Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Международное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОСОБЕННОСТИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КИТАЯ
А.А. ЛЫСИКОВ
Россия как евразийская держава имеет стратегические интересы не только на Западе, но и на Востоке, который стал сегодня одной из важнейших составляющих мирового сообщества. Вместе с тем Азиатско-Тихоокеанский регион остается пока одним из самых "слабых звеньев" внешней политики России - уровень политического, экономического и гуманитарного российского присутствия в регионе крайне низок и требует своего наращивания <1>.
--------------------------------
<1> См.: Лукин А.В. Лицом к Китаю // Российско-китайское сотрудничество: проблемы и решения (материалы Всероссийской научно-практической конференции, МГИМО(У) МИД РФ, г. Москва, 21 - 22 декабря 2006 г.) / Под ред. А.В. Лукина. М., 2007.
Развитие внешней политики России на Востоке в значительной степени связано с перспективами ее долгосрочного сотрудничества с Китаем, являющимся одним из наиболее динамично развивающихся государств не только региона, но и мира. В этой связи стратегическое сотрудничество России и Китая является основой стабильного глобального и регионального развития.
Особое место в диалоге с Китаем занимает участие в региональных интеграционных процессах, нацеленных на углубление двусторонних связей и регионального сотрудничества между нашими государствами. Важность этого направления межгосударственного взаимодействия объясняется необходимостью создания благоприятных условий для развития Дальнего Востока России.
На рубеже XX - XXI вв. партнерские отношения России и Китая постоянно укреплялись и сейчас находятся в высшей точке своего развития. Основными направлениями российско-китайского сотрудничества сегодня являются политическое, торгово-экономическое, культурное (гуманитарное) партнерство, а также сотрудничество в сфере развития приграничных территорий <2>.
--------------------------------
<2> См.: Кузык В.Н., Титаренко М.Л. Россия - Китай 2050: стратегия соразвития. М., 2006.
Стратегическое политическое партнерство России и Китая основано на совпадении национальных интересов держав, главными из которых являются сохранение и развитие добрососедских отношений, а также укрепление международных позиций наших стран.
Как показывает практика, по большинству вопросов мировой политики позиции наших стран совпадают. Главными из них являются развитие мировой экономики и общества в интересах человека; создание благоприятных мирных условий развития мирового политического пространства, исключающих навязывание извне чужой воли; необходимость повышения роли международных организаций и строгого соблюдения норм международного права. Россия и Китай имеют общие позиции относительно расширения НАТО на Восток, военных действий в Ираке, ситуации с правами человека в Северной Корее и по ряду других актуальных глобальных и региональных проблем. Консолидированная позиция России и Китая по данным вопросам значительно усиливает позиции обеих стран на международной арене, способствует достижению многополярности мира и усилению компонента гармонии в нем.
В отношениях между Россией и Китаем на сегодняшний день наблюдается стремление к учету национально-государственных интересов партнера и поддержки в решении проблем его внутреннего развития. Россия последовательно поддерживает Китай по таким связанным с его суверенитетом и территориальной целостностью вопросам, как Тайвань, Тибет и Синьцзян. Китай, в свою очередь, неизменно поддерживает Россию в вопросах борьбы с терроризмом и сепаратизмом на Северном Кавказе. Одним из результатов интенсификации российско-китайского взаимодействия стало создание и постоянное укрепление Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Россия и Китай, несомненно, заинтересованы в успешном и устойчивом развитии друг друга. Россия, имеющая протяженную границу и устойчивые экономические связи с Китаем, неизбежно заинтересована в его мирном возвышении.
Существенную роль в развитии российско-китайских отношений играет механизм межгосударственного диалога на высшем уровне. Этот механизм включает регулярные встречи на уровне глав государств и правительств, постоянно действующие структуры (комиссии, рабочие группы и т.д., которых на сегодняшний день насчитывается около двух десятков) на уровне отраслевых министерств и ведомств и существенно способствуют дальнейшему развитию сотрудничества между нашими странами в торгово-экономической, промышленной, гуманитарной, энергетической и финансовой сферах. Активно сотрудничают законодательные органы, политические партии, общественные организации двух стран. В рамках этих механизмов стороны имеют возможность подробно информировать друг друга о предпринимаемых действиях, намерениях и их мотивации, снимать озабоченности партнеров, решать конкретные вопросы. По утверждению посла России в Китае С.С. Разова, такого разветвленного взаимодействия у России нет практически ни с одной другой страной мира <3>.
--------------------------------
<3> См.: Разов С.С. Шестьдесят лет российско-китайских отношений: некоторые уроки. Электронный ресурс: http:// www.ifes-ras.ru/ publications/ pdv/ 121- srazov- shestdesyat- let- rossijsko- kitajskix- otnoshenij- nekotorye- uroki.
Торгово-экономическое партнерство России и Китая основано на взаимной дополняемости национальных экономик двух стран. Китай является важнейшим экономическим партнером России в регионе Дальнего Востока. Вместе с тем на сегодняшний день наблюдается серьезный дисбаланс между политическими заявлениями и реально существующими торгово-экономическими связями наших двух стран. Уровень российско-китайских торгово-экономических связей существенно уступает уровню и характеру торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества Китая с США, Евросоюзом и Японией, политические отношения с которыми гораздо более сдержанные, нежели российско-китайские <4>.
--------------------------------
<4> Объем торговли между Россией и Китаем в 2008 г. составил приблизительно 50 млрд. долл., а в 2010 г., по разным оценкам, - 60 - 80 млрд. долл.
Следует признать, что в настоящее время структура российско-китайской торговли носит "колониальный" характер. Основными статьями современного российского экспорта являются нефть, лес-кругляк, цветные металлы, т.е. товары с низкой степенью обработки. В свою очередь, Китай поставляет в Россию уже не только товары легкой промышленности (как это было в 1990-е гг.), но и высокотехнологичную продукцию машиностроения, электротехнику и т.д.
Стремительно развивающаяся экономика Китая остро нуждается в российских ресурсах (в первую очередь, энергетических). Кроме того, в условиях растущего дефицита энергоресурсов китайская экономика нуждается в диверсификации источников энергии, что связано с необходимостью обеспечения энергетической безопасности страны. Ослабляющим энергетическую безопасность современного Китая является тот факт, что 70% поставок сырой нефти в Китай осуществляется из нестабильных регионов Ближнего Востока и Африки. В этой связи диверсификация источников поступления в страну энергоресурсов за счет активизации российского направления является для Китая крайне желательным. Уже сегодня китайцы выражают желание и готовность вкладывать деньги в разработку российских нефтяных месторождений, а также сотрудничать в деле переработки у себя нефти, желая довести долю российской сырой нефти до 20% от всей импортируемой в КНР. В этой связи не исключено, что именно с этим направлением будет связан возможный рост китайских инвестиций в экономику России.
Налаживание энергетического партнерства с Китаем выгодно и России. Это позволяет ей диверсифицировать рынки сбыта энергоносителей и сырьевых ресурсов, снизить транзитные и потребительские риски. Такая диверсификация укрепляет позиции России на европейском направлении, куда пока идет до 85% российской экспортной нефти. Прорывом в сфере энергетической дипломатии двух стран стало заключение в марте 2006 года между Россией и Китаем энергетического союза, предполагающего строительство новых веток газо- и нефтепроводов из Восточной и Западной Сибири в Китай.
Помимо сырьевой составляющей Россия и Китай активно взаимодействуют, например, в сфере военно-технического сотрудничества. Так, в конце XX - начале XXI в. Китай являлся основным рынком сбыта российского вооружения. Именно на Китай приходилось 40 - 50% всех российских военных поставок за рубеж.
Сегодня назрела необходимость перейти от мелкого частного ("челночного") торгового сотрудничества к развернутому экономическому взаимодействию двух стран. Моделями для подобного сотрудничества может служить инициатива администрации г. Синьцзы (провинция Хэбэй) общими усилиями бизнеса и власти региона создать в Москве свою торговую палату. Другой пример - план правительства г. Нинбо (провинция Чжэцзян) открыть в Москве свой центр содействия инвестициям и торговле <5>.
--------------------------------
<5> Ларин А.Г. Китайские мигранты в России. История и современность. М., 2009.
Сдерживающим фактором российско-китайского сотрудничества является общий низкий уровень межчеловеческих контактов между Россией и Китаем. Проблему культурного дисбаланса призваны решить гуманитарный обмен и укрепление социальной базы межгосударственного сотрудничества. Знания большинства россиян о Китае или китайцев о России пока чрезвычайно ограничены, поэтому необходим более широкий обмен информацией и человеческими ресурсами между нашими странами. Значительным потенциалом в сфере строительства добрососедских отношений между Россией и Китаем и развитием сотрудничества между странами имеют китайские общественные организации за рубежом, такие как культурно-образовательные центры Конфуция, Союз китайских предпринимателей и Ассоциация предпринимателей северных провинций Китая в Москве, Ассоциация китайских предпринимателей Приморья и ряд аналогичных организаций в Красноярске, Иркутске, Чите и др. городах России. При этом следует помнить, что деятельность данных организаций активно поддерживается правительством Китая и все они находятся в постоянном контакте с дипломатическими представительствами Китая в России, а также Госсоветом КНР.
Весьма важным в деле укрепления взаимного сотрудничества является реализованный в 2006 - 2007 гг. проект национальных годов России и Китая (Год России в Китае и Год Китая в России). Они дали мощный импульс расширению взаимных контактов в культурной, образовательной, спортивной и др. сферах гуманитарного взаимодействия. В рамках этих мероприятий состоялись Российско-китайский экономический форум; открытие Российского информационного центра в Пекине с запуском интернет-сайта "РИА Новости" на китайском языке; презентация Большой российской энциклопедии в Пекине и ряд др. мероприятий. В 2009 - 2010 гг. проводились Год русского языка в Китае и Год китайского языка в России, призванные познакомить население обеих стран с культурой государства-соседа. Российской и китайской сторонами были реализованы олимпиады на знание русской и китайской истории и культуры, демонстрация документальных и художественных фильмов, издание на китайском и русском языках литературных произведений современных авторов и т.д. Особую роль в этом процессе сыграли Китайское народное общество дружбы за границей (КНОДЗ) и Общество китайско-российской дружбы (ОКРД).
Развитие приграничных территорий остается одним из важнейших направлений российско-китайского сотрудничества в регионе Забайкалья и Дальнего Востока. В этой связи основными направлениями межгосударственных связей являются интенсификация торгово-экономических связей и решение пограничного вопроса.
Стабильные экономические связи двух государств играют важную роль в региональном развитии как России (Забайкалье, Дальний Восток), так и Китая (северо-восточные провинции - прежде всего, Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин и Внутренняя Монголия, а также часть более южных районов Китая, например Шаньдун и Шанхай). Основными направлениями торгово-экономического сотрудничества, способствующими ускорению хозяйственного развития регионов, должны стать строительство трансграничного моста Нижнеленинское (Еврейская автономная область) - Тунцзян (провинция Хэйлунцзян); увеличение поставок электроэнергии из Амурской области в провинцию Хэйлунцзян; поставка нефти в Китай по ответвлению Сковородино - Дацин от основной трассы нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) (это соглашение получило название "контракта века"); программа совместного комплексного освоения лесных ресурсов Еврейской автономной области; совместное освоение острова Большой Уссурийский (Хабаровский край) и др. Последнее стало возможно после демаркации границы на острове, завершившейся в 2009 г.
Важной проблемой по-прежнему остается криминализация экономических связей между Россией и Китаем. Значительная часть китайского экспорта в Россию (объем которого, по некоторым оценкам, достигает 2 млрд. долл. ежегодно) фактически является контрабандой. Значительная часть китайских мигрантов, находящихся на территории России, уклоняется от регистрации по месту пребывания, ведет нелегальный бизнес (несанкционированные торговля, вырубка и транспортировка леса, охота и т.д.). Подавляющее число китайских мигрантов не обладает высокой квалификацией и занято в сфере услуг (оптовая и розничная торговля, ремонт), сельском и лесном хозяйстве, строительстве. В этой связи необходимо как ужесточение пограничного и паспортно-визового контроля, так и целенаправленное привлечение к работе в России высококвалифицированных китайских специалистов.
Своей интенсификации сегодня требуют и российско-китайские научно-технические связи. Современная научно-техническая составляющая сотрудничества России и Китая составляет лишь 15% объема китайско-американского сотрудничества в этой же сфере. Интенсификация деятельности в данном направлении должна быть выражена в создании и внедрении совместных научно-технических разработок, осуществлении совместных проектов в сфере образования и т.д.
Все приведенные факты свидетельствуют о необходимости постоянного развития двустороннего сотрудничества России и Китая, а также осуществления мер по его планомерной интенсификации. На сегодняшний день очевидно, что конфигурация международных отношений в XXI в. на значительной части земного шара будет напрямую зависеть от того, как будет развиваться политическое и экономическое партнерство двух ведущих держав, каковыми являются Россия и Китай.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Международное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.