Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ (КОНЕЦ XVIII - НАЧАЛО XX В.)
С.Н. БЕЛОВА
Государственная власть во все времена опиралась на финансовую основу своего существования - налоги. Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий возникновения и развития государства. Известно, что налоги возникли с разделением общества на социальные группы и появлением государства.
Исторический анализ развития самых ранних налогов не позволяет в полной мере проанализировать тенденции развития управления налогами и администрирования государственных доходов в России <1>. В целях исследования требуется рассмотреть историю развития "посредников", с помощью которых осуществлялись сбор и проверка правильности исчисления налогов. Эту функцию выполняли, выражаясь современным языком, налоговые и полицейские органы.
--------------------------------
<1> Калашникова И.Н. Налоговое администрирование в России: организация и развитие: Дис. ... к.э.н. Саратов, 2009. С. 20.
Некоторые положения формирования доходов государственного и местного бюджетов, развитие и становление органов сбора и контроля налогов в России в период с конца XVIII - начала XX в., в том числе опыт исполнения функций контроля за налогами полицейскими органами, особенно актуальны в настоящее время - в период проведения государственной политики увеличения доходной части бюджета, улучшения качества администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Вследствие того, что доходы бюджета в период с XVI по начало XIX в. формировались в основном фискальными мерами, а не поступлениями от развития промышленности, торговли, сельского хозяйства, расходы бюджета часто, особенно в военные годы, превышали доходы. Налоговая политика России в этот период была направлена на поиски новых источников доходов для покрытия дефицита государственного бюджета. Доходная часть бюджета не менялась десятилетиями и складывалась из правительственных займов, заимствований кредитных учреждений, но главным образом взимания подушной подати. Именно в этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих в себя прямые и косвенные налоги.
До середины XIX в. сбором акцизов занимались откупщики и полиция. В 1838 г. был принят указ, впервые устанавливающий акциз на табак. В конце 1840-х гг. был введен акциз на сахар, в начале 1860-х гг. - на соль. Относительно благополучное состояние финансов в конце 1850-х - начале 1860-х гг. сменилось снижением поступления как косвенных, так и прямых налогов. Наиболее эффективными источниками пополнения доходной части бюджета были винная монополия - 21 - 25%, акцизные и таможенные сборы - 20%, поступления от эксплуатации железных дорог - 18 - 23% государственных доходов. С 1863 г. и до конца 20-х годов XX в. осуществлялась публикация для всеобщего сведения государственной росписи доходов и расходов.
Высокий уровень доли косвенных налогов сочетался с ростом прямых налогов, тяжесть которых целиком ложилась на плечи податных сословий. Однако подавляющую часть косвенных налогов уплачивали народные массы. Вследствие проведения административной реформы уровень налогового администрирования в стране возрос, сформировалась разветвленная структура финансовых органов. В этот период возникает сеть государственных учреждений, с их помощью государство берет часть функций в области налогообложения на себя. Важнейшее значение в формировании налоговой системы страны имела налоговая реформа и создание акцизных управлений <2>.
--------------------------------
<2> Толокушин А.В. История налогов в России. М.: Юрист, 2001. С. 132.
В дореволюционный период (вторая половина XIX в. - 1917 г.) важную роль в глобальной конкуренции, обострившейся перед Первой мировой войной, сыграли темпы роста промышленного потенциала ведущих держав мира. В этот период Россия вошла в число стран с быстро развивающейся промышленностью. Так, в 1911 г. по показателю объема ее производства Россия почти сравнялась с Англией, значительно превзошла Францию, в два раза обогнала Австро-Венгрию и достигла 80% производства Германии. Статистический портрет российской экономики в начале XX столетия, как отмечает американский исследователь П. Грегори, "это портрет рыночной экономики, делающей первые шаги в направлении современного экономического роста" <3>. Немалую роль в стабилизации государственных финансов России в этот период сыграла последовательная политика министерства финансов во главе с В.Н. Коковцевым. Одновременно с расширением видов государственных доходов правительство стремилось расширить доходную базу местных бюджетов <4>. Это позволило бы изыскивать в местных бюджетах дополнительные средства на нужды народного образования, а также местного благоустройства, здравоохранения и т.д.
--------------------------------
<3> Грегори П. Экономический рост Российской империи (конец XIX - начало XX в.). Новые подсчеты и оценки. М., 2003. С. 20, 53.
<4> Веселовский Б.Б. Современное положение местных финансов и важнейшие меры к урегулированию их // Вопросы финансовой реформы в России. М., 1915. Т. 1. С. 14, 17.
Институт податных инспекторов был создан в 1885 г., а в 1897 г. введены их помощники. В 1874 г. с упразднением института мировых посредников создаются уездные по крестьянским делам присутствия, а податный надзор передается в ведение уездной полиции.
В 1889 г. для надзора за деятельностью податных инспекторов учреждены должности ревизоров по податной части при департаменте окладных сборов министерства. В этом же году появляются земские начальники. Надзор за взиманием окладных сборов осуществляли сразу три представителя власти - полиция, земский начальник и податный инспектор.
По данным Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел (далее - МВД) областные доходы крестьян за 1891 г. в 50 губерниях европейской части России состояли из: волостного сбора по раскладке, от волостных оборотных статей, от продажи общественного имущества, сбор хлебом, сбор с паспортов и билетов, сбор за засвидетельствование сделок, штрафные и взыскания всякого рода <5>. В исследуемый период в ежегодных сметах доходов и специальных средств МВД проводится анализ доходов предполагаемого увеличения (по сравнению с предыдущим годом) Государственному казначейству по видам источников <6>.
--------------------------------
<5> Временник Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел // Мирские доходы и расходы крестьян за 1891 год в 50 губерниях европейской России. М., 1895. N 38. С. 171.
<6> Смета доходов и специальных средств МВД на 1884 год с приложениями. СПб., 1883. С. 86.
Доходы России в 1906 г. были исчислены в сумме 2271,2 млн. руб., а главной статьей нашего бюджета являлся доход от винной операции - 697,5 млн. руб.
В 1906 г. путем сборов с населения государство ежегодно получало для своих нужд до 1 млн. руб., и от 1/4 до 1/3 этой суммы собиралось с населения на местные нужды. Главным источником государственных финансов являлось так называемое косвенное обложение трудящихся классов (акцизы на вино, сахар, керосин, табак, таможенные пошлины и т.д.). В.П. Воронцов в это время предложил ввести дополнительно: 1) земельный налог; 2) услуги почтовые и телеграфные; 3) услуги железной дороги; 4) регалии и монополии (вино и табак, нефтяное дело) <7>. Под регалиями В.П. Воронцов понимает право государства на весь доход от добычи или торговлю продуктами, составляющими предметы общего потребления, взимаемые в связи с необходимостью пополнения бюджета и во избежание конкуренции частных предпринимателей.
--------------------------------
<7> Воронцов В.П. Социальное преобразование России. М.: Новое товарищество, 1906. С. 82, 88.
В первой половине XVIII в. произошло зарождение науки о налогах, а во второй - стала интенсивно развиваться правовая база для формирования налоговой системы России. В соответствии с Законом от 5 декабря 1912 г. часть расходов земств и городов (в основном на содержание полицейских и судебных учреждений) была принята на счет государственного казначейства. В результате в земскую казну попадало ежегодно дополнительно около 10 млн. руб., а в городскую - около 15 млн. руб. Однако эти суммы составляли лишь около 3 - 5% земских и городских бюджетов в целом и не могли обеспечить на местах решение даже неотложных социальных проблем.
Законом от 6 июня 1910 г. был изменен порядок налогообложения недвижимого имущества в городах, посадах и местечках, а Закон от 21 декабря 1913 г. передал 1% (из 6%) налога на городскую недвижимость в кассы городов.
Принятое в 1916 г. Положение о подоходном налоге содержало ведомость доходов и окладов налога от 850 руб. до 400000 руб., предполагалось ввести прогрессивную шкалу обложения, дифференцировав оклады по 91 разряду - от 6 руб. до 48000 руб. При доходе, превышающем 400 тыс. руб., к 48 тыс. руб. налога добавлялись 1200 руб. за каждые 100 тыс. руб. дохода. Налог должен был взиматься "с полученного плательщиком дохода, в какой бы форме таковой доход ни получался, от всякого рода источников". Закон должен был начать действовать с 1917 г. В проекте бюджета на 1917 г. предполагалось, что поступления подоходного налога составят 130 млн. руб. На практике закон о подоходном налоге реализован не был и остался последним памятником законодательной деятельности Российской империи в области государственных финансов.
Временное правительство в период Первой мировой войны не смогло справиться с экономическими и финансовыми трудностями. Уровень налогового администрирования начал снижаться вследствие увеличения налогового бремени, которое, в свою очередь, негативно отражалось на экономической активности населения <8>. Источником аккумулирования государственных доходов являлось косвенное обложение трудящихся.
--------------------------------
<8> Озеров И.Х. Русский бюджет. М., 1907. С. 14 - 21.
Таким образом, в период развития налогового администрирования в России существовало двоевластие - податный инспектор и земский начальник, так как надзор и принятие мер с крестьянских надельных земель в течение окладного года осуществлялось земским начальником, а по окончании года с прибавкой льготного срока и образованием недоимки главную роль играл податный инспектор, с 1874 г. податный надзор передан в ведение уездной полиции <9>. Впервые в истории налогового администрирования России была осуществлена передача надзорных функций за государственными и местными доходами органам полиции, затем вновь передана налоговым органам, и только в 2005 г. на МВД России вновь возложена функция администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
--------------------------------
<9> Тимошенко В.А. У налоговой службы России уже есть своя история. К 15-летию налоговых органов России // Налоговые известия Саратовской губернии. 2005. N 3. С. 12.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.