Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ВОЗРОЖДЕНИЕ КАЗАЧЕСТВА И СТАТУС КАЗАКОВ
Д.Н. СОЛОВЬЕВ
С момента развала Советского Союза на территориях компактного проживания представителей казачества, хранивших веру в возрождение казачества, начался процесс постепенного возрождения идей и структуры казачьих обществ. На государственном уровне процессу пока не придают пристального значения, уповая на культурно-фольклорную сторону казачьей общности.
Первоочередной задачей стало восстановление исторической справедливости - реабилитация казачества. В дополнение к Закону "О реабилитации репрессированных народов" [24] был принят специальный Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 г. N 632 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества" [13].
Первым Уставом казачьего войска, утвержденным специальным Указом Президента России от 17 июня 1997 г. N 612, стал Устав Донского войска [14], в котором было определено правовое поле деятельности войска. Однако сугубо "военная" сущность деятельности казачества и здесь осталась размытой. Так, в п. 36 отмечалось, что "казаки Войска Донского берут на себя в установленном порядке обязательства по:
- производству и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных нужд;
- участию в охране общественного порядка;
- участию в невойсковой охране Государственной границы Российской Федерации;
- участию в охране объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также по сопровождению грузов;
- участию в охране объектов жизнедеятельности населения;
- участию в мероприятиях, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и оказанием помощи пострадавшим;
- участию в таможенной охране в составе таможенных органов Российской Федерации;
- участию в несении егерской, природоохранной и экологической службы, а также участию в контроле за использованием и охраной земель;
- участию в охране лесов от пожаров" [22].
Более того, в п. 15 было указано, что "Войско Донское не вправе создавать в своем составе военизированные объединения и вооруженные формирования".
В 1996 г. был введен в действие Указ Президента РФ "О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе" [6], в котором была прописана возможность создания новых казачьих воинских частей. Суммарное количество юношей-казаков, которые должны были пополнить эти части, в результате расчетов по оргштатному составу воинских частей МО и ФПС РФ должно было составить 15682 человека [10, с. 3]. В открытой печати неоднократно появлялась информация о казаках, геройски проявивших себя в ходе антитеррористической кампании в Чечне. Анализ архива МО РФ о награжденных военнослужащих указывает, что около 7000. 8600 были выходцами из казачества [1, с. 1 - 16].
Положения Федерального закона от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" [23] устанавливали общий порядок и направления деятельности казачества, так, оно:
1) оказывает содействие государственным органам в организации и ведении воинского учета членов казачьих обществ, организует военно-патриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе;
2) принимает участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях;
3) принимает участие в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, охране Государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом;
4) осуществляет иную деятельность на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с органами военного управления, федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Более детальный перечень направлений деятельности казачьих обществ определен в Указе Президента РФ от 16 апреля 1996 г. N 563 "О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе" [15], а также в нормативных правовых актах субъектов РФ.
Согласно п. 8 ст. 5 Закона N 154-ФЗ [25] российское казачество может привлекаться к несению муниципальной службы при условии, что казачье общество внесено в государственный реестр казачьих обществ в РФ в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [26], Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" [27], законодательством субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.
Российское казачество на основе государственных и муниципальных контрактов может осуществлять деятельность, связанную с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных и муниципальных нужд, согласно Федеральному закону от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" [28].
Экономическую основу местного казачьего самоуправления может составлять муниципальная собственность, переданная органам местного казачьего самоуправления для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления.
В муниципальном районе органы местного самоуправления могут привлечь казачьи общества:
к организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
к участию в профилактике терроризма и экстремизма;
к участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;
к организации охраны общественного порядка на территории муниципального района;
к созданию условий для обеспечения поселений услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;
к созданию условий для развития местного традиционного народного творчества в поселениях;
к организации и осуществлению мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений;
к созданию условий для развития сельскохозяйственного производства, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, содействия развитию малого и среднего предпринимательства;
к обеспечению условий для развития физической культуры и спорта;
к организации и осуществлению мероприятий по работе с детьми и молодежью.
Согласно действующему федеральному законодательству в компетенцию органов местного самоуправления входят:
- оказание казачьим обществам содействия в осуществлении установленных задач и функций (ч. 1 ст. 7 ФЗ N 154-ФЗ) [29];
- согласование обязательств по несению муниципальной службы (ч. 1 ст. 6 ФЗ N 154-ФЗ) [30];
- создание целевого земельного фонда для предоставления земельных участков казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 8 июня 1996 г. N 667 "Об утверждении Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в РФ, и режиме его использования" [7]);
- осуществление финансирования государственной службы российского казачества за счет средств бюджетов муниципальных образований [31].
Необходимо решить вопрос о том, является ли государственная служба российского казачества новым самостоятельным видом государственной службы. Если да, тогда в этом случае требуется детальная проработка правовой базы, характеризующей ее как особый вид государственной и муниципальной службы. Если эта служба отличается только субъектом, тогда необходимо внести дополнения, определяющие правовое положение государственных и муниципальных служащих-казаков.
Целесообразным, на наш взгляд, является дополнение положений Федерального закона от 05.12.2005 N 154-ФЗ [32, N 154-ФЗ] нормами, раскрывающими, во-первых, понятия "государственная служба российского казачества" и "муниципальная служба российского казачества", эти дефиниции должны войти в ст. 2 об основных понятиях.
Во-вторых, необходимым является определение порядка несения государственной и муниципальной службы российского казачества. В-третьих, остается неурегулированным вопрос о социальной защите членов казачьих обществ, несущих государственную и муниципальную службу российского казачества.
Казачьи объединения, являясь некоммерческой организацией, обладают существенной спецификой в сравнении с другими подобными организациями, в этой связи целесообразным является дополнить главу 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7 "О некоммерческих организациях" [2] новой формой некоммерческой организации - казачьи объединения.
Тем самым современное федеральное законодательство, регулирующее вопросы казачества, можно охарактеризовать как рамочное, несистематизированное, противоречивое, что не может служить надежной правовой базой для развития правовых отношений.
Другим направлением взаимодействия является создание в регионах муниципальных дружин. Специализированные казачьи дружины создаются для укрепления правопорядка в муниципальных образованиях, проведения мероприятий по пресечению незаконной миграции и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. При создании муниципальных дружин для органов местного самоуправления встают вопросы:
- по осуществлению подготовки, переподготовки, повышения квалификации членов казачьих обществ в соответствии с деятельностью специализированных дружин;
- по проведению совместных мероприятий с заинтересованными службами и ведомствами;
- по решению вопросов по социальной защите членов казачьих обществ;
- по созданию необходимой материально-технической базы для проведения мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- по разработке документов по вопросам организации и проведения данных мероприятий.
На основании решений органов местного самоуправления дружинники могут участвовать в иных мероприятиях, связанных с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
В подписанной 3 июля 2008 г. Президентом Российской Федерации Концепции государственной политики в отношении казачества [4] отмечается востребованность опыта российского казачества по организации военно-патриотического воспитания молодежи. Для этого предполагается сохранить исторические, культурные и духовные традиции российского казачества в воспитательном и образовательном процессе.
Однако среди противоречащих норм федерального законодательства следует выделить ч. 4 ст. 5 ФЗ N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" [34], согласно которой российское казачество организует военно-патриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе, что противоречит положениям Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" [33].
Последнее обстоятельство является актуальным и в части привлечения казаков к участию в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения. Этот вопрос отражен в нормативных документах недостаточно четко.
Было бы целесообразно дополнить и переработать данную программу с перспективой до 2015 г., изменив Перечень обобщенных оценочных показателей (индикаторов) реализации государственной программы, уточнив следующие критерии:
- количество "действующих патриотических объединений, клубов, центров" (включить количество действующих казачьих организаций, вошедших в государственный реестр);
- количество "граждан, регулярно участвующих в работе патриотических объединений, клубов, центров" (дополнить - и казачьих организаций).
В подписанной в июне 2008 г. Президентом Российской Федерации Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества [5] предполагается осуществить меры по поддержанию казачьих кадетских образовательных учреждений, а также учреждений начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы. Но понятие "казачий кадетский корпус" (школа, училище, класс и др.) в федеральном законодательстве не закреплено. Хотя определенные шаги в этом направлении уже предприняты.
За последние два года были приняты:
1. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации:
- от 30.08.2009 N 977 "О смотре-конкурсе на звание "Лучший казачий кадетский корпус" [16];
- от 07.10.2009 N 1124 "Об утверждении Положения о порядке принятия гражданами Российской Федерации, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы" [17];
- от 9 февраля 2010 г. N 168 "Об учреждении гербов и знамен войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации" [18];
- от 9 февраля 2010 г. N 169 "О чинах членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации" [19];
- от 9 февраля 2010 г. N 170 "Об удостоверении казака, выдаваемом членам казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации" [20];
- от 9 февраля 2010 г. N 171 "О форме одежды и знаках различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации" [21].
2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации:
- от 08.10.2009 N 806 "О порядке привлечения членов казачьих обществ к несению государственной или иной службы и порядке заключения федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами договоров (соглашений) с казачьими обществами" [8];
- от 26.02.2010 N 93 "О видах государственной или иной службы, к которой привлекаются члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ" [9];
- от 17.03.2009 N 323-р "О внесении изменений в состав рабочей группы по подготовке предложений по нормативному регулированию вопросов государственной политики в отношении российского казачества и государственной службы российского казачества, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. N 1110-р" (распоряжение) [11].
3. Законы Российской Федерации, в части касающихся внесения изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" [3] и ст. 2 Федерального закона от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" [12].
В условиях сокращения численности армии именно организация территориальной обороны является одним из наиболее экономичных путей поддержания обороноспособности на должном уровне. При этом положительный опыт использования казачества в интересах комплектования русской армии более чем полезен.
Переход Российской армии на полноценную "полуконтрактную" основу потребует несравнимо больших финансовых вложений, создание социально-бытовой инфраструктуры, строительства жилья и т.д. Казаки уже имеют жилье, социально-бытовой вопрос у них уже решен.
Таким образом, достичь кардинального успеха в развитии современного казачества возможно лишь при условии отказа от видения казачества в качестве замкнутой по сословному признаку общности людей, придания казачеству государственного статуса и возрождения иррегулярного характера службы казаков. Решение этой задачи возможно лишь при использовании положительного опыта существовавшей в Российской империи казачьей системы управления казачьими войсками, а также системы комплектования казачьих формирований и порядка службы казаков.
Источники
1. Архив МО РФ о награжденных военнослужащих из числа казаков (ДСП).
2. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (глава 2).
3. Законы Российской Федерации в части, касающейся внесения изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях": 17 июня 2009 г. Президентом Российской Федерации внесен в Государственную Думу проект Федерального закона N 217426-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях".
4. Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества (подписана 3 июля 2008 г. Президентом РФ).
5. Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества (подписана 3 июля 2008 г. Президентом РФ).
6. Предложения по реализации военных аспектов Указа Президента РФ 1996 г. N 563 "О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе" // Перечень воинских частей, комплектуемых членами казачьих обществ.
7. Постановление Правительства РФ от 8 июня 1996 г. N 667 "Об утверждении Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в РФ, и режиме его использования".
8. Постановление Правительства РФ от 08.10.2009 N 806 "О порядке привлечения членов казачьих обществ к несению государственной или иной службы и федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами договоров (соглашений) с казачьими обществами".
9. Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 N 93 "О видах государственной или иной службы, к которой привлекаются члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ".
10. Расчет по оргштатному составу воинских частей МО и ФПС РФ (ДСП).
11. Распоряжение Президента РФ от 17.03.2009 N 323-р "О внесении изменений в состав рабочей группы по подготовке предложений по нормативному регулированию вопросов государственной политики в отношении российского казачества и государственной службы российского казачества, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. N 1110-р".
12. Федеральный закон от 03.06.2009 N 107-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" и статью 2 Федерального закона "О государственной службе российского казачества" (статья 2).
13. Указ Президента РФ от 15 июня 1992 г. N 632 "О мерах по реализации Закона РФ "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества".
14. Указ Президента России от 17 июня 1997 г. N 612 "Об утверждении Устава войскового казачьего общества "Всевеликое Войско Донское".
15. Указ Президента РФ от 16 апреля 1996 г. N 563 "О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе".
16. Указ Президента Российской Федерации от 30 августа 2009 г. N 977 "О смотре-конкурсе на звание "Лучший казачий кадетский корпус".
17. Указ Президента Российской Федерации от 7 октября 2009 г. N 1124 "Об утверждении Положения о порядке принятия гражданами Российской Федерации, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы".
18. Указ Президента РФ от 9 февраля 2010 г. N 168 "Об учреждении гербов и знамен войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации".
19. Указ Президента Российской Федерации от 9 февраля 2010 г. N 169 "О чинах членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации".
20. Указ Президента Российской Федерации от 9 февраля 2010 г. N 170 "Об удостоверении казака, выдаваемом членам казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации".
21. Указ Президента Российской Федерации от 9 февраля 2010 г. N 171 "О форме одежды и знаках различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации".
22. Устав Войскового казачьего общества "Всевеликое войско Донское" (пункт 36).
23. Федеральный закон от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества".
24. Закон РСФСР от 26.04.1991 N 1107-1 "О реабилитации репрессированных народов".
25. Федеральный закон от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" (пункт 8 ст. 5).
26. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
27. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
28. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
29. Федеральный закон от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" (часть 1 ст. 7).
30. Федеральный закон от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" (часть 1 ст. 6).
31. Федеральный закон от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" (часть 1 ст. 8).
32. Федеральный закон от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества".
33. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
34. Федеральный закон N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" (часть 4 ст. 5).
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.