Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Земельное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ И ЗАДАЧИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В СФЕРЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ
О.И. ЖУКОВА
Современные исследователи отмечают возрастание роли прокуратуры Российской Федерации в обеспечении законности. Например, по мнению А.Ю. Винокурова, "прокуратура Российской Федерации в последние годы все более позиционируется как неотъемлемый элемент в правозащитном механизме" <1>. А. Чурилов подчеркивает: "Полезность для общества и государства использования так называемых общенадзорных функций прокуратуры очевидна. Прокуратурой накоплен значительный опыт работы по защите публичных интересов. Заменить ее в этой миссии пока некому" <2>.
--------------------------------
<1> Винокуров А.Ю. Деятельность прокуратуры в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности // Законодательство и экономика. 2009. N 4.
<2> Чурилов А. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод граждан // Законность. 1997. N 8.
При этом, как отмечает А.Ю. Винокуров, "дискуссии по наболевшему шекспировскому вопросу, касающемуся роли и места прокуратуры в государственно-правовом механизме, будоражившие длительный период в рамках проводимой судебной реформы как теоретиков, так и практиков, постепенно уступают место более насущному вопросу о том, как сделать деятельность прокуратуры эффективной, соответствующей как современным тенденциям развития государства, так и востребованности функций, реализуемых прокурорами, со стороны гражданского общества" <3>.
--------------------------------
<3> Винокуров А.Ю. Правовая регламентация "общенадзорных" полномочий прокурора нуждается в совершенствовании // Интернет-сайт Московского гуманитарного университета (http:// mosgu.ru/ nauchnaya/ publications/ SCIEN_TIFICARTICLES/ 2006/ Vinokurov/. Дата посещения 14.02.2011).
Одним из таких актуальных направлений деятельности прокуратуры, которое нуждается в особенном внимании, становится надзор в сфере землепользования <4>. Процессы национализации и приватизации земли, включение земли в экономический оборот, введение платности землепользования имели своим результатом не только позитивные результаты, но и негативные последствия. Неблагоприятным тенденциям в состоянии законности в сфере землепользования способствуют пробелы законодательства, слабость земельного контроля со стороны соответствующих органов и недостатки прокурорского надзора. Иной раз прокуроры с трудом ориентируются в предмете надзора и его пределах и искусственно ограничивают рамки надзора поступающими обращениями. В ряде прокуратур работа по этому направлению надзора не ведется и состояние законности не изучается. Отсутствует взаимодействие между территориальными и транспортными прокурорами, между региональными и районными звеньями прокуратуры, не проводятся совместные надзорные мероприятия, не осуществляется обмен информацией, не оказывается методическая помощь районным прокуратурам. Неполнота и противоречивость правовой базы, недостатки государственного регулирования земельных отношений, которые выразились в частой реорганизации органов государственного земельного контроля, повлекли за собой большое количество нарушений законодательства в сфере землепользования и имеют стабильную динамику постоянного роста.
--------------------------------
<4> Как отмечается в научных исследованиях, посвященных проблематике прокурорского надзора, "в зависимости от задач, решаемых государством на каждом этапе его развития, законодательство подвергается кардинальным изменениям, особенно при смене общественной формации, что происходит в настоящее время в России. Появляется необходимость в правовом регулировании вновь возникших общественных отношений, например в сфере приватизации государственных и муниципальных предприятий, в аграрной сфере, где серьезным изменениям подвергается институт собственности на землю (выделено авт.). В связи с этим принимаются новые законы, надзор за исполнением которых возлагается на прокуроров. Поскольку от того, как исполняются эти законы, во многом зависит реализация намеченных государством преобразований в социальной, экономической, оборонной и других сферах, а также состояние законности и правопорядка, определяются и направления прокурорского надзора за исполнением законов" (Прокурорский надзор / Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. 6-е изд. М.: Высшее образование, 2005. С. 131).
Например, прокуратурой Красноярского края только в первом полугодии 2010 г. было выявлено 1824 нарушения действующего земельного и градостроительного законодательства. Прокурорами приняты меры по приведению в соответствие с федеральным законодательством 143 незаконных правовых актов органов местного самоуправления. В целях устранения выявленных нарушений прокурорами внесено 234 представления, 111 виновных лиц привлечены к административной ответственности <5>. В первом полугодии 2008 г. органами прокуратуры Тульской области выявлено 742 нарушения закона в сфере землепользования <6>. В Костромской области в данной сфере за первое полугодие 2007 г. по результатам проведенных прокурорами проверок внесено 158 представлений об устранении нарушений законодательства, объявлено 11 предостережений о недопустимости нарушений закона, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено более 100 лиц, в суды направлено 78 исков об оспаривании ненормативных правовых актов и признании сделок в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности, недействительными <7>.
--------------------------------
<5> См.: интернет-сайт http:// genproc.gov.ru/ news/news-58735/
<6> См.: интернет-сайт http:// g2p.ru/ publications/ index.php?opn=53635&part=1.
<7> См.: интернет-сайт Генеральной прокуратуры РФ (http://genproc.gov.ru/news/news-6813).
На совместном заседании коллегий Генеральной прокуратуры РФ, Счетной палаты РФ и Министерства сельского хозяйства РФ 14 июня 2007 г. отмечено неудовлетворительное состояние законности в сфере земельных отношений, особо подчеркнуто негативное влияние неправомерных действий должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, отмечена ненадлежащая реализация уполномоченными государственными контролирующими органами возложенных на них функций. Было констатировано, что по итогам прокурорских проверок в сфере земельных отношений в 2006 - 2007 гг. выявлено более 25 тысяч нарушений законодательства, в целях устранения которых внесено свыше 7 тысяч представлений, должностным лицам объявлено около 500 предостережений о недопустимости нарушений закона, принесено свыше 10 тысяч протестов на незаконные правовые акты, возбуждено 2,6 тысячи дел об административных правонарушениях <8>.
--------------------------------
<8> Состоялось совместное заседание коллегий Генеральной прокуратуры РФ, Счетной палаты РФ и Министерства сельского хозяйства РФ // Официальный интернет-сайт Генеральной прокуратуры РФ (http://genproc.gov.ru/news/news-6211).
Учитывая изложенное, полагаем, что научное исследование прокурорского надзора в сфере землепользования является довольно актуальным и перспективным направлением. Однако в литературе данные вопросы освещены недостаточно. Как правило, исследователи концентрируются на общих аспектах прокурорского надзора <9>, но такое специфическое направление, как прокурорский надзор в сфере землепользования, требует более глубокого изучения <10>. В частности, нуждаются в научной разработке такие фундаментальные теоретические понятия, как предмет, пределы и задачи прокурорского надзора в сфере землепользования.
--------------------------------
<9> См., например: Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор: Учебник. М., 2006; Даев В.Г., Маршунов М.Н. Основы теории прокурорского надзора. Л., 1990; Казарина А.Х. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов. М., 2005; Курс прокурорского надзора / Под ред. В.И. Баскова. М., 1998; Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник / Под ред. А. Чувилева. М., 2001; Прокурорский надзор: Учебник / Под ред. В.Б. Ястребова. М., 2001; Прокурорский надзор: Учебник / Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. М., 2003; Российский прокурорский надзор: Учебник / Под ред. А.Я. Сухарева. М., 2001; Рябцев В.П. Прокурорский надзор: Курс лекций. М., 2006; Прокурорский надзор. Курс лекций и практикум / Под ред. Ю.Е. Винокурова. М., 2006; и др.
<10> Среди отдельных исследований, в которых затронуты некоторые аспекты данной тематики, можно отметить, например, следующие: Ашиткова Т.В. Прокурорский надзор за соблюдением законодательства при осуществлении прав собственников и пользователей земельных участков // Научная информация по вопросам борьбы с преступностью: состояние законности в экономической и социальной сферах. 1997. N 158; Она же. Прокурорский надзор за исполнением земельного законодательства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008; М., 1987. Викторов И.С., Ашиткова Т.В., Кузьменко В.Р. Организация и осуществление прокурорского надзора за исполнением земельного законодательства Российской Федерации: Методические рекомендации. М., 2003; Викторов И.С., Макашева А.Ж., Шалыгин Б.И. Прокурорский надзор за исполнением жилищного и земельного законодательства в рамках реализации национальных проектов: Научно-методические рекомендации. М., 2007; Капука П.М., Мирзаев Т.Р. Прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране земель, вод и атмосферного воздуха от загрязнения: Учеб. пособ. М., 1987.
В современной научной литературе применяются различные подходы к определению понятия "предмет прокурорского надзора". Например, по мнению В.Н. Дранникова, общим предметом прокурорского надзора являются правовые нормы, регламентирующие деятельность объектов надзора по направлениям его осуществления. Предмет прокурорского надзора позволяет установить в каждом конкретном случае пределы надзора <11>. О.П. Копылова полагает, что предмет прокурорского надзора - это направление деятельности, обусловленное предметом ведения (видом прокурорского надзора), спецификой правового положения поднадзорных объектов, полномочиями прокурора, определенными формами и методами прокурорской деятельности, актами правового реагирования прокуроров на нарушения закона, охватывающее соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, законности правовых актов и решений, принимаемых органами и должностными лицами, которые входят в надзорную компетенцию прокуроров <12>. Ю.В. Деришев считает, что "предметом прокурорского надзора... можно определить исполнение законов, соответствие законам издаваемых правовых актов и соблюдение прав и свобод человека и гражданина объектами, перечисленными в Законе о прокуратуре" <13>.
--------------------------------
<11> Дранников В.Н. Курс лекций по дисциплине Прокурорский надзор. Таганрог, 2004. С. 40.
<12> Копылова О.П. Прокурорский надзор. Тамбов: Издательство ТГТУ, С. 11.
<13> Деришев Ю.В. Прокуратура Российской Федерации. Омск: Юридический институт, 2003. С. 37.
Б.В. Коробейников определяет прокурорский надзор как вид государственной деятельности, как отрасль юридической науки и как учебную дисциплину и в связи с этим предлагает для каждого понятия прокурорского надзора выделить собственный предмет. Соответственно, у данного автора присутствует триединая концепция предмета прокурорского надзора. При этом под предметом прокурорского надзора как вида государственной деятельности предлагается понимать "сферу общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора" <14>.
--------------------------------
<14> Коробейников Б.В. Прокурорский надзор / Под общей ред. Ю.Е. Винокурова. 6-е изд. М.: Высшее образование, 2005. С. 12, 13.
Таким образом, анализ разнообразных точек зрения по данному вопросу позволяет сделать вывод о том, что различными авторами под предметом прокурорского надзора предлагается понимать: 1) правовые нормы; 2) направление деятельности прокурора; 3) исполнение законов, соответствие законам издаваемых правовых актов и соблюдение прав и свобод человека и гражданина; 4) сферу общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора.
На наш взгляд, предметом прокурорского надзора не может служить направление деятельности прокурорского надзора в связи с тем, что такое определение тавтологично (поскольку надзор является деятельностью, в данном определении предлагается под предметом деятельности понимать направление деятельности). Думается, не следует к предмету прокурорского надзора относить и "сферу общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора", поскольку традиционно общественные отношения считаются предметом правового регулирования (кроме того, "деятельность", на наш взгляд, не может "регулировать" - регулирование само по себе есть деятельность).
Как представляется, при определении предмета прокурорского надзора следует руководствоваться Положениями Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" <15>. В частности, статьи, озаглавленные "Предмет надзора" <16>, имеются в главе 1 "Надзор за исполнением законов", главе 2 "Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина", главе 3 "Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие", главе 4 "Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу" раздела 3 указанного Федерального закона. По нашему мнению, все указанное в данных статьях (ст. ст. 21, 26, 29, 32) в качестве предмета прокурорского надзора может быть объединено в две основные группы: а) соблюдение организациями, органами публичной власти и должностными лицами Конституции РФ и иных нормативных правовых актов <17>; 2) соблюдение прав и свобод человека и гражданина <18>.
--------------------------------
<15> Российская газета. 1995. 25 нояб.
<16> На наш взгляд, такое одинаковое название четырех статей в пределах одного закона не совсем целесообразно с точки зрения юридической техники. Названия статей следует переформулировать, более глубоко индивидуализируя их сообразно содержанию. Например, статью 29 главы 3 раздела 3 вместо "Предмет надзора" озаглавить "Предмет надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие" и т.д.
<17> Например, к данной группе нами отнесен такой предмет прокурорского надзора, как "соблюдение... установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие" (ст. 29 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").
<18> В частности, к данной группе нами отнесен такой предмет прокурорского надзора, как "законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом" (ст. 32 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").
Спроецируем полученные выводы на такое направление прокурорского надзора, как надзор в сфере землепользования. По нашему мнению, предметом прокурорского надзора в сфере землепользования следует считать соблюдение организациями, органами публичной власти и должностными лицами нормативных правовых актов в сфере землепользования, а также прав и свобод человека и гражданина в указанной сфере. Например, прокуратурой Тульской области в первом полугодии 2008 г. были выявлены нарушения органами местного самоуправления нормативных правовых актов в сфере землепользования при распоряжении земельными участками, при утверждении правил и порядка организации проведения аукционов по продаже земельных участков, при предоставлении льгот по уплате арендной платы за земельный участок, при осуществлении муниципального земельного контроля <19>.
--------------------------------
<19> В первом полугодии 2008 г. прокуратура Тульской области выявила 742 нарушения в сфере землепользования // Интернет-сайт http:// g2p.ru/ publications/ index.php?opn= 53635&part=1.
Перейдем к рассмотрению пределов прокурорского надзора в сфере землепользования. Уместно привести мнение В.Н. Дранникова, который полагает: пределы прокурорского надзора - это категория, которая позволяет определить компетенцию прокуроров (объем прав и обязанностей) для установления круга нормативных актов, подлежащих точному и единообразному исполнению, что составляет предмет прокурорского надзора, а также круга органов, законность деятельности которых поднадзорна прокуратуре исходя из полномочий прокуроров <20>.
--------------------------------
<20> Дранников В.Н. Курс лекций по дисциплине Прокурорский надзор. Таганрог, 2004. С. 40.
По нашему мнению, пределы прокурорского надзора в сфере землепользования - это комплексное понятие, которое обозначает рамки, границы осуществления прокурорского надзора в трех плоскостях: 1) границы компетенции, например круг полномочий в области надзора в сфере землепользования, за который прокурор выходить не вправе; 2) круг субъектов, деятельность которых может подвергаться надзору; 3) круг нормативных правовых актов, которые могут исследоваться в порядке надзора в сфере землепользования. Так, рассмотрение нормативного правового акта в сфере землепользования на соответствие его Конституции РФ будет выходить за пределы прокурорского надзора в сфере землепользования, поскольку находится в компетенции Конституционного Суда РФ.
Наконец, важным и актуальным является определение задач прокурорского надзора в сфере природопользования. В современной научной литературе, посвященной исследованию теоретических аспектов прокурорского надзора, справедливо подчеркивается, что задачи - более конкретное понятие по сравнению с целями. Например, О.П. Копылова отмечает: "Задачи прокурорского надзора носят более частный характер. Они многообразны и непосредственно направлены на достижение целей прокуратуры. Задачи - это то, что требует исполнения, разрешения, посредством чего достигаются цели" <21>.
--------------------------------
<21> Копылова О.П. Указ. соч. С. 10.
При этом предлагается выделять три вида, или уровня, задач - общие, специальные и частные. Анализ указанных категорий позволяет сделать вывод, что задачи прокурорского надзора в сфере землепользования можно отнести к группе специальных задач прокурорского надзора. Относительно специальных задач Б.В. Коробейников отмечает: "Каждое направление (отрасль) единого прокурорского надзора вносит свой "вклад" в решение общих задач. Объем и содержание этого вклада определяется специальными задачами, стоящими только перед данным направлением (отраслью) прокурорского надзора" <22>.
--------------------------------
<22> Коробейников Б.В. Прокурорский надзор / Под ред. Ю.Е. Винокурова. 6-е изд. М.: Высшее образование, 2005. С. 18.
В результате анализа практики прокурорского надзора в сфере землепользования становится очевидным, что перед ним в настоящее время поставлено множество актуальных, важных для общества и государства задач. Одной из таких задач является проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в сфере землепользования. Экспертиза проводится прокуратурой на основании статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" в порядке, установленном Приказом Генерального прокурора РФ от 28 декабря 2009 г. N 400 "Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов" <23>, по правилам, определенным Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96 <24>. При этом следует учитывать, что прокуратура осуществляет антикоррупционную экспертизу только в отношении действующих нормативных правовых актов, а сфера земельного законодательство прямо отнесена к кругу возложенных на прокуроров вопросов.
--------------------------------
<23> Законность. 2010. N 4.
<24> Российская газета. 2010. 5 марта.
Антикоррупционная экспертиза законодательства в сфере землепользования представляется особенно актуальной задачей прокурорского надзора в силу того, что земельное законодательство особенно отмечается исследователями как содержащее множество коррупциогенных факторов. В.В. Астанин в качестве примеров таких факторов приводит широкие дискреционные полномочия субъектов, осуществляющих регулирование отношений в сфере землепользования (используются при переводе земель из одной категории в другую, при принятии решений об изъятии земель для государственных или муниципальных нужд), а также отсутствие условий прозрачности процедур земельных торгов, которые осуществляют специализированные организации <25>.
--------------------------------
<25> Астанин В.В. Антикоррупционная политика России: криминологические аспекты: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2009.
В рамках решения задач прокурорского надзора в сфере землепользования прокуратурой осуществляются проверки соблюдения прав граждан в сфере землепользования. В подтверждение можно привести прокурорские проверки, упомянутые в Постановлении Государственной Думы ФС РФ от 27 марта 2009 г. N 1888-5 ГД "О парламентском запросе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Генеральному прокурору Российской Федерации Ю.Я. Чайке "О проведении Генеральной прокуратурой Российской Федерации проверки соблюдения прав граждан в сфере оборота долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения" <26>, в Определении Московского областного суда от 22 июня 2010 г. по делу N 33-12087 ("Заявление о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц прокуратуры, выразившихся в отказе в рассмотрении заявления о нарушении прав заявителя в связи с отказом в предоставлении ему в первоочередном порядке земельного участка по договору аренды, удовлетворено правомерно, так как отказ прокурора и его заместителя в принятии мер прокурорского реагирования является правомерным, поскольку в ходе прокурорской проверки нарушений прав заявителя установлено не было") <27>. Следует отметить, что прокуратурой проверяется именно соблюдение прав граждан в сфере землепользования, сами же граждане не входят в круг лиц, исполнение законов которыми проверяется прокурорами.
--------------------------------
<26> СЗ РФ. 2009. N 14. Ст. 1623.
<27> Документ опубликован не был. Электронную версию документа см. в СПС "КонсультантПлюс".
При проведении проверок должны учитываться нормы Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В частности, на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых имеется информация о нарушении ими законодательства о землепользовании, распространяются нормы указанного Федерального закона о презумпции добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, о недопустимости проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами и т.д. Для эффективной реализации этих и других положений данного Федерального закона при осуществлении надзора в сфере землепользования особенно важна грамотная и профессиональная деятельность органов прокуратуры. Как отмечает А.Ю. Винокуров, "роль органов прокуратуры в непростых современных социально-экономических условиях возрастает, что обусловлено многими факторами, в том числе необходимостью противостоять надзорными средствами произволу чиновников, сделать более открытой информацию о проводимых проверках, а это позволит заметно снизить уровень "заказных" контрольных мероприятий. Вместе с тем и бизнес-сообщество, получив хорошую поддержку в лице прокурора, обязано, в свою очередь, принимать все меры к формированию цивилизованного рынка, не злоупотребляя вновь приобретенными защитными механизмами" <28>. Сказанное, по нашему мнению, полностью справедливо и для рынка земли.
--------------------------------
<28> Винокуров А.Ю. Деятельность прокуратуры в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности // Законодательство и экономика. 2009. N 4.
В целом следует сделать вывод о том, что к задачам прокурорского надзора в сфере землепользования могут быть отнесены:
1) использование прокурорами права законодательной инициативы на уровне субъектов Российской Федерации для корректировки регионального законодательства, а также права нормотворческой инициативы на местном уровне в целях совершенствования нормативной правовой базы муниципальных образований;
2) побуждение органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органов к своевременному принятию нормативных правовых актов в земельной сфере, если этого требуют нормы федерального законодательства, а нормотворческий процесс на региональном и местном уровнях затягивается;
3) своевременное принятие мер к опротестованию (оспариванию) незаконных правовых актов в земельной сфере, принимаемых региональными и местными органами;
4) принятие мер к своевременному оспариванию сделок с землей, совершенных с нарушением законодательства;
5) обеспечение законности в сфере перевода земель из одной категории в другую;
6) обеспечение законности в сфере выделения земельных участков льготных категорий граждан;
7) обеспечение законности в сфере предоставления льгот по уплате арендной платы за земельный участок;
8) обеспечение законности в сфере проведения аукционов по продаже земельных участков;
9) обеспечение законности в сфере предоставления земельных участков в безвозмездное пользование;
10) проведение антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов в области землепользования и т.д.
Подводя итог, стоит отметить, что в настоящей статье лишь обозначены некоторые теоретические и практические аспекты прокурорского надзора в сфере землепользования, которые автор надеется более глубоко исследовать в последующих публикациях.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Земельное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.