Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Исполнительное производство. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
О ВОЗМОЖНОСТИ ВВЕДЕНИЯ ИНСТИТУТА ЧАСТНЫХ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.Г. РУБЦОВ
В ходе административной реформы в Российской Федерации была создана Федеральная служба судебных приставов, одной из основных задач которой является организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Однако заметного улучшения дел в сфере исполнительного производства не произошло. Количество судебных актов, подлежащих принудительному исполнению, постоянно возрастает. В связи с проводимой судебной реформой увеличивается количество федеральных судов и участков мировых судей, сохраняется тенденция увеличения рассматриваемых судами гражданских дел. Существующая система исполнения судебных решений не способна в полной мере защитить интересы взыскателей, позволяет должникам безнаказанно не исполнять судебные решения, что, в свою очередь, дискредитирует идею правосудия, а институт судебной власти превращает в формальный бесполезный орган. В настоящее время сложилась ситуация, когда количество действительно исполненных судебных актов катастрофически мало. Из-за низкой эффективности исполнения актов суда возникают проблемы не только в правовой сфере, но и в общесоциальном аспекте, поскольку способствует формированию в обществе правового нигилизма, неуважительного отношения к закону и суду, поощрению противоправного и асоциального типа поведения. В качестве причин такого положения вещей называют ограничение полномочий судебных исполнителей, их загруженность, вопросы оплаты труда, отсутствие заинтересованности исполнителей в надлежащем исполнении актов и другие. Судебные приставы обременены множеством проблем и несоответствий в законодательной базе. Кроме исполнения судебных решений о задолженностях за коммунальные платежи им приходится выполнять массу других решений: взыскание алиментов, восстановление на работе, вселение и выселение и т.д.
Сегодня на фоне общего увеличения количества неисполненных долговых обязательств и, как следствие, возрастающей нагрузки на судебных приставов вопрос о деятельности частных приставов вновь стал актуальным.
В современной мировой практике действует частная, государственная и смешанная системы судебных исполнителей. Соотношение государственных и частноправовых форм организации принудительного исполнения решений судов и иных органов вызывает большой интерес, особенно с практической точки зрения, поскольку возможное введение понятия "частное исполнение" (частный государственный исполнитель) - это проблема, требующая тщательного изучения и разработки соответствующей законодательной базы.
Как известно, в России судебные приставы существовали с некоторыми перерывами.
Частный пристав - полицейская должность, введена в 1782 г. Частные приставы стояли во главе городских частей полицейских, подчинялись Управе благочиния и обер-полицмейстеру. В подчинении частных приставов были квартальные надзиратели, квартальные поручики и полицейские стражи (городовые). Частные приставы назначались Губернским правлением по аттестации обер-полицмейстера, осуществляли надзор за порядком в части, за ценами на продукты первой необходимости, за состоянием дорог и др.; производили дознания и следствия по уголовным делам (с 1860 г. только дознание). В 1867 г. должность частного пристава упразднена <1>.
--------------------------------
<1> Высоцкий И.П. Санкт-Петербургская столичная полиция и градоначальство, 1703 - 1903: Крат. ист. очерк. СПб., 1903. С. 61 - 62.
В 2006 г. Министр юстиции Ю. Чайка сообщил, что его ведомство совместно с Минэкономразвития обсуждает возможность введения института частных судебных приставов. Планировалось провести эксперимент по исполнению судебных решений независимым специалистом, а не государственным чиновником. В идеале предполагалось появление у граждан права выбора, куда обратиться: в государственную службу или в частную. Согласно проекту частные приставы должны были работать под контролем государства в соответствии с законом. Однако эта идея не была опробована на практике <2>.
--------------------------------
<2> Чайка направит частных приставов. Глава Минюста предлагает эксперимент по созданию службы независимых судебных исполнителей // Российская газета - Федеральный выпуск от 15 июня 2006 г. N 4092. URL: http:// www.rg.ru/ 2006/ 06/ 15/ pristavy-chastniki.html.
В 2010 г. с предложением передать некоторые полномочия частным коллекторским агентствам выступило Министерство юстиции России. Как заявил в июле 2010 г. руководитель ведомства А. Коновалов, "у судебных приставов в РФ работы, наверное, будет много всегда, но сейчас она приобретает новые оттенки в связи с обострившейся экономической ситуацией и неплатежеспособностью многих должников. Вопрос о вовлечении в исполнение судебных решений негосударственных субъектов ставился Минюстом и раньше, до того как в экономике России начали проявляться кризисные факторы. На наш взгляд, сейчас этот вопрос не то чтобы вызрел, он отчасти перезрел, потому что пока в высоких кулуарах велись дискуссии на эту тему, на рынке юридических и даже квазиюридических услуг пышным цветом расцвела деятельность коллекторских агентств" <3>.
--------------------------------
<3> Минюст готов узаконить частных судебных приставов-коллекторов, выбивающих долги // Российская газета - Федеральный выпуск от 17 июля 2009 г. N 4955. URL: http:// www.newsru.com/ russia/ 17jul2009/ chastnpristav.html.
Фактически предлагается передать коллекторским агентствам ряд функций государственных судебных приставов, таких как обеспечение явки должника в суд и розыск его имущества, сбор доказательств, подтверждающих, что имущество, юридически принадлежащее третьим лицам, фактически является собственностью должника.
При этом директор ФССП РФ А. Парфенчиков обращает внимание на то, что данная инициатива не подразумевает под собой создания в России института частных судебных приставов: "Я знаю позицию Минюста, это наша общая позиция. Мы не говорим о создании в России института частных судебных приставов. Речь идет об упорядочении и об установлении контроля над деятельностью многочисленных коллекторских агентств. Здесь говорится о совершенствовании правового поля, в котором могли бы действовать коллекторы. Моя позиция такова: коллекторы - это экономическая категория, это не частные приставы, и они никогда ими не будут, и не должны быть; коллекторы - это собиратели "плохих" долгов" <4>.
--------------------------------
<4> Коллекторы могут получить часть полномочий приставов. URL: http://www.tuladolg.ru.
Вместе с тем, выступая на Международной научно-практической конференции на тему "Эффективность принудительного исполнения судебных решений и актов других органов", проходившей на базе Казанского (Приволжского) федерального университета с 8 по 10 июня 2011 г., А. Парфенчиков подчеркнул, что, развивая и совершенствуя меры государственного принуждения, ФССП одновременно заинтересована в развитии и эффективной работе негосударственных, альтернативных форм исполнения судебных актов: коллекторских агентств, медиаторов, нотариусов, частных детективов, адвокатов и иных посредников <5>.
--------------------------------
<5> Исполнительное производство. 2011. N 3. С. 19.
В проекте разработанной Минюстом России Долгосрочной программы повышения эффективности исполнения судебных решений (2011 - 2020 гг.) указывается, что предложения о формировании параллельной ФССП России структуры, осуществляющей взыскание задолженности по исполнительным документам, являются необоснованными.
"Правовое регулирование коллекторской деятельности должно быть направлено не на создание параллельных квазигосударственных структур, подменяющих собой органы государственной власти и являющихся потенциальным фактором для развития коррупции и злоупотреблений, а на защиту прав и законных интересов взыскателя и должника, поощрение добровольного исполнения и экономию репрессии" <6>.
--------------------------------
<6> Практика исполнительного производства. 2011. N 1 - 2. С. 41.
Следует отметить, что необходимость как-то разделить функции по исполнительному производству между государственной службой и частными организациями давно назрела.
Государственная система принудительного исполнения неэффективна и не способна в полной мере обеспечить потребности рыночной экономики в быстром и полном исполнении актов органов юрисдикции. Именно поэтому частноправовая система принудительного исполнения заслуживает самого пристального внимания. Она характеризуется тем, что судебный исполнитель сам организует деятельность по отработке исполнительных документов и несет полную имущественную ответственность за ее результаты.
При выборе направления совершенствования системы принудительного исполнения следует определиться, будет ли она основана на прежних принципах либо необходим переход к иной модели.
В каждой стране есть свои особенности работы судебных приставов. Повсеместно они несут большую ответственность за свои действия. Но при этом реально зарабатывают деньги, продают имущество, получают за это материальное вознаграждение.
В США исполнением судебных решений занимаются государственные служащие службы маршалов. Это одна из старейших федеральных государственных должностей, представители которой имеют большие полномочия. В европейских странах работают частные судебные приставы. Для осуществления подобной деятельности необходимо получить лицензию. Частный пристав самостоятельно решает все проблемы, возникающие при исполнении судебных решений, расплачивается с ним клиент.
Вместе с тем в современных правовых системах более распространена смешанная модель организации принудительного исполнения, при которой в процесс исполнения допускаются организации, действующие на различной организационно-правовой основе. В Великобритании уже несколько лет используется смешанный принцип. Судебные приставы состоят на государственной службе. В случае необходимости привлекают частных.
В Республике Казахстан исполнительное производство осуществляют государственные и частные судебные исполнители. Частные судебные исполнители имеют лицензию на проведение исполнительной деятельности и занимаются частной практикой в порядке индивидуального предпринимательства. Перед началом своей деятельности они должны пройти в течение 1 года стажировку, сдать квалификационный экзамен, пройти конкурс и получить лицензию. Деятельность частных судебных приставов, законность их действий контролируют республиканская и региональные коллегии частных судебных исполнителей. Частные судебные исполнители не имеют права вести те исполнительные производства, где одной из сторон выступает государство <7>.
--------------------------------
<7> Исполнительное производство. 2011. N 2. С. 74.
При частноправовой системе принудительного исполнения судебный исполнитель наделяется полномочиями от имени государства. Его деятельность находится под контролем суда, прокуратуры.
По мнению большинства исследователей, преимущества такой модели принудительного исполнения заключаются в том, что она более приспособлена к осуществлению хозяйственной деятельности субъектами гражданского оборота в условиях рыночной экономики, что и обусловливает ее привлекательность для многих стран, реформирующих свои системы принудительного исполнения (Беларусь, Литва, Латвия, Россия, Эстония, Украина и др.). Не менее важное преимущество - снижение уровня затрат государства <8>.
--------------------------------
<8> Перспективы института частных судебных приставов-исполнителей в России // URL: http:// www.yurhelp.ru/ news163.html.
Удобство данной системы для государства заключается в следующем. Оно никоим образом не финансирует деятельность судебных исполнителей, наоборот, возлагает на самих судебных исполнителей бремя расходов по самофинансированию и полной имущественной ответственности перед клиентами. Поскольку оплата судебного исполнителя при частноправовой организации профессии зависит от результатов его работы, то судебный исполнитель заинтересован в максимальной результативности своей деятельности <9>.
--------------------------------
<9> Ярков В.В. Небюджетная (частная) организация принудительного исполнения: "за" и "против" // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2007. N 9.
Деятельность частных судебных исполнителей могла бы быть регламентированной законом. Кроме того, она должна быть лицензируемой, как, к примеру, деятельность адвокатов и нотариусов. Частные исполнители могли бы объединяться в профессиональные организации либо работать самостоятельно. При исполнении решений взыскатели должны иметь право выбора обращения к государственным или частным исполнителям.
Частные судебные приставы, наделенные конкретными функциями и полномочиями, четко обозначенной сферой деятельности и ответственности, должны прийти на смену коллекторам.
Е. Артюх предлагает создать двухзвенную систему службы судебных приставов. "В первом звене (государственном) должны работать приставы - государственные служащие, занимающиеся охраной зданий судов и физической охраной судей, а также приставы, занимающиеся взысканием в интересах государства. Второе звено - частные судебные приставы - индивидуальные предприниматели, соответствующие определенным квалификационным требованиям и подтвердившие эту квалификацию на экзамене, объединенные в саморегулируемые организации частных судебных приставов и организующие свою деятельность самостоятельно: индивидуально или путем объединения в фирмы" <10>.
--------------------------------
<10> О частных судебных приставах и гражданах-банкротах // URL: http://dkvartal.ru/ artuh/ 3111.
Возможно создание института частных судебных приставов в качестве эксперимента на уровне одного или нескольких субъектов Российской Федерации, в которых сами судебные приставы готовы взять на себя ответственность за результаты принудительного исполнения актов органов юрисдикции. Государственный советник юстиции 2 класса, заслуженный юрист РСФСР Л.В. Белоусов, рассматривая вопрос об исполнении исполнительных документов, отмечал, что, предлагая текст п. 2 ст. 5 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", разработчики "имели в виду и задачу будущего - возможность, не изменяя Закон, ввести наряду с государственной службой принудительного исполнения частное (либеральное) исполнение, вначале в порядке эксперимента в одном или нескольких районах, регионах страны" <11>.
--------------------------------
<11> Белоусов Л.В. Исполнение исполнительных документов иными органами и организациями: сегодня и завтра // Законодательство. 2005. N 8. С. 59.
Итоги анкетирования судебных приставов-исполнителей Краснодарского края свидетельствуют об устойчивой привлекательности частноправовой (альтернативной) модели принудительного исполнения и готовности значительной части судебных приставов перейти в систему частного исполнения.
В частности, на вопрос анкеты "Готовы ли вы принять участие в эксперименте и стать частным судебным приставом-исполнителем, получив лицензию и застраховав свой профессиональный риск?" в 2007 г. 143 респондента (33%) ответили утвердительно. 289 человек (67%) не готовы к этому.
Для сравнения приведем статистические данные прошлых лет.
В 2006 г. за эксперимент был 141 опрошенный (41%), против - 182 (53%).
В 2005 г. - соответственно 167 (30%) и 389 (70%).
В 2004 г. к эксперименту был готов 151 человек (35%).
В 2003 г. частными приставами соглашались стать 138 опрошенных (40%).
В 2002 г. за эксперимент высказались 132 пристава (46%).
В поддержку частноправовой (альтернативной) модели исполнительного производства респонденты приводят следующие аргументы: отсутствие большого количества отчетной документации позволит сэкономить время для совершения исполнительных действий; без бюрократии и систематических проверок можно будет эффективнее использовать рабочее время; такая модель повысит ответственность и самостоятельность при принятии решений; независимый пристав будет работать на конечный результат - исполнение юрисдикционного акта, что повысит авторитет судебной власти; реформирование государственной системы принудительного исполнения укрепит статус и повысит имидж судебного пристава-исполнителя, и, следовательно, в систему придут профессионалы <12>.
--------------------------------
<12> Анализ результатов социологического опроса судебных приставов-исполнителей: Интервью с Г.Д. Улетовой, кандидатом юридических наук, доцентом, заведующей кафедрой гражданского процесса и трудового права Кубанского государственного университета, членом рабочей группы по разработке Исполнительного кодекса РФ, президентом Краснодарского клуба юристов // Законодательство. 2009. N 3.
Однако при введении института частных судебных приставов возникнет немало проблем, которые необходимо будет решить на законодательном уровне.
Частный пристав будет получать полномочия от имени государства, поэтому необходимо установить определенные правила доступа к профессии: наличие высшего юридического образования, прохождение стажировки, сдача квалификационного экзамена, прохождение конкурса, получение лицензии.
На законодательном уровне должен быть установлен равный правовой статус государственных и частных судебных исполнителей, оформленные ими документы должны иметь равную юридическую силу. Возможно определенную категорию дел, связанных с интересами государства, оставить в компетенции только государственных исполнителей.
В качестве сдерживающей нормы (для предотвращения большого перехода государственных судебных исполнителей в частные) можно ввести норму об обязательном наличии стажа работы в государственной системе судебного исполнения с хорошими показателями по работе. Это послужит дополнительной мерой повышения исполнимости судебных актов.
С появлением частных судебных приставов возникает вопрос об их оптимальной численности, т.к. она не может определяться "рынком". Поэтому возможно сохранить общую численность судебных приставов-исполнителей с последующей заменой вакансий в рамках определенной численности для перехода из государственных в частные судебные исполнители с сокращением освободившихся должностей государственных судебных исполнителей.
Государство должно определять общую численность судебных исполнителей, а также иметь возможность контролировать деятельность частных судебных исполнителей, вплоть до приостановления их деятельности, в связи с чем возникает необходимость создания контролирующих органов в виде палат судебных исполнителей, которые будут представлять профессию в органах суда и управления, а также обеспечивать соблюдение дисциплины и профессиональной этики.
Частные судебные исполнители не получают заработную плату от государства, поэтому возникает вопрос о регулировании тарифов за осуществление их полномочий. Учитывая, что полномочия частным судебным приставам делегируются государством, тарифы также должны устанавливаться государством и оплачиваться за счет должника. При расчете сумм тарифов необходимо будет обеспечить заинтересованность судебного исполнителя в исполнении взысканий на небольшие суммы, поскольку здесь исполнение может быть трудоемким, но невыгодным.
Осуществляя свои профессиональные обязанности от имени государства, частный судебный исполнитель несет личную имущественную и иную ответственность за юридические последствия своих действий. Практически имущественная ответственность частного судебного исполнителя должна гарантироваться созданием специальных фондов, коллективным и индивидуальным страхованием профессиональной ответственности, за пределами которых судебный исполнитель отвечает лично принадлежащим ему имуществом.
Таким образом, нам представляется, что будущее за частноправовой моделью исполнения, как более эффективной и экономически выгодной, поскольку решает один из главных вопросов, мешающих улучшению деятельности судебного пристава-исполнителя, - его материальную заинтересованность в результатах работы. Кроме того, она выгодна для государства, поскольку освобождает его от необходимости содержать систему исполнения.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Исполнительное производство, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.