Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
О.А. МИНАЕВ
Процесс формирования органов, первостепенной задачей которых является осуществление правосудия исключительно в рамках всеобщей законности, активизированный в начале 90-х гг. прошлого столетия, на первый план выдвинул вопросы, связанные с оптимальной управляемостью судами. Сложившаяся в результате многочисленных законодательных преобразований современная модель четырехуровневой системы судов общей юрисдикции призвана максимально обеспечить судебную защиту прав и интересов граждан. В качестве одной из основных идей судебной реформы выступала максимальная интеграция централизованных начал в процедуру вынесения приговоров по уголовным делам, а также в осуществление гражданского и административного судопроизводства. При этом единство применения УПК РФ, ГПК РФ и КоАП РФ подразумевает слаженность в работе всех звеньев в системе судов общей юрисдикции и, следовательно, объективно влияет на взаимоотношения отмеченных уровней. Поддержание работоспособности судебных участков и федеральных судов на качественно высоком уровне является в настоящее время важнейшей задачей управления, от эффективности ее практического решения зависит в итоге стабильность судебной власти. Построение организационной структуры управления судами общей юрисдикции закреплено конституционно и подразумевает четкую субординацию и разделение процессуальных и управленческих функций. Совершенствование внутриорганизационной деятельности рассматриваемой нами системы невозможно без исследования структуры управления, определения места и роли должностей в аппаратах судов и органах Судебного департамента, а также управленческих связей между ними. Ввиду этого представляется необходимым осуществить теоретический анализ этих аспектов, который позволит раскрыть отдельные особенности и значение структуры управления в системе судов общей юрисдикции.
Организационная структура системы управления судами общей юрисдикции - это совокупность звеньев, находящихся во взаимодействии и взаимоподчинении, наделенных определенными правами и ответственностью и выполняющих функции управления. Функции и структура управления - это две неразрывно взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны системы управления. Одна из них выражает содержание, другая - форму процесса <1>. В основе формирования структуры управления лежит выделение функций, необходимых для организации и поддержания нормальной деятельности системы судов общей юрисдикции. Критерием рациональной структуры управления выступает соответствие звеньев управления функциям управления. При этом все остальные элементы системы управления - методы, кадры, техника, информация и др. - являются средством реализации той или иной функции.
--------------------------------
<1> Братановский С.Н. Административное право: Учебник. М., 2003. С. 26.
Основополагающие аспекты организационной структуры системы управления судами общей юрисдикции отражены в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". В частности, ст. 3 закрепляет единство судебной системы, которая выражается в правовом закреплении единства статуса судей, финансировании федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета, соблюдении всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства. Вместе с тем в данной статье содержится, на наш взгляд, не совсем удачная законодательная формулировка, согласно которой "единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом". Однако в Основном Законе закреплено только лишь правовое положение Верховного Суда РФ: в ст. 126 отражено, что это высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляющий в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дачу разъяснений по вопросам судебной практики. Данная норма говорит о структуре системы судов только в общих чертах и лишь предполагает наличие нижестоящих звеньев. О судах субъектов Федерации, районных судах и мировых судьях, их организации и деятельности в Конституции РФ речи не ведется, в ст. ст. 119, 121, 122, 123 имеются отсылочные к федеральному законодательству нормы, регламентирующие эти аспекты.
Далее укажем, что ст. 3 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" недвусмысленно закрепляет положение, согласно которому именно этот нормативный акт устанавливает основополагающие принципы построения судебной системы и, следовательно, ее внутреннюю структуру управления. По логике законодателя именно этот нормативный акт должен быть единственным источником регулирования организации работы и построения органов отправления правосудия, все изменения и дополнения, связанные с совершенствованием судебной системы, должны быть внесены только в его нормы. К сожалению, в настоящее время подобную инициативу, на наш взгляд, нельзя признать востребованной и объективной. Во-первых, сложность нынешней организационной структуры системы управления судами общей юрисдикции (и иными судами) требует дополнительно правового регулирования многочисленных сфер внутренней деятельности, которые относятся к компетенции судейского сообщества. Принятый более 15 лет назад Закон о судебной системе не в состоянии охватить все уровни четырехзвенной системы и адекватно воздействовать на соответствующие отношения. Во-вторых, законодательной новеллой является Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", который также регламентирует особенности структурного построения рассматриваемой нами системы. После принятия этого нормативного акта закономерным является вопрос о том, как будут соотноситься ст. 3 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и ст. 1 ФКЗ от 7 февраля 2011 г., которая детально регламентирует данные аспекты.
Рассматривая основополагающие правовые источники, посвященные регламентации отдельных особенностей организационной структуры управления судами общей юрисдикции, необходимо отметить наличие в ней элементов внутреннего самоуправления. Федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" в ст. 1 предусматривает создание коллегиальных органов, в состав которых входят судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 4 этого Закона основными задачами органов судейского сообщества являются содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства, защита прав и законных интересов судей, участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности, утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики. Отметим, что эти органы обладают полномочиями управленческого характера, которые имеют значение для организации деятельности системы судов общей юрисдикции. Так, Совет судей Российской Федерации созывает Всероссийский съезд судей, дает согласие на назначение на должность, освобождение от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и заслушивает его годовые отчеты об организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности и избирает судей в состав Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации вместо выбывших в период между съездами (ст. 10).
Неотъемлемой частью рассматриваемой нами организационной структуры управления является деятельность Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Данный орган имеет свою собственную структуру, в которую входят центральный аппарат и управления (отделы) в субъектах Федерации (ст. 2 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации"). Этот нормативный акт устанавливает единство и централизацию ведомства (ст. ст. 2 - 6), правовое закрепление подчиненности служащих, а также установление управленческих связей (ст. ст. 8, 9, 13 - 19). В ст. 10 Закона отражено, что Генеральный директор Судебного департамента издает в пределах своей компетенции приказы, распоряжения и инструкции, обязательные для исполнения органами и учреждениями Судебного департамента, и контролирует их исполнение. Указанные приказы, распоряжения и инструкции обязательны для исполнения судами в части, касающейся организационного обеспечения их деятельности. Согласно п. 9 Административного регламента Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации <2> в соответствии с распределением обязанностей заместители Генерального директора Судебного департамента, в случае предоставления им соответствующих полномочий, могут по отдельным вопросам организации деятельности Судебного департамента подписывать приказы или иные установленные законодательством Российской Федерации акты Судебного департамента.
--------------------------------
<2> Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 23 января 2009 г. N 3 "Об утверждении Административного регламента Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.