Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Экологическое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КТО В ОТВЕТЕ ЗА ВРЕД ПРИРОДЕ?
С. КОТОВА
Негативное воздействие на окружающую среду в нашей стране является платным, а невнесение соответствующей платы в установленный срок - административным правонарушением. Приказом Росприроднадзора от 4 мая 2012 г. N 213 утверждены Методические рекомендации по привлечению к ответственности нерадивых природопользователей. Последним по вполне понятным причинам целесообразно ознакомиться с данной методичкой.
Статьей 1 Закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) определено, что воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды, квалифицируется законодательством как негативное воздействие на нее. При этом таковое в силу п. 1 ст. 16 Закона N 7-ФЗ является платным. Порядок определения платы и ее предельных размеров утвержден Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 (далее - Порядок). Так, расплачиваться в соответствии с ним необходимо:
- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
- размещение отходов;
- другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Причем чем сильнее негативное воздействие, оказываемое на окружающую среду, тем выше будет "цена". В частности, уже Порядком предусмотрены 2 вида базовых тарифа платы: за воздействие в пределах допустимых нормативов и в рамках установленных лимитов (временно согласованных нормативов). В свою очередь, за сверхлимитные выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и т.п. плата взимается в пятикратном размере от ставок в пределах установленных лимитов (п. 5 Порядка). В аналогичном порядке рассчитывается плата за негативное воздействие на окружающую среду в случае, если природопользователем не оформлено в установленном порядке разрешение на выброс, сброс загрязняющих веществ или лимитов на размещение отходов. Проще говоря, вся масса загрязняющих веществ в данном случае будет считаться сверхлимитной (п. 6 Порядка).
Согласно Приказу Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. N 557 вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду необходимо не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым признается календарный квартал. Нарушение данного срока является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 КоАП. Величина штрафа в данном случае для индивидуальных предпринимателей составляет от 3000 до 6000 руб., для юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб. Приказом от 4 мая 2012 г. N 213 Росприроднадзор утвердил Методические рекомендации для своих сотрудников по применению данных санкций (далее - Методические рекомендации).
Зона риска
Итак, согласно п. 2.3 Методических рекомендаций лицом - субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП, могут быть как индивидуальный предприниматель, так и юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности. Обособленное же подразделение компании таковым не является по определению. Дело в том, что самостоятельным плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду "обособленец" не признается, хотя и вправе вносить ее от имени юрлица при закреплении соответствующих полномочий в положении о подразделении и наличии доверенности у его руководителя (п. 2.3.1 Методических рекомендаций).
Вид деятельности, который ведет хозяйствующий субъект, по сути, в данном случае значения не имеет. В силу п. 1.12 Методических рекомендаций важен лишь факт оказания негативного воздействия на окружающую среду. Между тем таковое уже имеет место, если, к примеру, на балансе у фирмы числится хотя бы одно транспортное средство. К тому же сложно представить предпринимательскую деятельность, в результате которой не образуется никаких отходов. При этом обязанность по уплате "негативных" взносов не снимается в случае простоя, консервации и иного приостановления хозяйственной деятельности, в случае дальнейшего оказания негативного воздействия на окружающую среду (п. 1.15 Методических указаний) Следовательно, сами по себе данные обстоятельства не позволяют и избежать ответственности по ст. 8.41 КоАП.
К сведению! В отношении транспортных средств вместо предельно допустимых устанавливаются технические нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. При этом случае их превышения эксплуатация ТС запрещена в принципе (ст. 17, п. 2 ст. 19 Закона N 96-ФЗ, Письмо Ростехнадзора от 4 сентября 2007 г. N 04-09/1242).
Исходя из содержания п. 1.14 Методических рекомендаций, в рассматриваемой ситуации не играет роли и то, кому принадлежат права собственности на источник (объект) негативного воздействия. В данной норме указано, что при заключении договора аренды расплачиваться за загрязнение окружающей среды должен тот, кто фактически эксплуатирует такой источник, проще говоря, арендатор. Вместе с тем если говорить о размещении отходов, то здесь все же есть ряд нюансов.
Немного об отходах
По общему правилу вносить в бюджет плату за размещение отходов должен их собственник. Таковым в соответствии с п. 1 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ признается лицо, в результате деятельности которого этот мусор и образовался. Иными словами, опять же за свои отходы арендатор должен расплачиваться самостоятельно. Однако если арендатор с согласия арендодателя сбрасывает отходы в мусорный контейнер арендодателя, и они в силу закона становятся собственностью последнего, то и обязанность по внесению платы за размещение отходов будет лежать на арендодателе (Письмо Ростехнадзора от 12 февраля 2007 г. N 04-09/169). Впрочем он также может переложить ее на чужие плечи. Так, вносить плату не нужно:
- если в договоре на вывоз мусора предусмотрен переход права собственности на отходы от их собственника к организации - перевозчику или приемщику отходов (Письмо Ростехнадзора от 27 апреля 2007 г. N 04-09/455);
- когда в отношении отходов заключен договор комиссии на их размещение и оно осуществляется от лица комиссионера, который и является плательщиком за весь объем размещаемого мусора (Письмо Ростехнадзора от 23 декабря 2005 г. N СС-47/145).
Кроме того, представители Президиума ВАС РФ в Постановлении от 17 марта 2009 г. N 14561/08 указали, что перечислять в бюджет рассматриваемую плату нет нужды и в том случае, если отходами природопользователя являются лишь обрезки бумаги, использованные картриджи и иные канцелярские отходы, возникающие в ходе эксплуатации оргтехники и оформления документации. Правда, как уточнили судьи, данное правило действует только при условии, что подобный выброс мусора не носит специализированный характер, а лишь является "побочным эффектом" от ведения организацией ее основной деятельности.
Процедурные тонкости
Факт совершения правонарушения и виновность природопользователя, согласно п. 2.5 Методических рекомендаций для инспекторов, определяется непосредственно невнесением "негативной" платы в установленный срок. В качестве же подтверждения должны служить документы финансового подразделения соответствующего территориального органа Росприроднадзора. К ним стекается информация о перечислении природопользователями платы за негативное воздействие на окружающую среду, которую они обрабатывают и предоставляют уполномоченным должностным лицам Росприроднадзора в виде списка добросовестных плательщиков, своевременно рассчитавшихся с бюджетом. Сравнив его с перечнем конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности на территории субъекта, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, инспекторы и выявляют:
- природопользователей, подлежащих региональному госнадзору, которые внесли плату своевременно;
- природопользователей, подлежащих федеральному госнадзору, не оказавшихся среди добросовестных плательщиков.
Первый список направляется в надзорный орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, который на его основе также выявит неплательщиков. В отношении тех, кто попал во второй перечень, выносится определение о возбуждении административного производства и проведении расследования. Его копия должна быть в течение суток вручена природопользователю под расписку либо выслана ему заказным письмом с уведомлением о вручении или нарочным, с получением отметки о вручении определения (п. 3.1.5 Методических рекомендаций).
Обратите внимание! Для субъектов малого и среднего предпринимательства лимитами на размещение отходов является количество отходов, фактически направленных на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов. Проще говоря, "негативная" плата взимается с них по факту без пятикратного коэффициента (Письмо Росприроднадзора от 7 декабря 2011 г. N ОД-06-01-32/15903).
Срок расследования в общем случае не может превышать месяца, однако в исключительных случаях может быть продлен еще на месяц решением руководителя Росприроднадзора или его территориального органа, в производстве которого находится административное дело, либо их заместителями (п. 3.1.8 Методических рекомендаций). Копия определения о продлении также должна быть вручена потенциальному правонарушителю в том же порядке, что и определение о возбуждении дела в отношении его.
В рамках административного расследования инспекторы истребовать у потенциального правонарушителя сведения, необходимых для разрешения дела. Направить их он должен в трехдневный срок со дня получения соответствующего определения (п. 3.1.7 Методических рекомендаций). При невозможности представить требуемые данные в тот же срок необходимо уведомить об этом ревизоров в письменной форме.
По окончании расследования контролеры либо составят протокол об административном правонарушении по ст. 8.41 КоАП либо вынесут постановление о прекращении дела об административном правонарушении. О месте и времени оформления протокола природопользователю обязательно должно быть вручено уведомление под расписку или выслано заказным письмом и т.д. Как известно, неоповещение потенциального правонарушителя о данном событии может послужить поводом для отмены впоследствии вынесенного постановления по делу, о чем и не преминули напомнить своим сотрудникам представители Росприроднадзора в п. 3.2.5 Методических рекомендаций.
Копия протокола должна быть вручена природопользователю под расписку либо, в случае его неявки на составление документа при должном оповещении о данном событии, выслана почтой.
Также ревизоры обязаны уведомить потенциального правонарушителя о времени и месте рассмотрения материалов дела. По результатам рассмотрения дела выносится постановление о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу.
При этом учитывая, что речь идет об административном производстве, то приведенный порядок его проведения основан на положениях КоАП. Следовательно, что касается процедуры, то для природопользователей, своевременно не рассчитавшихся с бюджетом и подлежащих региональному госнадзору, она будет аналогичной.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Экологическое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.