Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Информационное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
Е.С. УСТИНОВИЧ
При определении понятия государственной информационной политики можно согласиться с мнением современного исследователя Ю.А. Нисневича, считающего, что в конечном счете вся "совокупность целей и способов их достижения, стратегии и тактики управления, принципов и методов выработки и реализации управленческих решений для регулирования и развития определенной сферы (экономической, социальной, информационной, внешнеполитической и т.д.) жизнедеятельности общества и государства составляет суть государственной политики в той или иной сфере" <1>.
--------------------------------
<1> Нисневич Ю.А. Информационная политика России: проблемы и перспективы. М., 1999. С. 4.
Понятие "информационная политика" в рамках современных подходов базируется на понятиях "коммуникация" и "информация".
В самом простом понимании коммуникация - процесс распространения информации. Иначе говоря, если коммуникация - механизм, общение, то информация - содержательная сторона такого общения. Однако при всей внешней простоте понятие "коммуникация" лежит в основе ряда теоретических концепций, являющихся основой разработки и реализации информационной политики.
В современной литературе существует ряд различных определений коммуникации. Прежде всего согласимся, что в самом общем плане коммуникация представляет собой "процесс взаимодействия и способы общения, позволяющие создавать, передавать, принимать разнообразную информацию посредством общей системы символов (знаков), языковых знаков, в частности" <2>.
--------------------------------
<2> Авсеенко Н.А. Теория и практика межкультурной коммуникации. М., 2005. С. 8.
По мнению американского социолога Чарльза Кули, под коммуникацией следует понимать "механизм, с помощью которого осуществляются и развиваются человеческие взаимоотношения" <3>: все "символы, заключенные в разуме, а также средства для передачи их в пространстве и сохранения во времени" <4>.
--------------------------------
<3> Кули Ч. Общественная организация. Изучение углубленного разума / Пер. с англ. Л. Марченко // Тексты по истории социологии XIX - XX в.: Хрестоматия. М., 1994. С. 379.
<4> Терин В., Шихирев П. Массовая коммуникация как объект социологического анализа // Массовая культура: иллюзии и действительность. М., 1975. С. 210.
Несомненно, данное определение является чрезвычайно размытым, однако Ч. Кули прямо указывает на важность процессов коммуникации для жизнедеятельности общества.
Г. Гербнер, определяя коммуникацию как "социальное взаимодействие, осуществляемое с помощью сообщений" <5>, акцентирует внимание на важной социальной роли, а также нелинейности процесса коммуникации. Напротив, как процесс однонаправленный, линейный, лишенный обратной связи определяют коммуникацию американские социологи С. Теодорсон и А. Теодорсон <6>.
--------------------------------
<5> Gerbner G. Mass Media and Human Communication Theory. In: Dance F.E.X. (ed.) Hitman Communication Theory. N.Y., 1967. P. 40 - 57.
<6> Theodorson S.A., Theodorson A.G. Modern Dictionary of sociology. N.Y., 1969.
В отечественной литературе также нет единого мнения относительно понятий "коммуникация" и "коммуникативный процесс".
В.П. Конецкая, акцентируя внимание на том, что коммуникация представляет собой "социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств" <7>, не делает различия между массовой и межличностной коммуникацией. В парадигме политологического исследования как механизм общения и взаимодействия общественных субъектов определяет коммуникацию С.В. Коновченко <8>. Более узко, как однолинейно направленный процесс "субъект-объектных отношений", трактует понятие коммуникации Т.В. Науменко <9>.
--------------------------------
<7> Конецкая В.П. Социология коммуникации: Учебник. М., 1997. С. 9.
<8> Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации. СПб., 2005. С. 43.
<9> Коновченко С.В. Власть, общество и печать в России. Ростов н/Д, 2003. С. 10.
Наиболее точно с точки зрения системного анализа явления, по нашему мнению, коммуникацию понимает Ф.И. Шариков: "Под коммуникацией в широком смысле понимается и система, в которой осуществляется взаимодействие, и процесс взаимодействия, и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию" <10>.
--------------------------------
<10> Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М., 2002. С. 5.
Систематизируя рассмотренные подходы и трактовки понятия коммуникации, можно сделать вывод о том, что в широком смысле коммуникация - это передача информации от одного человека к другому, способ доведения индивидом до других людей идей, фактов, мыслей, чувств и ценностей.
В современной научной литературе известен целый ряд коммуникативных моделей, как учитывающих процесс обратной связи, так и однолинейно направленных. Так, модель коммуникации Шеннона-Уивера представляет собой однонаправленный линейный процесс. Авторы модели учитывают процессы кодирования и декодирования информации, шумы-помехи, однако существенным минусом данной модели является то, что она не учитывает процессы обратной связи и реакции получателя информации. Совершенно очевидно, что применение данной модели в процессе государственного управления может привести к потере ответных реакций со стороны общества и вследствие этого существенно понизить эффективность государственного управления. Несколько иной в этом смысле представляется модель коммуникации Г. Лассуэла, которая, хотя и учитывает в отличие от модели Шеннона-Уивера последствия коммуникативного акта, однако процесс обратной связи, характеризующий социальную систему государства, она также не берет в расчет.
Среди ряда других коммуникативных моделей особо следует выделить модель коммуникации Н. Винера. В данной модели коммуникации отдельные личности или организации не выступают в качестве субъектов информационного пространства. Тем самым субъект коммуникации представляется условным, что позволяет применять модель в отношении широких масс. В отличие от рассмотренных выше двух других моделей коммуникации модель Винера органически включает в себя процесс обратной связи в качестве ответных реакций на проводимую политику государства.
Цель коммуникации - добиться от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения. Коммуникация осуществляется с помощью различных механизмов. Как считает немецкий ученый Н. Луман, основополагающей константой общественного развития является образование систем исключительно благодаря коммуникации. С этой точки зрения власть представляет собой "символически генерализованное средство коммуникации" <11>. Общество, по мнению Н. Лумана, проходит несколько стадий развития. Первый этап характеризуется некой целостностью аналогично биологическому организму. Кибернетика открыла второй этап развития общества в связи с появлением новых системных представлений об обществе. На данном этапе развития акцент делался на изучении открытых систем с обратной связью. При этом система обладает подвижными границами, таким образом представляя собой иную целостность, имеющую особые свойства, которые не сводятся к свойствам элементов и структуры системы. Третий этап развития общества у Н. Лумана описан как "теория самореферентных систем", в рамках которой социальные системы рассматриваются не как системы действия, а как системы коммуникаций, самовоспроизводящиеся в ходе непрерывных коммуникационных процессов. При таком подходе, соответственно, коммуникация не сводится лишь к передаче информации. Важными характеристиками системы являются наблюдение и контроль за собственным поведением, огромную роль в которых играют средства массовой информации, включающие в процесс все слои и структуры общества.
--------------------------------
<11> Луман Н. Власть / Пер. с нем. А. Антоновского. М., 2001. С. 10.
Говоря о коммуникациях в рамках формирования и реализации государственной информационной политики, следует иметь в виду прежде всего массовую коммуникацию.
Впервые научное изучение массовой коммуникации провел немецкий социолог Макс Вебер, который с точки зрения "понимающей" социологии заложил научные принципы изучения массовой коммуникации, а также ее роли в социуме.
Как и более общая дефиниция "коммуникация", понятие "массовая коммуникация" в литературе трактуется неоднозначно. "Массовая коммуникация, - отмечает Р. О'Хара, - подразумевает процесс передачи идентичных сообщений большому числу людей, практически разобщенных. Понятие "средства массовой коммуникации" относится к инструментам, с помощью которых этот процесс становится возможным" <12>.
--------------------------------
<12> O'Hara R. Media for the Millions. N.Y., 1964. P. 6.
С точки зрения сторонников институционального подхода к изучению коммуникативных процессов массовые коммуникации "есть институты, техника, с помощью которых специализированные группы используют технологические средства (прессу, радио, кино и т.д.) для распространения символического содержания на большие, гетерогенные и чрезвычайно рассеянные аудитории" <13>.
--------------------------------
<13> МакКуэйл Д. Теория массовой коммуникации // Контексты современности-2: Хрестоматия. Казань, 1998. С. 7.
Вторая половина XX в. характеризуется теориями, которые связывают эволюцию человечества с изменением значимости информации и коммуникации. Эти теории сегодня являются основополагающими в социальной философии. Интересно в этой связи напомнить, что еще в 20-е гг. ученый-исследователь К. Ясперс отметил, что "коммуникация заменила общественный договор" <14>.
--------------------------------
<14> Jaspers K. Die Idee der Universitai. B., 1923. S. 37.
В современной науке известно множество теоретических подходов к понятию "информация".
Исследователи С.В. Коновченко и А.Г. Киселев рассматривают информацию, как "первоначально - сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.); уменьшаемая, снимаемая неопределенность в результате получения сообщений; передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы)" <15>. При всей внешней привлекательности данное определение тем не менее не отражает главного - динамической сущности информации. Кроме того, информация не всегда заключает в себе неопределенность.
--------------------------------
<15> Коновченко С.В., Киселев А.Г. Информационная политика в России: Монография. М., 2004. С. 34 - 35.
Комиссия европейских Сообществ в рекомендациях по построению информационного общества в государстве дает следующее определение информации: "Информация - любое содержание любого носителя (зафиксированное на бумаге или сохраняемое в электронном формате, в виде звуковой, визуальной или аудиовизуальной записи)" <16>.
--------------------------------
<16> Commission of the European Communities (2001), "Europe 2002: Creating an EU Framework for the Exploitation of Public Sector Information", Brussels, Belgium, 23.10.2001 COM (2001) 607 final.
С нашей точки зрения данное определение охватывает достаточно узкий спектр рассматриваемого явления, поскольку не учитывает природу предметов, каждый из которых несет в себе какую-либо информацию. В этом смысле нам ближе позиция современного отечественного исследователя В.Д. Попова, предложившего руководствоваться несколькими теоретическими подходами к понятию "информация", определяя ее прежде всего как передачу сообщения (докибернетическое определение), с точки зрения атрибутивного подхода - как свойство материи, с точки зрения функционального подхода - как функционирование самоорганизующихся и организуемых систем. По мнению ученого, в философско-социальном плане "информация - это передача, циркулирование многообразия отраженного и взаимоотраженного многообразия жизненного пространства человека" <17>. Данное определение хотя и не является идеальным, но довольно точно отражает социально-философскую природу информации.
--------------------------------
<17> Попов В.Д. Информациология и информационная политика. М., 2001. С. 22.
Исходя из данной трактовки информации, В.Д. Попов предлагает свое определение информационной политики, рассматривая ее с двух точек зрения: с точки зрения контроля над властью средств массовой информации и допуска их к общественно значимой информации и с позиции владения и использования ими этой информации в рамках обладания так называемой четвертой властью. Автор определяет информационную политику как "способность и возможность субъектов политики оказывать воздействие на сознание, психику людей, их поведение и деятельность с помощью информации в интересах государства и гражданского общества" <18>. Как считает исследователь, в широком смысле слова информационная политика - "это особая сфера жизнедеятельности людей (политиков, ученых, аналитиков, журналистов, слушателей и читателей и т.д.), связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями" <19>.
--------------------------------
<18> Там же. С. 11 - 12.
<19> Там же. С. 12.
На наш взгляд, оба приведенных определения нуждаются в уточнении, т.к. оставляют в стороне технико-технологическую составляющую информационной политики, в т.ч. такое важное ее направление, как разработка и внедрение информационных технологий.
Другое определение информационной политики дает А.И. Ракитов, по мнению которого "информационная политика представляет собой особую деятельность по достижению социально значимых целей" <20>. Очевидно, что такое общее определение не может раскрыть сути понятия, т.к. область его применения может быть довольно широкой. Такая характеристика применима к любому виду политики, в т.ч. и информационной. Тем не менее данное определение дает основание сделать вывод, что объектом информационной политики в широком смысле является вся информационная сфера жизни общества.
--------------------------------
<20> Ракитов А.И. Информационная технология и информационная политика: научно-информационное исследование. М., 1994. С. 10.
Весьма интересна точка зрения Ю.А. Нисневича, предложившего рассматривать государственную информационную политику "как совокупность целей, отражающих национальные интересы в информационной сфере, стратегии, тактики управленческих решений и методов их реализации, разрабатываемых и реализуемых государственной властью для регулирования и совершенствования, как непосредственно процессов информационного взаимодействия во всех сферах жизнедеятельности общества и государства, так и процессов технологического (в широком смысле) обеспечения такого взаимодействия" <21>.
--------------------------------
<21> Нисневич Ю.А. Указ. соч. С. 22.
Данное определение хотя на первый взгляд и отражает все составляющие информационной политики государства, тем не менее также неидеально. В частности, совокупность целей, отражающих те или иные национальные интересы, лежит в идеологической плоскости, которая и определяет необходимость наличия на государственном уровне той или иной политики.
Именно в идеологическом ключе без достаточного учета функциональной и коммуникативной составляющей, как нам представляется, определяет информационную политику государства Концепция государственной информационной политики, как "совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений их достижения (задач) и систему мер их реализующих" <22>.
--------------------------------
<22> Концепция государственной информационной политики Российской Федерации. Принята Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 15 октября 1998 г. / Под ред. О. Финько. М., 1999.
Следует критически отнестись и к определению информационной политики исследователя В.Ф. Халипова, отражающему другую крайность и концентрирующему внимание только на ее технико-технологической составляющей. Как утверждает автор, информационная политика - "это система современных мероприятий, направленных на развитие процессов формирования, преобразования, хранения, передачи и использования всех видов информации, эффективное решение проблем создания, внедрения и использования средств компьютерной и информационной техники, средств связи и технических носителей записи, а также комплексного использования информационных систем в управленческой деятельности" <23>.
--------------------------------
<23> Халипов В.Ф. Власть. Основы кратологии. М., 1995. С. 220.
Еще одно определение информационной политики дает А.Г. Плитко, видя в ней "деятельность факторов информационного пространства по артикуляции, агрегированию и презентации своих интересов посредством производства и передачи значимой для них информации ради достижения поставленных ими целей" <24>.
--------------------------------
<24> Плитко А.Г. Государственная информационная политика Российской Федерации: понятие, принципы и направления реализации: Дис. ... канд. полит. наук. М., 2005. С. 48.
В целом приведенное определение информационной политики, несмотря на его политологический контекст, представляется довольно размытым, т.к. практически не детерминировано интересами государства и общества. С другой стороны, его достоинством является учет состояния информационного пространства в контексте разработки и реализации информационной политики.
Западный ученый-исследователь У.Дж. Мартин, не давая определения информационной политики, тем не менее отмечает, что "ключевыми элементами процесса осуществления информационной политики являются: идентификация информационных потребностей общества, разработка средств удовлетворения этих потребностей, стимулирование эффективного использования информационных ресурсов. Центральный принцип информационной политики заключается в доступе к информации. Структуры, которые обеспечивают такой доступ, оказываются по определению структурами информационной политики, даже если они обычно идут под рубриками информационной технологии, инноваций, телекоммуникаций и т.д." <25>.
--------------------------------
<25> Мартин У.Дж. Информационное общество. М., 1989. С. 8.
Безусловно, государственная информационная политика изначально основана на построении информационного пространства в государстве, которое представляет собой прежде всего "совокупность пересекающихся информационных сфер гражданского общества, государственной власти и местного самоуправления" <26>.
--------------------------------
<26> Нисневич Ю.А. Указ. соч. С. 23.
Все сказанное позволяет сформулировать авторское определение государственной информационной политики, позволяющее в некотором смысле внести ясность в понимание сущности феномена информационной политики. По нашему мнению, под информационной политикой государства (государственной информационной политикой) следует понимать деятельность органов государственной власти и управления по разработке комплекса мер по выявлению и удовлетворению информационных потребностей в обществе в рамках единого информационного и культурно-коммуникационного пространства посредством разработки, внедрения и эффективного использования современных информационных продуктов и технологий.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Информационное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.