Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
БЕЗОПАСНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Н.Н. ПОНОМАРЕВ
Понятие "безопасность" до сих пор имеет сложный, широкий и дифференцированный смысл [1]. Все множество определений безопасности, представленных мыслителями разных научных школ и направлений, можно объединить в группы, в рамках которых безопасность рассматривается:
как защищенность или состояние защищенности;
как отсутствие опасности;
как свойство (атрибут) системы;
как состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности к выживанию и развитию [2].
Потребность четкой дифференциации представлений о безопасности, выработка определений ее конкретных видов и составляющих, а также развитие таких направлений исследований, которые могли бы способствовать продвижению вперед в конкретных областях правовых знаний, предлагая свои выводы для их прикладного применения, обусловливают необходимость интегративного подхода, где ключевую роль должно сыграть понятие "национальная безопасность" [3].
Термин "национальная безопасность" ("общенациональная безопасность") появился совсем недавно. Еще в XX в. в лексиконе большинства государств использовались такие понятия, как "обороноспособность", "военная безопасность", "государственная безопасность" и др.
Термин "национальная безопасность" появился в США после Второй мировой войны и окончательно утвердился с принятием в США в 1947 г. Закона о национальной безопасности. Характеризуя феномен национальной безопасности, официальные документы, являющиеся основой концепции национальной безопасности Соединенных Штатов, в качестве важнейшей цели национальной безопасности называли самосохранение нации как особой культурно-исторической, политической общности, что подразумевало защиту государственного строя, национальных идеалов, традиций, стиля жизни [4].
В послевоенной России национальная безопасность отождествлялась с безопасностью государственной власти ("политическая безопасность") и международной безопасностью ("внешняя безопасность" и "военная безопасность"). С середины 80-х гг. XX в., в условиях перестройки, в понятие национальной безопасности кроме традиционных (военных и политических) аспектов стали включать и иные, в частности гуманитарные, экономические, экологические. Хотя в советское время аналогом понятия "национальная безопасность", носившего характер определенного идеологического клише, обозначавшего особую борьбу с любыми проявлениями личной и общественной жизни, наносившими ущерб коммунистической идеологии и Советскому государству, чаще всего выступало понятие "государственная безопасность". В связи с тем что в современных условиях национальные и государственные интересы не воспринимаются как тождественные, а приоритет интересов личности и общества по отношению к интересам государства получил конституционное закрепление, понятие "государственная безопасность" утратило свое былое значение [5].
В 1992 г. принят Закон Российской Федерации "О безопасности" [6] - основа формирования правовой базы системы обеспечения национальной безопасности в стране, создан Совет Безопасности Российской Федерации с четко обозначенными функциями [7]. В декабре 1997 г. Указом Президента России была утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации. После того как на практике выяснилось, что некоторые положения этого документа нуждаются в корректировке, в январе 2000 г. Указом Президента была утверждена новая редакция Концепции национальной безопасности Российской Федерации [8].
Понятие национальной безопасности впервые было закреплено в ст. 1 Закона РФ "О безопасности", в которой безопасность предстает как "состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз". В такой постановке вопроса безопасность выступает как некая философская категория, абстрактная форма выражения состояния жизнеспособности и жизнестойкости объектов. Это определение не носит конкретно-исторического характера, не несет в себе и прямого действия ни при постановке задач по данной проблеме, ни по основным направлениям их реализации.
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации национальная безопасность рассматривается как состояние защищенности личности, общества и государства от возможных внутренних и внешних угроз, которое достигается совокупностью действий органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций и человека на основе законов и иных правовых актов в обеспечение суверенитета, единства и неделимости территории России, стабилизации и последующего социально-экономического и духовно-нравственного развития. Это определение носит конкретно-исторический характер и характеризует национальную безопасность как целостную, относительно самостоятельную и устойчивую систему.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации. Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.
Глобализация оказывает значительное влияние на происходящие в мире процессы. Эти процессы имеют отношение и к происходящему в нашей стране. Россия - уникальная многонациональная и многоконфессиональная страна. Несовпадение интересов государств, конкуренция, направленная на усиление влияния на мировую политику, создают прямую угрозу национальной безопасности нашей страны.
Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах [9].
Положение России на мировой арене в настоящий момент можно расценивать как двойственное. С одной стороны, Российская Федерация интегрируется в мировую экономику, включается в проблемы международной безопасности, расширяет сотрудничество с многими странами. С другой стороны, определенные иностранные государства активизируются для ослабления положения России, игнорируют ее интересы, провоцируют конфликтные ситуации с другими странами.
Интересной научной проблемой является соотношение права и безопасности. Казалось бы, данные явления совершенно несовместимы. Однако основным предназначением права в государстве является обеспечение его безопасности. Поэтому данные понятия находятся в двусторонней связи: само право зависит от состояния безопасности в стране (например, действие права в случаях мародерства, грабежа, разбоя и убийств в военное время, в условиях чрезвычайной ситуации, при стихийном бедствии).
В современных условиях национальная безопасность рассматривается как социальное явление, которое включает в себя множество аспектов, закрепленных правом, как состояние, которое аккумулирует множество видов ущерба, а также возможных представлений об угрозах и их последствиях [10]. Современное законодательное определение понятия безопасности включило в себя два базовых компонента: защищенность и ориентацию на прогрессивное развитие [11].
На конституционном уровне термин "национальная безопасность" отсутствует. В Конституции Российской Федерации говорится о "государственной безопасности" или о "безопасности государства", а государство понимается как государство-нация (например, в ч. 5 ст. 13, ч. 3 ст. 55 речь идет о безопасности государства; в ч. 1 ст. 82 - о безопасности целостности государства; в ч. 1 ст. 114 - о государственной безопасности; в ч. 1 ст. 56 - о безопасности граждан; в ч. 1 ст. 72 - об экологической безопасности) [12].
Многоаспектность феномена "национальная безопасность" определила неоднозначность и множественность формулировок термина, его обозначающего. Множество понятий национальной безопасности в отечественной литературе объединяет стремление авторов передать это состояние посредством анализа конкретных признаков. Безопасность рассматривается:
как "состояние или положение объекта безопасности, когда для него нет опасности, то есть изменений свойств в худшую сторону" [13];
как "состояние, обеспечивающее достаточную экономическую и военную мощь нации для противления угрозам для ее существования, исходящим как из других стран, так и изнутри собственной страны" [14];
как "реальная способность быть свободными от внешней опасности" [15].
Что же касается структуры национальной безопасности, то главными составными частями национальной безопасности выступают безопасность личности, безопасность общества и безопасность государства в таких сферах, как международные отношения, оборона, политическая жизнь, экономика, социальная сфера. При этом понятие "национальная безопасность" охватывает и такие аспекты жизнедеятельности, как, например, "защита жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств" [16], "ядерная безопасность", "радиационная безопасность населения" [17], "химическая и биологическая безопасность" [18], "военно-морская безопасность", "военная безопасность" [19], "пожарная безопасность" [20], "информационная безопасность" [21], "экологическая безопасность" [22], "транспортная безопасность" [23], "безопасность дорожного движения" [24], "авиационная безопасность" [25], "экономическая безопасность" [26], "продовольственная безопасность" [27] и др.
Таким образом, термин "национальная безопасность" имеет множество определений, касающихся различных аспектов жизненной практики и затрагивающих различные сферы жизнедеятельности. Важное значение имеет определение, изложенное в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, которое дает понятие не только о сущности национальной безопасности, но и о ее структуре.
Литература
1. Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П. Российское административное право: Учебник для вузов. М., 1998. С. 452; Васильев С. Новые подходы к понятию безопасности России // Обозреватель. 1999. N 3. С. 41 - 43; Моздаков А.Ю. Понятие безопасности в классической и современной философии // Вопросы философии. 2008. N 4. С. 18 - 25.
2. Колокольцев В.А. Обеспечение государственных интересов России в контексте Концепции национальной безопасности: Дис. ... д-ра. юрид. наук. СПб., 2005. С. 148.
3. Идрисов Р.Ф. Государство в обеспечении национальной безопасности России. М., 2001. С. 27 - 29.
4. The White House. National Security Strategy of the United States. Wash., 1987. P. 3 - 4; The White House. National Security Strategy of the United States. Wash., 1988. P. 6 - 7; The White House. National Security Strategy of the United States. Wash., 1990. P. 1 - 3.
5. Ковальский С. Что такое национальная безопасность? // Финансовый контроль. 2002. N 6. С 26 - 27; Амельчакова В.Н. О соотношении категории "национальная безопасность" со смежными правовыми категориями // Вестник Московского университета МВД России. 2006. N 4. С. 11 - 14; Галузин А.Ф. О понятии "правовая безопасность" и ее принципах // Правоведение. 2007. N 6. С. 166 - 177.
6. Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446 "О безопасности" (в ред. от 26 июня 2008 г.) // Ведомости Совета Народных Депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 15. Ст. 769; Российская газета. 1993. 10 января; 1994. 14, 19 января; Собрание законодательства Российской Федерации (далее - СЗ РФ). 2002. N 30. Ст. 3033; 2005. N 10. Ст. 763; 2006. N 31. Ч. 1. Ст. 3427; 2007. N 10. Ст. 1151; 2008. N 26. Ст. 3032.
7. Указ Президента Российской Федерации от 28 марта 1998 г. N 294 "Об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации" (в ред. от 25 сентября 2004 г.) // СЗ РФ. 1998. N 14. Ст. 1536; 2001. N 26. Ст. 2651; 2003. N 48. Ст. 4659; 2004. N 24. Ст. 2392; Указ Президента Российской Федерации от 7 июня 2004 г. N 726 "Об утверждении Положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации" (в ред. от 25 июля 2006 г.) // СЗ РФ. 2004. N 24. Ст. 2392; 2006. N 31. Ч. 1. Ст. 3459.
8. Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300 "Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации" (в ред. от 10 января 2000 г.) // Российская газета. 1997. 26 декабря; СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 170.
9. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. N 1300 в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24).
10. Каламанов В.А. Национальная безопасность Российской Федерации и межнациональные конфликты (теоретико-правовой анализ): Дис. ... д-ра. юрид. наук. СПб., 1999; Наука и образование в стратегии национальной безопасности и регионального развития: Материалы международной конференции, посвященной 275-летию Российской академии наук. Екатеринбург, 22 - 23 апреля 1999 г. Екатеринбург, 1999; Чихарев И.А. Национальная безопасность интересы России и современная цивилизация // Вестник Московского университета. Сер. 12: Полит. науки. 1999. N 4. С. 88 - 96; Возженников А.В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. М. 2000. С. 55; Степашин С.В. Национальная безопасность: условия и приоритеты // Актуальные проблемы защиты и безопасности: Труды третьей Всероссийской научно-практической конференции (4 - 6 апреля 2000 г.): В 2 т. СПб., 2000. Т. 1. С. 38 - 39; Вахрамеев А.В. Национальная безопасность Российской Федерации (декларации и реальность) // Социально-гуманитарные знания. 2001. N 3. С. 65 - 79; Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А.А. Прохожева. М., 2002. С. 319; Проблемы законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. М., 2003; Мамонов В.В. Конституционные основы национальной безопасности России. Саратов, 2002; Кефели И.Ф. Национальные интересы и национальная безопасность России // Кефели И.Ф. Судьба России в глобальной геополитике. СПб., 2004. С. 131 - 139; Колокольцев В.А. Проблемы обеспечения национальной безопасности современной России. СПб., 2005; Кучер И.В. Актуальные проблемы национальной безопасности России // Вестник Барнаульского юридического института. 2005. Вып. 8. С. 36 - 39; Метелев С.Е. Национальная безопасность и приоритеты развития России: социально-экономические и правовые аспекты. М., 2006; Фещенко Б.Н. Социальная напряженность как аспект национальной безопасности. М., 2006; Александров Р.А. Основные угрозы национальной безопасности России // Вестник Московского университета МВД России. 2007. N 3. С. 19 - 20; Брудников А.С. Современное понимание сущности и содержания национальной безопасности // Труды Академии управления МВД России. 2007. N 3. С. 8 - 11; Пушкарев Е.А. Безопасность человека в системе политико-правового обеспечения национальной безопасности России // Философия права. 2007. N 4. С. 51 - 54; Александов Р.А. Государственно-правовое противодействие наркобизнесу в контексте генезиса и эволюции системы национальной безопасности России (опыт ретроспективного анализа и теоретико-правового моделирования): Дис. ... д-ра. юрид. наук. СПб., 2008; Жириновский В.В. Безопасность для России // Щит и меч. 2008. N 6. С. 8.
11. См.: Закон РФ "О безопасности". Ст. 1.
12. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
13. Периодический обзор ООН. 1991. Т. XIV. N 4. С. 96 - 97.
14. Скакунов Э.И. Всеобъемлющая безопасность: модель перестройки международных отношений // Советское государство и право. 1987. N 5. С. 104.
15. Ушаков Н.А. Проблемы теории международного права. М., 1988. С. 15.
16. См.: Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (в ред. от 2 октября 2007 г.) // Ведомости Съезда Народных Депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503; 1993. N 10. Ст. 360; 1993. N 32. Ст. 1231; СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2964; 1999. N 14. Ст. 1666; 1999. N 49. Ст. 5905; 2000. N 31. Ст. 3204; 2000. N 46. Ст. 4537; 2001. N 1. Ч. 2. Ст. 15; 2001. N 31. Ст. 3172; 2001. N 32. Ст. 3316; 2002. N 18. Ст. 1721; 2002. N 27. Ст. 2620; 2002. N 30. Ст. 3029; 2003. N 2. Ст. 167; 2003. N 27. Ч. 1. Ст. 2700; 2003. N 28. Ст. 2880; 2003. N 50. Ст. 4847; 2004. N 30. Ст. 3087; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 13. Ст. 1078; 2005. N 14. Ст. 1212; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 24. Ст. 2555; 2006. N 31. Ч. 1. Ст. 3420; 2006. N 31. Ч. 1. Ст. 3425; 2006. N 31. Ч. 1. Ст. 3452; 2006. N 52. Ч. 1. Ст. 5498; 2007. N 10. Ст. 1151; 2007. N 41. Ст. 4845; Указ Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 209 "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации" (в ред. от 2 декабря 1998 г.) // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 7. Ст. 562; СЗ РФ. 1998. N 49. Ст. 69; Федеральный закон от 12 августа 1995 г. 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (в ред. от 29 апреля 2008 г.) // СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3349; 1997. N 29. Ст. 3505; 1998. N 30. Ст. 3613; 1999. N 2. Ст. 233; 2000. N 1. Ч. 1. Ст. 8; 2001. N 13. Ст. 1140; 2003. N 2. Ст. 167; 2003. N 27. Ч. 1. Ст. 2700; 2004. N 27. Ст. 2711; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 49. Ст. 5128; 2007. N 31. Ст. 4008; 2007. N 31. Ст. 4011; 2008. N 18. Ст. 1941; Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (в ред. от 24 июля 2007 г.) // Российская газета. 1992. 30 апреля; СЗ РФ. 2002. N 12. Ст. 1093; 2003. N 2. Ст. 167; 2005. N 24. Ст. 2313; 2006. N 30. Ст. 3294; 2007. N 31. Ст. 4011; Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" (в ред. от 8 апреля 2008 г.) // Российская газета. 1997. 12 февраля; Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 26. Ст. 2730; 2000. N 46. Ст. 4537; 2002. N 19. Ст. 1794; 2003. N 2. Ст. 164; 2003. N 27. Ч. 1. Ст. 2700; 2003. N 46. Ч. 1. Ст. 4437; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 10. Ст. 763; 2006. N 31. Ч. 1. Ст. 3420; 2006. N 31. Ч. 1. Ст. 3452; 2007. N 27. Ст. 3213; 2007. N 45. Ст. 5418; 2008. N 15. Ст. 1448; Указ Президента Российской Федерации от 30 июня 2008 г. "О специальном представительстве Президента Российской Федерации по взаимодействию с Европейским союзом в области свободы, безопасности и правосудия" (опубликован не был); Закон Санкт-Петербурга от 17 апреля 2006 г. N 159-23 "О целевой программе Санкт-Петербург "Повышение эффективности деятельности судебных органов, органов охраны правопорядка и безопасности" на 2006 - 2008 годы" // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2006. N 6; 2007. N 36; 2008. N 7.
17. См.: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в ред. от 30 октября 2007 г.) // СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3648; 2002. N 44. Ст. 429; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 50. Ст. 5284; 2006. N 52. Ч. 1. Ст. 5498; 2007. N 45. Ст. 5418; Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (в ред. от 22 августа 2004 г.) // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 141; 2004. N 35. Ст. 3607.
18. См.: Указ Президента Российской Федерации от 23 ноября 1995 г. N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" (с изм. от 15 марта 1999 г.) // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4658; 1999. N 12. Ст. 1453; распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2008 г. N 74-р "О концепции федеральной целевой программы "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009 - 2013 годы)" // СЗ РФ. 2008. N 5. Ст. 434.
19. Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. N 706 "Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. N 17. Ст. 1852; Тюшкевич С.А. Российская Федерация: поиски новой системы военной безопасности (1992 - 2002) // Тюшкевич С.А. Новый передел мира. М., 2003. С. 233 - 275; Военная безопасность Российской Федерации и правовые режимы ее обеспечения (теоретико-правовое исследование). М., 2004.
20. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в ред. от 18 октября 2007 г.) // СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 3503; 1996. N 17. Ст. 1911; 1998. N 4. Ст. 430; 2000. N 46. Ст. 4537; 2001. N 33. Ч. 1. Ст. 3413; 2002. N 1. Ч. 1. Ст. 2; 2002. N 30. Ст. 3033; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 27. Ст. 2711; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 14. Ст. 1212; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 6. Ст. 636; 2006. N 44. Ст. 4537; 2006. N 50. Ст. 5279; 2006. N 52. Ч. 2. Ст. 5498; 2007. N 18. Ст. 2117; 2007. N 43. Ст. 5084; Закон Санкт-Петербурга от 18 июля 2005 г. N 36852 "О пожарной безопасности в Санкт-Петербурге" (в ред. от 16 января 2006 г.) // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2005. N 10; 2006. N 1; Областной закон Ленинградской области от 11 декабря 2006 г. N 147-оз "О региональной целевой программе "Пожарная безопасность на территории Ленинградской области" на 2007 - 2010 годы" (в ред. от 31 января 2008 г.) // Вестник Законодательного Собрания Ленинградской области. 2007. Вып. 36; Вестник правительства Ленинградской области. 2008. N 2; Областной закон Ленинградской области от 25 декабря 2006 г. N 169-оз "О пожарной безопасности в Ленинградской области" // Вестник Законодательного Собрания Ленинградской области. 2007. Вып. 39.
21. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г. N Пр-1895 // Российская газета. 2000. 28 сентября.
22. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 1225-р "Об экологической доктрине Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 36. Ст. 3510; Тангиев Б.Б. Правоохранительные органы России и их деятельность в области обеспечения экологической безопасности, надзора и охраны окружающей среды: Учебное пособие. СПб., 2007.
23. Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" // СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 837.
24. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (в ред. от 1 декабря 2007 г.) // Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации. 1995. N 36. Ст. 1145; 1999. N 10. Ст. 1158; 2002. N 18. Ст. 1721; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 52. Ч. 1. Ст. 5498; 2007. N 46. Ст. 5553; 2007. N 49. Ст. 6070; Областной закон Ленинградской области от 29 декабря 2006 г. N 200-оз "О региональной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в Ленинградской области" на 2006 - 2010 годы" // Вестник Законодательного Собрания Ленинградской области. 2007. Вып. 45.
25. См.: Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; Жуков С.И. Организационно-правовые основы обеспечения безопасности на воздушном транспорте (историко-правовой аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2007.
26. Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" (в ред. от 8 декабря 2003 г.) // СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1798; 2002. N 30. Ст. 3027; 2003. N 50. Ст. 4850; 2003. N 50. Ст. 4851; Егоршин В.М. Экономическая безопасность - составляющая национальной безопасности России // Актуальные проблемы безопасности информационного пространства: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 5 - 8 октября 1999 г.). СПб., 1999. С. 101 - 103; Сенчагов В.К. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности России // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2002. N 2. С. 15 - 26; Финансовый контроль и экономическая безопасность: диалектика взаимосвязи. СПб., 2004; Тимофеева И.Ю. Теоретические основы государственного контроля как механизма обеспечения экономической безопасности: Дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2005; Гладких Р.Б. Обеспечение безопасности предпринимательской деятельности в системе мер, обеспечивающих экономическую безопасность государства // Юридический мир. 2006. N 10. С. 40 - 43; Любовный В. Состояние и проблемы российских городов в контексте понятия экономической безопасности // Российский экономический журнал. 2006. N 11/12. С. 25 - 40; Гуров М.П. Теневая экономика и деструкция государства: проблема обеспечения экономической безопасности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2007. N 3 (35). С. 6 - 9; Мусаткина Е.И. Институционально-правовой анализ экономической безопасности // Философия права. 2007. N 1. С. 79 - 82; Откидач Е.Ф. Институты финансово-экономических расследований, их взаимодействие в обеспечении экономической безопасности: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2007; Чупрова А.Ю. Торговля людьми как угроза экономической безопасности России. М., 2007.
27. Чернова О.А. Продовольственная безопасность: научно-теоретические подходы к определению терминологии // Юридический мир. 2006. N 10. С. 44 - 48; Кузнецов С.А. Уголовно-правовая защита продовольственной безопасности (по материалам города Москвы): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.