Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И.И. КЕЛЬБЯ
Действующая российская Конституция <1> для определения статуса человека в системе правовых отношений, которые возникают между отдельным индивидом и государством и которые характеризуют его положение в обществе, использует широко дифференцированный понятийный аппарат, адекватный современному уровню цивилизованных отношений между людьми и публично-властными структурами.
--------------------------------
<1> Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. N 237. 1993. 25 декабря.
Исследованию этого правового института посвящены научные труды таких выдающихся российских ученых-юристов, как С.А. Авакьян <2>, Л.Д. Воеводин <3>, О.Е. Кутафин <4>, и других государствоведов.
--------------------------------
<2> Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. М., 1994.
<3> Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М.: Норма, 1997.
<4> Кутафин О.Е. Российское гражданство. М., 2004.
Представляется, что гражданство как двустороннее взаимодействие человека и государства есть такая сложная и тонко дифференцированная правовая связь этих субъектов, которой свойственны следующие особые признаки. Во-первых, эта правовая связь характеризуется исключительно высоким уровнем юридической определенности, т.к. обе стороны в этом отношении имеют четко обозначенные права и несут конкретные обязанности. Во-вторых, это не рядовая и одинарная, а основная правовая связь человека с государством, поскольку в этом отношении участвуют главные субъекты общественно-политической жизни: с одной стороны, человек как высшая ценность общественного мироздания, а с другой - государство как доминирующий компонент политической системы, и, кроме того, эта правовая связь выполняет роль первичного основания всех возможных юридических отношений между государством и индивидом, в силу чего в самом концентрированном виде закрепляется в Основном Законе. В-третьих, это политическая правовая связь между человеком и государством, т.к. имеет место между государством в целом как политической организацией всего народа и отдельным индивидом, пользующимся в силу своего гражданства политическими правами и свободами. В-четвертых, гражданство есть личная связь человека с государством, что подчеркивается отсутствием коллективного гражданства; отношение гражданства имеет свое правовое значение только в том случае, когда документально определено персонифицированное отношение государства к отдельно взятому индивиду. Кроме того, по действующему законодательству отношения гражданства могут быть прекращены только по личному волеизъявлению самого гражданина. В-пятых, это взаимная и двусторонняя правовая связь, поскольку в отношениях гражданства всегда участвуют два субъекта - человек и государство. В-шестых, гражданство - это правовая связь человека с государством в форме общерегулятивного правоотношения, поскольку на его основе возникают многочисленные другие правовые отношения. В-седьмых, гражданство - экстерриториальная правовая связь человека с государством в силу того, что она не прерывается, если гражданин выезжает за пределы государства своей гражданской принадлежности. В-восьмых, гражданство есть легальная правовая связь этих субъектов: человека и государства. Она устанавливается законом, соответствует принципам и нормам морали и в результате признается легитимной и достоверной всеми участниками соответствующей правовой системы. В-девятых, гражданство - непрерывная правовая связь, т.к. законодательство о гражданстве не предусматривает возможности его приостановления. И, наконец, в-десятых, гражданство представляет собой устойчивую правовую связь между его носителями, что проявляется в том, что человек обладает правом на гражданство в течение всей своей жизни, а государство не вправе лишить его гражданства.
Внимательный анализ нормативного определения понятия российского гражданства, закрепленного в ст. 3 Закона "О гражданстве Российской Федерации" <5>, где сказано, что гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей, наводит на мысль о необходимости его уточнения. Прежде всего в тексте Закона следовало бы указать, что гражданство есть правовая связь человека с государством, не только устойчивая, но и основная и политическая. Это позволило бы выделить отношения гражданства из всей остальной массы правовых связей человека с государством. Важно также указать в нормативном определении российского гражданства основной и самый существенный признак гражданства, отличающий эту правовую связь от всех других правовых связей, которые возникают между физическим лицом и государством, а именно то, что гражданство влечет за собой признание наличия у гражданина всех основных, т.е. закрепленных в Конституции, прав, свобод и обязанностей. Это, на наш взгляд, значительно повысило бы практическую ценность законодательного определения и закрепления дефиниции российского гражданства.
--------------------------------
<5> О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон N 62-ФЗ от 31.05.2002 // Российская газета. N 100. 2002. 5 июня.
С учетом сказанного гражданство Российской Федерации можно было бы определить как основное пожизненное законно установленное и публично-властное отношение между человеком и Российским государством, являющееся основанием возникновения всех конституционных прав, свобод и обязанностей индивида.
Действующее в Российской Федерации законодательство содержит обширный массив правовых норм, призванных регулировать отношения гражданства, что значительно осложняет задачу дифференциации их на самостоятельные институты. Ознакомление с научной и учебной литературой по данной проблеме показывает, что в динамике конституционно-правовых отношений российского гражданства одни авторы выделяют два института (приобретение и утрата) <6>, другие - три института (признание, приобретение и прекращение) <7>, но имеются и очень подробные и глубоко дифференцированные варианты структурирования этого сложного института, в которых в качестве самостоятельных одинарных институтов рассматриваются отдельные основания приобретения или прекращения гражданства <8>. Все эти разновидности определения структуры возникновения и развития отношений гражданства обусловлены особенностями законодательства своего времени и служат тому или иному социальному предназначению: потребностям учебного процесса, решению задач законодательной деятельности и т.д. По нашему же представлению, структура конституционно-правового института российского гражданства, ориентированная на Закон "О гражданстве Российской Федерации", должна включать в себя пять основных самостоятельных институтов: 1) признание российского гражданства; 2) приобретение российского гражданства; 3) сохранение российского гражданства; 4) прекращение российского гражданства; 5) восстановление российского гражданства в состоянии статус-кво в случае его неправомерного оформления.
--------------------------------
<6> Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: НОРМА-ИНФРА, 1999. С. 110 - 117.
<7> Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. М.: НОРМА, 2007. С. 171 - 183.
<8> Авакьян С.А. Конституционное право России. Т. 1. С. 533 - 562.
Вызывает определенные затруднения желание определить грани различий между вариантами облегченного приема в гражданство РФ в соответствии с п. п. 2, 3 и 4 ст. 13 Закона "О гражданстве Российской Федерации", с одной стороны, и основаниями приема в гражданство РФ в упрощенном порядке по ст. 14 этого Закона - с другой. Границы между этими вариантами едва уловимы.
Институт сохранения российского гражданства, к сожалению, почти никогда не выделяется в теоретических разработках, однако составляющие его правовые нормы достаточно полно представлены в действующем Законе. Так, в п. 3 ст. 4 Закона "О гражданстве Российской Федерации" прямо закреплен принцип, согласно которому "проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации". В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона "О гражданстве Российской Федерации" "изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга", а согласно п. 3 этой же статьи "расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей". Пункт 5 ст. 25, п. 1 ст. 26 и п. 4 ст. 27 Закона "О гражданстве Российской Федерации" также содержат основания сохранения гражданства. Таким образом, комплексный анализ действующего Закона убедительно говорит о наличии самостоятельного правового института сохранения российского гражданства, цель которого - подтвердить наличие гражданства РФ у лица в том случае, когда оно в силу определенных обстоятельств может быть оспорено или подвергнуто сомнению.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.