Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ВОЗВРАТ НЕНАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ИЗ БЮДЖЕТА
В. ВОРОНОЙ
Решение о возврате любых неналоговых платежей должно приниматься государственным органом по месту обращения за совершением юридически значимого действия (оказанием государственной услуги). Обоснуем этот тезис на примере разрешения вопроса о порядке возврата платежей за предоставление сведений из ЕГРЮЛ.
Обязательный платеж
При обращении в налоговые органы за предоставлением сведений из ЕГРЮЛ заявитель уплачивает обязательный платеж.
Основание для оплаты закреплено в п. 1 ст. 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Предусмотрено, что размер платы за предоставление содержащихся в ЕГРЮЛ сведений, документов, а также справки о соответствии или несоответствии изложенных в запросе сведений сведениям в реестре устанавливается Правительством РФ.
Во исполнение данной нормы Правилами ведения ЕГРЮЛ и предоставления содержащихся в нем сведений (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438) (далее - Правила) введена указанная плата. Размер ее составляет 200 руб., а при срочном предоставлении информации - 400 руб. за каждый документ соответственно (п. 23 Правил).
Согласно п. 2 ст. 4 Закона, а также п. 3 Правил в качестве государственных органов, уполномоченных на ведение государственного реестра, выступают ФНС и ее территориальные (межрегиональные) органы.
Обращаясь в налоговый орган, заявитель хотел бы получить запрашиваемую информацию (в виде собранных из регистрационного дела и надлежащим образом заверенных копий документов либо выписки или справки) и вправе рассчитывать на надлежащее исполнение государственным органом предусмотренных функций.
В то же время на практике возникает ряд вопросов, которые в условиях отсутствия специальных ведомственных разъяснений приобретают особую практическую значимость. Как быть, если платеж внесен в размере, превышающем установленный, или по неправильным реквизитам? В каком порядке деньги должны быть возвращены заявителю?
С изданием ФНС письма от 30.12.2010 N ПА-37-6/19020@ "О предоставлении содержащихся в государственных реестрах сведений и документов" актуальность этих вопросов только возросла.
Согласно данным разъяснениям выдача налоговым органом информации из ЕГРЮЛ теперь не зависит от того, находится ли юридическое лицо, в отношении которого такая информация запрошена, на территории, подведомственной налоговому органу по месту обращения, или нет. Заявитель вправе обратиться в любую удобную ему налоговую инспекцию и получить выписку из ЕГРЮЛ о любой организации России.
В случае же, если заявитель обращается в налоговый орган не по месту нахождения организации и просит предоставить ему копии документов из регистрационного дела, содержащихся в ЕГРЮЛ, налоговый орган выдает справку об отсутствии запрашиваемой информации (п. 4.2 указанного письма). За такими сведениями необходимо обращаться в налоговый орган по месту нахождения организации (п. 4.1 указанного письма). Можно ли в этом случае потребовать возврата платежа?
Зачастую при ответе на данные вопросы налоговые органы рекомендуют заявителю обратиться в налоговую инспекцию по месту учета налогоплательщика согласно ст. 78 НК РФ. С такими рекомендациями согласиться нельзя, и вот почему.
Решение - за администратором доходов
Плата за предоставление сведений из ЕГРЮЛ установлена не НК РФ или законом о налогах и сборах, а иными нормативными актами. Поэтому, не отвечая требованиям налогового законодательства (п. п. 1, 2, 6 ст. 1, п. 6 ст. 3, ст. 8, ст. ст. 13 - 15 НК РФ), эти платежи не могут входить в систему налогов и сборов.
Согласно БК РФ такие платежи квалифицируются как неналоговые доходы бюджетов, а именно как доходы от оказания платных услуг сектором государственного управления (например, подп. 1 п. 4 ст. 20, абз. 4 подп. 1 п. 2 ст. 23.1, п. 3 ст. 41 БК РФ). Кроме того, они должны быть предусмотрены федеральными законами о бюджете на соответствующий год. Так, в настоящее время данные платежи предусмотрены Федеральным законом от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".
Таким образом, платежи за предоставление сведений из ЕГРЮЛ, в том числе излишне по каким-либо причинам уплаченные заявителем, не являются налоговыми платежами.
В то же время действие НК РФ распространяется на налоговые правоотношения, а также - в прямо предусмотренных НК РФ случаях - на отношения по установлению, введению и взиманию сборов (п. 3 ст. 1 НК РФ). Это означает, что порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа, установленный ст. ст. 78, 79 НК РФ, а также основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины по ст. 333.40 НК РФ (рассматриваемые платежи иногда ошибочно квалифицируются как государственная пошлина) не распространяют свое действие на порядок возврата излишне уплаченной суммы за предоставление сведений из ЕГРЮЛ.
БК РФ введено понятие главного администратора доходов государственного бюджета - государственного органа, определенного законом (решением) о бюджете, имеющего в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющегося администратором доходов бюджета. В свою очередь, администратор доходов - это государственный орган, который осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты неналогового платежа, а также учет и принятие решений о его возврате (зачете) (ст. 6 БК РФ).
Главным администратором доходов по рассматриваемым платежам в соответствии с приложением 4 к Закону N 308-ФЗ выступает ФНС России. Следовательно, администраторами доходов в виде поступающих в бюджет платежей за предоставление сведений из ЕГРЮЛ являются территориальные (межрегиональные) налоговые инспекции.
Статьей 218 БК РФ предусмотрено, что порядок принятия решения о возврате излишне уплаченных платежей устанавливается Минфином России.
В период, когда нормативно такой порядок установлен не был, сформировалась арбитражная практика, по которой отсутствие нормативной процедуры не могло являться основанием для отказа в возврате излишне уплаченных сумм (Постановления ФАС МО от 21.01.2010 N КА-А40/14577-09, ФАС СЗО от 28.06.2004 N А56-35084/03).
В настоящее время порядок возврата платежей предусмотрен нормативно - Приказом Минфина России от 05.09.2008 N 92н. Исходя из содержания п. п. 12, 20 данного документа, а также п. 2 ст. 160.1 БК РФ можно сделать вывод, что решение о возврате излишне уплаченного платежа за сведения из ЕГРЮЛ, а также о зачете (уточнении) платежа принимает администратор доходов бюджета. Этот же государственный орган направляет заявку на возврат денежных средств в соответствующие органы Федерального казначейства. При этом в заявке на возврат и в оформленном органом Федерального казначейства на ее основании расчетном документе в поле "Назначение платежа" указывается: "Возврат ошибочно перечисленных поступлений (с указанием причины возврата)".
Таким образом, решение о возврате излишне уплаченного платежа за предоставление сведений из ЕГРЮЛ должно приниматься налоговым органом по месту обращения заявителя.
Представляется, что закрепление данного подхода как общего правила для возврата неналоговых платежей всех видов будет способствовать совершенствованию подхода к взаимодействию государства в части оказания услуг (исполнения государственной функции) и гражданина или организации, которые нуждаются в таких услугах.
При ином подходе право заявителя на своевременный возврат излишне уплаченной суммы будет поставлено в зависимость от действий государственных органов, в которые он не обращался.
Насущная потребность
Действующее законодательство в отношении обязательных платежей за предоставление сведений из ЕГРЮЛ не позволяет ответить на вопрос о том, в каком порядке и в каких случаях может быть произведен зачет излишне уплаченных сумм, хотя принципиальная возможность для этого закреплена в ст. 218 БК РФ.
Поскольку рассматриваемый неналоговый платеж установлен за оказание государственной услуги по предоставлению сведений из ЕГРЮЛ, то в случае, если такие услуги не оказаны (в том числе если налоговой инспекцией подготовлена справка об отсутствии запрашиваемой информации), и плата взиматься, по нашему мнению, не должна, а уплаченные суммы подлежат возврату или зачету (например, если требуемая информация есть в другом налоговом органе).
К сожалению, такие рассуждения, как показывает практика, даже опирающиеся на правовое регулирование сходных правоотношений, не всегда находят поддержку. Для госоргана решающее значение имеет наличие специальных правовых норм.
Также отсутствует определенность в вопросе о сроке, в течение которого госорган обязан рассмотреть обращение и вынести решение о возврате (зачете) платы за предоставление сведений из ЕГРЮЛ.
Если в отношении обращения гражданина можно руководствоваться предельным сроком рассмотрения заявлений, который установлен Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (согласно п. 1 ст. 12 Закона N 59-ФЗ такой срок равен 30 дням со дня регистрации обращения), то в отношении заявления организации такой срок нормативно не установлен.
Административный регламент исполнения ФНС России государственной функции по ведению ЕГРЮЛ и предоставлению государственных услуг, по которому исходя из сроков выполнения каждой отдельной административной процедуры можно было бы высчитать и общий срок исполнения этой функции, до сих пор не принят (его необходимость предусмотрена п. 1.12 Регламента ФНС России, утв. Приказом ФНС России от 15.02.2007 N САЭ-3-18/62@).
Лишь после принятия решения о возврате (зачете) платежа установлено больше ясности: непосредственно возврат платежа осуществляется не позднее трех рабочих дней со дня поступления в орган Федерального казначейства соответствующего заявления.
Изложенные проблемные аспекты возврата (зачета) неналоговых платежей на примере платы за предоставление сведений из ЕГРЮЛ свидетельствуют о необходимости принятия специального нормативного акта.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.