Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Экологическое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПОНЕНТА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Ю.Н. ПЛАТОНОВ
28 декабря 2010 г. принята новая редакция Федерального закона "О безопасности" N 390-ФЗ (далее - Закон о безопасности). Несколько раньше, 12 мая 2009 г., Указом Президента РФ N 537 была утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (далее - Стратегия). Одновременно утратила силу Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. N 1300 (далее - Концепция).
Эти важнейшие документы политико-правового характера вносят значительные коррективы в существующие правовые и организационные подходы к обеспечению национальной безопасности страны.
В Законе о безопасности перечислены только некоторые ее виды <1>. Содержание ряда понятий (национальная безопасность, национальные интересы Российской Федерации и др.) теперь раскрывается не на уровне Закона, а в Стратегии национальной безопасности.
--------------------------------
<1> Исходя из содержания ст. 1 Закона, можно понять структуру и уровни безопасности (национальной безопасности) - это безопасность государства, общества, личности, экологическая безопасность, а также иные виды безопасности, предусмотренные законодательством РФ.
В Стратегии излагается официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.
Стратегия является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности личности, общества и государства. Это базовый документ по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, хотя некоторые его положения вызвали критику в научных кругах <2>.
--------------------------------
<2> Например, в п. 5 утверждается, что "основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются стратегические национальные приоритеты", а в п. 6 говорится о том, что "стратегические национальные приоритеты - это важнейшие направления обеспечения национальной безопасности" (см.: Прохожев А.А. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и возможности ее реализации // Национальная безопасность России в условиях трансформации международных отношений. М., 2009. С. 5 - 10).
Рассмотрим некоторые положения вышеуказанных правовых актов применительно к экологической сфере.
Система национальной безопасности России и ее экологическая компонента. Одной из новаций Закона о безопасности является выделение экологической безопасности как самостоятельного вида. Такой подход представляется верным, поскольку подчеркивает комплексный, интегральный и базисный характер экологической безопасности.
Проблемы экологической компоненты национальной безопасности России изучаются в различных отраслях науки. В юридической - это области конституционного, экологического, международного, уголовного и других отраслей права. В настоящее время проблемам правового обеспечения экологической безопасности человека и иных объектов только по экологическому праву посвящено свыше 50 научных публикаций <3>.
--------------------------------
<3> См., например: Боголюбов С.А., Кичигин Н.В. Законодательное регулирование деятельности федеральных органов исполнительной власти по обеспечению экологической безопасности. М., 2007; Байдаков С.Л. Становление и направления развития правовых основ обеспечения экологической безопасности // Научные труды МНЭПУ. 2001. Вып. 7; Ефимова Е.И. Экологическое право России: Библиография (1958 - 2004 гг.). М., 2007.
Впервые на законодательном уровне понятие "экологическая безопасность" было сформулировано в Федеральном законе от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий (ст. 1).
Термин "национальная безопасность Российской Федерации в экологической сфере" был введен названной Концепцией и в дальнейшем использовался в ее новой редакции, утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24.
Национальная безопасность Российской Федерации осуществляется в различных сферах, одной из которых является экологическая (п. 7 Стратегии).
В Стратегии также закреплен широко употребляемый в настоящее время термин "устойчивое развитие", который нередко используется в качестве синонима экологической безопасности <4>.
--------------------------------
<4> Данный термин также использовался в Указах Президента РФ от 4 февраля 1994 г. N 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития", от 1 апреля 1996 г. N 440 "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" и др.
Устойчивое развитие обычно включает три составляющие: экологическое благополучие, экономическое развитие и решение социальных проблем. Однако впервые данная категория отнесена к важнейшим компонентам национальной безопасности Российской Федерации. Именно в контексте устойчивого развития рассматривается экологическая компонента обеспечения национальной безопасности страны (ст. 24 Стратегии).
Элементами (составными частями) национальной безопасности применительно к экологической сфере являются состояние экологии живых систем и рациональное природопользование. При этом следует отметить, что в ст. 72 Конституции РФ закреплено трехзвенное определение экологической проблематики: охрана окружающей среды, рациональное природопользование и экологическая безопасность.
Экологические вопросы являются приоритетными в плане устойчивого развития (наряду с повышением качества жизни, инвестициями в человеческий капитал, развитием науки, образования, культуры и т.п.) <5>. При этом само устойчивое развитие не отнесено к основным приоритетам национальной безопасности Российской Федерации (п. 23 Стратегии).
--------------------------------
<5> Подробнее о принципе устойчивого развития см.: Экологическое право: Учебник для вузов / Под ред. С.А. Боголюбова. М., 2008. С. 50 - 56.
Проблемам экологической безопасности посвящен разд. IV(8) "Экология живых систем и рационального природопользования" <6>. Вместе с тем многие существенные экологические проблемы изложены в других разделах Стратегии (п. 10 - 12, 14, 30, 37, 40, 41, 43, 47).
--------------------------------
<6> В рассматриваемых документах категория экологической безопасности заменена на экологию живых систем. Следовательно, существует и экология неживых систем? Необходимо ли при обеспечении экологической безопасности влиять на процессы, возникающие и происходящие в неживой природе?
Понятие "национальная безопасность" определяется в Стратегии как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (п. 6), в нем отсутствует упоминание о тех или иных интересах, в том числе экологических. Такой подход не раскрывает социальной природы данного явления и содержания процесса обеспечения безопасности.
Определение и правовое закрепление национальных интересов России в экологической сфере. В разделе III Стратегии вводятся понятия, определяющие цели обеспечения национальной безопасности страны: "национальные интересы", "основные приоритеты национальной безопасности", "стратегические национальные приоритеты", "приоритеты устойчивого развития". На наш взгляд, названные термины существенно усложняют теоретико-методологическую основу обеспечения национальной безопасности.
Стратегия предполагает обеспечение национальной безопасности (в том числе и в экологической сфере) через реализацию стратегических национальных приоритетов, а не интересов, как это предусматривалось в Концепции.
В пункте 6 Стратегии дается и определение национальных интересов Российской Федерации: это совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства <7>.
--------------------------------
<7> См.: Прохожев А.А. Указ. соч. С. 5 - 10.
При этом в Концепции под национальными интересами России понималась "совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства".
Итак, согласно п. 22 Стратегии политика обеспечения национальной безопасности Российской Федерации во всех сферах (в том числе и экологической) должна быть направлена на реализацию стратегических национальных приоритетов. Таким образом удовлетворяются внутренние и внешние суверенные потребности государства в обеспечении безопасности, которые должны присутствовать и в экологической сфере и которые необходимо определить.
Особенность политики обеспечения экологической безопасности России, вероятно, заключается в том, что ориентиром для нее является достижение не только основных приоритетов национальной безопасности, но и приоритетов устойчивого развития в области экологии живых систем и рационального природопользования.
В пункте 21 Стратегии, определяющем национальные интересы Российской Федерации, эти приоритеты применительно к экологической сфере не сформулированы. Их можно определить исходя из целей обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования. В соответствии со ст. 85 Стратегии такими стратегическими целями являются сохранение окружающей природной среды и ее защита, ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей хозяйственной активности и глобальных изменений климата.
Определение национальных экологических интересов имеет исключительно важное как теоретико-методологическое, так и практическое значение для деятельности многих ведомств России, призванных обеспечивать ее безопасность в сфере экологии. Особенно важным это представляется для предупреждения и локализации угроз внешнего характера в экологической сфере, исходящих главным образом от других государств и транснациональных корпораций, которые реализуют свои интересы в глобальном и региональном экологическом пространствах, прежде всего в сфере природопользования.
Национальные интересы и потребности страны определяются высшими органами власти. К этому процессу привлекаются органы законодательной исполнительной власти Федерации и ее субъектов, научные учреждения, крупный бизнес, различные институты гражданского общества. На наш взгляд, представляется важным учитывать международный опыт согласования интересов и подходов различных стран к решению проблем в данной области.
Однако формулировка понятия национальных интересов в тексте Стратегии (в части сохранения и защиты окружающей среды) лишь констатирует очевидное. Кроме того, процесс обеспечения экологической безопасности России выходит за рамки национальной безопасности. Роль нашей страны в решении глобальных и региональных экологических проблем имеет важное значение, поскольку ее биосфера (наряду с другими странами) обеспечивает стабильность экологического баланса планеты, оказывая тем самым важнейшие "экологические услуги" другим государствам. Экологические интересы России в международном аспекте заключаются в сохранении и рациональном использовании общемировых и разделяемых (совместно используемых) природных ресурсов, создании механизмов компенсации эколого-экономического вреда, наносимого другими иностранными государствами, в обеспечении межгосударственного экологического паритета, развитии международного сотрудничества для решения глобальных и региональных экологических проблем.
В настоящее время экспертами ООН разрабатываются международные механизмы, которые помогали бы странам с ненарушенными экосистемами планетарного значения обеспечить их сохранность и таким образом компенсировать связанные с этим издержки <8>. Определенный шаг в этом направлении был сделан российским правительством на Конференции ООН в Йоханнесбурге в 2002 г.
--------------------------------
<8> См., например: Котко А.А. Включение экосистемных услуг в экономические отношения // Известия РАН. Географическая серия. 2009. N 4. С. 78 - 93.
Сегодня имеются расчеты размеров выплат или компенсаций для отдельных стран в зависимости от объема вышеуказанных услуг. Вклад российской природы в устойчивость мировой биоты оценивается на уровне 9,6%, что существенно больше, чем у остальных стран, имеющих такое же глобальное значение: Бразилия (7,06%), Австралия (6,52%), Канада (5,25%), США (5,22%), Китай (4,93%) <9>. Эти показатели должны эффективно использоваться не только как источник доходов, компенсирующих эксплуатацию собственных природных ресурсов в условиях их истощения и разрушения окружающей среды, но и для усиления политического влияния страны в мире.
--------------------------------
<9> См.: Бобылев С.Н., Гирусов Э.В., Перелет Р.А., Крецу Н.С. Экономика устойчивого развития: Учеб. пособие. М., 2004. С. 268 - 285.
Угрозы национальной безопасности России в экологической сфере. Угрозы национальной безопасности государства, так же как и национальные интересы, в концептуальных документах определяются высшими органами власти.
К угрозам национальной безопасности Стратегия относит прямую или косвенную возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.
В утратившем силу Законе РФ "О безопасности" от 5 марта 1992 г. N 2446-1 под угрозой безопасности понимались причины опасных явлений или действий, которые могут вскрываться, анализироваться и с которыми можно бороться, если они влекут негативные последствия и наносят ущерб. Но трудно себе представить, как противодействовать и организовывать борьбу с философской категорией "возможность" <10>.
--------------------------------
<10> См.: Прохожев А.А. Указ. соч. С. 5 - 10.
В тексте Стратегии внутренние и внешние угрозы национальной безопасности определены опосредованно через факторы, которые влияют на состояние экологической безопасности населения и территории России.
Состояние безопасности в экологической сфере применительно к внутренним экологическим проблемам усугубляется сохранением значительного количества опасных производств, деятельность которых ведет к нарушению экологического баланса, включая нарушение санитарно-эпидемиологических и (или) санитарно-гигиенических стандартов питьевой воды. За рамками нормативного правового регулирования и надзора остаются радиоактивные отходы неядерного топливного цикла.
На состояние национальной безопасности России в экологической сфере негативное воздействие оказывают и такие внешние факторы, как истощение мировых запасов минерально-сырьевых, водных и биологических ресурсов; обострение проблем окружающей природной среды, при этом особо выделяется дефицит пресной воды (п. 10 Стратегии), а также критическое состояние физической сохранности опасных материалов и объектов (особенно в странах с нестабильной внутриполитической ситуацией) (п. 12 Стратегии).
Факторами внешних угроз экологической безопасности являются незаконное перемещение через государственные границы Российской Федерации водных биологических ресурсов (п. 41 Стратегии) и конкурентная борьба государств за ресурсы в ряде регионов мира (п. 11, 12 Стратегии).
Многие из названных факторов являются следствием других угроз для России, что обусловливает комплексный подход к обеспечению национальной безопасности страны и в экологической сфере. Таким образом, фактически сохраняется прежний подход к определению угроз, изложенный в Концепции национальной безопасности России.
Важность определения внешних угроз национальной безопасности Российской Федерации применительно к экологической сфере защиты ее интересов в международном пространстве связана с реализацией Повестки дня на XXI век, разработанной и принятой на Конференции ООН по проблемам окружающей среды и развития в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Предпосылкой тому стал доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) "Наше общее будущее", подготовленный в 1987 г., в котором особое внимание было уделено необходимости "устойчивого развития" <11>.
--------------------------------
<11> Развитие считается устойчивым, когда удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает способности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Данная формулировка широко используется в качестве базовой во многих странах.
В предисловии к докладу председатель названной комиссии Г.Х. Брундтланд отметила следующее: "Необходимость определения путей устойчивого развития должна дать стимул, показать неизбежность поиска новых решений на путях многостороннего сотрудничества и перестройки международной системы экономического сотрудничества. Решение этой задачи не укладывается в рамки национального суверенитета" <12>.
--------------------------------
<12> Наше общее будущее: доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). Пер. с англ. / Под ред. С.А. Евтеева, Р.А. Перелета. М., 1989. С. 8.
Правовая регламентация деятельности государства по обеспечению национальной безопасности страны в экологической сфере. Для обеспечения национальной безопасности Российская Федерация сосредоточивает свои усилия и ресурсы на сохранении и защите экологии живых систем и рациональном природопользовании.
Поддержание устойчивого развития экологической сферы согласно п. 24 Стратегии возможно за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны.
России предстоит совершенствовать и развивать государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, добиваясь ее интеграции с зарубежными системами, участвовать в международных мероприятиях по ликвидации последствий названных ситуаций (п. 43, 95 Стратегии).
В соответствии с п. 88 Стратегии для противодействия угрозам в сфере экологической безопасности силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества создают условия для внедрения экологически безопасных производств; поиска перспективных источников энергии; формирования и реализации государственной программы по созданию стратегических запасов минерально-сырьевых ресурсов, достаточных для обеспечения мобилизационных нужд страны и гарантированного удовлетворения потребностей населения и экономики в водных и биологических ресурсах.
Другими направлениями деятельности государства по обеспечению экологической безопасности населения и территории, исходя из положений Федерального закона от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" и Экологической доктрины Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. N 1225-р, являются:
экологически обоснованное размещение производительных сил на территории страны;
обеспечение экологической безопасности объектов промышленности, энергетики, транспорта, сельского и коммунального хозяйств, в том числе потенциально опасных для окружающей среды производств и видов деятельности;
восстановление возобновляемых природных ресурсов;
рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов;
использование вторичных ресурсов;
эффективная утилизация, обезвреживание и захоронение опасных для населения и природной среды отходов производства;
улучшение качества продуктов питания, питьевой воды;
разработка экологически совершенных стандартов продукции, товаров и услуг;
предотвращение техногенных аварий и катастроф, создающих опасность для окружающей среды;
оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем в экологически неблагополучных регионах России, преодоление последствий радиоактивного загрязнения территорий;
улучшение качества жизни, здоровья и увеличение продолжительности жизни населения путем снижения неблагоприятного воздействия экологических факторов и улучшения экологических показателей окружающей среды;
предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды;
контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов;
международное сотрудничество в области охраны окружающей среды <13>.
--------------------------------
<13> См.: Экологическое право: Учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. М., 2008. С. 56 - 59.
Главная проблема реализации вышеуказанных направлений - систематическое "выхолащивание" их отдельных положений в условиях конфликта экономических и экологических интересов.
Следует подчеркнуть, что в соответствии со ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся, в частности, вопросы природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и особо охраняемых природных территорий. В компетенцию этих же субъектов входит принятие мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и др. В связи с принятием в последнее время ряда законодательных актов субъекты Федерации и органы местного самоуправления выполняют основные функции по обеспечению экологической безопасности населения и территории страны. Однако в п. 6 Стратегии соответствующие субъекты не указаны.
Анализ новой редакции Закона о безопасности и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации позволяет сделать следующие выводы.
В Законе о безопасности и Стратегии экологической компоненте уделено особое внимание. Однако некоторые положения Стратегии не в полной мере учитывают нормы принятых ранее и действующих документов политического и правового характера.
Экологическая компонента, по мнению разработчиков Стратегии, состоит из двух блоков: экологическая безопасность и рациональное природопользование. Конституционный термин "охрана окружающей среды" в Стратегии не используется.
Мы перечислили лишь некоторые факторы, создающие угрозы экологического характера, которые реализуются во внешней и внутренней сферах жизнедеятельности государства. В дальнейшем желательно более полно сформулировать национальные интересы и структурировать возможные угрозы для России в экологической сфере.
Для противодействия угрозам в сфере экологической безопасности и рационального природопользования предлагается прежде всего использовать возможности государства. Вместе с тем многие вопросы обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования решаются на уровне субъектов РФ и местного самоуправления.
Таким образом, обострившиеся за последние десятилетия экологические проблемы на национальном и глобальном уровнях обусловливают поиск новых подходов к организации безопасной жизнедеятельности и устойчивого развития России.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Экологическое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.