Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
С.Л. НУДЕЛЬ
Россия преодолела последствия системного политического и социально-экономического кризиса конца XX в. Решены первоочередные задачи в экономической сфере, выросла инвестиционная привлекательность национальной экономики. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности являются вхождение России в среднесрочной перспективе в число пяти стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта, а также достижение необходимого уровня национальной безопасности в экономической сфере <1>.
--------------------------------
<1> См.: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // Собрание законодательства РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.
Действительно, показатели социально-экономического развития Российской Федерации, достигнутая макроэкономическая стабильность и финансовая устойчивость свидетельствуют о результативности проведенных системных преобразований. Последние пять лет темпы роста российской экономики значительно превышают среднемировой уровень (около 107% и 104,6% соответственно). Преодолен спад производства и потребления 90-х годов. При этом в структуре экономики повышается доля отраслей, ориентированных на рыночный спрос. Объем валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности) в 2008 г. превысил 2 трлн. долл. США, и по этому показателю Россия вышла на 6-е место в мире. По оценке, в 2009 г. объем валового внутреннего продукта в 2 раза превысил уровень 1999 г. (удвоился за 10 лет) <2>.
--------------------------------
<2> См.: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" // Собрание законодательства РФ. 2008. N 47. Ст. 5489.
Соответственно, состояние национальной безопасности Российской Федерации, т.е. "состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз" <3> напрямую зависит от экономического потенциала страны и, в частности, от эффективности функционирования системы обеспечения экономической безопасности, под которой понимается состояние защищенности и устойчивости социально-экономической системы от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее развитие экономики и достижение жизненно важных целей личности, общества и государства <4>.
--------------------------------
<3> См.: ст. 1 Закона РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности" // Российская газета. 1992. N 103.
<4> См. подробнее: Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и отражение // Вопросы экономики. 1994. N 2. С. 36; Загашвилли В.С. Экономическая безопасность России. М.: Юрист, 1997. 240 с.; Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность) / Под ред. Е.А. Олейникова. М.: ЗАО Бизнес-школа Интел-синтез, 1997. 288 с.; Экономическая безопасность: Производство. Финансы. Банки / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Финстатинформ, 1998. 621 с.
При этом состояние экономики страны в первую очередь определяет состояние финансов, которые представляют собой "экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства" <5>.
--------------------------------
<5> Цит. по: Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ, 2002. С. 13 - 14; см. также: Финансовая система и экономика / Под ред. В.В. Нестерова, Н.С. Желтова. М.: Финансы и статистика, 2004. С. 13 - 14; Финансы, налоги и кредит: Учебник / Общ. ред. Емельянов А.М., Мацкуляк И.Д., Пеньков Б.Е. М.: РАГС, 2001. С. 5; Финансовое право для экономических специальностей: Учебник / Кол. авт.; под общ. ред. проф. С.О. Шохина. 2-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2007. С. 14 и др.
Вместе с тем финансовая система неоднородна и представляет собой единый комплекс, включающий государственные финансовые органы и финансовые службы предприятий, фонды финансовых ресурсов централизованного и децентрализованного назначения, а также всю систему взаимосвязей между ними, т.е. совокупность конкретных органов и институтов <6>, которые практически осуществляют реализацию государственной финансовой политики. Финансовая система Российской Федерации включает следующие звенья: бюджетную систему, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы предприятий и организаций различных форм собственности (различных организационно-правовых форм) и населения (домашних хозяйств), фонды страхования <7>. Финансовая система также является открытой системой, так как она взаимодействует с внешней средой, а также является системой интеграционного типа, т.е. системой, взаимосвязи между элементами которой являются довольно тесными <8>.
--------------------------------
<6> Финансовым институтом называют группу однородных, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств экономических отношений (см.: Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России: Учебник. М.: Теис, 1995. С. 6).
<7> См.: Финансовая система и экономика / Под ред. В.В. Нестерова, Н.С. Желтова. М.: Финансы и статистика, 2004. С. 17 - 18; Финансы, налоги и кредит: Учебник / Общ. ред. Емельянов А.М., Мацкуляк И.Д., Пеньков Б.Е. М.: РАГС, 2001. С. 8 - 9; Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. С. 19.
<8> См.: Федулова С.Ф. Финансы: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2005. С. 80 - 81.
Состояние финансов и финансовой системы отражают уровень развития производительных сил и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни. Так, в условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и национального дохода финансы характеризуются своей устойчивостью и стабильностью; они стимулируют дальнейшее развитие производства и повышение качества жизни граждан страны. В условиях же экономического кризиса, спада производства, роста безработицы состояние финансов резко ухудшается, что выражается в крупных бюджетных дефицитах, финансируемых за счет внутренних и внешних государственных займов, эмиссии денег, а также в увеличении государственного долга и расходов по нему. Все это влечет за собой развитие инфляции, нарушение хозяйственных связей, увеличение взаимных неплатежей, появление денежных суррогатов, увеличение бартерных сделок, сложности с мобилизацией налогов, невозможность своевременного финансирования государственных расходов, снижение жизненного уровня широких слоев населения <9>.
--------------------------------
<9> См.: Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ, 2002. С. 15 - 16.
Исходя из изложенного, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. совершенно обоснованно в числе главных стратегических рисков и угроз национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу названы низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы (особенно остро это может проявляться в период кризисов мировой и региональных финансово-банковских систем). А Президент РФ Д.А. Медведев 4 марта 2011 г. на совещании по вопросу формирования в России международного финансового центра отметил, что "целью государств является обеспечение собственной финансовой безопасности, экономической стабильности" <10>.
--------------------------------
<10> См.: официальный интернет-сайт Администрации Президента РФ: URL: http://news.kremlin.ru/news/10519 (дата доступа 04.03.2011).
Следовательно, стабильность (устойчивость) и защищенность финансовой системы, по нашему мнению, могут и должны рассматриваться как факторы обеспечения финансовой и, как следствие, национальной безопасности России.
Соответственно, можно сделать вывод, что финансовая безопасность - это необходимый уровень национальной безопасности в финансовой сфере, т.е. состояние стабильности (устойчивости) и защищенности национальной финансовой системы от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее развитие экономики и достижение жизненно важных целей личности, общества и государства.
Исходя из того что "основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей" <11>, для обеспечения необходимого уровня национальной безопасности в финансовой сфере (т.е. финансовой безопасности) государству посредством нормативно-правового регулирования (создания системы правовых категорий) следует решить две группы задач.
--------------------------------
<11> См.: ст. 2 Закона РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности" // Российская газета. 1992. N 103.
Первая группа задач направлена на совершенствование и повышение эффективности государственной финансовой политики <12>. При этом ее результативность будет тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев общества, конкретно-исторические условия и особенности жизни <13>.
--------------------------------
<12> Под финансовой политикой понимается совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых результатов, их распределение и использование для выполнения государственных функций. См.: Финансовая политика России: Учебное пособие / Под ред. Р.А. Набиева, Г.А. Тактарова, Р.К. Арыкбаева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2008. С. 6.
<13> Там же. С. 30.
Учитывая, что стратегической целью государственной финансовой политики является экономический рост, в качестве ее тактических задач можно назвать: совершенствование национальных финансовых институтов, т.е. совершенствование государственного регулирования экономического роста путем разработки концептуальных и программных документов межрегионального и территориального планирования, создание комплексной системы контроля над рисками, включая проведение активной государственной антиинфляционной, валютной, курсовой, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, ориентированной на импортозамещение и поддержку реального сектора экономики, а также стимулирование и поддержку развития рынка инноваций, наукоемкой продукции и продукции с высокой добавочной стоимостью, развитие перспективных технологий общего, двойного и специального назначения <14>.
--------------------------------
<14> См.: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // Собрание законодательства РФ. 2009. N 20. Ст. 2444; распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" // Собрание законодательства РФ. 2008. N 47. Ст. 5489.
Вместе с тем нельзя не согласиться с мнением, что границы воздействия финансовых мероприятий на экономику предопределены их производностью, паллиативностью <15>.
--------------------------------
<15> См.: Финансовая политика России: Учебное пособие / Под ред. Р.А. Набиева, Г.А. Тактарова, Р.К. Арыкбаева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2008. С. 31.
Следовательно, решение проблемы обеспечения финансовой безопасности невозможно без законодательного решения второй группы задач, направленных на обеспечение комплексной защиты финансовых институтов путем создания системы организационных и правовых мер, направленных на противодействие противоправным посягательствам (правонарушениям) в данной сфере. В частности, государству необходимо обеспечить эффективную деятельность уполномоченных субъектов финансовой системы в области финансовой деятельности и усовершенствовать правовые средства борьбы с правонарушениями в финансовой сфере <16>.
--------------------------------
<16> К числу правонарушений в финансовой сфере можно отнести: административные правонарушения, ответственность за совершение которых закреплена в главе 15 "Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг" Кодекса РФ об административных правонарушениях и законах субъектов РФ об административных правонарушениях; налоговые правонарушения, ответственность за совершение которых установлена в главе 16 "Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение" и в главе 18 "Виды нарушения банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение" Налогового кодекса РФ; правонарушения в бюджетной сфере, ответственность за совершение которых установлена в части IV "Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации" Бюджетного кодекса РФ; преступления, ответственность за совершение которых установлена в Уголовном кодексе РФ (ст. ст. 159, 160, 170 - 174.1, 176, 177, 181, 183, 185 - 188, 191 - 199.2, 285.1, 285.2, 287, 325, 327.1).
При этом система правовых категорий, направленная на решение указанных целей и задач, окажется действенной лишь в том случае, если она будет с опережением отражать существующую реальность, т.е. опережая оригинал, правовые нормы будут способствовать осуществлению одних общественных отношений, предотвращению или торможению развития других <17>.
--------------------------------
<17> См.: Керимов Д.А. Методология права: предмет, функции, проблемы философии права. 4-е изд. М.: Изд-во СГУ, 2008. С. 105.
В заключение необходимо отметить, что лишь комплексный межотраслевой подход к нормативно-правовому регулированию общественных отношений, обеспечивающих финансовую безопасность, позволит создать условия для стабильности (устойчивости) и защищенности национальной финансовой системы от внутренних и внешних угроз, развития экономики и достижения жизненно важных целей личности, общества и государства.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.