Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
"НОВАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА" В ТРУДАХ Г.Я. СОКОЛЬНИКОВА
Е.В. КАСЕВИЧ
Современные проблемы построения и развития финансовой системы России заставляют обращаться к историческому опыту проведения финансовых реформ. Несмотря на различия между современной ситуацией и той, которая была 90 лет назад, остались некоторые общие проблемы, связанные с необходимостью формирования взвешенной и выверенной финансовой политики государства. Поэтому анализ работ Г.Я. Сокольникова предоставляет возможность не только реконструировать историческую картину прошлых лет в части финансовых преобразований страны, но и познать логику построения финансовой политики.
Григорий Яковлевич Сокольников относится к той категории ученых, политических деятелей, большевистской интеллигенции эпохи 1920-х гг., которые много сделали для развития своей страны, но были репрессированы в годы сталинских репрессий и чьи имена надолго были преданы забвению и вычеркнуты из официальной истории. Г.Я. Сокольников являлся первым наркомом финансов СССР, стоял у истоков финансовой политики большевистской России, успешно провел денежную реформу 1922 - 1924 гг. Начиная с 1917 г. он принимал активное участие в разработке первых финансово-правовых актов, в частности Декрета о национализации банков.
Основные работы по финансовым вопросам собраны в двухтомнике "Финансовая политика революции" 1925 г. и "Денежная реформа" 1925 г. В основе работ Г.Я. Сокольникова лежали научные разработки, которые содержали конкретные предложения по восстановлению и выведению из кризиса финансовой системы страны. В своих трудах он последовательно описывал порядок проведения денежной реформы 1922 - 1924 гг., оценивая ее как масштабную операцию, в результате которой была восстановлена и унифицирована денежная система страны, ликвидирована инфляция.
Еще в 1918 г. Г.Я. Сокольников возражал против безудержной денежной эмиссии, но в тот момент он не был понят, и эмиссия продолжалась. Только чудом не был воплощен в жизнь план полного аннулирования денег и закрытия наркомата финансов, который в годы гражданской войны был практически разрушен. Назначение Г.Я. Сокольникова наркомом финансов сыграло ключевую роль в финансовой истории страны периода нэпа, поскольку начались отход от доктрины военного коммунизма в финансовой сфере и разработка программы оздоровления денежного обращения. Под руководством Г.Я. Сокольникова заново создавались финансовые органы в центре и на местах, подбирались квалифицированные работники. Так, для подготовки денежной реформы был приглашен опытный финансист Н.Н. Кутлер, который участвовал в проведении знаменитой реформы С.Ю. Витте в 1895 - 1897 гг.
Финансовая политика понималась как часть общей экономической политики. В ее сферу входили вопросы наиболее выгодной для пролетарского государства организации денежной и кредитной системы, сбора доходов и распределения ресурсов. Г.Я. Сокольников предложил реальную программу выхода из финансового кризиса и создания устойчивой денежной системы, которая должна была реализовываться по конкретным взаимосвязанным направлениям: сокращение эмиссии, оздоровление бюджета, развитие кредитной политики Госбанка. Г.Я. Сокольников поддерживал курс на развитие "государственного капитализма", в частности, он отмечал, что государственный капитализм как хозяйственная система требует развитого денежного хозяйства, на нем и должна строиться вся экономическая советская практика [1. С. 58]. Пролетарское государство не может оттолкнуть от себя капиталистическую экономику, поскольку у капиталистов осталось экономическое значение, которое необходимо использовать для новой экономики.
Первое положение программы Г.Я. Сокольникова было связано с необходимостью укрепления рубля и сокращения эмиссии денежных знаков. В этой связи он много внимания в своих работах уделял анализу теории отмирания денег, которая была распространена в начале 1920-х гг. Причины ее появления он видел в "идеологической надстройке", выросшей из объективных условий гражданской войны, в течение которой необходимо было создать правильно работающий механизм Советского государства и его моральный авторитет. Разверстка "забивала" денежные налоги, сводила их поступления к минимуму и делала ненужным финансовый аппарат. Разверстка, хотя и обеспечивала Советскому государству в боевой обстановке продовольственные и сырьевые ресурсы для армии, военных заводов, городов, приводила к сокращению оборота денежных знаков [1. С. 60 - 61].
Вместе с тем денежная эмиссия увеличивалась, и появилась теория постепенного отмирания денежной системы, которую Г.Я. Сокольников назвал "дитя нужды" и которая ошибочно стремилась превратить "нужду" в "коммунистическую добродетель". В основе теории было два положения, признаваемые ученым ошибочными. Первое положение означало, что новые выпуски денежных знаков ведут к их обесценению, то есть к нулевой цене и аннулированию. Но покупательная способность всей суммы денежных знаков остается неизменной, поэтому данное положение неверно. Второе положение основывалось на том, что отмирание денег происходит постольку, поскольку их покупательная способность падает, и рынок начинает переходить к натуральному обмену. Ошибка данного утверждения заключалась в отождествлении денег и советских денежных знаков.
В силу этих обстоятельств Г.Я. Сокольников признавал теорию ошибочной, однако она продолжала существовать в отдельных интерпретациях, к ним относились "номиналистская" точка зрения на денежную систему (ее сторонники уверяли, что бумажные деньги являются идеальными деньгами) и "металлическая" теория, считающая, что необходимо обеспечение денежных знаков металлом.
Г.Я. Сокольников указывал, что невозможность в тот момент ввести обеспечение советских денежных знаков металлом не означает отказ от этого вообще. Восстановление системы металлического обеспечения он называет в качестве одной из задач финансовой политики Советской России. Металлическое обеспечение необходимо потому, что его отсутствие приведет к низкому курсу советских бумажных знаков на мировом рынке.
Финансовый подъем России возможен, только "если она сумеет хозяйственно примкнуть к мировому рынку и опереться на широкую базу сравнительно примитивного товарного хозяйства в России" [1. С. 65]. В этой связи замена разверстки продналогом, по мнению Г.Я. Сокольникова, повлекла за собой изменение оценки денег товарным рынком и открыла возможность для перестройки советского финансового хозяйства на основе денежно-налоговой системы. Без проведения разумной финансовой политики "пролетарское государство не сможет устоять в финансово-экономическом состязании с богатыми странами, не сможет поддерживать на должном уровне государственный аппарат, не сможет укрепить Красную Армию и т.п." [1. С. 64].
С политикой сокращения денежной эмиссии связано требование к упорядочению бюджета. Бюджет имел несколько недостатков; так, он не являлся единым по конструкции и распадался на денежную и натуральную части. Также приблизительным был характер определения доходов от денежных налогов. Поэтому "бюджет в своих незаконченностях отражает переломный момент перемены курса в финансовой политике".
В новых хозяйственных условиях для оздоровления финансовой системы следовало, с одной стороны, снять запреты на все виды торговли, с другой стороны, надо было ликвидировать огромный бюджетный дефицит путем резкого сокращения государственных расходов и развития эффективной налоговой системы. Начинать денежную реформу, как предлагал Г.Я. Сокольников, необходимо с ликвидации бюджетного дефицита. Борьба с дефицитом должна идти по двум направлениям: сокращения расходов и увеличения доходов. Увеличить доходы предполагалось за счет изменения системы внешней торговли. Монополия внешней торговли по целому ряду ввозных статей может быть снята, государство должно не вести торговые операции, а контролировать данный процесс. Изменение вектора внешней торговли будет способствовать увеличению доходов государства за счет таможенных пошлин [1. С. 74 - 75]. Оживление товарооборота увеличит спрос на денежные знаки, что означает возможность уменьшения денежной эмиссии или даже ее прекращения при усиленном поступлении налогов, пошлин и при условии правильной организации промышленности, превращения ее в источник доходов для Советского государства.
Эти мероприятия позволяли ликвидировать колоссальный "денежный навес", образовавшийся за предыдущие годы. Наркомфин во главе с Г.Я. Сокольниковым настаивал на том, чтобы снять с государственного обеспечения массу мелких убыточных предприятий, сократить огромный бюрократический аппарат советских учреждений и численность бойцов Красной Армии.
Г.Я. Сокольников выступал за проведение выверенной политики в определении размеров финансирования и кредитования производственной сферы. Практическими шагами в этом направлении стали сокращение расходов в бюджете, чеканка разменной монеты, выпуск внутреннего займа.
Г.Я. Сокольников постоянно подчеркивал, что государство и предприятия промышленности и торговли не должны ничего давать друг другу бесплатно, а только на основе хозяйственного (финансового) расчета. Но большинство промышленных наркоматов не соглашались с этим и требовали все больше денег, настаивали на дополнительной эмиссии. Они выступали против Г.Я. Сокольникова, упрекая его в стремлении к "диктатуре Наркомфина".
В течение всего 1922 г. шла острая дискуссия о том, как проводить денежную реформу, что взять за мерило ценностей при переходе на новые деньги. Предлагался так называемый товарный рубль, который был бы связан лишь со средним курсом товаров, или с товарным индексом. Сокольников же настаивал на золотом стандарте, и к концу 1922 г. было решено проводить реформу на основе золотого стандарта.
В докладе на XI съезде РКП(б) 30 марта 1922 г. Сокольников впервые на высоком партийном уровне поставил вопрос о необходимости выработки финансовой политики. Он отмечал, что выход из финансового кризиса невозможен силами только финансовой техники, нужен новый вектор экономического развития, который был бы направлен на подъем индустрии и сельского хозяйства, развитие внутренней и внешней торговли. Как ученый и государственный деятель Г.Я. Сокольников мыслил масштабно, не поддаваясь модным теориям, пытался всесторонне проанализировать сложившуюся в стране экономическую и финансовую ситуацию и найти комплексное решение финансовых проблем. "Мы строим свою политику на точнейшем изучении состояния рынка, - заявлял Сокольников, - на точнейшем изучении колебаний курса золота, товара" [1. С. 178].
Таким образом, можно констатировать, что труды и взгляды Г.Я. Сокольникова непосредственным образом повлияли как на доктринальную сущность финансовой политики Советской России 1922 - 1924 гг., так и на характер ее реализации, связанный в первую очередь с проведением денежной реформы.
Литература
1. Сокольников Г.Я. Финансовая политика революции. М., 1925. Т. 1. Приводится по изданию: Сокольников Г.Я. Новая финансовая политика: на пути к твердой валюте. М., 2003.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.