Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОХОДОВ
Н.В. ВАСИЛЬЕВА
Одной из основополагающих задач любого государства является формирование фондов финансовых ресурсов. От наполненности бюджетных фондов доходами напрямую зависит эффективное выполнение задач и функций государства и муниципальных образований. В связи с этим требуют особого внимания проблемы государственных и муниципальных доходов. Как справедливо отмечается в литературе, нормы, регулирующие отношения по формированию финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, являются одними из основополагающих в системе регулирования финансовых отношений <1>. Раздел государственных и муниципальных доходов традиционно выделяется в особенной части финансового права. Однако изменения в предмете финансового права, объективно обусловленные происходящими изменениями в общественно-политических и экономических процессах в Российской Федерации, реформы финансового законодательства приводят к изменениям в системе финансового права. Возникают вопросы и в разделе государственных и муниципальных доходов.
--------------------------------
<1> См., например: Крохина Ю.А. Финансовое право России. М., 2007. С. 351.
Прежде всего обращает на себя внимание то, что при исследовании государственных и муниципальных доходов основное внимание уделяется проблемам налоговых доходов. Как правило, в учебниках наиболее крупный блок составляет налоговое право, а исследованию проблем остальных видов государственных и муниципальных доходов в лучшем случае отводятся один-два параграфа. В настоящее время налоговое право активно развивается, проводится множество исследований, обоснована позиция о выделении налогового права в самостоятельную подотрасль финансового права, обладающую специфичным предметом и методом правового регулирования. Исследуется понятие налога, его отличие от иных обязательных платежей, анализируется его юридическая конструкция (элементы налога), разработаны принципы налогового права и т.д. В высших учебных заведениях налоговое право преподается как самостоятельная учебная дисциплина. В последние годы появилось много учебников по налоговому праву <2>.
--------------------------------
<2> См., например: Налоги и налоговое право / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 1997; Кучеров И.И. Налоговое право России. М., 2001; Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Налоговое право России. Общая часть. М., 2001; Налоговое право России / Отв. ред. Ю.А. Крохина. М., 2003; Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. СПб., 2003; Налоговое право / Отв. ред. С.Г. Пепеляев. М., 2004; Петрова Г.В. Общая теория налогового права. М., 2004; Демин А.В. Налоговое право России. М., 2008; Крохина Ю.А. Налоговое право. М., 2009; Кучерявенко Н.П. Курс налогового права: В 2 т. М., 2009.
Признавая значимость налогов, необходимость их самостоятельного и детального исследования, необходимо не забывать, что налоги являются хоть и основным, но не единственным видом государственных и муниципальных доходов. Налоги представляют собой только один из видов централизованных доходов (зачисляемых в бюджетную систему Российской Федерации). Кроме налогов к централизованным доходам относятся иные обязательные платежи (таможенные пошлины, природоресурсные платежи, взносы во внебюджетные фонды), не входящие в систему налогов и сборов, и доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходы от приносящей доход деятельности и др. При их установлении, введении и взимании также возникает ряд проблем, требующих разрешения. Также нуждаются в исследовании и анализе децентрализованные доходы (остающиеся в распоряжении государственных (муниципальных) юридических лиц).
Полагаем, что раздел "Государственные и муниципальные доходы" должен включать в себя нормы, регулирующие все виды государственных и муниципальных доходов. Полагаем, что методологически будет оправданна такая его структура, которая будет основываться на делении государственных и муниципальных доходов на централизованные и нецентрализованные. Подраздел, регулирующий централизованные доходы, структурно должен состоять из двух равноправных подотраслей - правовое регулирование налоговых доходов (налоговое право) и правовое регулирование неналоговых доходов, который также должен включать блок норм, регулирующих понятие неналоговых доходов, их структуру, систему и принципы взимания и др. Такая структура будет эффективной только в случае четкой классификации всех государственных (муниципальных) доходов на налоговые и неналоговые, которая будет основываться не на формальных критериях, а на сущностных различиях между разными видами доходов.
В настоящее время классификация централизованных государственных и муниципальных доходов на налоговые и неналоговые базируется на определении отрасли законодательства, которой регламентируется взимание соответствующего платежа. Соответственно к налоговым доходам относятся налоги и сборы, регулируемые законодательством о налогах и сборах, а к неналоговым - все остальные доходы, регулируемые иными отраслями законодательства. Такой формальный подход привел к следующему. Главой 2 Налогового кодекса Российской Федерации <3> в систему налогов и сборов были включены только налоги и сборы налогового характера (сбор за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, государственная пошлина). Сборы неналогового характера были выведены из состава системы налогов и сборов. В соответствии со ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации <4> сборы неналогового характера (лицензионные сборы, регистрационные сборы, таможенные пошлины, платежи за пользование природными ресурсами и др.) относятся к неналоговым доходам бюджетов.
--------------------------------
<3> См.: Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федер. закон от 31 августа 1998 г. N 146-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. N 31. Ст. 3824.
<4> См.: Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 31 августа 1998 г. N 145-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. N 31. Ст. 3823.
Здесь прежде всего стоит отметить, что в теории финансового права вопрос разграничения таких обязательных платежей, как налоги и сборы, не получил разрешения. До сих пор не проведено различие не только между налогами и сборами, но и налоговыми и неналоговыми сборами. По-разному вопрос решался и в законодательстве. В советский период юридическая наука использовала понятия "сбор" и "пошлина", но пошлины и сборы (за регистрацию товарных знаков в Государственном комитете СССР по делам изобретений и открытий, например) относились к неналоговым доходам, а местные сборы относились к налоговым доходам <5>. В соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" <6> сборы, пошлины, взносы более 10 лет входили в систему налогов и сборов.
--------------------------------
<5> См.: Винницкий Д.В. Налоги и сборы: Понятие. Юридические признаки. Генезис. М., 2002. С. 65.
<6> Российская газета. 1992. 10 марта.
Однозначной позиции в юридической литературе не выработано, поскольку все различия между налогами и неналоговыми платежами сводятся только к возмездному характеру сборов и к их закреплению соответствующей отраслью законодательства <7>. Однако это различие носит формальный характер, и, как справедливо отмечается, часто сборы, имеющие одинаковую правовую природу, регулируются разными отраслями законодательства <8>.
--------------------------------
<7> См.: Винницкий Д.В. Налоги и сборы: Понятие. Юридические признаки. Генезис. М., 2002. С. 66 - 68; Налоговое право / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2003. С. 29 - 34.
<8> См.: Демин А.В. Сбор как разновидность налоговых доходов (проблемы правовой идентификации) // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс".
В настоящее время одна группа обязательных платежей, которые в доктрине рассматриваются как налоговые платежи, включена в систему налогов и сборов и регулируется на тех же принципах, что и налоги, а другая группа не отнесена к системе налогов и сборов. Так, одинаковую правовую природу имеют государственная пошлина и таможенная пошлина, так как целью их взимания является покрытие издержек государства по предоставлению плательщику данных сборов определенных прав. Однако налоговым правом регулируется только государственная пошлина. Таможенная пошлина Бюджетным кодексом Российской Федерации отнесена к неналоговым доходам. Часть природоресурсных платежей включена в систему федеральных налогов (например, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов), часть является неналоговыми доходами - платежи за пользование лесным фондом, за пользование водными объектами и пр., несмотря на то, что все природоресурсные платежи имеют одинаковую правовую природу, а поэтому их взимание должно регулироваться одинаковыми правилами.
Еще интереснее ситуация с платежами во внебюджетные фонды. За несколько лет они неоднократно переходили из неналоговых доходов в налоговые и наоборот - взносы во внебюджетные фонды, единый социальный налог, страховые взносы во внебюджетные фонды. Полагаем, что платежи во внебюджетные фонды по своей правовой природе являются налоговыми доходами и поэтому должны регулироваться налоговым законодательством. Они обладают такими признаками фискальных взиманий, как индивидуальная безвозмездность, обязательность, публичность, имущественный характер и финансовая цель (пополнение финансовыми ресурсами внебюджетных фондов). Немаловажным является и то, что включение платежей во внебюджетные фонды в систему налогов и сборов позволяет унифицировать правила их взимания и контроль. В настоящее время вследствие исключения данных платежей из системы налогов и сборов в Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" <9> были включены нормы, регламентирующие порядок взимания страховых взносов (принудительное взыскание, проведение налоговых проверок, привлечение к ответственности и др.), по аналогии с правилами, установленными Налоговым кодексом Российской Федерации.
--------------------------------
<9> Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. N 30. Ст. 3738.
Полагаем, что деление государственных и муниципальных доходов на налоговые и неналоговые (при всей разнородности неналоговых доходов) должно основываться не на формальных критериях (отрасли законодательства, которой регламентируется взимание соответствующего платежа), а на различиях в их правовой природе.
Разнородность государственных и муниципальных доходов привела к тому, что некоторые авторы стали говорить о комплексности института государственных и муниципальных доходов. Так, Д.В. Винницкий считает, что отношения по образованию публичных фондов денежных средств не представляют однородную группу общественных отношений и регулируются помимо налогового права иными отраслями права - гражданским правом, административным правом <10>. Полагаем, что с таким суждением согласиться нельзя. Как справедливо указывает Н.П. Кучерявенко, при всех различиях между государственными (муниципальными) доходами они неоднородны в рамках видовых режимов и едины как публичные отношения <11>. По нашему мнению, отношения, возникающие со всеми видами государственных и муниципальных доходов, вне зависимости от того, являются они централизованными или децентрализованными, входят в предмет финансового права, поскольку возникают в процессе финансовой деятельности государства при аккумулировании фондов финансовых ресурсов.
--------------------------------
<10> См.: Винницкий Д.В. Предмет российского налогового права // Журнал российского права. 2002. N 10. С. 73.
<11> См.: Кучерявенко Н.П. Указ. соч. С. 13.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.