Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИЛ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
Н.В. ГАЛИЦКАЯ
Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" <1> в ст. 15 определяет силы гражданской обороны, т.е. те подразделения и формирования, которые предназначены для проведения мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. К числу таких формирований Закон относит:
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 799.
воинские формирования;
аварийно-спасательные формирования;
спасательные службы.
Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 924 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" <2> предусматривает более объемный перечень сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, подразделяя их на две категории: силы и средства наблюдения и контроля; силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
--------------------------------
<2> СЗ РФ. 1996. N 33. Ст. 3998.
При этом к первой категории относятся силы и средства:
служб (учреждений) и организаций федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;
формирований государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации Министерства здравоохранения Российской Федерации;
ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
служб (учреждений) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета Российской Федерации по торговле и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
геофизической службы Российской академии наук, оперативных групп постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и подразделений Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.
Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций представлены в составе:
военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных, восстановительных и аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти;
формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф;
формирований ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
формирований гражданской обороны Российской Федерации территориального, местного и объектового уровней;
специально подготовленных сил и средств Войск гражданской обороны Российской Федерации, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
аварийно-технических центров Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;
восстановительных и пожарных поездов Министерства путей сообщения Российской Федерации;
аварийно-спасательных служб и формирований Федеральной службы морского флота России (включая Государственный морской спасательно-координационный центр и спасательно-координационные центры), Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.
Решение задач в области гражданской обороны является основной задачей не всех войск, а только войск гражданской обороны. Войска гражданской обороны Российской Федерации (соединения, воинские части и организации войск гражданской обороны), согласно Положению о Войсках гражданской обороны Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 27 мая 1996 г. N 784 <3>), являются составной частью сил обеспечения безопасности. Они предназначены для защиты территории страны и ее населения при чрезвычайных ситуациях и угрозе их возникновения в мирное и военное время, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями.
--------------------------------
<3> СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2671.
Задачи Войск гражданской обороны подразделяются в зависимости от ситуации на разрешаемые в мирное время и в военное время. Задачи мирного времени могут быть обусловлены повседневной деятельностью или участием в ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В своей повседневной деятельности Войска гражданской обороны решают следующие задачи:
- осуществление мероприятий по поддержанию соединений, воинских частей и организаций Войск гражданской обороны в готовности к выполнению задач, определенных Планом гражданской обороны Российской Федерации и Планом мобилизационного развертывания и приведения Войск гражданской обороны Российской Федерации в высшие степени боевой готовности;
- накопление, размещение, хранение и своевременное обновление вооружения, техники, других материально-технических средств, предназначенных для развертывания войск и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в мирное и военное время;
- участие в мероприятиях, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций;
- подготовка сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты при чрезвычайных ситуациях;
- участие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по созданию, испытанию и внедрению новых технических средств для защиты территории страны и ее населения при чрезвычайных ситуациях, а также технологий проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
При участии в ликвидации чрезвычайных ситуаций в компетенцию войск гражданской обороны входят:
- ведение радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в зонах чрезвычайных ситуаций, а также на маршрутах выдвижения к ним;
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ по оперативной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, с которыми у Российской Федерации имеются соответствующие договоры;
- проведение работ по санитарной обработке населения, специальной обработке техники и имущества, обеззараживанию зданий, сооружений и территорий;
- проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов, участие в локализации и ликвидации крупных лесных и торфяных пожаров;
- обеспечение сохранности грузов, перевозимых в зоны чрезвычайных ситуаций в качестве гуманитарной помощи;
- участие в обеспечении пострадавшего населения продовольствием, водой, предметами первой необходимости, временным жильем и другими материальными средствами и услугами, а также в оказании доврачебной медицинской помощи;
- участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из зон чрезвычайных ситуаций;
- участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения.
В военное время войска гражданской обороны:
- ведут радиационную, химическую и неспецифическую бактериологическую (биологическую) разведку в очагах поражения, зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;
- проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения, зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления;
- проводят работы по санитарной обработке населения, специальной обработке техники и имущества, обеззараживанию зданий, сооружений и территорий;
- обеспечивают ввод сил гражданской обороны в очаги поражения, зоны загрязнения (заражения) и катастрофического затопления;
- участвуют в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из очагов поражения, зон загрязнения (заражения) и катастрофического затопления;
- проводят пиротехнические работы, связанные с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов;
- участвуют в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, выполнении отдельных задач территориальной обороны, связанных с восстановлением аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры тыла.
Аварийно-спасательное формирование согласно Федеральному закону от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" <4> - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
--------------------------------
<4> СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 3503.
Аварийно-спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.