Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ВИРТУАЛЬНЫЕ ДЕНЬГИ ТЕПЕРЬ В ЗАКОНЕ
И. ИВАНОВ
До 2011 года состояние финансового законодательства РФ не позволяло считать так называемые электронные деньги деньгами в полном смысле этого слова. Интернет дал жизнь уникальной системе обращения денежных средств посредством различных электронных кошельков, и в какой-то момент стало ясно, что законодательство должно догонять высокие технологии.
Электронный кошелек
Термин "электронный кошелек" (e-purse) появился, условно говоря, "снизу" и постепенно проник в отраслевые подзаконные акты <1>. Термин оказался многозначным - им называют и банковскую пластиковую карточку, и бесконтактную смарт-карту, и различные платежные схемы (дебетовые, "электронные деньги", "квазиэлектронные деньги"), и просто установленную на компьютере программу, которая позволяет оплачивать услуги и товары через Интернет <2>. В настоящей статье под электронным кошельком будут подразумеваться системы трансформации денег в их электронный (виртуальный) эквивалент с последующим введением в денежный оборот, известные под названиями "WebMoney" и "Яндекс.Деньги".
--------------------------------
<1> Методические рекомендации по строительству и размещению пунктов взимания платы за проезд, утв. распоряжением Минтранса России от 13.08.2003 N ОС-728-р; письмо Московского ГТУ Банка России ОПЕРУ от 23.10.2008 N 33-08-18/75869.
<2> www.fcard.ru/ stat4; www.pay-system.web-3.ru/ definitions/ epurse
Юридический анализ типовых соглашений с пользователями и схем работы электронных кошельков привел к выводу, что электронные деньги, исходя из действующих гражданско-правовых норм, вовсе не деньги в том смысле, что они не могут признаваться платежным средством, обязательным на всей территории страны.
Появилось три подхода, объясняющих сущность виртуальных денежных средств.
1. Пресловутые электронные деньги на самом деле обычное средство учета, титульные знаки, имущественные права в форме подарочных (товарных) сертификатов или чеков в электронном виде на предъявителя. Сами подарочные товарные сертификаты являются авансовым платежом. Отсюда вывод: оператор системы титульных знаков фактически осуществляет эмиссию ценных бумаг в виде бездокументарных предъявительских чеков <3>.
--------------------------------
<3> Правовая сущность "электронных" денег (платежные системы Интернета) // pravorub.ru/ articles/ 10699; www.web-money.ru/ rus/ cooperation/ legal.
2. Главный смысл платежных систем (например, системы "Яндекс.Деньги") - это посреднические услуги по продаже и приобретению товаров и услуг. Посредник не является собственником денежных средств, он лишь временно хранит средства на своем расчетном счете в банке. Комиссия, удерживаемая посредником, вытекает из договора поручения, в рамках которого складываются отношения <4>.
--------------------------------
<4> Шарон А. Обращение взыскания на электронные деньги // http:// ispolnitel.su/ 2011/ 06/ obrashhenie- vzyskaniya- na- elektronnye- dengi.
3. Третий подход соприкоснулся с первым в том, что с юридической точки зрения сложилась система переводов не денег, а прав. По содержанию деятельность платежных систем наиболее близка к банковским операциям - безналичным банковским платежам. И в том, и другом случае действует технологическая система записей о размере прав и месте их учета. О договоре поручения не может быть и речи, так как платежные системы юридических действий не совершают, ограничиваясь действиями фактическими - приемом и переводом денег <5>.
--------------------------------
<5> Проничев К. Деньги реальные и виртуальные // Расчет. 2008. N 10.
Высказывались и другие так или иначе обоснованные суждения, например, что это просто система взаимных расчетов - клиринг. Но чем больше высказываний, тем очевиднее пробел действующего законодательства, которое до определенного момента никак не реагировало на происходящие глобальные изменения гражданского оборота. Услуга возникла, и спрос на нее не падает.
Плюсы и минусы
Об отличительных особенностях, плюсах и минусах электронных денег можно судить по отзывам пользователей, размещенным в Сети. Среди положительных отзывов распространены следующие:
- чтобы отправить денежный перевод за границу, нужно как минимум пойти в банк, открыть в нем валютный счет и уже через него провести платеж. При наличии суммы в электронном кошельке все процедуры заменяются элементарным нажатием клавиш;
- электронные деньги прельщают своей анонимностью;
- пока отсутствуют какие-либо специальные налоговые обременения.
Отрицательные стороны:
- отношения между продавцом и покупателем (заказчиком и исполнителем), между которыми производятся платежи в Интернете, основаны главным образом на доверии;
- на руках у плательщика не остается документов о платеже (это относится далеко не ко всем системам, но возможность использования полученных платежных документов в суде подвергается сомнению);
- низкий уровень безопасности кошелька: всегда есть вероятность утечки данных, взлома, причем из любой точки мира;
- минимум обязательств и ответственности сервиса, зафиксированных в договоре, отсюда нежелание пользователей доверять кошельку крупные суммы.
И вот свершилось
С 29 сентября 2011 года, за исключением отдельных положений, начинает действовать Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе". Он дал определение понятию электронных денежных средств (п. 18 ст. 3 Закона N 161-ФЗ). Суть его с учетом других статей сводится к тому, что денежные средства предварительно предоставляются лицу, их учитывающему (оператору электронных денежных средств), для исполнения обязательств передающего перед третьими лицами. Деньги передаются не в рост и не для сохранения, а исключительно к последующей оплате чего-либо. Начисление процентов на остаток, выплата любого вознаграждения клиенту и его кредитование оператором запрещены. Денежное обязательство лица перед получателем может быть как договорным, так и не договорным, например штраф. Обязанному лицу (клиенту) банковский счет не открывается.
Распоряжения в отношении денежных средств отдаются исключительно с использованием электронных средств платежа, под которыми понимаются средства или способы, позволяющие клиенту составлять, удостоверять и передавать распоряжения с помощью технических устройств. К данным устройствам отнесены информационно-коммуникационные технологии - Интернет и, например, сотовая связь, в рамках которой сложилась система безналичной оплаты третьим лицам посредством смс-сообщений.
Законом N 161-ФЗ установлено, что переводы электронных денежных средств являются формой безналичных расчетов. Таким образом, в характер сделки, связывающей клиента, оператора и получателя платежа, внесена полная ясность. На оператора возложены обязанности по заблаговременному информированию клиента о размере и порядке взимания вознаграждения, если таковое взимается, способе определения обменного курса и ряд других. Переводы электронных денежных средств в иностранной валюте подчинены требованиям российского валютного законодательства. Размеры перечислений урегулированы с учетом требований федерального законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Анонимность, привлекающая сейчас пользователей кошельков, гарантируется при условии, что остаток электронных денежных средств в любой момент не превышает 15000 руб., общая сумма переводимых электронных денежных средств - 40000 руб. в течение календарного месяца.
Вопрос номер один
Можно ли считать, что Закон N 161-ФЗ легализовал деятельность российских электронных сервисов?
В том виде, в каком они сейчас существуют, конечно же, нет. Напротив, появились юридические основания для признания деятельности организаций, ведущих этот бизнес, незаконной. В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона N 161-ФЗ лицо, не являющееся оператором электронных денежных средств, не вправе становиться обязанным по электронным денежным средствам и осуществлять их перевод. Согласно п. 1 той же статьи оператором электронных денежных средств является кредитная организация.
Сегодня, например, документация системы "WebMoney", представленная на официальном сайте <6>, де-юре организует работу "кошелька" по несколько иной схеме (см. первый подход). Получается своего рода раздвоение, когда пользователи считают систему учета имущественных прав электронной платежной системой, а ее титульные знаки - электронной наличностью, в то же время сама система позиционирует себя как некую технологию, а не как платежную систему или кредитную организацию <7>.
--------------------------------
<6> www.webmoney.ru/ rus/ cooperation/ legal
<7> www.money.tj/ systems_webmoney
"Яндекс.Деньги" же, напротив, прямо называет себя платежной системой <8>. В Сети, например, можно найти информацию о том, что 14 ноября 2002 года она получила первое в истории России специализированное банковское свидетельство для системы интернет-платежей <9>.
--------------------------------
<8> money.yandex.ru/ help.xml?from=imaingrtxt
<9> www.roboxchange.com/ Environment/ Wiki/ YandexMoney.aspx
В действующем соглашении об использовании "Яндекс.Деньги" в качестве стороны названо ООО "Оператор Системы", из наименования следует, что эта коммерческая организация кредитной не является. Далее указано, что оператор обеспечивает информационное и технологическое взаимодействие между участниками системы и является оператором по приему платежей согласно Федеральному закону от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и/или банковским платежным агентом в смысле ст. 13.1 Федеральный закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности". Система же, то есть "Яндекс.Деньги", - это совокупность программных и аппаратных средств, обеспечивающих информационное и технологическое взаимодействие между оператором системы, пользователями и поставщиками <10>.
--------------------------------
<10> money.yandex.ru/ doc.xml?id= 522764
Сопоставление текста данного соглашения и норм Закона N 161-ФЗ наводит на мысль, что авторы принятого законопроекта внимательно изучали соглашение об использовании "Яндекс.Деньги". И уже понятно зачем. О грядущем попадании WebMoney и "Яндекс.Деньги" под надзор Центробанка писали именно в связи с началом работы над указанным законопроектом <11>.
--------------------------------
<11> kimrylive.ru/ thread/ 3935
Вопрос номер два
Насколько тяжким окажется административное бремя, грозящее упасть на плечи оператора электронных денежных средств? Не вдаваясь в детали, отметим, из чего главным образом будет складываться его ноша:
1) попадание под юрисдикцию Банка России;
2) обязанность уведомить Банк России в установленном им порядке о начале деятельности по осуществлению перевода электронных денежных средств не позднее 10 рабочих дней со дня первого увеличения остатка электронных денежных средств;
3) проведение идентификации клиента в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
4) необходимость выполнения ряда требований в случае привлечения банковского платежного агента (перечислены в п. 3 ст. 14 Закона N 161-ФЗ);
5) выполнение следующих обязанностей:
- определение правил платежной системы, организация и осуществление контроля за их соблюдением участниками платежной системы, операторами услуг платежной инфраструктуры;
- привлечение операторов услуг платежной инфраструктуры, обеспечение контроля за оказанием услуг платежной инфраструктуры участникам платежной системы, а также ведение перечня операторов;
- организация системы управления рисками в платежной системе, оценка и управление рисками;
- обеспечение возможности досудебного и (или) третейского рассмотрения споров с участниками платежной системы и операторами услуг платежной инфраструктуры в соответствии с правилами.
Правила платежной системы
В пункте 1 ст. 20 Закона N 161-ФЗ указаны положения, которые должны определяться правилами платежной системы, но перечень их оставлен открытым. Участники платежной системы присоединяются к правилам платежной системы только путем принятия их в целом, сами правила являются договором. В этой связи обращает на себя внимание норма об одностороннем изменении правил (то есть договора): "Оператор платежной системы может в одностороннем порядке вносить изменения в правила платежной системы при условии:
1) обеспечения участникам платежной системы возможности предварительного ознакомления с предлагаемыми изменениями и направления своего мнения оператору платежной системы в установленный им срок, который не может быть менее одного месяца;
2) установления срока внесения изменений не менее одного месяца со дня окончания срока, указанного в пункте 1 настоящей части" (п. 8 ст. 20 Закона N 161-ФЗ).
Поскольку о последующих действиях и связанных с ними правах участников более ничего не сказано, можно сделать вывод, что оператор получил реальное право диктовать участникам системы свои условия, избавляться от неугодных и решать иные организационные задачи.
Система "WebMoney" заработала в 1998 году, "Яндекс.Деньги" - в 2002-м, а Закон, посвященный электронным деньгам, только вступает в силу. Разумеется, рядовых пользователей, успевших за период правового и административного вакуума оценить выгоды и преимущества указанных платежных систем, волнует их будущее. Найдут ли "кошельки" общий язык с государством, станут ли эффективнее - покажет время.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.