Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Земельное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
Изъятие земель для госнужд: налоговые последствия
Котова С.
Действующим законодательством за государством оставлено право при необходимости изымать для своих нужд земельные участки у собственника путем выкупа. Очевидно, что в подобной ситуации может иметь место переход права собственности. Но достаточно ли этого для того, чтобы признать изъятие земли операцией по реализации, облагаемой НДС, а компенсацию стоимости участка - доходами от реализации, увеличивающими базу по налогу на прибыль?
Согласно п. 1 ст. 279 Гражданского кодекса земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. Случаи, в которых это допускается, перечислены в ст. 49 Земельного кодекса. При этом выкуп земли, а вместе с ней и расположенной на ней недвижимости носит принудительный характер, то есть производится помимо воли и желания ее собственника. Благо согласно п. 2 ст. 55 ЗК обязательным условием изъятия участка в государственных или муниципальных целях является предварительное и равноценное возмещение его стоимости. При этом, как разъяснил Пленум ВАС РФ в Постановлении от 24 марта 2005 г. N 11, под последним следует понимать выкупную цену земельного надела. В свою очередь, согласно п. 2 ст. 281 Гражданского кодекса и п. 4 ст. 63 Земельного кодекса в таковую входят: рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земель, включая те, которые обусловлены досрочным прекращением его обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода. Выкупная цена, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Основания и порядок возмещения убытков, причиненных изъятием земельных участков их собственникам, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, приведены в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 262.
Налог на прибыль
Согласно п. 4 ст. 279 Гражданского кодекса решение властей об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации. Причем собственник извещается о таковой уже по факту с указанием даты. Впрочем, подобное изъятие, как правило, предполагает переход права собственности на землю к новому владельцу.
В свою очередь, п. 1 ст. 39 Налогового кодекса определено, что в целях налогообложения передача прав собственности на товары на возмездной основе признается реализацией. А в случаях, предусмотренных частью второй Кодекса, может квалифицироваться как таковая и тогда, когда носит безвозмездный характер. Впрочем, учитывая, что при изъятии земельного участка налогоплательщику выплачивается выкупная цена, изъятие земли автоматически приобретает признаки возмездной передачи прав собственности на товар. К слову сказать, в силу п. 3 ст. 38 НК товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Иными словами, тот факт, что речь идет о земельном участке, данную логику никак не нарушает. Учитывая вышеизложенное, специалисты ФНС пришли к выводу, что в рассматриваемой ситуации налогоплательщик имеет дело с реализацией недвижимости, а стало быть, и с выручкой от реализации в виде выкупной цены, учитываемой при налогообложении прибыли. Такой вывод содержится в Письме Федеральной налоговой службы от 19 марта 2010 г. N 3-1-11/192@. Аналогичную точку зрения в Письме от 12 мая 2012 г. N 03-03-06/1/242 высказали представители Минфина России.
Что же касается сумм, полученных организацией в качестве компенсации упущенной выгоды и прочих убытков, то они включаются в состав внереализационных доходов на основании п. 3 ст. 250 Кодекса. По крайней мере, таково мнение налоговой службы. Финансовое ведомство этот момент не уточняло.
Налог на добавленную стоимость
Если уж говорить об изъятии имущества для госнужд как об операции по реализации товара, то уместно вспомнить, что таковая, согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса, признается объектом обложения НДС. Правда, эксперты Минфина России, указывая в Письме от 30 марта 2007 г. N 03-07-11/90 на необходимость облагать НДС операции по изъятию имущества в пользу государства, все же посчитали, что речь в данном случае идет об оказании налогоплательщиком некой услуги.
О том, что изъятие имущества для госнужд отвечает признакам объекта обложения НДС, говорится и в Письме ФНС России от 19 марта 2010 г. N 3-1-11/192@. Но включать в налоговую базу, по мнению налоговиков, необходимо только выкупную цену недвижимости, расположенной на "конфискованном" земельном участке, да и то только в случае передачи его другому лицу, а не при самостоятельном сносе. Дело в том, что операции по реализации земельных участков (долей в них) в силу пп. 6 п. 2 ст. 146 Кодекса не признаются объектом обложения НДС.
Между тем если руководствоваться арбитражной практикой, то ни НДС, ни налог на прибыль с суммы компенсации за изъятие имущества исчислять нет никакой необходимости.
В точности до наоборот
Как указал Президиум ВАС РФ в Постановлении от 23 июня 2009 г. N 2019/09, взимание налога на прибыль с суммы компенсации, получаемой собственником земельного участка при его изъятии для государственных целей, нарушает принцип полного возмещения убытков. Между тем таковой не только закреплен в Земельном кодексе в отношении выкупа земли для госнужд, но и провозглашен Конституцией. Согласно ч. 3 ст. 35 Основного Закона страны принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Правда, необходимо отметить, что в деле, ставшем предметом рассмотрения Президиума ВАС РФ, за взысканием компенсации в связи с изъятием земли и лишением права собственности на расположенное на ней имущество налогоплательщику пришлось обратиться в суд, который он и выиграл. И ревизоры в данном случае настаивали, что на дату вступления в силу судебного решения организация должна была включить присужденные суммы в состав внереализационных доходов по налогу на прибыль на основании п. 3 ст. 250 Налогового кодекса. Иными словами, инспекторы квалифицировали их как суммы возмещения убытков или ущерба, подлежащие уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу. Тем не менее высказанная высшими судьями позиция имеет более широкое применение. В частности, как указали арбитры, то обстоятельство, что компенсация была получена на основании судебного акта, не меняет характера сложившихся между обществом и муниципалитетом правоотношений и не влияет на налоговые последствия получения этой суммы. Проще говоря, и без суда спорные суммы не подлежали включению в базу по налогу на прибыль.
Аналогичные выводы содержатся в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 15 апреля 2009 г. N Ф04-2207/2009(4504-А70-49), ФАС Московского округа от 18 мая 2012 г. по делу N А40-77804/11-91-333.
Кроме того, судьи не признают изъятие имущества для госнужд в качестве операции по реализации. В целях исчисления НДС это означает, что объекта обложения в данном случае не возникает и включать сумму компенсации в налоговую базу не нужно (Постановления ФАС Московского округа от 15 июля 2011 г. N КА-А41/7251-11, ФАС Волго-Вятского округа от 19 марта 2007 г. по делу N А17-1618/5-2006, ФАС Северо-Западного округа от 12 ноября 2007 г. по делу N А56-38300/2006).
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Земельное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.