматривающая полную свободу и самостоятельность судьи - носителя судебной власти в рамках судебного процесса; запрет под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; неподотчетность судьи непосредственно при осуществлении им правосудия и др.
Процессуальные гарантии судьи изучаются и определяются в процессуальных отраслях права и в силу единства статуса субъекта судопроизводственного процесса в единоличной или коллективной форме не зависят от того, какую конкретную судейскую должность занимает судья (или судьи, входящие в судебный состав, в президиум) в судейском корпусе данного суда.
Организационно-правовые гарантии независимости судьи как лица, замещающего государственную должность государственной службы - это установленные законом порядок отбора кандидатов на государственную должность государственной службы - должность судьи, порядок прохождения судьей государственной службы - служебная судейская карьера (присвоение квалификационных классов, порядок и основания привлечения к дисциплинарной ответственности, приостановления и прекращения полномочий судьи и т.д.), порядок и основания привлечения к административной и уголовной ответственности, применения оперативно-розыскных мер, ограничения гражданских прав и свобод.
Основным в реализации организационно-правовых гарантий независимости судей является членство судьи в судейском сообществе и законодательно установленные властные полномочия квалификационных коллегий судей как органов судебной власти в отборе кандидатов в судьи, продвижении судей по служебной карьере, присвоении им квалификационных классов, защиты судей от неправомерного и необоснованного привлечения к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, применения оперативно-розыскных мер, ограничения гражданских прав и свобод, приостановлении и прекращении полномочий судьи и т.д.
Как отмечает проф. Т.Н. Нешатаева, законодательный пробел в правовом регулировании оценки компетенции и карьерного продвижения судьи в конечном счете разрушает независимость суда и проявляется чаще всего в следующих четырех типах негативных последствий: дискреционности (административное воздействие); корпоративизме (воздействие связей внутри группы); фаворитизме (воздействие личных связей); коррупции (воздействие материальных средств и благ).
Излишне упоминать, что судья, компенсировавший квалифицирующие его требования или условия карьерного роста любым из названных видов воздействия, не сможет вести себя по отношению к источнику такого воздействия независимо, а в условиях развитых средств коммуникаций и публичных судебных разбирательств его зависимость имеет все шансы стать достоянием широких слоев общественности. Отсюда - постепенно нарастающее недоверие общества к судебной системе и к государственной власти в целом <15>.
--------------------------------
<15> Нешатаева Т.Н., судья Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор. Оценка профессиональной деятельности судьи: проблемы правового регулирования // Российское правосудие. 2008. N 11(31).
Законодательство не регулирует аспекты карьеры судьи на государственной службе, отсутствует даже легальное закрепление этого понятия. Но карьера-то есть, ибо без ее наличия судейская деятельность превращается в ремесло.
В развитии науки о судебной власти мы пришли к моменту, когда назрела необходимость научной разработки категории "судейская карьера", "ступеней судейской карьеры", принципов прохождения судьей судейской карьеры.
Судейская карьера - это установленный законом порядок прохождения судьей государственной службы на государственной должности РФ или субъекта РФ, путем последовательного роста от низших к высшим ступеням карьеры по одному из направлений судейской карьеры.
Концепция судейской карьеры включает в себя - принципы определения видов досудебной деятельности и величины стажа по ним, требуемые для кандидата в судьи, виды направлений служебной карьеры, порядок прохождения судьей государственной службы, путем последовательного роста от низших к высшим ступеням служебной карьеры, количество и последовательность ступеней карьерного роста по каждому из этих направлений, объективные критерии оценки профессионализма судьи для каждой ступени по результатам квалификационной аттестации, преференции, получаемые судьей при занятии соответствующей ступени служебной карьеры, основания и порядок поощрений за хорошую работу, основания и порядок наложения дисциплинарных взысканий, основания приостановления и прекращения судейских полномочий.
Сложившаяся российская практика "государевой службы на судейском поприще" позволяет выделить несколько направлений карьерного роста судьи в течение его жизнедеятельности: административная карьера, профессиональная карьера, инстанционная карьера, зарплатная карьера. При всей условности этих названий они дают представление о том, что для объективизации соответствия судьи той или иной ступени соответствующей разновидности судейской карьеры должны быть совершенно различные критерии оценки.
Административная карьера - движение по иерархии судейских должностей. Служебная лестница, по которой может продвигаться судья федерального суда, имеет очень мало ступенек: рядовой судья - член президиума суда - председатель судебного состава - заместитель председателя суда - председатель суда.
Судейские должности, содержательно не отличаясь объемом судебных процессуальных полномочий, отличаются только объемом административных прав и обязанностей. С точки зрения основной функции судьи - осуществление правосудия, т.е. с процессуальной точки зрения, объем прав и обязанностей по разным судейским должностям практически неизменен. Как видно из предыдущего, особенность профессионального статуса судьи на любой судейской должности в структуре судейского корпуса в суде заключается в том, что при осуществлении правосудия нахождение судьи на той или иной судейской должности ни в коей мере не связано с какой-либо субординацией объема его процессуальных полномочий при рассмотрении конкретных дел. Здесь в большей степени имеет значение наличие административных задатков и умение управлять судейским коллективом, специфика которого заключается в независимости судьи в его непосредственной профессиональной деятельности по осуществлению правосудия. И с этой точки зрения движение судьи по судейским должностям, занимаемая им судейская должность, не может являться единственным направлением судейской карьеры. Соответственно этому должны быть выработаны и критерии требований и оценки деятельности лица, занимающего ту или иную административную должность в судейском корпусе, а также критерии требований и оценки знаний проверяемых в процедуре квалификационного экзамена на руководящую должность в судейском корпусе.
Профессиональная карьера судьи - расширение спектра видов судебных дел, которые может рассматривать судья на должном профессиональном уровне. В системе судов общей юрисдикции это: уголовные дела - гражданские дела - административные дела с возможностью более глубокой специализации внутри каждой указанной градации; специализации. В системе арбитражных судов - гражданские дела - административные дела - банкротство - налоговые дела - споры по интеллектуальной собственности и т.д. с возможностью более глубокой специализации внутри каждой указанной градации.
Инстанционная карьера судьи - движение по иерархии судейских инстанций (судья в суде 1-ой судебной инстанции - в суде 2-ой судебной инстанции - в суде 3-ей судебной инстанции - в суде надзорной инстанции).
С точки зрения судопроизводства все лица, облаченные судейскими полномочиями, являются равноправными судьями данного суда и обладают равными правами осуществлять правосудие в соответствии с процессуальным законодательством, независимо от своего положения в иерархии судейских должностей.
Вместе с тем не подлежит сомнению, что уровень требований к квалификации, профессионализму судьи, осуществляющего судейские полномочия по первой инстанции, в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях совершенно различен. Различие это в определенной степени отражается и на уровне его денежного содержания.
В то же время российское законодательство и акты, регламентирующие порядок занятия должности судьи в судебных инстанциях не позволяют однозначно связывать занятие судейских должностей в различного уровня судебных инстанциях с движением по служебной карьерной лестнице. Казалось бы, само по себе очевидное заключение о том, что судья в более высокой в процессуальном значении судебной инстанции занимает более высокое служебной положение, является не более чем умозрительным, никак не подтвержденным какими бы то ни было регулятивными нормами, определяющими движение по этому направлению служебной карьеры.
Действующий порядок наделения гражданина судейскими полномочиями не подразумевает никакой последовательности при назначении на любую судейскую должность в ту или иную судебную инстанцию. Представляется, что настало время определить такой порядок, установив ориентиры и критерии, определяющие движение судьи по этому направлению служебной судейской карьеры.
Зарплатная карьера судьи - движение по уровню заработной платы в пределах одной судейской должности в рамках одного суда. Совершенно очевидно, что судья, успешно и без судебных ошибок работающий в рамках одного суда продолжительное время, является самодостаточной ценностью судебной власти. В то время же время объективная оценка его деятельности не всегда может быть отражена и связана с движением по административной судейской карьере в силу дефицита судейских должностей либо личных качеств; с расширением профессионального спектра; переходом в вышестоящую судебную инстанцию. Тем не менее оценка его успешной деятельности должна находить свое адекватное отражение, приносящее ему определенное моральное и материальное удовлетворение, без которого теряется смысл самой жизнедеятельности.
Соответственно каждому направлению служебной судейской карьеры должны быть разработаны и законодательно закреплены критерии квалификационной аттестации судей.
Следует особо подчеркнуть необходимость именно законодательного закрепления всех аспектов служебной судейской карьеры, т.к. речь идет о карьере лица, замещающего государственную должность РФ или субъекта РФ.
Настало время определить такой порядок и законодательно закрепить ориентиры и критерии квалификационной аттестации судей, определяющие движение судьи по каждому направлению служебной судейской карьеры.
Важным принципом государственной политики регулирования статуса судьи, направленным на повышение престижа судейской профессии, должно стать установление порядка, при котором основанием предоставления льгот и преференций действующему судье являлась бы только продолжительность деятельности по осуществлению правосудия, а не так как это происходит по действующему законодательству, когда в судейский стаж нередко включаются различные виды досудебной деятельности. В чем смысл устанавливать различные правила подсчета стажа для определения права на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск определенной законом продолжительности <16>, права на получение доплаты за выслугу лет <17>, права на назначение размера ежемесячного пожизненного содержания судьям <18> и т.д.? Сейчас же даже основной вид деятельности судьи - осуществление правосудия - не только по-разному определяется, но и стаж по нему подсчитывается по-разному для определения права на разные преференции судьи, что является следствием отсутствия единого нормативно-правового определения стажа работы судьи. И что самое парадоксальное - продолжительность работы непосредственно судьей не является при этом доминирующим фактором.
--------------------------------
<16> Приказ Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 марта 2001 г. N 76/к.
<17> Положение о порядке и условиях выплаты судьям арбитражных судов доплат за выслугу лет. Утверждено Постановлением Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 4; Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 13 ноября 1992 г. "О порядке выплаты судьям доплат за выслугу лет" с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 2 июня 1993 г., от 31 июля 1996 г. и от 28 июля 1999 г.
<18> Инструкция о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям. Утверждена Верховным Судом РФ 29.07.2003, ВАС РФ 09.07.2003, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ 03.07.2003.
Назрела необходимость унифицировать применение терминов, определяющих виды деятельности, с которыми законодатель связывает наличие тех или иных социальных прав судей и сгруппировать виды деятельности по цели их определения, например:
- виды досудебной деятельности, наличие стажа по которым определяет право гражданина Российской Федерации участвовать в процедуре отбора и назначения гражданина на должность судьи;
- деятельность по осуществлению правосудия, наличие стажа по которой и только по ней должно определять право действующего судьи на конкретные виды социально-правового обеспечения;
- виды досудебной деятельности, наличие стажа по которым вместе со стажем деятельности по осуществлению правосудия определяют право судьи в отставке на конкретные виды социально-правового обеспечения. При этом должен быть установлен весовой приоритет учета стажа деятельности по осуществлению правосудия, так как речь идет о социально-правовом обеспечении именно судьи в отставке. Вряд ли можно учитывать на равных с судебной деятельностью, например, деятельность преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования, периоды нахождения на военной службе по контракту, работу в аппаратах профсоюзных органов всех уровней на должностях руководителей и специалистов юридических подразделений, правовых инспекторов и другие виды, как это делает сейчас действующее законодательство, в силу чего коэффициент = 1, на наш взгляд, имеет право применяться только к периоду осуществления судейских полномочий.
Такое деление на группы позволит выявить наиболее значимые проблемы, связанные с правом судей и судей в отставке на льготы, определяемые длительностью их деятельности по осуществлению правосудия. Ведь именно это должно поощряться системой подсчета стажа.
Социально-правовые гарантии независимости судьи - это установленный законом особый порядок обеспечения жизнедеятельности гражданина, облеченного судейскими полномочиями, и членов его семьи как в период осуществления им судейских полномочий, так и при уходе в отставку: неприкосновенность судьи, законодательное регулирование государственного страхования жизни и здоровья судей и членов их семей, предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, принципы предоставления льгот судьям на основе преемственности правил исчисления стажа досудебной и судебной деятельности, направленных на создание оптимальной связи между опытом досудебной работы, продолжительностью эффективной судебной деятельности и объемом предоставляемых судье и членам его семьи льгот и преференций, в том числе и в период пребывания судьи в отставке, право судьи на отставку и соответствующее материальное и социальное обеспечение в этот период и др.
Такое деление на группы позволит выявить наиболее значимые проблемы, связанные с правом судей и судей в отставке на льготы, определяемые длительностью их деятельности по осуществлению правосудия. Ведь именно это должно поощряться системой подсчета стажа.
Государственная политика правового регулирования статуса судьи в отставке и пребывания судьи в отставке.
Конституционный статус судьи включает и предоставление ему в будущем особого статуса судьи в отставке, что также служит гарантией надлежащего осуществления правосудия, дает основания для предъявления к судьям высоких требований и позволяет сохранять доверие к их компетентности, независимости и беспристрастности <19>.
--------------------------------
<19> Определение Конституционного Суда РФ от 28.05.2009 N 624-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Дубровиной Нели Владимировны на нарушение ее конституционных прав пунктом 3 статьи 3 и пунктом 6 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
За период 2003 г. - I кв. 2011 г. из корпуса действующих судей перешло в ранг судей в отставке свыше двенадцати с половиной тысяч граждан <20>.
--------------------------------
<20> Отчеты Высшей квалификационной коллегии судей РФ за период 2003 - 2009 гг. на сайте Высшей квалификационной коллегии судей РФ - http://www.vkks.ru/ // Вестник ВККС РФ. 2010. N 2; 2011. N 2.
При общей штатной численности судейского корпуса РФ, не превышающей 30 тысяч судейских должностей, численность корпуса судей в отставке в 12,5 тыс. человек представляется достаточно внушительной.
Правовой режим, в каком судьи в отставке продолжают свою жизнедеятельность, и насколько их гражданские права обеспечены государством, в определенной степени определяет отношение к осуществлению правосудия действующими судьями, ибо независимым может быть только судья, уверенный в своем будущем.
Конституция РФ в ст. 119, определив требования к судьям, установила, что федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации. Статус же судьи в отставке Конституцией Российской Федерации не определен. Не определен он и федеральными конституционными законами о судебной власти.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" <21> "Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе" (п. 1 ст. 11).
--------------------------------
<21> Далее - ФКЗ о судебной системе.
Этим определением Федеральный конституционный закон провел четкую грань между судьями, которыми являются лица, наделенные полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе и иными гражданами, в том числе и теми, которые ранее осуществляли судейские полномочия.
Следует отметить, что существует несколько правовых режимов отставки судьи.
Первый - это режим, в который законодательство "помещает" гражданина, имеющего на момент отставки стаж работы в должности судьи менее 1 года.
За лицом, пребывающим в отставке в этом правовом режиме, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу (п. 1 ст. 15 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации").
Так как в силу п. 5 ст. 15 Закона о статусе судей размер ежемесячного пожизненного содержания пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшему возраста 55 (для женщин - 50) лет, исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи, стаж работы в должности судьи менее 1 года не дает ему права на ежемесячное пожизненное содержание судьи в отставке. Но, заметим особо, общий правовой режим судьи в отставке на него распространяется.
Это означает сохранение у судьи в отставке звания судьи, гарантий личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу (п. 1 ст. 15 Закона о статусе судей).
Законодатель не раскрывает термин "сохранение звания судьи". Сохранение у судьи в отставке звания судьи не должно бы, по сути дела, предполагать тождественность статусов судьи в отставке и действующего судьи.
Однако в действительности в общем виде правовой режим пребывания судьи в отставке определен п. 6 ст. 15 Закона о статусе судей, в соответствии с которым "судья считается пребывающим в отставке до тех пор, пока соблюдает требования, предусмотренные пунктом 3 статьи 3 настоящего Закона, сохраняет гражданство Российской Федерации и не допускает поступков, его порочащих и тем самым умаляющих авторитет судебной власти" (п. 6 ст. 15 Закона о статусе судей), за исключением требований, установленных подпунктами 11 и 12 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей (п. 4 ст. 3 Закона о статусе судей).
Таким образом, поскольку положения п. 3 статьи 3 Закона о статусе судей, определили основные требования, предъявляемые к действующим судьям, постольку тем самым законодатель положениями п. 6 ст. 15 Закона о статусе судей фактически приравнял общегражданский статус судьи в отставке (не имеющего отношения к властным полномочиям) к общегражданскому статусу действующего судьи (т.е. обладающего властными полномочиями) в части ограничения его прав.
"Приравнение" статуса судьи в отставке, т.е. гражданина, не имеющего никакого отношения к исполнению полномочий по государственной должности действующего судьи, не обладающего вообще какими бы то ни было властными полномочиями, к статусу действующего судьи лишает этого гражданина достаточно большого объема политических, экономических, гражданских и трудовых прав.
Еще более интересно сохранение за судьей в отставке "принадлежности к судейскому сообществу": "Судья, пребывающий в отставке, сохраняет свою принадлежность к судейскому сообществу до прекращения отставки и может привлекаться с его согласия к работе в органах судейского сообщества. Судья, пребывающий в отставке, не вправе избирать членов квалификационных коллегий судей и быть избранным в состав квалификационных коллегий судей от судейского сообщества" (п. 2 ст. 2 Закона о судейском сообществе).
Обращает на себя внимание формулировка Закона, устанавливающая возможность привлечения судьи в отставке с его согласия к работе в органах судейского сообщества.
Однако ни одно положение Закона о судейском сообществе, определяющее порядок формирования органов судейского сообщества не предусматривает представительства судей в отставке в этих органах.
Закон не предусматривает участия представителей судей в отставке ни в работе высшего органа судейского сообщества - Всероссийского съезда судей, нормы представительства делегатов на который установлены ст. 6 Закона, ни в работе конференций судей субъектов Российской Федерации, порядок формирования которых установлен ст. 7 Закона, ни в работе Совета судей РФ, нормы представительства в котором установлены ст. 8 Закона. Более того, Закон о статусе судей предусматривает порядок избрания членов Совета судей Российской Федерации, представляющих судей судов всех видов и уровней, тайным голосованием делегатами съезда от соответствующих судов из своего состава на раздельных собраниях делегатов. Таким образом, судьи в отставке, чье присутствие в составе делегатов съезда не предусматривается, в принципе не могут быть и в составе Совета судей РФ.
Порядок формирования советов судей субъектов Российской Федерации, установленный п. 4 ст. 8 Закона о судейском сообществе, предусматривая необходимость представительства в них судей соответственно от верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, от мировых судей, судей районных судов и гарнизонных военных судов, действующих на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации также не оставил судьям в отставке возможности иметь своих представителей и в этом органе судейского сообщества.
В то же время органы судейского сообщества, в частности, квалификационные коллегии судей, наделены по отношению к судьям в отставке очень серьезными правомочиями.
"Квалификационная коллегия судей по месту прежней работы или постоянного жительства пребывающего в отставке судьи, установив, что он более не отвечает требованиям, предъявляемым к судьям настоящим Законом, прекращает отставку судьи, а в случаях, предусмотренных статьей 13 настоящего Закона, приостанавливает отставку судьи" (п. 7 ст. 15 Закона о статусе судей).
Создается впечатление, что законодатель закрепил за судьей в отставке принадлежность к судейскому сообществу только с одной целью - легализации возможности прекращать отставку судьи в случаях нарушения им ограничения прав, налагаемых на действующего судью.
Второй правовой режим судьи в отставке - это режим, в который законодательство "помещает" гражданина, имеющего на момент отставки стаж работы в должности судьи более 1 года, но менее пяти лет.
К сохранению у судьи в отставке звания судьи, гарантий личной неприкосновенности и принадлежности к судейскому сообществу у гражданина, пребывающего в статусе судьи в отставке появляется потенциальное право при достижении возраста 55 (для женщин - 50) лет, рассчитывать на получение ежемесячного пожизненного содержания, размер которого будет исчисляться пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи (п. 5 ст. 15 Закона о статусе судей).
Пребывая в этом правовом режиме, судья в отставке рискует в случае нарушения им установленных правил пребывания в отставке лишиться этого отложенного права на ежемесячное пожизненное содержание.
Третий правовой режим судьи в отставке - это режим, в который законодательство "помещает" гражданина, имеющего на момент отставки стаж работы в должности судьи пять и более лет.
Переход временной границы судейского стажа в пять лет означает для судьи в отставке применение особого порядка исчисления стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот.
Как установлено ст. 7 Федерального закона от 10.01.1996 N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" (в редакции Федеральных законов от 28.06.2002 N 76-ФЗ, от 25.12.2008 N 274-ФЗ) в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, включается время работы в судах и органах юстиции как на должности судьи, так и на должностях, указанных в пункте 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", если стаж работы в должности судьи составляет не менее пяти лет, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 и 9 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
Это означает значительное увеличение "нормативного" судейского стажа при исчислении размера всех видов выплат и льгот.
Пункт 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" определяет виды деятельности, включаемые в стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на должность судьи, который в силу п. 2 ст. 4 этого же Закона составляет не менее 15 лет для претендента на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, не менее 10 лет для претендента на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, не менее 7 лет для претендента на должность судьи верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда и не менее 5 лет для претендента на должность судьи арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мирового судьи.
Как отметил на седьмых сенатских чтениях на тему: "Судейское сообщество и судебная власть в России: социологический анализ", прошедших 16 ноября 2011 г. в Конституционном Суде РФ, доктор социологических наук, научный руководитель Института проблем правоприменения, проректор Европейского университета в Санкт-Петербурге Вадим Волков, наиболее массовыми траекториями попадания в судейский корпус судов общей юрисдикции являются работа в аппарате судов, в основном это должности секретарей и помощников (около 30% судей), бывшие прокурорские работники (22% судей), работники следственных органов (16,7% судей) и юристы из госорганизаций (18,6% судей) <22>.
--------------------------------
<22> Источник: сайт РИА НОВОСТИ, 16 ноября 2011 г. http:// ria.ru/ justice/ 20111116/ 490570838.html.
Несомненно, предшествующий судейской карьере опыт должен учитываться при получении права на определенный законом пакет социально-правового обеспечения судьи в отставке. Но несомненно и другое - деятельность на судейском поприще, на котором на гражданина возлагается тяжелое бремя личной ответственности за принимаемые от имени Российской Федерации решения, вряд ли можно свести на равных, например, с деятельностью преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования, как это делает сейчас действующее законодательство.
Следует отметить, что положениями ст. 7 Федерального закона от 10.01.1996 N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" наиболее уязвимая в социальном плане категория судей в отставке, удаленных в отставку по объективным, не зависящим от них причинам, ("в связи с неспособностью по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи и признанных инвалидами" - пп. 2 пункта 1 статьи 14 Закона о статусе судей и "вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным" - пп. 9 пункта 1 статьи 14 Закона о статусе судей), оказалась ущемленной в своих социальных правах по отношению к другим категориям судей в отставке.
Более того, законодатель фактически предоставил преимущество не этой наиболее незащищенной категории судей в отставке, вынужденных уйти или удаленных в отставку по объективным причинам, а тем, кто ушел по основанию, предусмотренному пп. 1 п. 1 ст. 14 Закона о статусе судей (письменное заявление судьи об отставке), т.е. "сбежал с корабля".
Попытка через Конституционный Суд РФ восстановить справедливость оказалась безуспешной.
Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, в соответствии с которой "указанным категориям судей ежемесячное пожизненное содержание может быть предоставлено на общих основаниях, при том, что стаж их работы в должности судьи может составлять менее пяти лет. Установление же для них иных условий пенсионного обеспечения (в том числе касающихся порядка исчисления стажа работы в качестве судьи) является прерогативой законодателя и не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" <23>.
--------------------------------
<23> Определение Конституционного Суда РФ от 23.09.2010 N 1224-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Иванова Виктора Ивановича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации".
Законодатель до настоящего времени эту правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации не принял во внимание.
Проведенный анализ действующего законодательства приводит к выводу, что получение статуса судьи в отставке должно быть "обременено" достаточно длительным исполнением судейских полномочий, действительно оправдывающим тот пакет социально-правового обеспечения судьи в отставке. Необходимо законодательно закрепить, что судьей в отставке может считаться только тот, кто заслужил это почетной звание многолетним трудом на поприще правосудия, именно и только на судейском поприще.
Судья в отставке - это гражданин, осуществлявший судейские полномочия не менее срока, установленного законом, ушедший в отставку по собственному желанию или по основаниям, предусмотренным законом.
Гражданин, находящийся в этом правовом режиме жизнедеятельности не является судьей, не обладает властными полномочиями, не может быть ограничен в своих правах иначе как законом, а при достижении установленного законом возраста имеет право на специальное социально-правовое обеспечение.
Анализируя правовое положение судьи в отставке, нельзя не отметить принципиальной позиции российского законодателя, запрещающего судье в отставке трудиться по юридической профессии.
По возрасту социальная группа судей в отставке, не получающих ежемесячного пожизненного содержания, неоднородна. На середину 2011 года численность судей в отставке из судов общей юрисдикции, не получающих ежемесячного пожизненного содержания, находящихся в возрасте от 30 до 40 лет, составляет около пятисот граждан, от 40 до 50 лет - около семисот граждан и от 50 до 55 лет - около трехсот граждан. В арбитражных судах ежегодно число судей, уходящих в отставку, не достигнув возраста, дающего право на получение ежемесячного пожизненного содержания, составляет 20 - 30 человек.
По сообщению Председателя Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедева на февральском (2012 г.) совещании председателей судов общей юрисдикции, только за последние два года (2010 - 2011 гг.) 1180 судей общей юрисдикции ушли в отставку, не достигнув возраста для получения ежемесячного пожизненного содержания. За этим фактом, впервые приданным публичной огласке, стоит серьезная проблема судьи в отставке, не получающего ежемесячного пожизненного содержания, обеспечения своей жизни и жизни своей семьи, которая требует особого внимания.
П. 3 ст. 3 Закона о статусе судей устанавливает, что действующему судье запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Положениями п. 6 ст. 15 Закона о статусе судей законодатель распространил на судью в отставке, т.е. на гражданина, не обладающего властными полномочиями, ограничения, установленные для действующего судьи. Применительно к действующему судье термин "другой оплачиваемой должностью" понятен - он выражает запрет заниматься чем бы то ни было, кроме судейской, за исключением преподавательской, научной и иной творческой, деятельности.
А вот применительно к гражданам, судейской деятельностью не занимающимся, он означает принципиально иное - запрет для судей, пребывающих в отставке и имеющих стаж работы в должности судьи менее 20 лет либо не достигших возраста 55 (для женщин - 50) лет, т.е. еще не приобретших права на получение ежемесячного пожизненного содержания, заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Нельзя не признать, что это принципиально меняет смысл нормы закона (!).
Попытка поднять проблему статуса судей в отставке в широкой печати <24> не вызвала у общественности ни малейшего интереса. А она особенно актуальна для тех, кто осуществлял правосудие от имени Российской Федерации в должностях судей районных судов в районных центрах и мировых участках в глубинке нашей необъятной России.
--------------------------------
<24> См.: Большова А., судья в отставке. Профессия под запретом. Дискриминация судей в отставке прописана в Законе о статусе судей // Российская газета. 2008. 2 апреля.
В судебной практике есть пример, когда судья в отставке вынужден искать работу через отдел занятости населения, получать пособие по безработице <25>. Представляется, что такое положение вряд ли способствует повышению авторитета судебной власти и независимости судей.
--------------------------------
<25> Решение Верховного Суда РФ от 15 декабря 2006 г. N ГКПИ06-1473; Определение Верховного Суда РФ от 15 марта 2007 г. N КАС07-38.
Правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации, выраженная в решении Верховного Суда РФ от 26.08.2010 N ГКПИ10-843, состоит в том, что даже работа в судебной системе судье в отставке противопоказана! Этим решением Верховный Суд РФ признал правильным законным и обоснованным прекращение отставки мирового судьи в связи с тем, что она, имея стаж работы в качестве судьи полных 7 лет при стаже судебной работы менее 20 лет и отсутствии возраста 50 лет, работала помощником мирового судьи, что является нарушением требований пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей <26>.
--------------------------------
<26> Решение Верховного Суда РФ от 26.08.2010 N ГКПИ10-843.
Пока совершенно не ясно, может ли, согласно действующему законодательству, судья в отставке сменить свою профессию, приобрести другое образование и работать по новой специальности, например слесарем-сантехником, или пойти в автосервис без риска попасть в разряд бывших коллег, которым по решению квалификационной коллегии судей прекратили отставку и лишили права на ежемесячное пожизненное содержание. Ведь среди разрешенных видов деятельности для судьи в отставке в законодательстве нет ничего из перечисленного.
Исходя из вышеизложенного, вряд ли можно считать ошибочным вывод о том, что для высококвалифицированного юриста, которым, без сомнения, является гражданин, наделявшийся ранее до этого Президентом РФ судейскими полномочиями и вершивший от имени государства правосудие, отставка без ежемесячного пожизненного содержания практически равнозначна потере источника существования.
Представляется, что выходом из создавшегося положения может стать введение института приостановления отставки судьи по собственному желанию со снятием гарантий неприкосновенности, членства в судейском сообществе, запрета на профессиональную юридическую деятельность за исключением отдельных ее видов и т.п.
Анализ законодательства, показывает актуальность разработки теоретических основ формирования дефиниций статуса судьи, судьи в отставке, принципов государственной политики правового регулирования статуса судьи учитывающих всю совокупность реальных правоотношений, в которых осуществляется жизнедеятельность гражданина: на этапе формирования желания стать судьей, на этапе осуществления судейских полномочий, включая его профессиональную деятельность и членство в судейском сообществе, на этапе пребывания судьи в отставке после окончания судейской деятельности.
Наука судебной власти, являющаяся наиболее "приближенной" к правовому регулированию статуса судьи, должна в формировании дефиниции статуса судьи и принципов государственной политики правового регулирования статуса судьи учитывать совокупность всех аспектов реальных правоотношений, в которых осуществляется жизнедеятельность гражданина: на этапе формирования желания стать судьей, на этапе осуществления судейских полномочий, включая его профессиональную деятельность и членство в судейском сообществе, на этапе после окончания судейской деятельности.
Обеспечение преемственности и взаимосвязи государственной политики правового регулирования на разных этапах динамики статуса гражданина (судьи) является важнейшим условием обеспечения высокого профессионализма кадров судейского корпуса и его стабильности, что отвечает интересам российского общества.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.