Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫХ ОРГАНОВ
Ю.А. КРОХИНА
1 октября 2011 г. вступает в действие Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - ФЗ N 6). Названный Закон направлен на совершенствование правовых основ внешнего государственного и муниципального финансового контроля и повышение эффективности и результативности деятельности контрольно-счетных органов.
Вместе с тем ФЗ N 6, соблюдая принцип федерализма в части создания собственной системы органов государственной власти в субъектах РФ и принцип самостоятельности местного самоуправления, урегулированы лишь основные начала создания и организации деятельности региональных и муниципальных контрольно-счетных органов. Но при этом для субъектов РФ и муниципальных образований в рамках данного Закона определено направление дальнейшего развития правовых основ по организации и деятельности контрольно-счетных палат.
В связи с принятием ФЗ N 6 законодателям всех уровней необходимо привести федеральные, региональные и муниципальные нормативные правовые акты в соответствие с ним. Очевидно, что такое масштабное, осуществляемое во всех субъектах РФ, реформирование законодательства неизбежно повлечет правотворческие ошибки, споры по вопросам компетенции, устранение и разрешение которых в большей части будет осуществляться судебной системой. В этой связи анализ имеющейся судебной практики позволит региональному законодателю создать эффективное правовое регулирование деятельности контрольно-счетных палат и избежать повторения правоприменительных ошибок.
Обзор практики Верховного Суда РФ показывает <1>, что наиболее сложной проблемой регионального законодательства выступает нормативное регулирование административно-правового статуса должностных лиц контрольно-счетных органов: порядок назначения на должность, срок полномочий и основания их досрочного прекращения, соответствие наименований должностей федеральному законодательству и т.п.
--------------------------------
<1> См.: проанализировано 57 определений ВС РФ за период 1998 I кв. 2011 гг.
Проанализируем наиболее типичные судебные споры по обозначенной проблеме.
Так, п. 2 ст. 7 и п. 2 ст. 9 Закона Новосибирской области "О контрольно-счетной палате Новосибирской области" предусматривали назначение на должность председателя и аудитора счетной палаты только лиц, проживающих на территории Новосибирской области.
Решением Новосибирского областного суда от 18 января 2002 г. названные положения были признаны противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ названное решение обоснованно оставила без изменения <2> по следующим основаниям.
--------------------------------
<2> См.: Определение Верховного Суда РФ от 26.03.2002 по делу N 67-Г02-13.
Рассмотренные положения Закона Новосибирской области противоречат федеральному законодательству, поскольку ограничивают право граждан РФ на свободу передвижения, выбор места жительства и пребывания, т.е. противоречат ст. 1 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Судебной практикой выработано правило, согласно которому не считаются дискриминационными и являются оправданными ограничения, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой.
В приведенном примере введение законодателем области ограничений для лиц, претендующих на должность председателя и аудитора счетной палаты, не обусловлено достижением целей, указанных в ст. 55 Конституции РФ. Законодатель субъекта РФ не вправе своим законом ограничивать права и свободы граждан. Суд верно отразил в решении, что исходя из конституционного принципа равенства прав и свобод граждан не может быть оправданным установление Законом Новосибирской области различий в праве граждан на назначение на должность председателя или аудитора контрольно-счетной палаты в зависимости от проживания на территории субъекта РФ.
По общему правилу, установленному п. 9 ст. 5 ФЗ N 6, права, обязанности и ответственность работников контрольно-счетных органов определяются названным Федеральным законом, законодательством о государственной гражданской службе, законодательством о муниципальной службе, трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В целях единообразного понимания статуса сотрудников контрольно-счетных органов, а также минимизации служебных злоупотреблений ст. 7 ФЗ N 6 закреплены следующие требования к кандидатурам на должности председателя, заместителя председателя и аудиторов.
На названные должности могут быть назначены граждане РФ, имеющие высшее образование и опыт работы в области государственного, муниципального управления, государственного, муниципального контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции.
Примечательно, что ФЗ N 6 наделяет субъекты РФ и муниципальные образования правом устанавливать для председателя, заместителя председателя или аудитора дополнительные требования к образованию и опыту работы. Такие условия должны содержаться только в законе субъекта РФ или нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования и могут касаться только образовательного ценза и практики работы кандидата. Другие ограничения будут противозаконными.
До принятия ФЗ N 6 отсутствовало федеральное законодательство, определяющее основы правового статуса контрольно-счетных палат субъектов РФ и муниципальных образований, что влекло судебные споры относительно норм регионального законодательства, устанавливающих срок полномочий должностных лиц контрольно-счетных органов и основания их прекращения.
Так, Законом Читинской области "О Контрольно-счетной палате Читинской области" было установлено, что председатель Контрольно-счетной палаты и его заместитель, специалисты (аудиторы) назначаются на должность областной Думой сроком на шесть лет (ч. ч. 1 и 7 ст. 5, ч. ч. 1 и 5 ст. 6, ч. ч. 1 и 5 ст. 7). Кроме того, ст. 9 названного Закона области было определено, что их полномочия прекращаются по истечении срока полномочий, а также в следующих случаях:
а) нарушения ими федеральных законов и законов области, установленных соответствующим судом;
б) признания работы Контрольно-счетной палаты в целом или работы отдельных должностных лиц неудовлетворительной;
в) личного заявления о сложении своих полномочий;
г) признания их недееспособными вступившим в законную силу решением суда;
д) достижения ими возраста 65 лет.
Заместитель прокурора Читинской области обратился в суд с заявлением о признании указанных норм недействующими. В обоснование требований он сослался на то, что назначение председателя, заместителя председателя и аудиторов Контрольно-счетной палаты на конкретный срок, прекращение их полномочий по окончании срока и продолжительность их полномочий в течение 6-ти лет, а также указанные в пунктах "а" и "б" ч. 1 ст. 9 основания для досрочного прекращения их полномочий противоречат трудовому законодательству.
Решением суда от 26 января 2007 г. заявление прокурора удовлетворено частично, ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 6 и ч. 1 ст. 7 областного Закона в части установления максимального шестилетнего срока назначения на должность председателя, заместителя председателя и специалистов (аудиторов) Контрольно-счетной палаты, а также пункт "б" ч. 1 ст. 9 и ч. 1 этой же статьи в той мере, в какой ею ограничены основания для досрочного прекращения полномочий председателя, заместителя председателя и специалистов (аудиторов) Контрольно-счетной палаты, признаны недействующими. В остальной части требований прокурору отказано.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ правомерно сочла решение суда о признании недействующими ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 6 и ч. 1 ст. 7 областного Закона об установлении максимального шестилетнего срока назначения на должность председателя, заместителя председателя и специалистов (аудиторов) Контрольно-счетной палаты подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права. В остальной части решение суда оставлено без изменения <3>.
--------------------------------
<3> См.: Определение Верховного Суда РФ от 18.04.2007 по делу N 72-Г07-3. Аналогичная ситуация была разрешена в Определении ВС РФ от 19.07.2006 по делу N 64-Г06-12.
Устанавливая срочность полномочий названных должностей, суд Читинской области основывался на положениях ст. 58 Трудового кодекса РФ, согласно которой этот срок не может превышать пяти лет. Как верно отметил Верховный Суд, данный вывод основан на неправильном толковании и применении норм материального права и является ошибочным.
Во-первых, Читинская областная Дума по отношению к председателю, его заместителю и аудиторам Контрольно-счетной палаты Читинской области не является работодателем.
В соответствии со ст. 1 оспариваемого областного Закона Контрольно-счетная палата Читинской области является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Читинской областной Думой.
В связи с чем, во-вторых, наделение председателя, его заместителя и аудиторов Контрольно-счетной палаты Читинской области полномочиями на определенный срок является вопросом именно формирования данного органа финансового контроля, осуществляемого Читинской областной Думой самостоятельно, и не может рассматриваться как заключение срочного трудового договора.
В-третьих, тезис суда Читинской области о том, что шестилетний срок полномочий указанных должностных лиц является сроком трудового договора, противоречит как нормам Трудового кодекса РФ, которыми руководствовался суд, так и его же выводам, приведенным в данном решении.
В соответствии со ст. 59 Трудового кодекса РФ срочный трудовой договор на определенный срок заключается в случаях избрания на выборную должность на оплачиваемую работу, а также поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов и должностных лиц в органах государственной власти. Однако должности председателя, его заместителя и аудиторов Контрольно-счетной палаты Читинской области не являются выборными. Как следует из норм регионального законодательства, указанные лица назначаются на должность областной Думой.
К тому же председатель, его заместитель и аудиторы Контрольно-счетной палаты Читинской области сами являются лицами, замещающими государственные должности Читинской области, непосредственно исполняющими полномочия государственных органов области, в силу чего не могут относиться к лицам, поступившим на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов и должностных лиц в органах государственной власти.
При таких обстоятельствах вывод суда Читинской области о том, что срок полномочий председателя, его заместителя и аудиторов Контрольно-счетной палаты Читинской области не может превышать установленных для срочного трудового договора пяти лет, нельзя признать правильным.
Вместе с тем, признавая недействующим п. "б" ч. 1 ст. 9 областного Закона, в соответствии с которым полномочия председателя, его заместителя и аудиторов могут быть прекращены в случае признания работы Контрольно-счетной палаты в целом или работы отдельных должностных лиц неудовлетворительной, суд Читинской области правильно указал на то, что данная норма из-за ее правовой неопределенности не исключает ее множественности толкования, что может рассматриваться как противоречие Конституции РФ и федеральному законодательству.
Данное положение полностью согласуется с неоднократно высказанной позицией Конституционного Суда РФ о том, что именно нарушения требований определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования не обеспечивают единообразного понимания и толкования правовых норм правоприменителями, что приводит к нарушению принципа равенства всех перед законом и верховенства закона <4>.
--------------------------------
<4> См., напр.: Постановление от 17 июня 2004 г. N 12-П.
Отмеченные проблемы, возникающие в судебной практике, нашли разрешение в ФЗ N 6 с учетом конституционных принципов федерализма. Согласно части 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы установления общих принципов организации системы государственной власти находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы" правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, а ее организация - в ведении субъекта РФ.
Поэтому п. 4 ст. 5 ФЗ N 6 предписывает устанавливать срок полномочий председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа соответственно законом субъекта РФ или муниципальным нормативным правовым актом. Федеральный закон требует назначать названных должностных лиц на срок не менее чем срок полномочий законодательного (представительного) органа. Данное положение одновременно выступает гарантией непрерывности осуществления контрольно-счетной палатой своих полномочий.
В отличие от условий, необходимых для замещения должностей председателя, заместителя председателя или аудитора контрольно-счетного органа, ФЗ N 6 установил факты, наличие которых препятствует замещению названных вакансий. Этот перечень является закрытым и не может быть детализирован региональными или муниципальными нормативными правовыми актами. К таким ограничениям отнесены:
- наличие неснятой или непогашенной судимости;
- признание недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
- отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение обязанностей по должности, на замещение которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;
- выход из гражданства РФ или приобретение гражданства иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.
Также является исчерпывающим перечень обстоятельств, при наличии или наступлении которых должностное лицо контрольно-счетного органа досрочно освобождается от должности (п. 5 ст. 8 ФЗ N 6):
1) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении его;
2) признание его недееспособным или ограниченно дееспособным вступившим в законную силу решением суда;
3) выход из гражданства РФ или приобретение гражданства иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства;
4) подача письменного заявления об отставке;
5) нарушение требований законодательства РФ при осуществлении возложенных на него должностных полномочий или злоупотребления должностными полномочиями, если за решение о досрочном освобождении такого должностного лица проголосует большинство от установленного числа депутатов законодательного (представительного) органа;
6) достижение установленного законом субъекта РФ, нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с федеральным законом предельного возраста пребывания в должности.
Решение о досрочном прекращении полномочий по вышеназванным обстоятельствам принимается законодательным (представительным) органом соответствующего уровня.
В целях предупреждения коррупционных действий ФЗ N 6 запрещает гражданам, замещающим государственные должности в контрольно-счетном органе субъекта РФ, состоять в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с председателем законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), руководителями органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых на должность принимал участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, с руководителями судебных и правоохранительных органов, расположенных на территории соответствующего субъекта РФ.
Гражданам, замещающим муниципальные должности в контрольно-счетном органе муниципального образования, запрещается состоять в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с председателем представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, главой местной администрации, руководителями судебных и правоохранительных органов, расположенных на территории соответствующего муниципального образования.
Не менее сложными вопросами судебной практики в сфере определения статуса контрольно-счетных органов являются нормы регионального законодательства о государственной гражданской службе.
Следует обратить внимание, что отнесение должностей сотрудников контрольно-счетных палат к государственным должностям входит в компетенцию субъекта РФ, что обусловило различную правоприменительную практику. В тех субъектах РФ, где должности сотрудников контрольно-счетных палат признаны государственными должностями, нередки судебные споры о соответствии регионального законодательства о государственной службе федеральным нормам.
В этой связи интересен пример оспаривания отдельных положений Реестра должностей государственной гражданской службы Камчатского края, утвержденного Законом Камчатского края от 4 мая 2008 г. N 56 "О государственной гражданской службе Камчатского края". В оспариваемых прокурором края положениях Реестра не были соблюдены требования о соответствии наименований, групп и категорий должностей государственной службы субъекта наименованиям, группам и категориям должностей федеральной государственной гражданской службы, содержащимся в реестре должностей федеральной государственной гражданской службы. В этой связи суд обоснованно пришел к выводу о незаконности положений регионального законодательства <5>.
--------------------------------
<5> См.: Определение ВС РФ от 09.02.2011 N 60-Г11-2.
Учитывая, что организация государственной гражданской службы относится к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, ФЗ N 6 предусмотрел возможность отнесения должностей председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа соответственно к государственным должностям субъекта РФ или муниципальным должностям на основании с закона субъекта РФ или нормативного правового акта представительного органа муниципального образования (п. 3 ст. 5).
Согласно п. п. 1 и 4 ст. 8 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы" должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом РФ, законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ.
Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов РФ о государственной гражданской службе субъектов РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ с учетом положений названного Федерального закона, а также структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей государственной гражданской службы РФ, установленных Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы.
В силу п. 8 Указа Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" (с последующими изменениями) реестры должностей государственной гражданской службы субъектов РФ утверждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ с учетом положений Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и данного Реестра.
Таким образом, в нормативных правовых актах субъекта РФ должны быть соблюдены требования о соответствии наименований, групп и категорий должностей государственной службы субъекта наименованиям, группам и категориям должностей федеральной государственной гражданской службы, содержащимся в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы.
Отнесение должностей председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетных палат к государственным должностям субъекта РФ объективно влечет постановку вопроса об оплате труда названных лиц. Как показывает анализ судебных решений, подобные нормы регионального законодательства нередко становятся предметом обжалования.
Так, 24 сентября 1998 г. Сахалинской областной Думой был принят Закон Сахалинской области N 83 "О контрольно-счетной палате Сахалинской области", ст. 21 которого устанавливает, что материальное обеспечение сотрудников Счетной палаты Сахалинской области состоит из должностного оклада.
Прокурор Сахалинской области обратился в Сахалинский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и не действующими с момента вступления решения суда в законную силу названной нормы как не соответствующей положениям ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, включающим в состав денежного содержания гражданского служащего не только месячный оклад государственного гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы, но и месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, а также ежемесячные и иные дополнительные выплаты.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отношения, связанные с установлением в полном объеме денежного содержания государственных гражданских служащих Сахалинской области - сотрудников Счетной палаты Сахалинской области, не могут быть предметом регулирования оспариваемого Закона. Данные вопросы регламентированы иными законодательными актами, в частности Законом Сахалинской области от 23 сентября 2005 г. N 62-ЗО "Об оплате труда государственных гражданских служащих Сахалинской области". Верховным Судом РФ названное решение оставлено без изменения <6>.
--------------------------------
<6> См.: Определение ВС РФ от 19 июля 2006 г. по делу N 64-Г06-12.
Таким образом, при установлении должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения сотрудников контрольно-счетных органов региональному законодателю следует уяснить предмет правового регулирования закона о контрольно-счетном органе. Кроме того, важно принимать во внимание обстоятельства, при которых выносились судебные решения по данным вопросам, и юридическую силу нормативных правовых актов. Рассмотрим отмеченный тезис на примере судебной практики.
Исполняющий обязанности прокурора Новосибирской области обратился в Новосибирский областной суд с заявлением о признании недействующими абз. 2 п. 1.2 Положения об оплате труда в органах государственной власти, государственных органах Новосибирской области, утвержденного Постановлением губернатора Новосибирской области от 13 июля 2007 г. N 285, изложенного в следующей редакции: "...До принятия федерального закона или указа Президента Российской Федерации, определяющих соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы и типовых должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы... в Контрольно-счетной палате Новосибирской области... соотносятся с должностями федеральной государственной гражданской службы соответственно... в аппарате Счетной палаты Российской Федерации... установленными Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы"; приложение 1 к поименованному выше Положению, устанавливающему размеры должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения гражданских служащих Контрольно-счетной палаты Новосибирской области (раздел 5).
В обоснование заявления и.о. прокурора указал, что установленное губернатором Новосибирской области соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы Новосибирской области и, как следствие, предусмотренные приложением 1 размеры должностных окладов ежемесячного денежного поощрения ставят государственных гражданских служащих Новосибирской области в лучшее положение по сравнению с федеральными государственными гражданскими служащими, занимающими соответствующие должности, что не согласуется с требованиями абз. 2 п. 5 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ.
Решением суда Новосибирского требования и.о. прокурора были удовлетворены. Верховным Судом РФ названное решение оставлено без изменения <7>.
--------------------------------
<7> См.: Определение ВС РФ от 30.01.2008 по делу N 67-Г07-25. Аналогичная ситуация была предметом рассмотрения в Определениях ВС РФ от 14.11.2007 по делу N 79-Г07-10; от 16.05.2002 по делу N 35-Г02-9.
Однако следует обратить внимание, что основанием для принятия вышеназванных решений служили положения ст. 26.14 Федерального закона от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и ст. 85 Бюджетного кодекса РФ, которые на момент действия оспариваемых норм запрещали в дотационных регионах устанавливать размеры оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта РФ выше, чем размеры оплаты труда, установленные для соответствующих категорий федеральных государственных служащих.
С 1 января 2008 г. отмеченные нормы федеральных законов отменены <8> и в настоящее время региональные органы государственной власти самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти и работников государственных учреждений субъекта РФ.
--------------------------------
<8> См.: ст. 4 Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведения в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации".
Приведенные примеры судебной практики свидетельствуют о трудностях, которые возникали у регионального законодателя при включении должностей контрольно-счетных органов в систему государственной службы субъекта РФ. Однако важно отметить, что реализация положений п. 3 ст. 5 ФЗ N 6, позволяющих отнести должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа соответственно к государственным должностям субъекта РФ или муниципальным должностям, может вызвать новые судебные споры.
Региональному законодателю следует обратить внимание, что рассматриваемая норма ФЗ N 6 предоставляет право выбора в определении должностного статуса сотрудников контрольно-счетного органа. По усмотрению законодательного (представительного) органа председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа могут быть отнесены либо к лицам, замещающим государственные должности, либо к государственным гражданским служащим.
Однако дальнейшее системное толкование п. 3 ст. 5 с иными нормами ФЗ N 6 позволяет сделать вывод, что федеральный законодатель отдает предпочтение государственным должностям субъекта РФ.
Во-первых, п. 1 ст. 6 ФЗ N 6 определено, что председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа назначаются на должность законодательным (представительным) органом власти. Напомним, что в соответствии с Федеральным законом от 27 апреля 2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в ред. от 27.12.2010) назначение на государственную гражданскую службу осуществляется представителем нанимателя по итогам конкурса. Следовательно, если региональный законодатель названные должности отнесет к государственной гражданской службе, то порядок назначения указанных лиц будет противоречить Федеральному закону N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и неминуемо станет предметом судебного разбирательства.
Во-вторых, п. 7 ст. 7 ФЗ N 6 установлены требования к кандидатурам на должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетных органов, в числе которых запрет на занятие другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Как известно, федеральное законодательство о государственной гражданской службе такого запрета не содержит. Тем самым отнесение региональным законодателем рассматриваемых должностей к должностям государственной гражданской службы будет противоречить федеральному законодательству о государственной гражданской службе, разрешающему лицам, замещающим государственные должности, в случае соблюдения определенных условий выполнять иную оплачиваемую работу.
Должностные лица контрольно-счетных органов обладают профессиональной независимостью, также подлежат государственной защите в соответствии с законодательством РФ о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и иными нормативными правовыми актами РФ (ст. 8 ФЗ N 6). Вместе с тем названные положения не имеют достаточного механизма реализации в федеральном законодательстве. В частности, относительно медицинского страхования в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (подп. 16 п. 1 ст. 14) идет отсылка к Федеральному закону "О медицинском страховании государственных служащих", который еще не принят. Поставленный вопрос имеет не только теоретическое, но и серьезное практическое значение, ибо сотрудники контрольно-счетных органов при выполнении своего профессионального долга нередко подвергаются рискам причинения вреда здоровью или угрозе жизни.
Следовательно, реализуя предоставленное право по детализации правового статуса должностных лиц контрольно-счетных органов, региональному законодателю следует учитывать как требования федерального законодательства, так и сложившуюся судебную практику.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.