Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
М.А. ЛАПИНА, А.В. ЛАПИН
Общественный финансовый контроль является разновидностью негосударственного финансового контроля. В свою очередь, негосударственный финансовый контроль является неотъемлемой частью финансовой деятельности. В сфере негосударственного финансового контроля "сталкиваются интересы различных социальных групп и в том числе публичные и частные интересы" <1>.
--------------------------------
<1> Котов В.В. Правовая концепция интегрированной системы негосударственного финансового контроля: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2010. С. 4.
Негосударственный финансовый контроль - это урегулированная нормами права деятельность по контролю за своевременностью и точностью финансового планирования, обоснованностью и полнотой поступления и движения финансовых и материальных средств, правильностью и эффективностью их использования, осуществляемая уполномоченными на то субъектами: муниципальными органами власти, общественными и иными негосударственными организациями и объединениями, гражданами.
Негосударственный финансовый контроль подразделяется на:
1) муниципальный - представительные и исполнительные органы местного самоуправления (за счет контролирующего субъекта), в т.ч. контрольно-счетные органы муниципальных образований;
2) внутрихозяйственный (за счет собственных средств хозяйствующих субъектов);
3) аудиторский (за счет контролируемого субъекта);
4) общественный (за собственный счет общественной организации (объединения) или безвозмездно, а также, возможно, за счет третьих лиц).
По мнению В.В. Котова, негосударственный финансовый контроль осуществляется правомочными негосударственными органами, организациями, включая общественные, их подразделениями, а также гражданами-предпринимателями без образования юридического лица <2>. На наш взгляд, возможным субъектом общественного финансового контроля, а в некоторых случаях и обязательным, является гражданин. В целом общественный контроль непосредственно представляет интересы граждан, общественных групп или общественных объединений в любой сфере жизнедеятельности.
--------------------------------
<2> Котов В.В. Правовая концепция интегрированной системы негосударственного финансового контроля. М.: ВГНА, 2007. С. 107.
В теории государства и права, в административном и финансовом праве до сих пор не решены вопросы о сущности общественного контроля и о соотношении с государственным контролем. По нашему устоявшемуся мнению, развитие гражданского общества должно сопровождаться расширением общественного контроля, который, не заменяя контрольно-надзорную деятельность государственных органов, окажет помощь в реализации социально-экономических программ на федеральном и региональном уровнях <3>.
--------------------------------
<3> Лапина М.А. Административная реформа: анализ первых итогов и проблем, стоящих перед субъектами исполнительной власти // Право и политика. 2005. N 10.
С.М. Зубарев обращает внимание, что только экономически и политически свободные граждане и их объединения способны обеспечить эффективный, независимый, реальный контроль в сфере государственного управления. Поэтому будет оправданным рассматривать общественный (гражданский) контроль через призму контрольной деятельности институтов гражданского общества и отдельных граждан <4>. При этом полноценный общественный контроль может осуществляться только при определенном уровне развития гражданского общества.
--------------------------------
<4> Зубарев С.М. Понятие и сущность общественного контроля за деятельностью государственных органов // Административное право и процесс. 2011. N 5.
Существующие представления о гражданском обществе являются результатом длительной эволюции в истории социально-философской и политической мысли, и этим объясняется их многообразие и противоречивость. В современном понимании гражданское общество трактуется как сфера общественных отношений вне государства и его органов, т.е. "общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми и культурными отношениями между людьми, независимое от государства, но взаимодействующее с ним" <5>. Второе толкование понятия "гражданское общество" связано с определенным состоянием общества и отождествляется с государством особого типа, в котором юридически обеспечены и политически защищены основные права и свободы личности, в силу чего оно может считаться цивилизованным, т.е. гражданским, обществом. В любом случае развитие институтов гражданского общества является важнейшей предпосылкой построения правового государства, в котором будет тесное взаимодействие и сотрудничество между государством и гражданским обществом.
--------------------------------
<5> Баренбойм П.Д. Правовое государство как партнер гражданского общества: к 150-летию опубликования концепции "Государство как произведение искусства" // Законодательство и экономика. 2010. N 9.
При этом гражданское общество предполагает наличие в распоряжении граждан собственности (индивидуальной или коллективной), их способности к самоорганизации и осуществлению деятельности в институтах гражданского общества, гарантий государства по обеспечению законности и правопорядка в процессе осуществления такой деятельности. Следует согласиться с мнением А.П. Кочеткова: "...гражданское общество понимается как система общественных отношений и институтов, выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества, активно взаимодействующая с государством, правящими элитами и дающая возможность человеку реализовать его гражданские права" <6>.
--------------------------------
<6> Кочетков А.П. Некоторые тенденции развития современного гражданского общества // Государственная служба. 2010. N 1. С. 31.
Сформированность и системность гражданского общества - одно из главных условий построения правового государства, а правовое государство, в свою очередь, - главное условие существования и развития гражданского общества. Одним из институтов гражданского общества является общественный контроль в различных сферах жизнедеятельности общества и государства. Соответственно, общественный финансовый контроль с позиции развития гражданского общества следует рассматривать как подынститут общественного контроля.
Следует учитывать, что государственный и общественный контроль основаны на схожих принципах и имеют общие черты, но различаются по способу возникновения, порядку создания, правовому положению и характеру полномочий. Путем логических рассуждений А.А. Васильев приходит к выводу, что Счетная палата РФ и иные государственные органы внешнего финансового контроля, оставаясь государственными, становятся вместе с тем и контролем общественным (народным) в высшем смысле этого слова и приобретают общественный авторитет <7>.
--------------------------------
<7> Васильев А.А. Актуальные вопросы конституционно-правового статуса Счетной палаты Российской Федерации // Финансовое право. 2004. N 4. С. 11.
В настоящее время не существует нормативно закрепленного понятия общественного контроля. Так, С.М. Зубарев с позиции ученого-административиста предлагает ввести в научный оборот определение этого понятия: "Общественный контроль - системная деятельность уполномоченных институтов гражданского общества и отдельных граждан по установлению соответствия функционирования государственных органов нормативно-правовым стандартам и корректирование выявленных отклонений посредством обращения в уполномоченные государственные органы либо к общественному мнению" <8>. По мнению ученого, объектом контрольной деятельности институтов гражданского общества и отдельных граждан выступают исключительно государственные органы. На наш взгляд, объектом общественного контроля могут выступать любые органы и организации, созданные в различных организационно-правовых формах и осуществляющие свою деятельность в интересах граждан и общества.
--------------------------------
<8> Зубарев С.М. Понятие и сущность общественного контроля за деятельностью государственных органов // Административное право и процесс. 2011. N 5.
Специфические признаки общественного контроля и его отличие от государственного контроля выявил В.В. Гриб:
- общественный контроль не обладает властным характером;
- общественный контроль не является обязательным;
- субъектами общественного контроля не могут являться органы государственной власти и органы местного самоуправления;
- общественный контроль осуществляется от имени общественности и граждан <9>.
--------------------------------
<9> Гриб В.В. Общественная палата Российской Федерации как орган общественного контроля // Юридический мир. 2010. N 3. С. 32 - 39.
До сих пор в действующем законодательстве отсутствует определение финансового контроля и тем более общественного финансового контроля. Специалисты финансового права также не имеют единого мнения по данному вопросу. Так, Н.И. Химичева отмечает, что общественный финансовый контроль основан на конституционном праве граждан участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ) и конституционной обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить каждому лицу возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Общественный финансовый контроль могут осуществлять отдельные граждане, трудовые коллективы, общественные объединения <10>. Как точно подметил С.М. Зубарев, говоря об общественном контроле, "сложившееся в советское время его понимание как контроля, осуществляемого общественными организациями, трудовыми коллективами и непосредственно гражданами, не совсем верно отражает нынешние общественно-политические и социально-правовые реалии. В условиях становления и развития институтов гражданского общества правильнее говорить об этом понятии в контексте контроля со стороны институтов формирующегося гражданского общества" <11>.
--------------------------------
<10> Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма; ИНФРА-М, 2011. С. 168.
<11> Зубарев С.М. Указ. соч.
Большинство исследователей под общественным финансовым контролем понимают, главным образом, контроль за использованием бюджетных средств и ресурсов органами исполнительной власти. К примеру, С.В. Степашин определяет общественный финансовый контроль как осуществляемый от имени общества независимый внешний контроль за использованием исполнительной властью общественных средств и ресурсов <12>.
--------------------------------
<12> Степашин С.В. От "ауди" к аудиту. Независимый финконтроль как гарант сильной России // Российская газета (федеральный выпуск). 2009. N 4937. 24 июня.
При этом единое понимание данной категории у разных юристов отсутствует, что создает различные проблемы как в правотворческом, так и в правоприменительном процессах. Так, Е.В. Терехова считает, что общественный финансовый контроль - это "совокупность мероприятий по проверке исполнения финансового законодательства, соблюдения финансовой дисциплины при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности общественными объединениями, осуществляемых отдельными гражданами и общественными организациями с целью обеспечения финансовой стабильности", он "предназначен для осуществления финансового контроля в общественных объединениях для содействия реализации финансовой политики государства" <13>. Автор приведенного понятия в основе объекта финансово-контрольной деятельности указывает лишь общественные объединения, в отношении которых и должен осуществляться общественный финансовый контроль.
--------------------------------
<13> Терехова Е.В. Финансово-правовые аспекты негосударственного финансового контроля в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
Полагаем, что понятие общественного финансового контроля должно основываться на рассмотренном нами ранее понятии негосударственного финансового контроля и понятии общественного контроля.
Итак, общественный финансовый контроль - это урегулированная нормами права деятельность институтов гражданского общества и отдельных граждан по контролю за своевременностью и точностью финансового планирования, обоснованностью и полнотой поступления и движения финансовых и материальных средств, правильностью и эффективностью их использования, осуществляемая посредством обращения в уполномоченные государственные органы либо к общественному мнению.
Для общественного финансового контроля характерна деятельность ради общественного благополучия. Он реализуется на основе общественных институтов и законов, обязывающих, главным образом, органы исполнительной власти различного уровня предоставлять достоверную информацию всем заинтересованным субъектам общественного финансового контроля (юридическим и физическим лицам). Главной функцией субъектов общественного финансового контроля является в той или иной степени расширение пределов свободы и наделение населения властью, вовлечение его в процесс социальных изменений и активности, в развитие социальной защиты. Основным мотивом участия в общественном финансовом контроле является естественное стремление граждан и их объединений к сотрудничеству с органами государственной и муниципальной власти для реализации коллективных целей и улучшения качества своей частной жизни.
Общественный финансовый контроль осуществляется не только на общих принципах финансового контроля (законности, независимости и объективности), но и на основе принципов компетентности и гласности. Принцип компетентности предполагает соблюдение действующего законодательства, применение эффективных методов финансового контроля, профессиональные навыки по анализу документов финансовой отчетности. Принцип гласности предполагает непосредственное информирование руководящих органов и членов общественных объединений о результатах финансового контроля, а также в случае необходимости информирование заинтересованных лиц через средства массовой информации.
По мнению С.В. Степашина, "общественный финансовый контроль осуществляется институтами гражданского общества - СМИ, Общественной палатой, Российским союзом налогоплательщиков" <14>. Представляется, что средства массовой информации - газеты, журналы, телевидение, радио и Интернет - играют большую роль в организации общественного финансового контроля. Они используются как средство донесения информации и выражают интересы различных общественных организаций, политических партий и иных структур. Именно через средства массовой информации, в которых используется механизм обратной связи, формируется общественное мнение. Деятельность общественного финансового контроля, осуществляемая в отношении денежных фондов государства и муниципальных образований, базируется на официальной статистической информации, официальных отчетах Счетной палаты РФ и счетных палат субъектов РФ.
--------------------------------
<14> Степашин С.В. Указ. соч.
Субъектами общественного финансового контроля могут выступать:
- Общественная палата РФ и региональные общественные палаты;
- общественные советы, создаваемые при государственных и муниципальных органах;
- общественные объединения, специализирующиеся на деятельности по осуществлению общественного финансового контроля;
- контрольно-ревизионные органы внутри общественных объединений и иных некоммерческих организаций, осуществляющие внутренний финансовый контроль;
- отдельные граждане.
Общественная палата РФ действует в рамках системы общественного контроля на федеральном уровне. Общественная палата РФ представляет собой постоянно действующий независимый орган публичного права, реализующий миссию функционального представительства, целью которого является обеспечение взаимодействия граждан и их объединений с институтами государственной власти и органами местного самоуправления, защиту своих прав при реализации государственной политики и осуществлении общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления <15>. В рамках системы общественного контроля на региональном уровне действуют общественные палаты субъектов РФ <16>.
--------------------------------
<15> Гриб В.В. Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества в Российской Федерации: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2011. С. 18.
<16> На официальном сайте Общественной палаты размещены ежегодные доклады о состоянии гражданского общества в РФ. URL: http://oprf.ru/documents/1151/1568/.
Общественная палата РФ и региональные общественные палаты призваны осуществлять экспертизу законодательных актов и законопроектов исполнительной власти, проводить слушания и вырабатывать рекомендации по проблемам, затрагивающим интересы общественности. Гражданская экспертиза и общественный контроль утверждают роль гражданского общества в качестве независимого субъекта контрольно-надзорной деятельности. Сформировалась институциональная основа гражданского контроля и экспертизы: общественные советы при министерствах и иных органах государственной власти; общественные консультативные советы при главах субъектов РФ; общественные советы при федеральных министерствах и их территориальных органах; советы по противодействию коррупции; общественные наблюдательные комиссии по обеспечению прав человека в местах принудительного содержания.
В полномочия Общественной палаты входит: "Давать заключения о нарушениях законодательства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также о нарушениях свободы слова в средствах массовой информации и направлять указанные заключения в компетентные государственные органы или должностным лицам" <17>. Следует полностью согласиться с мнением Н.И. Огневой о том, что, поскольку в данной норме прямо не указано, о нарушениях в какой конкретной сфере законодательства вправе давать заключения Общественная палата, это дает основания предположить, что в том числе это могут быть и нарушения в сфере финансового законодательства <18>.
--------------------------------
<17> Статья 16 Федерального закона от 04.04.2005 N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" (ред. от 06.12.2011) // СЗ РФ. 2005. N 15. Ст. 1277.
<18> Огнева Н.И. Общественные институты финансового контроля // Шестаев Н.Т., Лапина М.А. Государственные и общественные институты финансового контроля: история и современность: Монография. М.: ВГНА Минфина России, 2011. С. 192.
Ростки общественного финансового контроля проявляются через контрольно-ревизионную деятельность наиболее активных граждан во всевозможных общественных объединениях, в саморегулируемых организациях и иных некоммерческих организациях.
Контроль за источниками доходов и размерами расходов общественных объединений осуществляют образованные в них контрольно-ревизионные органы. В соответствии с п. 2 ст. 20 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (ред. от 01.07.2011) <19> контрольно-ревизионный орган должен быть предусмотрен уставом. Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в контрольно-ревизионные органы соответствующего объединения.
--------------------------------
<19> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 21. Ст. 1930.
Создание ревизионных комиссий потребительских обществ и контрольно-ревизионных управлений союзов потребительских обществ предусмотрено Федеральным законом от 19 июня 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах)" (ред. от 21.03.2002) <20>.
--------------------------------
<20> Российская газета. 1997. N 136. 17 июля.
Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в т.ч. за деятельностью его председателя, правления и членов правления, осуществляет ревизионная комиссия (ревизор), избранная общим собранием из числа членов такого объединения в составе одного или не менее трех человек сроком на два года <21>. В Федеральном законе от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" (ред. от 30.11.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2012) ст. 8 посвящена общественному контролю за формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений. В соответствии с п. 1 этой статьи общественный контроль за формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений осуществляется Общественным советом по инвестированию средств пенсионных накоплений <22>. Положения об общественном контроле содержатся и в Федеральном законе от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (ред. от 28.06.2011, с изм. от 21.11.2011) <23>. Общественный контроль осуществляет Совет по инвестированию накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих. Персональный состав Совета формируется из представителей саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка бумаг, иных общественных организаций и федеральных органов исполнительной власти (п. 2 ст. 8).
--------------------------------
<21> В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (ред. от 01.07.2011, с изм. от 07.12.2011) (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 16. Ст. 1801.
<22> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 30. Ст. 3028.
<23> Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 34. Ст. 3532.
Одной из важнейших разновидностей общественного финансового контроля может стать контроль отдельных граждан. В его основе лежит конституционное право человека и гражданина обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ). Право на обращения является абсолютным, неограниченным и неотчуждаемым правом гражданина. Любой гражданин Российской Федерации может обратиться в любой орган публичной власти, к любому должностному лицу, по любому значимому для него поводу. С этим правом граждан корреспондирует обязанность перечисленных органов, их руководителей и должностных лиц принимать обращения, регистрировать их, рассматривать эти обращения и давать на них своевременные ответы в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (ред. от 27.07.2010) <24>.
--------------------------------
<24> Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 19. Ст. 2060.
В любых вариантах, независимо от субъектов, осуществляющих общественный финансовый контроль, это проявление активной гражданской позиции. Таким гражданам предоставляется возможность реализации форм защиты частных интересов путем допуска к информации при использовании собственных средств граждан в некоммерческих и иных организациях. Реализация защиты государственных интересов осуществляется путем допуска к информации о расходовании бюджетных средств публичными органами исполнительной власти федерального, регионального и муниципального уровней. Причем их полномочия должны ограничиваться возможностями получения необходимой и достаточной информации по финансовой отчетности. К осуществлению деятельности по проведению общественного финансового контроля по расходованию бюджетных средств должны допускаться лица (граждане или общественные объединения) с определенным уровнем соответствующей квалификации. В уставе общественной организации должна быть закреплена функция по осуществлению общественного финансового контроля.
Пожалуй, одной из самых серьезных социально-государственных проблем в нашей стране является коррупция. Противодействовать ей возможно только скоординированной деятельностью всех органов государственной власти и органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и конкретных граждан. В этой связи большое значение приобретают меры профилактического характера, которые прежде всего предусматривают развитие институтов общественного контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства и совершенствование механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. Данная проблема не может не касаться организаций и граждан, осуществляющих общественный финансовый контроль, поскольку основу коррупции всегда составляют злоупотребления должностного лица своими полномочиями в целях незаконного получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера.
Общественный финансовый контроль только зарождается. Значение общественного финансового контроля в системе финансового контроля пока незначительно, что вызвано, главным образом, недостаточным развитием гражданского общества.
Очевидно, что именно в процессе независимого общественного финансового контроля за исполнением бюджета можно установить эффективность использования государственных ресурсов после осуществления финансирования той или иной государственной или муниципальной программы. Поэтому в последнее время возникла необходимость изменить подход к проведению проверок и ревизий, уделять больше внимания результативности работы проверяемых организаций.
Вышеизложенное позволяет прогнозировать дальнейшее усиление роли общества в сфере финансового контроля за счет уточнения и конкретизации контрольных функций отдельных общественных организаций, создающихся для осуществления общественного финансового контроля. При этом необходимым условием успешного функционирования общественного финансового контроля будет являться четкая правовая регламентация всех аспектов контрольной деятельности: определения ее границ, методов и форм осуществления, установления правового статуса контрольных органов, объема их прав и обязанностей.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.