Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Муниципальное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОСНОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Р.М. УСМАНОВА
Вмешательство органов местного самоуправления в процесс реализации права необходимо в ряде случаев. Во-первых, когда осуществление субъективных прав и обязанностей нуждается в поддержке органов местного самоуправления, ведающих распределением финансовых, трудовых, природных ресурсов, или когда эти права и обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц без властной деятельности органов местного самоуправления. Именно тогда правоприменительные акты органов местного самоуправления являются необходимым основанием возникновения или изменения правоотношений. В данном случае они и выступают как юридические факты. Так, ряд правоотношений на территории муниципального образования вообще не может возникнуть без актов применения права. Например, вопросы жилищного строительства и содержания жилищного фонда, обеспечения жильем отдельных категорий граждан относятся к вопросам местного значения. Указанные вопросы местного значения неразрывно связаны с Жилищным кодексом РФ, ст. 14 которого устанавливает компетенцию органов местного самоуправления в области жилищных отношений. В частности, к компетенции органов местного самоуправления в указанной сфере относится учет муниципального жилищного фонда и предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. В данном случае применение права является необходимым условием для нормальной реализации юридических норм и соответственно условием "функционирования" механизма муниципально-правового регулирования.
Во-вторых, в случае необходимости защиты субъективных прав, возникновения спора между участниками общественных отношений и невозможности его разрешения самостоятельно. В частности, деятельность органов местного самоуправления по данному направлению регулируется ст. 32 ФЗ N 131, а также ФЗ N 59 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". В частности, указано, что граждане вправе обращаться в органы местного самоуправления по вопросам реализации своих конституционных прав и свобод. Органы местного самоуправления и должностные лица обязаны рассматривать индивидуальные и коллективные обращения граждан, принимать обоснованные решения по существу поставленных в каждом обращении вопросов, обеспечивать выполнение этих решений. В данном случае у органов местного самоуправления возникает не просто право, а обязанность применения норм права, и эта обязанность обеспечивается юридическими гарантиями. Среди них следует указать на обязательность принятия жалобы граждан к рассмотрению, получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов (ст. 5), а также на обжалование бездействия и решений по жалобе органов местного самоуправления в суде.
В-третьих, в случае контроля со стороны государства в лице органа местного самоуправления за законностью и целесообразностью действий участников муниципального отношения или когда требуется официальное подтверждение наличия либо отсутствия конкретных фактов и специальное оформление их юридической значимости с предварительной проверкой их подлинности. Так, среди вопросов местного значения имеется организация мероприятий по охране окружающей среды, а также организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения в границах или на территории муниципального образования. При этом муниципальный контроль в области охраны окружающей среды на территории муниципального образования осуществляется непосредственно самими органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
Муниципальные инспекторы в области охраны окружающей среды имеют право в установленном порядке посещать в целях проверки организации объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства, а также привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. В этом случае органы местного самоуправления в процессе муниципально-правового регулирования используют принуждение.
Во всех таких случаях реализация правовых норм возможна лишь в результате их применения к конкретным отношениям, делам, лицам компетентными органами местного самоуправления. Именно применение права выступает здесь как деятельность компетентных органов местного самоуправления, состоящая в специальных организационных действиях по обеспечению реализации юридических норм.
Правоприменительная деятельность органов местного самоуправления обладает рядом специфических свойств.
1. По своему социальному содержанию применение права, как и правотворчество, представляет собой управленческую деятельность, одну из разновидностей социального управления. Имеется подчинение воле органа местного самоуправления конкретных участников регулируемого управленческого отношения в соответствии с изданным для них актом. При решении вопросов местного значения применение права выступает в качестве момента управленческой деятельности. Правоприменительная деятельность органов местного самоуправления представляет собой управленческую деятельность, основной задачей которой является реализация юридических норм, которая строится на определенных стадиях, и результатом этой деятельности является управленческое дело - издание правоприменительного акта. Следовательно, центральным звеном правоприменительной деятельности должно быть "управленческое решение". Нормы, которые применяет орган, выступают в качестве общей программы, а сведения о фактических обстоятельствах - в качестве информации, которая лежит в основе этого решения. Однако, по-нашему, управленческая деятельность не сводится только к принятию управленческого решения. Содержанием правоприменительной деятельности как управленческой деятельности является комплекс соответствующих мероприятий. Этот комплекс можно расчленить на две группы: 1) управленческое решение, т.е. внутренняя деятельность субъектов, которая направлена на разрешение определенной проблемы; 2) управленческие действия, которые вытекают из принятого решения. При этом должна быть определенная взаимосвязь между принятым решением (правоприменительным актом) и действием. К сожалению, этот баланс иногда и отсутствует. Поэтому необходимо учитывать то, каким образом успешные действия самих органов обеспечивают принятие решения и, напротив, каким образом неэффективные действия органов ограничивают или даже делают излишним и напрасным его решение.
Правоприменительная деятельность органов местного самоуправления представляет собой систему различных действий и соответственно, как было уже сказано выше, процесс. В теории управления управленческий процесс состоит из следующих стадий: 1) принятие решения; 2) передача решения для исполнения; 3) контроль. В частности, все эти стадии характерны и для правоприменительной деятельности, так как последняя в системе местного самоуправления связана с решением вопросов местного значения и в меньшей степени связана с использованием принуждения. Однако, по мнению С.С. Алексеева, применение заканчивается вынесением компетентным органом надлежаще оформленного акта. Вынесен акт применения - значит, юридическое дело решено, компетентный орган выразил свою волю по отношению к данному конкретному случаю. Последующее фактическое осуществление субъективных прав и исполнение обязанностей происходит за рамками правоприменительного процесса. Дальше происходит реализация в виде использования субъективных прав, соблюдения и исполнения юридических обязанностей <1>. На наш взгляд, мы не можем судить об эффективности правоприменительных актов, если оставим за пределами нашего внимания действия по практической реализации велений, которые последуют после принятия решения.
--------------------------------
<1> См.: Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т. 1. Свердловск, 1972. С. 289.
2. Можно сказать, особенность заключается не столько в самой деятельности, сколько в особенностях органов местного самоуправления, которые по своей сути являются и не государственными, и не общественными. Как сказано в Постановлении Конституционного Суда от 24 января 1997 г. по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике", местное самоуправление следует считать самостоятельной формой публичной власти. Поэтому можно говорить и о правоприменительной деятельности публичных органов, при этом различая именно деятельность органов местного самоуправления. В соответствии с законом право принятия актов применения имеют все органы местного самоуправления. Однако как быть с избирательной комиссией? Изначально избирательная комиссия входила в структуру органов местного самоуправления. В 2005 г. в Федеральный закон N 131 было внесено следующее положение: "Избирательная комиссия является муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления". Отсюда их деятельность по применению права - деятельность не органов местного самоуправления.
Правоприменительная деятельность носит очень узкий характер, т.е. вопросы, по которым возможно издание правоприменительного акта, не так уж и широки. По верному определению С.А. Авакьяна, органы местного самоуправления "создают условия", "содействуют", "организуют", "обеспечивают". При детальном рассмотрении органы местного самоуправления мало что решают. Например, служба занятости населения организационно отделена от органов местного самоуправления: она входит в единую федеральную структуру; пенсионный фонд также отделен от органов местного самоуправления; управление миграционной службой входит в единую федеральную структуру <2>.
--------------------------------
<2> См.: Авакьян С.А. Размышления конституционалиста: Избранные статьи. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. С. 551 - 552.
Соответственно применение права по данным вопросам на территории муниципального образования осуществляют государственные органы. Все основные сферы вне ведения местного самоуправления.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Муниципальное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.