Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Экологическое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ В РОССИИ
И.Б. КАЛИНИН
В допетровские времена, в силу неразвитости промышленности, использование ресурсов недр законами не регулировалось, собственники земли могли беспрепятственно добывать минералы и обрабатывать их. Практический интерес представляли только леса, воды и объекты животного мира. Права на них были неразрывно связаны с правом на земельные участки. В XII - XV вв. земли вместе с населенными крестьянами деревнями передавались русскими князьями по жалованным грамотам монастырям и своим подданным. Вместе с землями к приобретателям переходило право на использование лесов, озер, рек, объектов животного и растительного мира.
Использование объектов животного мира многие сотни лет регулировалось нормами обычного права. Человек, заботясь о воспроизводстве живых природных ресурсов, путем длительных наблюдений за природой выработал определенные ограничения на их использование. Не допускались (обычаями) лов рыбы в период нереста, отстрел медведиц с медвежатами, охота на птиц во время гнездования.
По мере развития института частной собственности находит свое правовое оформление охрана объектов природы через охрану права собственности. Русская Правда устанавливала запрет на кражу дров, а не на рубку леса, так как дрова - это имущество. Штраф за повреждение или уничтожение борти предусматривался, поскольку "имущество князя охраняется и в лесу" <1>. А за княжескую борть - 3 гривны, если выжгут или разломают <2>. В ст. 69 Русской Правды указывалось, что если кто похитит пчел из улья, должен заплатить 3 гривны князю, а за мед - владельцу улья. Борти в лесах или пасеки с ульями принадлежали князьям и другим феодалам в числе наиболее ценных угодий <3>.
--------------------------------
<1> Российское законодательство X - XX веков: В 10 т. М., 1985. Т. 1. С. 48, 62.
<2> Тихомиров М.Н. Пособие по изучению Русской Правды. М., 1953. С. 75 - 86.
<3> Там же. С. 87 - 112.
В Соборном уложении 1649 г. предусматривалась имущественная ответственность за нарушение правил лесопользования, повлекшее ущерб не только лесу, но и обитающим в нем зверям и птицам: "А буде кто по недружбе учнет в чьем лесу на станех огонь класти, и от того в том лесу учинится пожар, или в чьем лесу пожар учинится от конских, или иные животины от пастухов небреженьем, и таким пожаром учинят поруху бортному деревью и пчелам, и зверь и птицы из того лесу тем пожаром отгонят, и на тех людей за такое пожарное разорение взяти пеня, что государь укажет, а истцу велети на них доправити убытки по сыску" <4>.
--------------------------------
<4> Российское законодательство X - XX веков: В 10 т. Т. 3. С. 140.
Петр I (1696 - 1725) ввел ряд жестких ограничений на использование природных ресурсов. В первую очередь это относилось к лесам и полезным ископаемым как ресурсам, наиболее необходимым для нужд промышленности, армии и флота. С 1705 года запрещалось на расстоянии 50 верст (1 верста - 1,07 км) от больших и 20 верст от малых рек рубить дуб, лиственницу, клен высота которых составляла 12 и более аршин (1 аршин - 71,12 см). Рубка казной (государством) и для казны разрешалась в любых местах и бесплатно, даже если земля не являлась казенной. С 1703 года предусматривались административные и уголовные наказания за незаконную рубку леса. За каждое срубленное дерево (кроме дуба) налагался штраф в размере 10 рублей, за срубленный дуб устанавливалась смертная казнь. Даже за порубку дубового валежника виновные ссылались на каторгу.
В 1700 г. в России впервые появились правила использования недр. Петр I "повелел воеводам и особым чиновникам отыскивать руды на землях всех вообще владельцев". 10 декабря 1719 г. был издан Указ об учреждении Берг-коллегии, в ведение которой входило управление горными делами. Полезные ископаемые объявлялись собственностью казны. Этим же Указом устанавливались правила разведки и добычи полезных ископаемых.
Для стабилизации и упрочения гражданско-правового оборота полезных ископаемых с 1762 г. предписывалось "заводы и фабрики с их строениями, медные и железные рудники, соляные росолы и трубы, как предметы, сокровенные в недрах земных, а также леса делить между наследниками как недвижимое имущество" <5>. Собственник земельного участка был вправе продать ископаемые земли отдельно от ее поверхности или оставить их за собой, продав поверхность земли <6>. Таким образом, в российском законодательстве собственник мог запретить искать, а тем более разрабатывать недра его земли. В отношении личных участков бывшей надельной земли право на недра оставлялось за сельскими обществами. Исключение было сделано для таких полезных ископаемых, как торф, песок, глина и т.п. <7>.
--------------------------------
<5> Булгаков М.Б., Ялбулганов А.А. Российское природоохранное законодательство XI - начала XX веков. М.: Легат, 1997. С. 21.
<6> Свод законов Российской империи. Т. 10. Ч. I. Ст. 432.
<7> Данилов В.Ф. Формирование института лесной собственности в законодательстве Российской Империи XIX - XX веков // История государства и права. 2007. N 7.
С 1704 г. Указом Петра I все рыбные ловли (право ловить рыбу) были переданы в казну. Право на рыбную ловлю отдавалось в содержание из платежа оброка. Такое правило просуществовало до 1727 г., после чего рыбные ловли были переданы в вечное содержание собственникам земельных участков, но с платежами за них. Такие платежи существовали вплоть до 1775 г.
Со времен Петра I был введен запрет на охоту на зверей в окрестностях Санкт-Петербурга и Москвы. С 1714 г. лосей можно было только ловить и приводить в город, за что охотнику выплачивалось 30 рублей. В разное время устанавливались различные расстояния вокруг городов, в пределах которых охота запрещалась. Обычно это расстояние составляло от 30 до 100 верст. Александр I с 1802 г. ввел запрет на отлов, отстрел зверей, птиц без разрешения, установив тем самым лицензионный порядок охоты. За плату выдавались "билеты для стреляния в местах, принадлежащих казенному ведомству" <8>.
--------------------------------
<8> Неволин К.А. История российских гражданских законов: В 4 т. СПб., 1858. Т. 4. С. 345.
В Уголовном уложении 1845 г. появляется статья, предусматривающая ответственность за незаконный промысел котиков и бобров, самовольное создание рыбных заводов; незаконный улов рыбы; непринятие должностными лицами "мер по прекращению охоты и звериной и птичьей ловли в запрещенное время и в запрещенных местах, допущение торговли добытою в запрещенное время дичью", за нарушение правил о казенных и частных лесах. Но такого рода составы были ориентированы главным образом на защиту интересов собственности государства и частных лиц, нежели на защиту непосредственно экологических интересов <9>.
--------------------------------
<9> Тангиев Б.Б. История развития российского законодательства в области охраны окружающей среды (дореволюционный период) // История государства и права. 2006. N 10.
В XIX в. лесопользователи должны были соблюдать правила охраны лесов, установленные государством. Положением о сбережении лесов 1888 г. все леса подразделялись на две категории - защитные и незащитные. Рубка в защитных лесах могла осуществляться лишь по специальным разрешениям, под условием последовательного возобновления насаждений, и не могла быть сплошной <10>. Во второй половине XIX в. участки леса стали предоставляться в России в долгосрочную аренду на 48 лет удельным крестьянам с условием "его сбережения и правильного в нем пользования" <11>. На арендаторов возлагалась обязанность иметь особую лесную стражу <12>.
--------------------------------
<10> Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М.: Спарк, 1995. С. 193.
<11> Хаустов Д.В. Публично-правовые договоры в сфере использования и охраны лесов // Экологическое право. 2005. N 5.
<12> Фалеев Н.И. Лесное право. М., 1912. С. 112 - 113.
Закон об охоте 1892 г. <13> регулировал только спортивную охоту. Промысловая же охота, распространенная на окраинах России, никакими законами не регулировалась, хотя именно беспорядочный промысел больше всего причинял ущерб охотничьей фауне <14>.
--------------------------------
<13> Полное собрание законов Российской империи. 1892. Т 12. Ст. 8301.
<14> Колбасов О.С. Советское законодательство об охране природы за 40 лет // Экологическое право. 2006. N 5.
Реформы Екатерины II 1782 г. (1762 - 1796) преследовали цель ослабления государственного контроля за использованием природных ресурсов. В своих Узаконениях она ввела новые правила использования природных ресурсов, установив, что "владельцу земли дано полное право на все произведения, на поверхности и в водах ея обретающиеся, так и на все сокровенные в недрах ея металлы, минералы и другие ископаемые". Право собственности на природные ресурсы стало неразрывно связано с правом собственности на землю. Такой режим правового регулирования природопользования сохранялся в России вплоть до 1917 г.
Манифест 1782 г. отменил все ограничения на использование лесов. Межевые Инструкции 1754, 1766 гг. устанавливали, что "бортные ухожья, рыбные ловли, бобровые гоны, вспуды <15>, перевесы и всякие угодья, находящиеся на владельческих землях, отдавать в вечное содержание самим владельцам". Право собственности каждого в имении своем распространялось на леса и все произрастания, воды и внутренности земли.
--------------------------------
<15> Бобровые гоны - старорусский юридический термин, означавший право заниматься в должном месте бобровым промыслом; вспуды - ямы для ловли диких зверей. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Петербург, 1890 - 1907.
С 1872 г. началось правовое регулирование нефтедобычи. Поиск месторождений дозволялся всем, а для добычи нефти устанавливался разрешительный порядок. Нефтеносные участки, не разрабатываемые, не используемые недропользователем или не оплаченные им в течение двух лет, отбирались. На добытую нефть устанавливался акцизный сбор <16>.
--------------------------------
<16> Победоносцев К. Курс гражданского права. СПб., 1883. Ч. 1: Вотчинные права. С. 420.
Советский период развития природоресурсного права с 1917 г. характеризовался правом исключительной государственной собственности на все природные ресурсы - недра, леса, воды, землю и другие ресурсы. Ряд правовых норм, направленных на охрану природных ресурсов в процессе их использования, содержался в Декретах советского правительства "О социализации земли" (1918 г.), "О лесах" (1918 г.), "О недрах земли" (1920 г.), "Об охоте" (1920 г.) <17>.
--------------------------------
<17> Собрание узаконений РСФСР. 1918. N 25. Ст. 346; N 42. Ст. 522; 1920. N 36. Ст. 171; N 66. Ст. 297.
В 1920-х гг. вступили в силу Постановления ВЦИК и СНК РСФСР "Об организации и управлении рыбным хозяйством" <18>, "Положение о недрах земли и разработке их" <19>, республиканские правила производства охоты <20>, вводившие юридическую ответственность за браконьерство.
--------------------------------
<18> Собрание узаконений РСФСР. 1922. N 61. Ст. 780.
<19> Собрание узаконений РСФСР. 1923. N 54. Ст. 532.
<20> Собрание узаконений РСФСР. 1923. N 54. Ст. 687.
На начальном этапе советской власти горное, водное, лесное право рассматривались как самостоятельные отрасли права. В 30-е гг. XX в. их самостоятельность стала отрицаться, поскольку господствовала теория единого земельно-колхозного права. После обретения земельным правом самостоятельности в 40-е гг. горное, водное, лесное право стали включаться в земельное право в его широком смысле <21>. В конце 50-х гг. высказывались предложения о том, что в земельное право входят не только лесные, водные и горные отношения, но и отношения по использованию животного мира и даже воздуха <22>. В 60-е гг. Н.Д. Казанцевым впервые было высказано мнение о существовании природоресурсового права как самостоятельной отрасли права <23>, впоследствии поддержанное таким известными учеными-юристами, как В.В. Петров, Б.В. Ерофеев, В.К. Попов, Ю.А. Вовк и др., издавшими учебники по природоресурсовому праву.
--------------------------------
<21> Колбасов О.С. Экология: политика - право. М.: Наука, 1976. С. 147 - 148.
<22> Якушев В.С. Методы и принципы регулирования земельных отношений // Правоведение. 1961. N 4.
<23> Казанцев Н.Д. Природоресурсовое право и его пределы как интегрированной отрасли // Вестник Московского ун-та. 1967. Серия 10 "Право". N 6. С. 6 - 9.
С самого начала становления природоресурсного права как самостоятельной отрасли в его предмет включалось экологическое (природоохранное, природоохранительное) право, поскольку исторически использование природных ресурсов началось гораздо раньше, чем возникла потребность в их охране. В дальнейшем уже природоресурсное право стали включать в Особенную часть экологического права (права окружающей природной среды). Между тем сущность природоресурсных отношений как общественных отношений по поиску, оценке, разведке и добыче природных ресурсов и связанных с ними отношений не изменяется на протяжении многих столетий и не зависит от методов и масштабов природоохранной деятельности, что свидетельствует о самостоятельности отрасли природоресурсного права. Это подтверждается как наличием самостоятельных предмета и метода отрасли, так и заинтересованностью российского общества в обеспечении рационального использования природных ресурсов. Только за последние десятилетия в России были приняты десятки федеральных законов и сотни подзаконных нормативных правовых актов в сфере использования ресурсов недр, водных объектов, лесов, объектов животного мира <24>.
--------------------------------
<24> См. подробнее: Калинин И.Б. Природоресурсное право. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2009. 350 с.; Ермолина М.А. Отношения в области охраны и использования природных ресурсов как предмет диссертационных исследований. // Юридическая мысль. 2005. N 6 (31). С. 51 - 55.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Экологическое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.