Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА, ПРИМЕНЯЕМЫХ К БОЛЬНЫМ НАРКОМАНИЕЙ
Д.А. ГАЗИЗОВ
На рубеже конца XX - начала XXI в. незаконный оборот наркотиков и наркомания стали явлениями глобального характера, несущими угрозу необратимой деградации людей и тотальной криминализации общества.
По оценкам ООН, в мире от 3,5% до 5,7% населения в возрасте от 15 до 64 лет хотя бы раз употребили запрещенные наркотические средства.
Российская Федерация как неотъемлемая часть мирового сообщества в полной мере испытывает на себе последствия массовой наркотизации населения.
Ситуацию с наркопотреблением наглядно иллюстрируют данные статистики. Так, в 2010 г. было зарегистрировано в учреждениях системы Минздравсоцразвития России с диагнозом "наркомания" 350936 лиц.
Незаконное употребление наркотических средств негативно сказывается не только на здоровье злоупотребляющих ими, но и ведет к снижению их общественной активности, сужению и в конечном счете распаду социальных связей, отрицательно влияет на социально-психологическую атмосферу в обществе, экономику, политику и правопорядок.
В п. 6 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента России от 9 июня 2010 г. N 690 <1>, одной из основных задач определяется совершенствование системы оказания наркологической медицинской помощи больным наркоманией и их реабилитации, в том числе, на наш взгляд, и принудительного лечения от наркомании. Ряд авторов рассматривают такое лечение в рамках ответственности за немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ <2>.
--------------------------------
<1> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 24. Ст. 3015.
<2> См., напр.: Федоров А.В. Ответственность за немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ // Наркоконтроль. 2011. N 2. С. 3 - 8.
В зависимости от способа и места лечения в настоящее время можно выделить следующие возможные принудительные меры медицинского характера по отношению к больным наркоманией:
1) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра;
2) принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа;
3) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа;
4) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением;
5) недобровольная госпитализация.
В ч. 3 ст. 54 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" <3> закреплен круг лиц, в отношении которых по решению суда назначаются принудительные меры медицинского характера, предусмотренные законодательством.
--------------------------------
<3> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 2. Ст. 219; 2002. N 30. Ст. 3033; 2003. N 2. Ст. 167; N 27 (ч. I). Ст. 2700; 2004. N 49. Ст. 4845; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 43. Ст. 4412; N 44. Ст. 4535; 2007. N 30. Ст. 3748; N 31. Ст. 4011; 2008. N 30 (ч. I). Ст. 3592; N 48. Ст. 5515; N 52 (ч. I). Ст. 6233; 2009. N 29. Ст. 3588, 3614; 2010. N 21. Ст. 2525; N 31. Ст. 4192; 2011. N 1. Ст. 16, 29; N 15. Ст. 2039; N 25. Ст. 3532; N 49 (ч. I). Ст. 7019; N 49 (ч. V). Ст. 7061.
При этом Федеральный закон не определяет перечня видов принудительных мер медицинского характера, не раскрывает содержания понятия "уклонение от лечения", не содержит порядка назначения указанных мер, отсылая к другим нормам законодательства Российской Федерации, оставляет нерешенными иные важные вопросы применения принудительных мер медицинского характера.
В соответствии со ст. 54 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом трем категориям:
1) больным наркоманией, находящимся под медицинским наблюдением и продолжающим употреблять наркотические средства;
2) больным наркоманией, уклоняющимся от лечения;
3) лицам, осужденным за совершение преступлений и нуждающимся в лечении от наркомании.
В настоящее время законодательно урегулированы вопросы назначения принудительных мер медицинского характера в отношении только одной категории граждан, а именно лиц, осужденных за совершение преступлений и нуждающихся в лечении от наркомании.
На наш взгляд, действующее законодательство не обеспечивает создание необходимой нормативно-правовой базы для лечения наркологических больных. Указанный вывод подтверждается и данными экспертных опросов.
В частности, 66,4% опрошенных врачей-психиатров-наркологов отметили, что существующая нормативно-правовая база малоэффективна и не способствует лечебно-реабилитационному процессу, 28,3% врачей отметили, что имеющаяся нормативно-правовая база вообще мешает их работе, 5,3% врачей (все они из негосударственных медицинских учреждений) считают, что их работа мало связана с существующей законодательной базой.
Установленные действующим законодательством ограничения прав граждан при наличии диагноза "алкоголизм" и "наркомания" не учитывают тяжесть зависимости и выраженность десоциализации их поведения, считают 81,2% врачей.
Чаще (84,9%) с нормативными коллизиями сталкиваются врачи врачебных комиссий по допуску граждан к работе с источниками повышенной опасности, отделений медицинского (наркологического) освидетельствования. В 96,7% случаев врачи считают, что нормативно-правовое регулирование диспансерного учета наркологических больных крайне несовершенно и морально устарело, 78,3% врачей утверждают, что диспансерный учет малоэффективен в их работе. Из этой категории врачей 37,9% высказались об его отмене.
Законодательная база обязательного лечения при наркологических заболеваниях, по мнению врачей, не работает в 78,2% случаев.
Таким образом, по мнению врачей, имеющееся нормативно-правовое регулирование наркологической помощи в Российской Федерации не способствует их эффективной работе, наркологические пациенты не защищены в правовом отношении, отсутствует понятийный аппарат в области регулирования правоотношений, возникающих при оказании наркологической помощи, имеется правовой вакуум <4>.
--------------------------------
<4> Подробнее см.: Канунникова Л.В., Кормилина О.М. Экспертная оценка нормативно-правового регулирования наркологической помощи в Российской Федерации // Медицинское право. 2011. N 1. С. 8 - 11.
В соответствии с ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <5> гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях. В ч. 3 указанного Закона закреплено, что особенности организации оказания медицинской помощи при отдельных заболеваниях, указанных в ч. 1, могут устанавливаться отдельными федеральными законами.
--------------------------------
<5> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 48. Ст. 6724.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 утверждены Перечень социально значимых заболеваний и Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих <6>.
--------------------------------
<6> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 49. Ст. 4916.
Пунктом 8 Перечня социально значимых заболеваний по коду Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр), F 00 - F 99 определены психические расстройства и расстройства поведения, которые включают и наркоманию (F 11 - F 19).
Таким образом, на наш взгляд, необходима разработка целого блока правовых норм, предусматривающих законодательную регламентацию вопросов, связанных с принудительными мерами медицинского характера: определение понятийного аппарата; установление их видов; закрепление, прежде всего, административно-правового механизма их реализации. Изложенное будет способствовать достижению стратегической цели в области наркологической медицинской помощи, определенной п. 31 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г., а именно своевременному выявлению и лечению лиц, незаконно потребляющих наркотики, совершенствованию наркологической медицинской помощи больным наркоманией, повышение ее доступности и качества, снижение уровня смертности.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.