Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НУЖНА ЛИ РОССИИ ОБЪЕДИНЕННАЯ СУДЕБНАЯ СИСТЕМА?
А.Х. КУДРЯКОВА
В настоящее время в литературе активно обсуждается вопрос о возможности построения единой судебной власти Российского государства. Создание объединенной судебной системы, безусловно, потребует существенных изменений действующей Конституции Российской Федерации и федеральных законов.
Напомним, что в нашей стране до 90-х годов XX в. существовала единая судебная система, возглавляемая Верховным Судом СССР. В рамках такого построения действовали две подсистемы: общих (гражданских) судов и военных трибуналов. В процессе осуществления государственно-правовых реформ 1989 - 1993 гг. проходили бурные дискуссии о нецелесообразности создания "трехглавой" судебной системы, возглавляемой Конституционным Судом, Верховным Судом и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации. Высказывались предложения об их объединении под эгидой многофункционального Высшего Суда России. Однако на деле было решено образовать три самостоятельных высших суда <1>. Иначе говоря, не исключено, что в начале 90-х годов XX в. развитие судебной власти могло пойти по пути создания иной формы организации судебной системы, которая не допускает внешнюю специализацию судов.
--------------------------------
<1> См.: Смыкалин А.С. История судебной системы России. М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2010. С. 196.
Несмотря на то что каждая ветвь судебной власти в достаточной мере автономна, судебная система России, выстроенная на основе Конституции Российской Федерации, в целом едина. Это единство вытекает из смысла статей 71, 118, 128 Основного закона. Судоустройство закреплено в ведении Российской Федерации (п. "о" ст. 71), при этом судебная система устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Данное положение развивается в части 3 статьи 128 Основного закона, согласно которой полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральными конституционными законами.
Принцип единства также закреплен и в других нормативных актах, регламентирующих порядок создания и функционирования судов.
Вместе с тем официальное закрепление принципа единства судебной системы в законодательстве не исключает фактической обособленности нескольких подсистем в судебной системе России.
Анализ положений статей 125 - 127 Конституции Российской Федерации позволяет выделить три особые ветви в судебной системе России.
Указанные статьи определяют компетенцию высших судебных органов Российской Федерации, занимаемое каждым из них место в судебной системе, а также формулируют цели и задачи их деятельности.
Об автономности двух подсистем и Конституционного Суда в единой судебной системе страны свидетельствуют не только вышеприведенные статьи Конституции Российской Федерации, но и ряд других федеральных законов: о судебной системе, Конституционном Суде, военных судах, об арбитражных судах.
Таким образом, следует признать, что создание отдельных подсистем в единой судебной системе страны оформлено законодательно.
В литературе часто возникают споры среди ученых и практиков о необходимости и целесообразности существования автономных органов судебной власти. Некоторые из авторов вносят радикальные предложения по упразднению полисистемного устройства правосудия и созданию объединенной судебной системы <2>. В пользу этой позиции приводятся аргументы о том, что в результате такого объединения повысятся эффективность и авторитет судебной власти, уменьшатся затраты государства на содержание нескольких судебных подсистем и их высших судебных органов, будут устранены имеющиеся в настоящее время споры о подведомственности дел, обеспечено единство правоприменительной практики.
--------------------------------
<2> См., например: Большова А.К. Надо создавать единую судебную систему // Судья. 2009. N 11. С. 11 - 12; Попондопуло В.Ф. Система третьей власти: от горизонтальной организации к вертикальной // Закон. 2004. N 10. С. 113 - 114.
Например, А.Д. Бойков утверждает, что существование трех самостоятельных, не связанных друг с другом структур ослабляет судебную власть, призванную играть роль стабилизирующего фактора в государстве и защищать права и свободы личности <3>. Выход из сложившейся ситуации автор видит в слиянии всех трех подсистем.
--------------------------------
<3> См.: Бойков А.Д. Судебная реформа: обретения и просчеты // Государство и право. 1994. N 6. С. 15.
В.Ф. Попондопуло полагает, что существующая организация судебной системы России, построенная на принципах внешней специализации, менее эффективна и более затратна с финансовой точки зрения, чем система, построенная на принципах унификации и внутренней специализации.
А.К. Большова делает вывод о том, что арбитражные суды сыграли свою историческую роль. На стадии, когда российская судебная система только создавалась, существование данных судов как самостоятельной ветви было оправданно. Сегодня большинство споров, рассматриваемых арбитражным судом и судом общей юрисдикции, во многом совпадают. При их рассмотрении применяются одни и те же законы. А подходы к решению одних и тех же вопросов бывают разные, чего в одной судебной системе быть не должно.
На наш взгляд, разграничение подведомственности дел между различными ветвями судебной власти и обеспечение единства судебной практики - один из ключевых процессуальных вопросов. От того, насколько четко данный вопрос регламентирован в законодательстве, во многом зависит слаженность деятельности судебной системы в целом и, как следствие, доступность и своевременность правосудия. Неудивительно, что данная тема стала предметом обсуждения на VII Всероссийском съезде судей. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькин отметил, что суды общей юрисдикции и арбитражные суды применяют одни и те же нормы материального права, а их толкование нередко различается, что порождает множество проблем для лиц, обращающихся за судебной защитой <4>.
--------------------------------
<4> См.: Материалы VII Всероссийского съезда судей // Российская юстиция. 2009. N 1. С. 5 - 6.
Вместе с тем мы полагаем, что с предложением о создании объединенной судебной системы нельзя согласиться. В обоснование данной позиции приведем следующие аргументы.
Во-первых, реформирование судебной системы в России в 90-е годы XX в. уже пошло по пути образования самостоятельных специализированных судов.
Конституционно-судебные органы с системой арбитражных судов роднит то, что они, как совокупности судебных органов, специализированные, и предмет их деятельности носит специфический характер в отличие от системы судов общей юрисдикции.
Основу компетенции арбитражных судов составляют экономические споры между хозяйствующими субъектами, а также иные дела, отнесенные к их компетенции АПК РФ (2002 г.) и иными федеральными законами.
В Конституционном Суде Российской Федерации осуществляется в особых процессуальных формах конституционное правосудие, предназначением которого является обеспечение верховенства и прямого действия Конституции, ограничение власти, а также защита прав и свобод человека и гражданина от государства, издавшего неконституционные законы.
В настоящее время некоторые авторы утверждают, что отнесение судов арбитражной и конституционной юрисдикции к специализированным недопустимо <5>. Формально в Законе от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" нет прямого указания на существование уже учрежденных специализированных судов. Однако, по мнению Д.Г. Аверченко, за этим не должно следовать отрицание существования специализированных судов. В самом законе описываются суды, не являющиеся судами общей юрисдикции, такие как: Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, арбитражные суды. Кроме того, представляется обоснованным рассматривать конституционные и арбитражные суды в качестве специализированных судов в силу определенных ограничений их компетенции <6>.
--------------------------------
<5> См.: Колесников Е.В., Селезнева Н.М. Статус суда в Российской Федерации: Конституционные вопросы. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", 2008. С. 134.
<6> См.: Аверченко Д.Г. Специализированные суды в системе органов судебной власти: теоретико-правовое исследование: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 100.
Применительно к судебным системам других стран, наряду с судами общей юрисдикции, известны различные специализированные суды, созданные для рассмотрения дел в сфере торговли (Швейцария, Австрия, Дания, Франция, Исландия), административного права (Швейцария, Германия, Великобритания, Швеция, Франция), финансов (Германия, Испания, Греция), патентного права (Австрия). В некоторых странах существуют специальные суды по делам об аренде недвижимости (Швейцария) и о несостоятельности (банкротстве) предприятий (Австралия). В Германии согласно статье 95 Основного закона ФРГ функционируют наряду с общей четыре специальные судебные системы - административной, финансовой, трудовой и социальной юстиции и система конституционных судов <7>.
--------------------------------
<7> См.: Урьяс Ю.П., Туманов В.А., Егоров С.А. и др. Судебные системы западных государств / Отв. ред. В.А. Туманов. М.: Наука, 1991. С. 16.
Статья 26 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" предусматривает создание в России специализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел.
В настоящее время ВАС РФ разработал проект Федерального конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральные конституционные законы "О судебной системе Российской Федерации" и "Об арбитражных судах в Российской Федерации" по вопросу создания Патентного суда Российской Федерации. Основная идея проекта - создать специализированный арбитражный суд по разрешению споров, возникающих в сфере интеллектуальной собственности и прав. А его цель - повысить эффективность защиты в указанной сфере с учетом международных стандартов. Патентный суд будет находиться в Москве или в ближайшем Подмосковье.
Имеется немало предложений об учреждении в Российской Федерации специализированных судов, рассматривающих трудовые, земельные, налоговые, корпоративные споры, споры в области финансового рынка, банкротства.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о тенденции российской судебной системы к полисистемности судоустройства, выражающейся в появлении наряду с судами общей юрисдикции ряда параллельных специальных судебных подсистем.
При таких обстоятельствах отказ от уже имеющейся и эффективно функционирующей системы специализированных судов вряд ли оправдан.
Во-вторых, реальные материальные затраты на объединение судебных подсистем, как и его экономический эффект, никем не подсчитывались. Аргументы о том, что так "будет дешевле", являются только гипотезой. Само по себе объединение судов сокращения штатной численности не повлечет. Следовательно, число судей и служащих вспомогательного аппарата останется как минимум прежним.
В-третьих, реализация предлагаемых инициатив об объединении судебных подсистем потребует изменения соответствующих положений действующей Конституции РФ, что является довольно сложной процедурой.
Мы разделяем позицию авторов, которые полагают, что поспешный подход к радикальному реформированию судов не только не решит проблему формирования сильной судебной власти в стране, но и может привести к ее дезорганизации <8>.
--------------------------------
<8> См.: Колесников Е.В., Селезнева Н.М. Указ. соч. С. 92.
По нашему мнению, в настоящее время не имеется никаких предпосылок для того, чтобы радикально ломать сложившуюся судебную архитектуру и возвращаться к централизованному типу построения судебной системы.
В то же время для обеспечения принципа единства судебной системы и устранения имеющихся недостатков и коллизий в осуществлении правосудия различными судебными подсистемами следует совершенствовать правовую базу их функционирования, координацию судов и их высших судебных органов.
Последовательные шаги в этом направлении уже делаются. Так, с целью обеспечения единства судебной практики, устранения споров о подсудности статья 12 ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" была дополнена пунктом 4, согласно которому в случае необходимости могут проводиться совместные заседания Пленума Высшего Арбитражного Суда и Пленума Верховного Суда Российской Федерации <9>.
--------------------------------
<9> См.: Федеральный конституционный закон "О внесении изменения в статью 12 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" // Российская газета. 2010. N 66.
Завершая исследование, отметим: Конституция РФ (1993 г.) создала добротную правовую основу организации и функционирования отечественной судебной системы. И сейчас принципиально важно ее сохранить, что вовсе не исключает, а даже предполагает ее дальнейшую модернизацию.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.