Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С НАРКОМАНИЕЙ И НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ ТРЕБУЮТ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА И ЭФФЕКТИВНЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ МЕР
В.Н. КОСАРЕВ, Л.В. КОСАРЕВА, И.В. МАКОГОН
Использование наркотических средств и незаконный их оборот представляют собой проблемы, выходящие за рамки чисто юридического явления. Наркомания является первопричиной формирования одного из самых опасных нелегальных видов экономической деятельности - наркобизнеса, непосредственно связанного с организованной преступностью.
Наверное, нет необходимости приводить подробную статистику и научную аргументацию о проблемах, связанных с наркоманией и преступностью в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Проблемы борьбы с наркоманией осложняются тем, что до сих пор невозможно отказаться от использования наркотических средств и психотропных веществ в медицинской практике. Поэтому правовой режим существования наркотиков заключается не только в установлении запретов, но и в создании эффективных правовых норм для регулирования их законного оборота и использования.
Преступность, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, растет интенсивно и повсеместно. Наркобизнес провоцирует и подпитывает общеуголовную преступность, темпы роста которой также велики.
Большими темпами растет детская и подростковая наркомания, количество наркоманов в России возросло примерно в 4 раза <1>. Деструктивные тенденции развития наркоситуации в стране по-прежнему сохраняются и остаются злободневными и тревожными <2>.
--------------------------------
<1> См.: Информационный бюллетень Следственного комитета при МВД России. М., 2005. N 2 (124). С. 54 - 55.
<2> См.: Информация "Об итогах оперативно-служебной деятельности ФСКН России в 2008 году и задачах на 2009 год" // Интернет-Портал "Нет - Наркотикам".
За последние годы переориентировался рынок сбыта и потребления в сторону наиболее опасных для здоровья людей "жестких" синтетических наркотиков. Увеличивается контрабанда наркотиков из Афганистана, Средней Азии, Южной Америки и Китая. Все чаще территория России используется для транзита наркотических средств и психотропных веществ в страны Западной Европы.
Надо отметить, что недостаточная обеспеченность безопасности границ стран - членов СНГ и ближнего зарубежья, неэффективность пограничного и таможенного контроля, безработица и материальные трудности людей, низкий уровень профилактической работы среди молодежи - все это провоцирует и развивает наркоманию и наркобизнес.
По экспертным оценкам, годовой объем нелегального рынка наркотиков в России составляет свыше 250 млрд. руб. Эти данные корреспондируют с данными Управления ООН по наркотикам и преступности. До 90% наркозависимых в нашей стране потребляют наркотики опийной группы, более половины из них - "тяжелые" наркотики. Как показывает клиническая практика, те, кто регулярно принимает героин, умирают через 5 - 7 лет. Это означает, что ежегодно в России от приема наркотиков умирает, по официальным данным, порядка 10 тыс. человек (по неофициальным - 30 тыс.).
Сложившаяся ситуация не может восприниматься в качестве нормы еще и потому, что за последние 20 лет количество стоящих на учете наркозависимых, вовлеченных в наркопотребление, выросло почти в 10 раз и составило величину, в 7 - 10 раз превышающую соответствующие показатели стран Европейского сообщества. Так, процент потребляющих опиаты в той же Швеции, Финляндии или Германии минимум в 8 раз ниже российского. Помимо количественного, если не сказать эпидемиологического, роста, в эти годы резко ухудшилась сама структура наркомании в отношении типа наркотиков. Она сместилась в сторону героина и других "тяжелых" наркотиков. Резко снизился возраст наркоманов, среди наркобольных начала расти доля женщин. За последние 5 лет за незаконный оборот наркотиков в нашей стране было осуждено почти полмиллиона человек <3>.
--------------------------------
<3> Там же.
Необходим коренной перелом, который позволил бы решительно изменить наркоситуацию и в ближайшие годы существенно снизить уровень наркотизации населения. Для этого необходимо начинать формировать новую государственную антинаркотическую политику, заложить эффективные меры в структуру разрабатываемой в настоящее время новой Федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту".
При этом ключевой проблемой является неадекватность законодательного и правового обеспечения существующей антинаркотической политики.
Ярким примером неадекватности уголовного законодательства является то, что большое внимание, и это правильно, уделяется определению понятия крупной и особо крупной дозы наркотиков. Ответственность за хранение наркотика возникает с половины грамма. Но при этом уголовным законодательством никак не выделены и не урегулированы вопросы, связанные с оптовым сбытом наркотиков, когда партия составляет не граммы, а десятки и сотни килограммов. Оптовики сегодня, по сути, приравнены к распространителям мелких доз наркотика <4>.
--------------------------------
<4> См.: Костенников Д. УК России и Конвенция ООН о борьбе с незаконным оборотом наркотиков // Профессионал. 2004. N 6. С. 6 - 7.
Очевидно, что существенное снижение уровня наркотизации населения, особенно подрастающего поколения, требует кардинальной перестройки работы всех органов и служб, имеющих отношение к решению этих проблем. Хотелось бы обратить внимание и на необходимость создания новой системы учета наркозависимых и вовлеченных в потребление наркотиков.
Международный опыт показывает, что система учета не просто может сочетаться с демократическими устоями общества, соблюдением прав человека, но и необходима для защиты личности. В рамках новой антинаркотической политики необходимо создать действенную систему учета на современных принципах и технологиях. Сегодня все чаще можно встретить точку зрения, что наркомания является не медицинской, а социальной проблемой.
Разумеется, никто не будет спорить, что причины наркомании, как, скажем, и ВИЧ-инфекции, и алкоголизма, и терроризма, и преступности в целом имеют социальное происхождение, об этом мы писали в своих работах <5>, но сама наркозависимость является болезнью и в первую очередь требует квалифицированных медицинских мер и длительных социально-реабилитационных действий.
--------------------------------
<5> См.: Косарев В.Н., Приказчиков В.П., Резван А.П., Макогон И.В. Методика расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ: Учебное пособие. Волгоград, 2009. С. 5 - 146; Косарев В.Н. Методика и технология разработки и реализации целевых комплексных программ предупреждения и борьбы с преступностью в субъектах Российской Федерации: Учебно-методическое пособие. Волгоград, 2008. С. 5 - 96; и др.
Происходящие в сфере наркомании тенденции (прежде всего резкое снижение возраста наркоманов, увеличение процента женщин-наркоманок) являются не просто тревожными фактами, но и отражают набирающие силу социально-экономические и культурно-антропологические процессы, такие как рост безнадзорности подростков, снижение возможностей для молодежи получить высшее образование и найти перспективную работу, экономический кризис, снижение благосостояния.
Наркозависимость, как и наркопреступность, напрямую вытекает из образа жизни и социально-нравственного потенциала общества. Профилактика и борьба с наркотиками требуют перехода от того, чтобы только ловить и лечить, к тому, чтобы менять культуру в обществе, инфраструктуру и условия социализации молодежи, организацию труда и жизнедеятельности людей. Это требует кардинальных изменений не только в практике наркологии и борьбы с наркопреступностью, но и региональном развитии экономики, демографии, здравоохранения, образования и досуговой среды.
В последние годы тревогу мирового сообщества вызывает рост организованной преступной деятельности в сфере наркобизнеса, которая распространяется большими темпами. Это позволяет сделать вывод, что человечество столкнулось с геополитической проблемой, стремительно поражающей все страны мира <6>.
--------------------------------
<6> См. подробно: Тимофеев Л. Наркобизнес как экономическая отрасль (теоретический подход) // Вопросы экономики. 1999. N 1. С. 88 - 104.
Современный наркобизнес приобрел такой размах, что он действует сейчас как хорошо отлаженная экономическая отрасль. Причем втянуты в это дело не только непосредственные представители мафиозных группировок, бароны наркотических картелей и синдикатов, но в ряде случаев и обычные служащие различных компаний, далекие от преступного бизнеса. Нередко на наркобизнес работают химики, биологи и ученые других отраслей знаний; в транспортировке наркотиков задействованы радиооператоры, летчики, водители автомобильного, железнодорожного и иного транспорта. Многие незаконные наркотические операции осуществляются под прикрытием чиновников всех уровней, которые обеспечивают наркодельцам надежную безопасность и спокойствие.
Государственная политика в сфере оборота наркотиков и в области противодействия их незаконному обороту должна решать четыре основные проблемы: установление строгого контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; сокращение числа больных наркоманией; сокращение количества правонарушений и преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и совершенствование уголовного законодательства.
Государство пытается адекватно реагировать на явления, происходящие в обществе. Принимаются целевые антинаркотические программы, совершенствуется структура органов государственной власти, создаются специализированные структуры, призванные осуществлять борьбу с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Но этого мало. Надо коренным образом переработать уголовное законодательство в сторону ужесточения санкций за незаконный оборот наркотиков, разрабатывать и реализовывать эффективные целевые комплексные программы противодействия наркомании и наркопреступности.
Важно изменить сложившуюся негативную ситуацию. Общество должно прийти к пониманию и полному осознанию всей многогранности вреда и общественной опасности последствий таких явлений, как наркомания, наркотизм и наркобизнес. Государство же должно взять на себя важнейшие задачи: с одной стороны, обучить население выживать в этом сложном мире, наполненном многочисленными опасностями, куда в полной мере относятся и такие социальные болезни, как СПИД, туберкулез, алкоголизм, терроризм, наркомания и преступность; с другой стороны, важно эффективно защитить население от возможности заражения этими опасными заболеваниями: предупредить их дальнейший рост, вести результативную и действенную борьбу с преступностью, связанной с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ <7>.
--------------------------------
<7> См.: Харабет К.В. Антинаркотическая функция государства и некоторые вопросы ее законодательного обеспечения // Российская юстиция. N 8. 2009. С. 14 - 17; Костенников Д. УК России и Конвенция ООН о борьбе с незаконным оборотом наркотиков // Профессионал. 2004. N 6. С. 6.
Эффективным механизмом решения данных проблем является программно-целевой подход к планированию деятельности с четким определением целей и задач целевой комплексной программы, выбором перечня скоординированных мероприятий по устранению причин и условий, способствующих незаконному распространению наркотиков, и их увязка с реальными возможностями федерального и местного бюджетов. Использование такого подхода позволит мобилизовать ресурсные возможности и сконцентрировать усилия на следующих приоритетных направлениях комплексного решения проблем:
- предупреждения (пресечения) незаконного потребления и незаконного оборота наркотиков;
- лечения и социальной реабилитации больных наркоманией;
- принятия эффективных (жестких) мер уголовно-правового воздействия.
Противостоять преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, должна эффективная работа всех правоохранительных органов, их четкое взаимодействие, активная и наступательная деятельность специализированных служб.
Для этого необходимо своевременно выявлять и документировать преступные действия с наркотиками, каждый сотрудник антинаркотических подразделений обязан знать уголовное законодательство, криминалистическую характеристику преступлений данной категории, их квалификацию, категории лиц, склонных к совершению данных преступлений, источники приобретения, каналы транспортировки, способы сбыта, потребления, перечень, внешний вид, технологии приготовления, признаки действия наиболее распространенных наркотиков. Кроме того, следователь должен знать методику расследования: типичные ситуации, версии, особенности производства следственных действий, производство судебных экспертиз, вопросы взаимодействия, криминалистические учеты, направленные на раскрытие и расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
В научных рекомендациях нуждаются практические работники не только органов наркоконтроля и внутренних дел, но и таможенных подразделений, активно участвующих в пресечении транспортировки незаконного оборота наркотических средств. Согласно результатам проведенных учеными исследований более 80% сотрудников органов внутренних дел считает недостаточным обеспечение практическими рекомендациями деятельности по выявлению, раскрытию и расследованию незаконного оборота наркотиков.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.