Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННЫХ СУДОВ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.
Т.Н. ИЛЬИНА
В условиях построения правового государства и реализации принципа верховенства закона в современной России особое внимание уделяется организации и функционированию военной юстиции. Во многом это объясняется тем, что деятельность военных судов часто становится предметом рассмотрения в Европейском суде по правам человека <1>. Существование специализированного военного правосудия обусловливает необходимость в наличии особого кадрового состава военных судов. В настоящее время органы военной юстиции комплектуются из военнослужащих, поскольку они должны быть знакомы с особенностями воинской службы, а также ориентироваться в действующем военном законодательстве. Но, с другой стороны, требования, предъявляемые к кадровому составу органов военной юстиции, те же, что и для гражданского правосудия <2>. Такое сочетание профессиональных качеств военных судей, прокуроров и других лиц должно способствовать обеспечению прав на справедливый суд и в конечном итоге повышению доверия к правосудию в целом. Поэтому представляется весьма актуальной проблема подготовки военно-юридических кадров, а также механизм подготовки таких специалистов, сформированный в России во второй половине XIX в.
--------------------------------
<1> Петухов Н.А. История военных судов в России. М., 2009. С. 1 - 2.
<2> См., напр.: Закон РФ от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г. N 8. Ст. 366; Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30 июля 1992 г. N 30. Ст. 1792.
Судебные преобразования второй половины XIX столетия коснулись и военной юстиции. Вслед за введением в действие Судебных уставов 1864 г. последовало принятие Военно-судебного устава 1867 г., определившего облик военного правосудия <3>. Функционирование военной юстиции было построено на основных принципах, закрепленных за судами общей юрисдикции. Среди них важное место отводилось тезису о профессионализации кадрового состава военно-судебного ведомства <4>. Как и для гражданского правосудия, для военного остро встал вопрос о кадрах для обновленной военно-судебной системы. Первоначально этот вопрос предлагалось решить путем назначения "лучших из чиновников... аудиторского ведомства" <5> во вновь созданные военно-судебные учреждения, но в перспективе планировалось обеспечивать приток кадров только из лиц, имеющих соответствующее образование и определенный опыт работы.
--------------------------------
<3> Высочайше утвержденный Военно-судебный устав от 15 мая 1867 г. // ПСЗ II. Т. XLII. N 44575.
<4> См.: Захаров В.В. Военно-юридическое образование в России во второй половине XIX столетия // Война и оружие. Новые материалы и исследования: материалы международной научно-практической конференции: В 2 ч. СПб., 2010. Ч. 1. С. 277.
<5> Сборник законодательных работ по составлению Военно-судебного устава. СПб., 1867. С. 36.
Законодательно была оформлена система требований, предъявляемая к кадровому составу военно-судебных учреждений. Среди них: наличие русского подданства; соответствие установленному нравственному цензу (в военно-судебное ведомство не допускали лиц, состоящих под следствием, осужденных или являвшимися несостоятельными должниками) <6>. Для военной юстиции было определено наличие у претендента на должность воинского звания <7>. Кроме того, соискатель должен был иметь специальное юридическое образование и определенный опыт работы. Так, юридическое образование требовалось для военных судей, прокуроров и следователей. Однако в законе содержалась оговорка о его замене выслугой лет в соответствующей структуре <8>. Такая уступка была введена с целью первоначального обеспечения кадрами военных судов, в дальнейшем специальное юридическое образование должно было стать одним из главных условий занятия военно-судебных должностей <9>. Другим обязательным условием становился стаж работы. Закон устанавливал конкретный срок нахождения на определенных должностях <10>. Получение первоначального опыта было возложено на институт кандидатов на военно-судебные должности.
--------------------------------
<6> Высочайше утвержденный Военно-судебный устав от 15 мая 1867 г. // ПСЗ II. Т. XLII. N 44575. Ст. 138.
<7> Там же.
<8> Там же. Ст. 139 - 140.
<9> Объяснительная записка к проекту основных положений преобразования военно-судебной части. Б.м., б.г. С. 51.
<10> Для получения должности помощника военного прокурора было необходимо проработать не менее четырех лет в военно-судебном ведомстве, для занятия должности военного прокурора и помощника товарища главного военного прокурора - шесть лет, для товарища главного военного прокурора - восемь лет, для главного военного прокурора - двенадцать (Высочайше утвержденный Военно-судебный устав от 15 мая 1867 г. // ПСЗ II. Т. XLII. N 44575. Ст. 140).
Идея создания данного института была воспринята из гражданской юстиции. В объяснительной записке к проекту основных положений преобразования военно-судебной части говорилось, что разработчики реформы не могли не обратить внимание на способ комплектования кадрового состава гражданских судебных учреждений из среды кандидатов на судебные должности <11>.
--------------------------------
<11> Объяснительная записка к проекту основных положений преобразования военно-судебной части. Б.м., б.г. С. 50.
Механизм формирования кадрового состава для гражданской юстиции предполагал, что соискатель начинал свою карьеру в качестве кандидата на должность по судебному ведомству. В обязанности стажера входило исполнение канцелярских поручений, посещение судебных заседаний, составление документов. На более поздних этапах стажировки кандидат мог быть определен судебным следователем, помощником прокурора, защитником, а также городским судьей <12>. Данный институт имел целью, с одной стороны, обеспечить практическую подготовку будущих членов магистратуры, а с другой - решить проблему нехватки квалифицированных специалистов для созданных в ходе реформы судебных учреждений. Функцией института кандидатуры также должна была быть помощь в адаптации к будущей профессиональной деятельности только окончившим высшие учебные заведения "юристам".
--------------------------------
<12> Судебные уставы Александра II. Ч. I. СПб., 1866. Ст. 414 - 416.
Авторы Военно-судебного устава сочли кандидатуру необходимой для военной юстиции, поскольку подготовка военно-юридических кадров на тот момент в стране осуществлялась только аудиторским училищем, а значит, обеспечение военно-судебного ведомства специалистами в сфере военного права было затруднено. По этой же причине в уставе было предусмотрено, что занятие некоторых должностей по военно-судебному ведомству возможно лицами, получившими юридическое образование в российских университетах.
Анализ подготовительных материалов по разработке военно-судебной реформы показывает, что введение института кандидатов на военно-судебные должности не встретило разногласий между членами комиссии. Наоборот, подобное предложение было воспринято как "имеющее самые благодетельные последствия" <13>.
--------------------------------
<13> Сборник законодательных работ по составлению Военно-судебного устава. СПб., 1867. С. 46 - 47.
Также для оптимизации подготовки кадрового резерва для военной юстиции в 1866 г. было выработано положение о военно-юридической академии. Основное отличие нового учебного заведения от существовавшего аудиторского училища было то, что академия должна была осуществлять подготовку офицеров-юристов, тогда как аудиторское училище выпускало гражданских чиновников, призванных выполнять судебные функции в армии и на флоте. "Аудитор... просто чиновник и по платью (т.е. не носит военного мундира. - Прим. авт.), и по званию" <14>. При проведении военно-судебной реформы было высказано мнение об исключении чиновничьего элемента из военных судов. Однако данное предложение было неоднозначно встречено среди составителей проектов <15>. Этим, на наш взгляд, объясняется длительное (в течение 10 лет) сосуществование военно-юридической академии и аудиторского училища.
--------------------------------
<14> О военном судопроизводстве и судоустройстве // Юридический журнал. 1861. N 7. Март. С. 404.
<15> О кандидатах на военно-судебные должности // Судебная газета. 1896. N 17. С. 7.
Окончательное оформление военно-юридической академии произошло в 1868 - 1869 гг., когда был принят ее устав и закреплено звание специализированного высшего учебного заведения <16>. Аудиторское училище было присоединено к академии в 1878 г., которая стала, таким образом, единственным учебным заведением, готовящим военных юристов <17>.
--------------------------------
<16> Высочайше утвержденное Положение о военно-юридической академии от 28 сентября 1868 г. // ПСЗ II. Т. XLIII. N 46289; Свод военных постановлений 1869 г. Кн. IV. Заведения военно-учебные. СПб., 1907. N. 307.
<17> Высочайше утвержденное Временное положение о военно-юридической академии от 17 июня 1878 г. // ПСЗ II. Т. LIII. N 58637.
К поступлению в академию допускались офицеры, состоявшие в звании не выше штабс-капитана и имевшие высшее или среднее образование. Кроме того, закон разрешал проходить обучение в академии гражданским лицам с юридическим образованием <18>.
--------------------------------
<18> Там же. Ст. 9.
Полный учебный курс в академии составлял три года <19>. Учебным планом были предусмотрены общие и специальные дисциплины. К числу специальных относились: военно-уголовные законы, военно-уголовное судопроизводство, военно-административные законы, уголовное право и процесс, государственное право, гражданское право <20>. Систему общих дисциплин составляли: история русского права, энциклопедия права, финансовое право, полицейское право, церковное право, международное право, гражданское судопроизводство, судебная медицина, психология, логика <21>. Кроме этих предметов в академии могли читаться дополнительные курсы. Например, с 1878 г. в учебный план был введен спецкурс тюрьмоведение, который читался до 1881 г. Также в 1880 - 1881 учебном году началось преподавание таких дисциплин, как история военного законодательства и военно-уголовное судопроизводство важнейших иностранных государств, а также было выпущено соответствующее учебное пособие <22>.
--------------------------------
<19> Там же. Ст. 38.
<20> Свод военных постановлений 1869 г. Кн. IV. Заведения военно-учебные. СПб., 1907. N 205.
<21> Там же.
<22> Фалеев Н.И., Хитрово Н.П. Русский военно-уголовный процесс. Его возможная реорганизация и возможная реорганизация военной юстиции и военно-юридической академии // Журнал Министерства юстиции. 1901. N 4. С. 364.
В целом, оценивая содержание учебного плана военно-юридической академии, можно отметить ряд особенностей, присущих данному образованию. Во-первых, это ярко выраженная специализация, характеризующаяся в наличии значительного числа курсов военно-юридической направленности при значительном урезании историко-теоретических курсов. Так, по уголовному праву было предусмотрено 13 лекций в неделю, тогда как по истории русского права только одна <23>. Во-вторых, образование военно-юридической академии отличалось заметным практическим уклоном. Практические занятия в обязательном порядке были предусмотрены по таким дисциплинам, как военное судопроизводство и французский язык <24>. Для проведения такого занятия по военному судопроизводству использовались реальные дела из практики военных судов.
Современники высоко оценивали качество подготовки, даваемое военно-юридической академией <25>. На страницах газет и журналов при обсуждении вопросов совершенствования юридического образования вообще отмечалось, что выпускники академии демонстрируют "заметную подготовленность и знания" <26>. Также, характеризуя деятельность военно-юридической академии, можно отметить, что учебное заведение выполнило возложенную на него задачу - подготовку кадров для военной юстиции. Так, с 1882 г. была прекращена практика назначения на военно-судебные должности лиц с гражданским юридическим образованием <27>. К 1900 г. в Московском военно-окружном суде из 26 чинов 19 окончили военно-юридическую академию <28>. В 1904 г. при Петербургском военно-окружном суде состояло 20 выпускников академии из 28 членов суда <29>. В целом можно констатировать, что такая тенденция была присуща военно-судебным учреждениям европейской части Российского государства.
--------------------------------
<23> Кузьмин-Караваев В.Д. Военно-юридическая академия: 1866 - 1891 гг.: Краткий исторический очерк. СПб., 1891. С. 48.
<24> Свод военных постановлений 1869 г. Кн. IV. Заведения военно-учебные. СПб., 1907. N 206.
<25> См., напр.: Симонов И.С. К вопросу о материальном положении кандидатов на военно-судебные должности // Санкт-Петербургские ведомости. 1903. N 297. С. 1.
<26> Практические упражнения военных юристов // Юридическая газета. 1895. N 13. С. 1.
<27> См.: Захаров В.В. Модернизация военно-юридического образования в России во второй половине XIX столетия // Военно-юридический журнал. 2010. N 5. С. 31.
<28> Российский государственный военно-исторический архив (далее - РГВИА). Ф. 1614. Оп. 1. Д. 27. Л. 3, 3 об.
<29> Там же. Ф. 1351. Оп. 3. Д. 285. Л. 32 - 47 об.
Институт кандидатов на должности по военно-судебному ведомству, по замыслу законодателя, должен был продолжить подготовку кадров для военной юстиции.
Офицеры, окончившие курс военно-юридической академии, по распоряжению военного министра прикомандировывались к военно-окружным судам в качестве "лиц, приготавливающихся к занятию должностей по военно-судебному ведомству". Такая должность являлась штатной и оплачивалась в размере 480 руб. в год. В обязанности этих лиц входило посещение судебных заседаний, а также исполнение различных поручений судей и прокуроров. Самостоятельно они имели право исполнять функции защитника подсудимых. Такая стажировка длилась в течение года. По истечении этого срока лица, приготавливающиеся к занятию должностей по военно-судебному ведомству, подвергались испытанию, успешное прохождение которого давало право на получение статуса кандидата на военно-судебные должности. Таким образом, правовой статус военной кандидатуры распадался на две составляющие. Динамика численности лиц, приготавливающихся к занятию должностей по военно-судебному ведомству, говорит о снижающейся роли данного института. Так, в 1870 г. их насчитывалось 50, в 1872 г. - 41, в 1884 г. - 20, в 1888 г. - 20, в 1901 г. - 12, в 1906 г. - 930. Такая ситуация объясняется, на наш взгляд, тем, что военно-судебное ведомство комплектовалось строго по плану Военного министерства. При достаточном количестве военно-судебных кадров, ряд выпускников академии (чаще тех, которые не отличились в процессе учебы) отправлялись в свои воинские части и продолжали службу в качестве строевых офицеров, а не чинов военно-судебного ведомства <31>. Таким образом, обеспечив кадрами к началу XX в. военные суды, постепенно отпадала надобность в большом количестве стажеров.
--------------------------------
<30> См.: Свод штатов военно-сухопутного ведомства. СПб., 1870. С. 48; Всеподданнейший отчет о действиях Военного министерства за 1872 г. СПб., 1874. С. 44; Всеподданнейший отчет о действиях Военного министерства за 1884 г. СПб., 1886. С. 26; Всеподданнейший отчет о действиях Военного министерства за 1888 г. СПб., 1890. С. 24; Всеподданнейший отчет о действиях Военного министерства за 1898 г. СПб., 1900. С. 31; Всеподданнейший отчет о действиях Военного министерства за 1906 г. СПб., 1908. С. 24.
<31> Свод военных постановлений 1869 г. Кн. IV. Заведения военно-учебные. СПб., 1907. N. 213.
Следующим этапом стажировки являлось собственно звание кандидата на военно-судебные должности. Правовой статус этого института был определен Военно-судебным уставом 1867 г.
Кандидаты на должности по военно-судебному ведомству состояли при Главном военно-судном управлении и окружных судах и являлись штатной единицей <32>. Вопрос о зачислении в кандидаты решался военным министром. В каждом окружном суде было предусмотрено необходимое количество кандидатов, однако при суде могли числиться и внештатные стажеры <33>. Кандидаты на военно-судебные должности распределялись между председателем суда и прокурорами. Однако к концу XIX в. стажировку кандидатов у председателей военно-окружных судов признали нецелесообразной и стали определять их только к военным прокурорам <34>.
--------------------------------
<32> Высочайше утвержденный Военно-судебный устав от 15 мая 1867 г. // ПСЗ II. Т. XLII. N 44575. Ст. 7.
<33> Там же. Ст. 202.
<34> О кандидатах на военно-судебные должности // Судебная газета. 1896. N 17. С. 8.
Во время прохождения стажировки кандидаты на военно-судебные должности продолжали числиться при воинских частях, к которым они принадлежали. Важным отличием в правовой организации военной кандидатуры являлся оплачиваемый характер их должности <35>. При разработке Военно-судебного устава уполномоченная на то комиссия сразу обратила внимание на недостаток такого положения в учреждениях судебных установлений <36> и определила назначить определенное содержание стажерам военно-судебного ведомства <37>. Должностной оклад кандидата на военно-судебные должности составлял 900 руб. в год.
--------------------------------
<35> Высочайше утвержденный Военно-судебный устав от 15 мая 1867 г. // ПСЗ II. Т. XLII. N 44575. Ст. 201.
<36> Кандидаты на судебные должности являлись штатными служащими судебных учреждений, но фиксированного жалованья не получали (Судебные уставы Александра II. Ч. I. СПб., 1866. Ст. 412).
<37> Сборник законодательных работ по составлению Военно-судебного устава. СПб., 1867. С. 47.
Военно-судебный устав устанавливал срок стажировки в качестве кандидата не менее двух лет <38>. На практике выходило, что, прежде чем получить должность при военном суде, кандидаты состояли в этом звании до шести-семи лет <39>. В целом можно констатировать, что все кандидаты со временем получали соответствующее назначение. Это было связано, во-первых, с небольшим количеством стажеров, а во-вторых, как отмечалось выше, с планом комплектования военных судов, который определялся заранее и четко устанавливал количество стажеров при окружном суде, которые в перспективе могли получить должность.
--------------------------------
<38> Высочайше утвержденный Военно-судебный устав от 15 мая 1867 г. // ПСЗ II. Т. XLII. N 44575. Ст. 207.
<39> РГВИА. Ф. 1351. Оп. 3. Д. 285.
Военно-судебный устав не дает четкого ответа относительно содержания профессиональной стажировки кандидатов при военных судах. На наш взгляд, целесообразно сгруппировать все занятия стажеров, выделив блок теоретических и практических занятий. К группе теоретических следует отнести посещение стажерами судебных заседаний, а также подготовку делопроизводственной документации. Среди практических занятий закон определил: исполнение кандидатами функций военного следователя и защитника <40>. Надзор за занятиями стажеров осуществляли председатель суда и военный прокурор.
--------------------------------
<40> Высочайше утвержденный Военно-судебный устав от 15 мая 1867 г. // ПСЗ II. Т. XLII. N 44575. Ст. ст. 206, 207.
При реализации положений Военно-судебного устава, касающихся стажировки, военная кандидатура столкнулась с определенным набором трудностей. Так, подготовка кандидатов носила бессистемный характер, в то время как общее руководство занятиями, возложенное на прокуроров и председателей судов, в силу загруженности последних было недостаточным. На страницах печати не раз поднимался вопрос о реформировании системы практической подготовки кандидатов на военно-судебные должности. Особенно остро эта проблема стала обсуждаться после преобразования гражданской кандидатуры в 1891 - 1892 гг., предлагалось воспользоваться этим опытом при организации профессиональной стажировки кандидатов на военно-судебные должности <41>. Однако ни одно из предложений не получило законодательного закрепления. На наш взгляд, такое "равнодушие" со стороны властей объясняется следующими особенностями института военной кандидатуры. Как замечалось ранее, будущие кандидаты на военно-судебные должности имели хорошую теоретическую подготовку, получаемую в военно-юридической академии. При поступлении стажеров на службу в военно-судебное ведомство у его чиновников не возникало сомнений относительно знаний и умений молодых специалистов. К тому же небольшое количество стажеров делало нецелесообразным организовывать занятия с ними по образцу судебных учреждений. Так, в 1868 г. при Московском военно-окружном суде состояло пять кандидатов, при Петербургском - четыре <42>, и каждый из них был определен либо к прокурору, либо к помощникам прокурора, либо к председателю суда и выполнял соответствующие поручения. Таким образом, можно констатировать, что кандидаты на военно-судебные должности получали достаточно качественную профессиональную подготовку, набирались необходимого опыта, а затем пополняли ряды военных юристов.
--------------------------------
<41> См.: О кандидатах на военно-судебные должности // Судебная газета. 1896. N 17. С. 8 - 9.
<42> Общий состав чинам Главного военно-судного суда и Главного военно-судного управления. Б.м., 1868. С. 11 - 12; 14 - 15.
Резюмируя, отметим, что институт кандидатов на военно-судебные ведомства смог решить важнейшую задачу, поставленную перед ним законодателем, а именно обеспечить квалифицированными кадрами военную юстицию. Опыт практической подготовки военных юристов посредством института военной кандидатуры, на наш взгляд, может быть творчески использован в современной России.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.