Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КОНСОЛИДАЦИЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ОПЫТ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
К.А. КОЛЕСНИКОВ
Существуют два пути систематизации антинаркотического законодательства - консолидация и кодификация <1>.
--------------------------------
<1> Подробнее об этом см.: Колесников К.А. Кодификация или консолидация антинаркотического законодательства: опыт Китайской Народной Республики и перспективы для России // Антинаркотическая политика: история, современное состояние, перспективы: Международная научно-практическая конференция. М.: Юрист, 2011. С. 198 - 205.
Первый путь связан с консолидацией множества нормативных правовых актов в один укрупненный закон. Примером тому является Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" <2>.
--------------------------------
<2> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 2. Ст. 219; 2002. N 30. Ст. 3033; 2003. N 2. Ст. 167; N 27 (ч. I). Ст. 2700; 2004. N 49. Ст. 4845; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 43. Ст. 4412; N 44. Ст. 4535; 2007. N 30. Ст. 3748; N 31. Ст. 4011; 2008. N 30 (ч. I). Ст. 3592; N 48. Ст. 5515; N 52 (ч. I). Ст. 6233; 2009. N 29. Ст. 3588, 3614; 2010. N 21. Ст. 2525; N 31. Ст. 4192; 2011. N 1. Ст. 16, 29, N 15. Ст. 2039; N 25. Ст. 3532; N 49 (ч. I). Ст. 7019; N 49 (ч. V). Ст. 7061.
Еще одним примером консолидации законодательства в антинаркотической сфере служит Антинаркотический закон Китайской Народной Республики, принятый 29 декабря 2007 г. (далее по тексту - Антинаркотический закон КНР).
Данный Закон устанавливает стратегию Китая в сфере контроля за оборотом наркотиков и носит комплексный характер. Он охватывает следующие аспекты:
- включение борьбы с наркотиками в программу социально-экономического развития с созданием системы оперативной ответственности правительств всех ступеней;
- строгий контроль за потреблением, хранением и расходом наркотических и психотропных веществ, а также химических препаратов, из которых могут быть изготовлены наркотики; предупреждение и наказание преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;
- лечение и восстановление здоровья наркоманов, их ресоциализация;
- просветительская деятельность в сфере потребления наркотических веществ и предупреждение потребления наркотиков среди молодежи и подростков;
- активное международное сотрудничество в области борьбы с наркоугрозой.
Все эти действия предполагают активное участие всего китайского общества, а также дальнейшее совершенствование законодательной базы в данной сфере.
Новый Закон четко прописывает механизм руководства действиями по борьбе с наркоугрозой, ответственность за работу которого ложится на Национальный антинаркотический комитет (National Narcotics Control Commission).
Народные правительства на уровне уезда и выше, в свою очередь, имеют право учреждать антинаркотические комитеты для организации и координации борьбы с наркотиками на местном уровне. При этом борьба против наркотиков провозглашается обязанностью всего общества, в которой должны быть задействованы как правительство и государственные ведомства, общественные организации, предприятия, так и сами граждане. Закон предполагает включение органами местного самоуправления борьбы с наркотиками в планы социально-экономического развития и внесение соответствующих расходов в местные бюджеты.
Большое внимание в новом законе уделяется профилактике наркомании путем образовательной политики и просветительской деятельности на всех уровнях, начиная с народных правительств всех ступеней, профсоюзов, коммунистических объединений, разного рода организаций и предприятий, средств массовой информации и заканчивая местами массового посещения, школами, родителями и опекунами несовершеннолетних.
Антинаркотический закон КНР устанавливает строгий государственный контроль за наркотическими и психотропными веществами, используемыми в медицинских целях, а также их прекурсорами, вводит систему лицензирования и инспектирования научно-исследовательских работ с данными веществами, их производства, продажи, использования, хранения и транспортировки, импорта и экспорта. Особой статьей выделено право органов общественной безопасности на проверку граждан, личных вещей, товаров и транспортных средств в приграничных зонах и транспортных узлах, осуществление борьбы с контрабандой наркотиков таможенными органами и пресечение незаконной рассылки наркотических средств и их прекурсоров почтовой службой. Предполагается также формирование особых патрульных систем в местах массового отдыха населения. Эти меры позволяют создать эффективную и всеобъемлющую систему выявления преступлений, связанных с незаконной транспортировкой и распространением наркотических средств и веществ, служащих материалом для их изготовления, значительно снизить наркотрафик через китайскую границу.
Большим шагом вперед стало определение наркоманов в рамках Антинаркотического закона КНР как лиц, нуждающихся в особом лечении, реабилитации и ресоциализации, а также гуманизация методов борьбы с наркотической зависимостью. Хотя за органами общественной безопасности сохраняется право проведения тестирования (в том числе принудительного) на наличие наркотических веществ в организме, меры пресечения для лиц, страдающих наркоманией, претерпели изменения.
Если ранее, в соответствии с "Порядком принудительного лечения наркомании", все лица, подверженные серьезной зависимости, в обязательном порядке направлялись на лечение в наркологические диспансеры, а в случае рецидива - в исправительно-трудовые учреждения, то согласно новому закону, наркозависимые лица могут проходить курс лечения в домашних условиях по фактическому месту жительства под надзором местных органов общественной безопасности. Срок такого лечения составляет три года.
Принудительная изоляция в целях лечения наркозависимости предполагается лишь при условии отказа от реабилитации, серьезного нарушения правил во время прохождения лечения или в случае рецидивирующего употребления наркотических веществ.
Закон налагает запрет на принудительную изоляцию беременных женщин, кормящих матерей и подростков, не достигших 16-летнего возраста. Срок принудительной изоляции устанавливается в 2 года с возможностью его продления либо сокращения на 1 год.
Помимо собственно лечения наркотической зависимости, новый законодательный акт предполагает оказание психологической помощи наркозависимым, обучение их профессиональным навыкам и вовлечение в производственную работу за особое вознаграждение. Также налагается строгий запрет на применение телесных наказаний по отношению к пациентам исправительно-трудовых учреждений, унижение их достоинства, что имело место быть ранее.
Дополнительным шагом на пути гуманизации антинаркотического законодательства стал запрет на дискриминацию лиц, проходящих лечение от наркомании, в плане трудоустройства, доступности образования, социального обеспечения и т.д.
Государство также устанавливает требования по отношению к медицинским учреждениям, осуществляющим лечение наркозависимости, проводит инспектирование данных учреждений и надзор за ними.
Еще одним аспектом деятельности по борьбе с наркотиками, затронутым в Антинаркотическом законе КНР, стало международное антинаркотическое сотрудничество.
Закон постулирует реализацию международного антинаркотического сотрудничества на основе договоренностей, участником которых является Китайская Народная Республика, предполагающую обмен релевантными данными с органами общественной безопасности других стран, регионов и международных организаций. Ответственность за осуществление такого сотрудничества возлагается на Национальный антинаркотический комитет Китая.
Антинаркотический закон КНР, помимо прочего, консолидировал правовую базу случаев уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом и употреблением наркотических или психотропных веществ и их прекурсоров, а также нарушением государственных норм производства, торговли, транспортировки, импорта и экспорта данных веществ, ведения медицинской и реабилитационной деятельности в сфере лечения наркозависимости.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.