Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
МИГРАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕПРАВОВОЙ ТЕОРИИ МАРГИНАЛЬНОСТИ
А.В. ПУТЯТКИН
Последовательность онтологического и гносеологического изучения общей теорией права феномена маргинальности как, в широком смысле, сложной, исторически устойчивой самоорганизующейся системы, обусловливающей (в юридическом понимании) индифферентность, отчужденность, пограничность, неадаптированность к социально-нормативной действительности значительных групп лиц, предрасположенных к деструктивным моделям правового поведения <1> - послужила основой для классификации ее видов по различным критериям. Одним из оснований выделения этногеографического типа маргинальности являются миграционные процессы, изучение которых стало первопричиной формирования и развития общей теории маргинальности.
--------------------------------
<1> Степаненко Р.Ф. Теоретико-методологические проблемы общеправовой концепции маргинальности // Ученые записки Казанского университета. Серия "Гуманитарные науки". Изд-во Казанского университета, 2011. Том 153. Книга 4. С. 30 - 41.
Посвященная названным явлениям научная работа основателя Чикагской социологической школы Р.Э. Парка "Человеческая миграция и маргинальный человек" (1928 г.), в которой впервые был употреблен термин "маргинальность", определяемый как особое социально-психологическое состояние иммигрантов, характеризуемое существованием индивидов на границе двух различных, конфликтующих между собой культур, вызвала широкой научный отклик исследователей того периода. По мнению Р.Э. Парка, "маргинальный человек" - это продукт социальных процессов, происходящих в обществе <2>. В формате этой теории первоначально выделяемой формой маргинальности, ее генетически обусловленной составляющей является феномен миграции.
--------------------------------
<2> Park R. Human migration and the marginal man // Sennett R. (ED.) Classic essays on the culture of cities. N.Y.: Appleton-century-crofts, 1969. P. 131 - 142.
В отечественной науке ключевые этапы развития общей теории маргиналистики подвергаются периодизации с середины 80-х до начала 90-х годов XX века, далее - с 1991 года до середины 90-х годов и следующий этап - с середины 90-х годов и до настоящего времени.
Примечательно, что Е.В. Садков в работе "Предупреждение преступности в маргинальной среде молодежи", датированной 1994 годом, рассматривал предполагаемый маргинальный круг лиц как состоящий в том числе из мигрантов, в основном переместившихся из села в город <3>, и именно начало 90-х годов прошлого столетия ознаменовано фактическим становлением миграционного законодательства в России. С чем это связано и случайна ли эта параллель?
--------------------------------
<3> Садков Е.В. Предупреждение преступности в маргинальной среде молодежи: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: Юрид. институт МВД РФ, 1994. С. 36 - 37.
Действительно, в начале 90-х годов XX века беженцы и вынужденные переселенцы въезжали на территорию России с целью сохранения своей жизни, жизни своих родных и близких во время войн и локальных конфликтов на территории бывших союзных республик, ранее входивших в состав СССР, а ныне - сопредельных государств. Соответственно, перед государством стояла задача надлежащей правовой регламентации указанных процессов.
Дальнейшая трансформация миграционного законодательства обусловлена притоком в РФ значительного числа мигрантов, прибывающих в целях заработка, что привело к смещению акцента законодателя на проблемы именно трудовой миграции.
Существующие в РФ демографические проблемы, обусловленные целым рядом причин, в т.ч. непрекращающейся естественной убылью численности населения России вследствие катастрофического сокращения рождаемости, способствуют тому, что, по некоторым прогнозам, к 2020 году численность населения составит 136,2 млн. человек <4>. Таким образом, по сравнению с 2005 годом численность населения может сократиться на 7,3 млн. человек. Кроме того, по данным Федеральной службы государственной статистики, полученным на основе анализа данных Всероссийской переписи населения 2002 года и демографических исследований, в России с 2005 года началась естественная убыль трудоспособного населения, достигающая примерно 1 млн. человек в год <5>. Компенсировать названную демографическую угрозу, по мнению специалистов, способно привлечение трудовых мигрантов.
--------------------------------
<4> Российская газета. 2007. 7 марта. С. 5.
<5> Там же.
В этих условиях особое значение приобретают миграционные процессы и миграционная политика государства, а также его способность вырабатывать и проводить действенную систему мер, направленную на соблюдение баланса интересов граждан страны и прибывающих в нее лиц.
Не осталась без внимания и проблема возврата в Россию проживающих за рубежом соотечественников, что связано в т.ч. и с необходимостью восполнения темпов убыли населения, о значительных размерах которой упомянуто в самом начале статьи. Утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, нацелена на стимулирование и организацию добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников на основе повышения привлекательности ее субъектов, а также компенсацию естественной убыли населения в стране в целом и в ее отдельных регионах за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
Основными факторами, определяющими высокую миграционную привлекательность Российской Федерации, являются: выгодное географическое положение Российской Федерации, занимающей 42% общей площади Европы и 29% территории всей Азии и имеющей государственную границу (включая морскую) протяженностью около 60 000 км; высокий уровень контактности большинства участков российских границ как совокупности условий и факторов, благоприятствующих трансграничному сообщению, развитию взаимовыгодных экономических, культурных и иных связей с сопредельными странами; наличие на территории Российской Федерации регионов, имеющих сходные с рядом зарубежных стран, прежде всего приграничных, геоклиматические условия и этнокультурные традиции населения при более высоком уровне (потенциале) социально-экономического развития; относительно благоприятная визовая политика, реализуемая Российской Федерацией, действующий безвизовый и упрощенный порядок въезда на ее территорию для граждан и лиц без гражданства из большинства государств - участников СНГ и некоторых других зарубежных стран; исторически сложившаяся социокультурная близость населения Российской Федерации и государств, ранее входивших в состав бывшего СССР, отсутствие серьезных проблем у выходцев из этих стран в адаптации к российской языковой и социальной среде; сложная социально-политическая обстановка и экономические проблемы (высокий уровень безработицы, низкий уровень оплаты труда и т.д.) в ряде стран, ранее входивших в состав бывшего СССР; большая емкость рынка труда иностранной рабочей силы в ряде отраслей экономики Российской Федерации из-за естественной убыли собственного трудоспособного населения <6>.
--------------------------------
<6> Официальный сайт Исполнительного комитета СНГ. URL: http://www.cis.minsk.by.
В то же время тот факт, что к одному из условий маргинальности еще Р. Парк относил движение и иммиграцию народов <7>, позволяет говорить о миграции как об одной из исторически специфичных форм маргинальности. Переходя к характеристике маргинала и мигранта, нельзя не упомянуть о таких факторах, как отчуждение, индифферентность к социально-нормативным ценностям, правовой нигилизм и, как следствие, предрасположенность к совершению правонарушений, что вызвано в т.ч. наличием социальных барьеров в процессе адаптации к новой среде, неспособностью своими силами преодолеть отчужденность, неизбежно возникающую на новом месте, конфликтностью с "новой" средой.
--------------------------------
<7> Park R. Op. cit. P. 131 - 142.
Снижение степени социальной напряженности, числа социальных конфликтов - это и задача государства, и его цель, его интерес. Этот интерес государства направлен на сокращение асоциальных форм поведения, преступности, болезней, недовольства населения. Другими словами, речь идет об ограничении негативных тенденций, связанных с маргинализацией наименее адаптированных членов общества. При этом развитие программ социальной адаптации по сравнению, например, с осуществлением карательных мер способно принести и экономическую выгоду. Так, по расчетам шведских специалистов, экономическая эффективность программ социальной адаптации бездомных по отношению к репрессивной деятельности соотносится в пропорции 1:3 <8>.
--------------------------------
<8> Карпова И.Н. Социальное государство в эпоху глобализации // Гражданин и право. 2006. N 11. С. 2 - 7.
В то же время ряд вопросов социального обеспечения мигрантов, находящихся на территории РФ, требует детальной проработки. К ним можно отнести обязательное медицинское страхование, выплату различных пособий (по беременности и родам, потере кормильца, по временной нетрудоспособности и т.д.). Прозвучавшее недавно заявление директора Федеральной миграционной службы К. Ромодановского о возможности установления пенсий для иностранных граждан, работающих в РФ, с целью создания условий, чтобы иностранные граждане хотели законно трудиться, с одной стороны, свидетельствует о наличии заинтересованности государства в том, чтобы заниматься правовой регламентацией социальной обеспеченности мигрантов, с другой стороны, свидетельствует о некоторой запоздалости предпринимаемых мер.
В то же время наличие указанных проблем способствует существенной социальной неустроенности граждан, прибывающих из-за рубежа, что в конечном итоге приводит к взаимному отторжению, отчуждению маргиналов социальной средой и наоборот.
Вопросы миграционного законодательства требуют комплексного подхода при их регулировании и, соответственно, принятия комплексного правового акта, регламентирующего названную сферу. Однако такого комплексного правового акта нет, законодатель ограничивается точечными изменениями принятого еще в 2002 году Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (N 115-ФЗ от 25.07.2002) и изданием подзаконных правовых актов. Вместе с тем регулирование правоотношений, связанных с использованием труда иностранных граждан, в большей степени является прерогативой трудового законодательства. В связи с этим представляется целесообразным внесение изменений в Трудовой кодекс РФ и дополнение его нормами, регулирующими трудовую деятельность иностранцев. Одновременно, учитывая гораздо более ярко выраженную по сравнению с тем же Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" социальную направленность Трудового кодекса РФ, последний возможно дополнить нормами о социальных гарантиях работающих иностранцев (выплата пособий, пенсий и т.д.). Наличие таких норм, несомненно, будет способствовать скорейшей интеграции мигрантов в наше общество, их социализации.
В этой связи нелишне вспомнить, что, согласно статье 7 Основного Закона нашей страны, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты <9>.
--------------------------------
<9> Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
Упоминание в ст. 62 Конституции РФ о том, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации, требует от государства законодательного закрепления мер по социальной адаптации мигрантов.
В известном смысле нелегальные трудовые мигранты, оказавшись в маргинальной среде, представляют угрозу национальной безопасности государств - участников СНГ, поскольку они не поддаются государственному учету, исключены из системы официального трудоустройства, налогообложения и - что важно - социальной защиты государства, а значит, часто находят средства к жизни в теневом секторе экономики или путем совершения правонарушений, в т.ч. преступлений.
Присутствие этих мигрантов способно провоцировать обострение в обществе конфликтов на этнической почве, деформирует еще не сформировавшийся национальный рынок труда, расширяет "ниши" теневой занятости, представляя тем самым реальную угрозу экономической безопасности <10>.
--------------------------------
<10> Официальный сайт Исполнительного комитета СНГ. URL: http://www.cis.minsk.by.
Анализ миграционного законодательства, в частности Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (N 109-ФЗ от 18.07.2006), позволяет сделать вывод о том, что законодателем регулярно предпринимаются попытки правового урегулирования миграционных процессов. При этом характер указанных попыток преследует двоякую цель: с одной стороны, отмечается упрощение легализации иностранных граждан на территории РФ путем упрощения процедуры их регистрации, а с другой - ужесточаются наказания как для лиц, прибывающих в РФ, так и для работодателей, привлекающих к труду иностранных граждан.
Подвергалась и подвергается критике система квотирования иностранной рабочей силы, введенная в 2002 году, в частности, за чрезмерную громоздкость в связи с обильностью согласовательных процедур, проблематичность при реализации, сложную и формализованную процедуру контроля. К минусам данной системы относили и несовершенство системы выдачи квот, отсутствие соответствия между выдачей разрешений на работу и потребностями регионального рынка труда <11>.
--------------------------------
<11> Хабриева Т.Я., Андриченко Л.В., Плюгина И.В. Динамика развития миграционного законодательства в современной России // Журнал российского права. 2010. N 10. С. 3 - 14.
В июле 2011 г. глава Федеральной миграционной службы России К. Ромодановский предложил заменить иммиграционные квоты на систему оценки иммигрантов в баллах. По его словам, пункт о создании данной системы включен в проект Концепции государственной миграционной политики до 2025 года и имеет очевидные преимущества по сравнению с нынешней системой ежегодных квот <12>.
--------------------------------
<12> URL: www.fms.gov.ru.
Представляется, что данное предложение главы ФМС РФ - наглядное подтверждение несовершенства системы квотирования.
Таким образом, незаконная миграция как специфическая форма маргинальности затрагивает многие сферы жизнедеятельности общества. В политической сфере она выступает непосредственной угрозой геополитическим интересам страны; в экономической - способствует расширению масштабов теневой экономики, развивающейся вне налогового и другого экономического законодательства, изъятию из финансового оборота значительной доли денежных средств, в т.ч. путем вывоза их за рубеж, обострению ситуации на рынках труда и вытеснению из него российских фирм и работников; в социальной - приводит к усилению социальной напряженности и ксенофобии; в правовой - негативным образом влияет на состояние законности и правопорядка, что серьезно осложняет криминогенную ситуацию.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.