Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Информационное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЭТАПЫ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ
А.В. МОРОЗОВ, Т.А. ПОЛЯКОВА, Л.В. ФИЛАТОВА
На современном этапе формирования информационного общества представляется целесообразным рассмотреть вопросы исторического пути развития правовой информатизации в России. Термин "правовая информатизация" впервые был закреплен в Указе Президента РФ от 27.12.1991 N 332 "Об утверждении Положения о государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации" <1>, на которое возлагалось выполнение функций генерального заказчика по созданию систем правовой информатизации, а также организация и ведение эталонного банка данных правовой информации. Затем функции по реализации программы правовой информатизации России осуществлялись Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации <2>, с 2003 г. - Службой специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации <3>, с 2005 г. - Федеральной службой охраны Российской Федерации <4>. Понятие правовой информатизации закреплено Указом Президента РФ от 28.06.1993 N 966 (ред. от 22.03.2005) <5>, которым была утверждена Концепция правовой информатизации России.
--------------------------------
<1> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. N 1. Ст. 59.
<2> Указ Президента РФ от 23.04.1993 N 477 "О мерах по ускорению создания центров правовой информации" // САПП. 1993. N 17. Ст. 1473.
<3> Указ Президента РФ от 19.11.2003 N 1365 // СЗ РФ. 2003. N 47. Ст. 4520.
<4> Указ Президента РФ от 22.03.2005 N 329 // СЗ РФ. 2005. N 13. Ст. 1137.
<5> САПП. 1993. N 27. Ст. 2521.
В реализации государственной политики в области создания единого информационно-правового пространства очевидна ключевая роль и Минюста России, а также Научного центра правовой информации при Минюсте России (далее - НЦПИ) в создании первых правовых баз данных, что только подтверждает значение федерального органа юстиции в формировании национальной системы правовой информации, необходимости создания национального центра правовой информации и возложения функций по ведению национального регистра нормативных правовых актов в Российской Федерации на Минюст России.
Более 35 лет назад в целях ведения государственного учета нормативных актов решением Правительства СССР от 25.06.1975 N 558 при Всесоюзном научно-исследовательском институте советского законодательства (ВНИИСЗ) был создан Научно-информационный центр, оснащенный необходимыми техническими средствами для обработки, поиска и выдачи информации, который впоследствии стал НЦПИ.
Научный центр правовой информации Минюста России имеет самый богатый в России опыт работы по автоматизированной обработке правовой информации, самые крупные фонды нормативных правовых актов и может со всей ответственностью выступать гарантом полной, точной и актуальной информации о законодательстве Российской Федерации.
Автоматизированная информационно-поисковая система, созданная в НЦПИ в 70-е гг. XX в., представляла собой передовую систему, обладавшую развитым программным, техническим, лингвистическим и методическим обеспечением. В этой области проводились соответствующие комплексные научные разработки, и НЦПИ был в то время единственной организацией, которая обеспечивала высшие органы представительной, исполнительной и судебной власти правовой информацией.
Научный центр правовой информации Минюста России был первым и долгое время (более 15 лет) являлся единственным учреждением в области правовой информатизации. Ныне существующие и широко применяемые правовые базы данных ("КонсультантПлюс", "Гарант", "Кодекс", "ЮСИС" и др.) при создании в 90-е гг. широко использовали наработки, технологии, а также практический опыт НЦПИ по автоматизированной обработке правовой информации. Опыт НЦПИ был использован при создании национального центра правовой информации в Республике Беларусь.
Первый этап (1975 - 1985 гг.) в становлении и развитии НЦПИ связан с введением в эксплуатацию первой автоматизированной информационной правовой системы, послужившей началом правовой информатизации страны. Эта система была прогрессивной, имела оригинальное лингвистическое обеспечение, которое позволяло производить поиск информации в пределах структурных единиц по реквизитам, рубрикатору и тезаурусу (с автоматическим расширением запроса словами-синонимами и словами, связанными с запросом другими отношениями).
При этом нельзя забывать, что вся правовая информация (в то время нормативные правовые акты) хранилась только на бумажных носителях. Информационная система НЦПИ того времени не была полнотекстовой, за исключением текстов актов, помещенных в Свод законов СССР, что предъявляло большие требования к формированию и ведению фонда правовых актов, источников их официального опубликования на бумажных носителях. НЦПИ активно участвовал в создании и ведении в 70 - 80-е гг. XX в. Свода законов СССР.
Второй этап (до 1993 г.) в деятельности НЦПИ характеризуется увеличением роли информатизации в государстве и обществе. Тогда была разработана технология распространения баз данных на персональных компьютерах, позволяющая обеспечивать доступ не только органам государственной власти, но и другим субъектам к правовой информации на машиночитаемых носителях.
Развитие нормотворчества России, изменения в соотношении значимости правовых институтов, отраслей права требовали изменений в стратегии пополнения базы данных НЦПИ, характеризующейся полным собранием союзного законодательства и отсутствием в полном объеме российского, наполнения базы действующими и значимыми правовыми актами как СССР, так и РСФСР. В Российской Федерации менялся подход к законодательной технике, и приведение текстов правовых актов в контрольное состояние требовало применения новой методологии.
Очередной этап (1993 - 2000 гг.) характеризуется мощным, лавинообразным развитием в Российской Федерации правовой информатизации, информационного законодательства. В 1993 г. была принята Конституция Российской Федерации, в которой впервые были закреплены нормы, касающиеся права на информацию, составляющие основу законодательства в данной области.
В 1993 - 1995 гг. в области правовой информатизации были приняты важные Указы Президента Российской Федерации: от 28.06.1993 N 966 "О Концепции правовой информатизации России" <6>, от 27.12.1993 N 2293 "Вопросы формирования единого информационно-правового пространства Содружества Независимых Государств" <7>, от 28.01.1994 N 223 "Об образовании Федеральной комиссии по правовой информатизации при Президенте Российской Федерации" <8>, от 03.12.1994 N 2147 "О мерах по совершенствованию юридического обеспечения деятельности Президента Российской Федерации" <9>, от 04.08.1995 N 808 "О президентских программах правовой информатизации" <10> и др.
--------------------------------
<6> САПП. 1993. N 27. Ст. 2521.
<7> Там же. 1994. N 1. Ст. 19.
<8> Там же. N 5. Ст. 349.
<9> СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3337.
<10> СЗ РФ. 1995. N 32. Ст. 3289.
В то же время был принят ряд федеральных законов, базовых для развития правовой информатизации в Российской Федерации, среди которых Федеральные законы "Об информации, информатизации и защите информации", "Об участии в международном информационном обмене", "О связи" и др. Они справедливо считались базовыми в информационной сфере, поскольку в них заложены основы правового регулирования отношений во всех основных предметных областях информатизации.
В 1996 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.1996 N 1177 "Об утверждении Концепции реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации" <11> правовая информатизация была впервые выделена в качестве самостоятельного направления в деятельности Минюста России.
--------------------------------
<11> СЗ РФ. 1996. N 42. Ст. 4806.
В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в НЦПИ начал создаваться банк ведомственных нормативных актов на базе автоматизированной информационно-поисковой системы "Законодательство". Кроме этого, в базу данных вводились действующие акты СССР, международные акты, а также национальное законодательство многих зарубежных государств: Республики Беларусь, Киргизии, Казахстана, Грузии, Узбекистана и др. Со второй половины 1993 г. в Минюсте России начала функционировать распределенная информационно-вычислительная система, объединяющая по каналам связи суды и органы юстиции субъектов Российской Федерации.
Дальнейшее развитие информационная правовая система получила в созданных базе данных правовой информации "Эталон" и программно-технологическом комплексе "Фонд", предназначенных для информационно-правового обеспечения деятельности судов, органов и учреждений юстиции, содержащих бесценный материал для юристов, политологов, специалистов в области управления. С 1997 г. программно-технологический комплекс "Фонд" стал доступен для широкого круга пользователей в сети Интернет.
Разделы правовой базы данных "Эталон" охватывают практически все аспекты правового регулирования в различных отраслях права. Из программно-технологического комплекса "Фонд" представлялись информационные ресурсы в общемировую сеть правовой информации, которая организована под эгидой ООН на базе Библиотеки Конгресса США. Кроме того, НЦПИ обеспечивал правовыми базами данных Европейский суд по правам человека.
Международное сотрудничество развивалось и по линии Организации Объединенных Наций. Минюст России, в т.ч. НЦПИ, регулярно принимал участие в российских и международных научно-технических программах, конференциях, совещаниях, форумах, конгрессах по вопросам информатики, лингвистики, права. Результаты информатизации судов и органов юстиции России, которые были получены при активном участии НЦПИ, были отмечены на Девятом Международном конгрессе ООН по предупреждению и борьбе с преступностью в Каире (АРЕ) в 1995 г. В 1997 г. в Минюсте России был проведен научно-практический семинар ООН, в котором приняли участие свыше 150 специалистов из более чем 50 стран мира.
В тот период были разработаны уникальные технологии сбора и обработки государственной судебной статистики и автоматизации судебной деятельности, а также велись различные автоматизированные регистры и реестры, соответствующие базы данных, касающиеся государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, прав на недвижимое имущество и сделок с ним, зарегистрированных партий, общественных и религиозных объединений.
Созданная система распределенной обработки информации позволяла обрабатывать информацию, поступающую из органов государственной власти. В субъектах Российской Федерации были созданы такие центры правовой информатизации, как федеральные учреждения Минюста России. Ведомственная сеть Минюста России объединяла не только органы и учреждения юстиции, но и суды общей юрисдикции, арбитражные и военные суды, органы прокуратуры.
В связи с вступлением России в 1996 г. в Совет Европы и включением ее информационных ресурсов в информационное пространство европейских государств одной из важнейших задач правовой информатизации стало создание информационных ресурсов и баз данных, интегрированных в систему юстиции европейских государств.
Создание единого информационно-правового пространства является важной задачей, особенно в федеративном государстве и одним из основных направлений реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" <12> Минюст России участвует в работе по созданию и ведению специализированных баз данных правовой информации в соответствии с единой технической политикой в сфере правовой информатизации России, а также организует разработку и внедрение программно-технических средств и технологий сбора, обработки и анализа информации в соответствии с едиными требованиями (техническими регламентами, стандартами) и программами (планами) правовой информатизации территориальных органов и федеральных государственных учреждений Минюста России. Неоднократно начиная с 1997 г. Минюстом России разрабатывались предложения, связанные с созданием государственной системы правовой информации, однако такая система так и не была создана.
--------------------------------
<12> СЗ РФ. 2004. N 42. Ст. 4108.
Ранее уже отмечалось, что нормативными правовыми актами на Минюст России было возложено ведение различных регистров и реестров, составляющих ценный государственный ресурс правовой информации, и решение следующих задач в области правовой информатизации:
- осуществление систематизации и ведения фонда федерального законодательства <13>;
--------------------------------
<13> СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 829.
- государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов органов исполнительной власти и их государственной регистрации" <14>, создание и ведение соответствующего банка данных на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.01.1993 N 59-р <15>;
--------------------------------
<14> РГ. 1997. 21 авг.
<15> САПП. 1993. N 3. Ст. 294.
- создание и ведение федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10.08.2000 N 1486 "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации" <16>;
--------------------------------
<16> СЗ РФ. 2000. N 33. Ст. 3356.
- создание и ведение федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов <17>.
--------------------------------
<17> Постановление Правительства РФ от 10.09.2008 N 657 "О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов".
Система учета правовых актов предполагает создание единого федерального регистра нормативных правовых актов Российской Федерации, направленного на:
- обеспечение единства правового пространства Российской Федерации;
- создание единого эталонного банка данных нормативных правовых актов Российской Федерации, поддержание их в актуальном (контрольном) состоянии единой системы законодательства Российской Федерации (Свода законов Российской Федерации);
- проведение мониторинга правоприменения <18>;
--------------------------------
<18> Указ Президента РФ от 20.05.2011 N 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2011. N 21. Ст. 2930.
- обеспечение доступа к правовой информации граждан, государственных органов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций;
- осуществление межгосударственного обмена правовой информацией.
Механизм обеспечения единства правового пространства России - это система органов государственной власти, в которую входит и Минюст России, гарантирующих реализацию принципов верховенства закона и государственной целостности Российской Федерации с помощью определенных форм и методов. Среди последних важнейшее место занимает создание и ведение федеральных регистров нормативных правовых актов. Это одна из форм осуществления государственной власти, заключающаяся в контроле со стороны компетентных органов за соответствием юридических норм нормам актов более высокой юридической силы, а также общепризнанным принципам и нормам международного права.
Поскольку задача обеспечения единства информационно-правового пространства Российской Федерации связана практически со всеми направлениями деятельности Минюста России, ведением целого ряда государственных учетных систем, целесообразно возложить именно на Минюст России создание национального регистра нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях повышения эффективности государственного управления и оказания государственных услуг, включая обеспечение доступа к правовой информации, нами обосновывается необходимость создания государственной системы правовой информации на базе Научного центра правовой информации при Минюсте России.
Положения о создании национального регистра могут быть закреплены в Федеральных законах "О нормативных правовых актах" и "О правовой информации", в которых должны быть определены многие основополагающие понятия (важные как для правотворческой деятельности, включая, несомненно, и работу по совершенствованию и систематизации законодательства, так и для правоприменительной и правоохранной деятельности): законодательство, норма права, нормативный правовой акт, государственный учет, государственная регистрация, систематизация законодательства (ее формы), реквизиты акта, источник официального опубликования, законодательная и юридическая техника и ряд др. Представляется, что это крайне необходимо для унификации терминологического и понятийного аппарата не только при создании национальной системы правовой информации, но важно и для всей правовой системы.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Информационное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.