Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Муниципальное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СТАНОВЛЕНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Л.Э. ГУМАШВИЛИ
Из имеющихся в мировой практике ряда типов в современной России предпочли модель местного самоуправления, отделенного от государственной власти. При этом Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. рассматривает местное самоуправление и как элемент государственного устройства, одну из форм народовластия, и как деятельность населения по решению вопросов местного значения. Данные положения нашли свое закрепление во многих статьях (частях статьи) и в разных главах ее текста, в частности в ст. 12 (аналогичное положение, однако, применительно к Чеченской Республике закреплено в ст. 7 Конституции Чеченской Республики). Структурная расположенность данной статьи в первой главе Конституции Российской Федерации (следовательно, и Конституции Чеченской Республики) позволяет сказать, что местное самоуправление - один из базовых элементов общественно-политической системы России и Чеченской Республики. Отмеченное нашло свое признание и в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 г. по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике" <1>, а далее еще в ряде его постановлений, четко обозначивших, что местное самоуправление следует считать самостоятельной (наряду с государственной властью) формой публичной власти.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 1997. N 54. Ст. 708.
Вместе с тем надо исходить из реальности человеческого быта, согласно которой территории муниципальных образований есть часть территории государства, вопросы местного самоуправления очень часто являются продолжением государственных дел, но уже на местном уровне. И поскольку государство отвечает за решение общесоциальных задач в стране, оно заинтересовано в том, чтобы и в муниципальных образованиях они решались успешно. Кроме того, понятно, что, лишь недавно порвав с тоталитарным режимом, местное самоуправление в нашей стране пока еще не в состоянии решать свои задачи без помощи государства, особенно без получения финансовых средств из государственного бюджета.
Отмеченные и другие обстоятельства обусловили мнение многих исследователей в России о том, что законодатель последовательно уменьшает самостоятельность местного самоуправления, превращая его в своеобразное звено в системе государственного управления. Такая оценка и нашла свое претворение в законодательстве о местном самоуправлении Российской Федерации, которое интенсивно развивается. Страна успела принять Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <2> и пришедший ему на смену Федеральный закон от 16 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <3>.
--------------------------------
<2> Собрание законодательства РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
<3> Собрание законодательства РФ. 1995. N 35. Ст. 3506.
Одной из особенностей данного законодательства является и то, что субъектам Российской Федерации при регулировании соответствующих отношений оставлены узкие рамки. В частности, закон субъекта Российской Федерации о местном самоуправлении в основе своей призван воспроизводить нормы федерального закона. Региональное законодательство предназначено для закрепления, скорее, структуры местного самоуправления в данном субъекте Российской Федерации, а не его полномочий, да и организации работы. Финансовые основы местного самоуправления регулируются централизованно.
С учетом вышеизложенного важно учитывать и то обстоятельство, что у государственных органов России и субъектов Федерации нет права отмены актов местного самоуправления в случае их признания не только нецелесообразными, но и незаконными. Соответствие закону решений представительного и иных органов местного самоуправления оценивает суд.
Теперь несколько слов о сроках начала действия законодательства о местном самоуправлении. Известно, что с 2009 г. официально вступил в силу в полном объеме принятый в 2003 г. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В него постоянно вносились изменения и дополнения. Намеченная в нем дата его вступления в силу - 2006 г. оказалась нереальной и неоднократно переносилась, пока законодатель не определил для этого 2009 г.
Чеченская Республика 23 марта 2003 г. приняла соответствующую федеральной собственную Конституцию и сформировала государственные органы публичной власти. На завершающей стадии своего современного становления она стала готовиться к формированию регионального законодательства о местном самоуправлении. Исходя из требований ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ч. 2 ст. 6 Конституции Чеченской Республики о необходимости соответствия законодательства субъектов Российской Федерации Конституции и законодательству России, Парламентом Чеченской Республики 20 декабря 2006 г. был принят Закон Чеченской Республики N 53-РЗ "О местном самоуправлении в Чеченской Республике" <4>, в который 2 июля 2008 г. Законом ЧР N 29-РЗ <5> внесены изменения и дополнения.
--------------------------------
<4> Вестник Парламента ЧР. 2007. N 3. С. 197 - 233.
<5> Вестник Парламента ЧР. 2009. N 8. С. 278 - 322.
Следует добавить, что с учетом того обстоятельства, что в Чеченской Республике (наряду с Республикой Ингушетия) впервые формировались местные органы самоуправления, принимался Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. N 207-ФЗ "О мерах по организации местного самоуправления в Республике Ингушетия и Чеченской Республике" <6>, в соответствии с которым до 1 января 2010 г. устанавливался переходный период.
--------------------------------
<6> Собрание законодательства РФ // Российская газета. N 4962. 2009. 29 июля.
Закон Чеченской Республики от 26 февраля 2009 г. N 20-РЗ "О мерах по организации органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований Чеченской Республики" <7> в целях реализации на территории Чеченской Республики Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ и в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 2008 г. N 207-ФЗ установил организационные и правовые меры по обеспечению подготовки и проведению выборов в органы местного самоуправления образованных на территории Чеченской Республики муниципальных образований.
--------------------------------
<7> Вестник Парламента ЧР. 2009. N 7. С. 278 - 291.
Как нам представляется, содержательно Закон Чеченской Республики от 20 декабря 2006 г. N 53-РЗ "О местном самоуправлении в Чеченской Республике" (в редакции от 2 июля 2008 г.) охватывает по крайней мере несколько групп положений, в частности, во-первых, касающихся реализаций основных требований федерального законодательства о местном самоуправлении в условиях Чеченской Республики; во-вторых, определения структуры органов местного самоуправления Чеченской Республики с учетом ее исторических, географических и других особенностей; в-третьих, определяющих перечень вопросов, подлежащих решению муниципальными образованиями, и наделения муниципальных образований полномочиями по реализации возложенных на них задач.
Начнем с того, что в первую очередь положения федерального законодательства нашли свое воплощение и при закреплении правовой основы местного самоуправления. В ст. 4 Закона Чеченской Республики к ним отнесены: "общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), Конституция Чеченской Республики, законы и иные нормативные правовые акты Чеченской Республики, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты".
Во-вторых, в нормах главы II Закона, названной "Принципы территориальной организации местного самоуправления в Чеченской Республике", дано разъяснение данных принципов. Кроме того, следует подчеркнуть, что, определяя структуру муниципальных образований в Чеченской Республике, Парламент Чеченской Республики к 1 марта 2009 г. завершил законотворческую работу по образованию на территории Республики муниципальных образований и принял по данному вопросу 17 законов об образовании муниципальных образований. В них проведены выборы 11 октября 2009 г. Всего на территории Чеченской Республики образованы:
- 4 городских поселения (Грозный, Аргун, Шали, Урус-Мартан), два из которых - г. Грозный и Аргун имеют статус городских округов;
- 15 муниципальных районов (Ачхой-Мартановский, Веденский, Грозненский, Гудермесский, Итум-Калинский, Курчалоевский, Наурский, Надтеречный, Ножай-Юртовский, Сунженский, Урус-Мартановский, Шалинский, Шатойский, Шаройский, Шелковской);
- 217 сельских поселений <8>.
--------------------------------
<8> Вести Республики. 2010. 30 сент.
В-третьих, Парламент Чеченской Республики попытался на региональном законодательном уровне о местном самоуправлении обозначить местные особенности, связанные с выбором наименований органов местного самоуправления. Так, в ст. 6 Закона ЧР от 26 февраля 2009 г. N 20-РЗ "О мерах по организации органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований в Чеченской Республике" определены наименования органов местного самоуправления и должностных лиц муниципальных образований с учетом исторических и иных местных традиций. Представительный орган муниципального образования назван советом соответствующего муниципального образования; руководитель совета муниципального образования - председателем совета соответствующего муниципального образования; местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) муниципального образования, наделенного статусом городского округа или городского поселения, - мэрией города; глава муниципального образования, наделенного статусом городского округа или городского поселения, - мэром города; местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) муниципального образования, наделенного статусом муниципального района или сельского поселения, - администрацией соответствующего района, села; глава муниципального образования, наделенного статусом муниципального района или сельского поселения, - главой соответствующего муниципального образования.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Муниципальное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.