Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Г.Р. ГАФАРОВА
Данную статью хотелось бы начать с мнения специалистов гражданского права относительно правового регулирования денежных отношений в современных условиях. "Сферу финансового права следует ограничить отношениями публично-правового характера (налоги и иные обязательные платежи, формирование бюджетов, бюджетные процедуры, бюджетное финансирование, организация и регулирование государственных финансов, государственный финансовый контроль и некоторые другие). Финансовые законы не должны претендовать на регулирование денежных отношений рынка. Только при таком подходе может быть обеспечено ясное и практически оправданное разграничение сферы действия гражданского и финансового законодательства - норм частного и публичного права. Только так может быть обеспечено нормальное функционирование рыночного хозяйства и его государственное регулирование в условиях правового государства, а не бюрократического администрирования" <1>.
--------------------------------
<1> См.: Литовкин В.Н., Рахмилович В.А., Садиков О.Н. Концепция развития гражданского законодательства // Журнал российского права. 1999. N 2. СПС "КонсультантПлюс".
Попытаемся выразить свою позицию относительно финансово-правового регулирования "кругооборота денег", денежного обращения в условиях рыночной экономики, а вместе с тем показать взаимосвязь денег, денежного обращения и ценообразования, опосредованную правовым регулированием.
О категории "деньги" в финансовом праве стали говорить сравнительно недавно, но имеющиеся публикации заслуживают внимания своей обоснованностью. Так, К.С. Бельский, одним из первых исследовавший юридическую природу денег, указывает, что "денежная система Российской Федерации - это установленная финансовым законодательством форма организации денежного обращения, исторически сложившаяся в стране и включающая в свой состав денежную единицу со своим наименованием, виды денежных знаков, порядок выпуска (эмиссии) денежных знаков и организацию обращения посредством наличных и безналичных денег" <2>.
--------------------------------
<2> См.: Бельский К.С. К вопросу о понятии денежной системы Российской Федерации // Финансовое право. 2005. N 8.
М.В. Карасева <3>, исследуя деньги в финансовом праве, в своей монографии раскрывает финансово-правовую сущность денег. Деньги как объект финансового права рассматриваются ею как мера стоимости, как средство обращения и средство платежа, а также как средство накопления.
--------------------------------
<3> См.: Карасева М.В. Деньги в финансовом праве. М., 2008.
А.А. Ситник, исследуя финансово-правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации, указывает, что деньги как финансово-правовая категория представляют собой особые знаки, чье наименование закреплено в нормативно-правовых актах, в соответствии с которыми таким знакам придается платежная сила, выраженная в количестве денежных единиц, а также определяется порядок эмиссии и обращения, с тем чтобы они служили законным платежным средством на всей территории данного государства <4>.
--------------------------------
<4> См.: Ситник А.А. Финансово-правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации: Автореф. канд. юрид. наук. М., 2010. С. 8.
Деньги в определенном виде постоянно находятся в обращении. При этом, как известно, с юридической точки зрения форма организации денежного обращения в стране (денежная система) включает в себя следующие элементы: 1) наименование денежной единицы; 2) виды государственных денежных знаков; 3) порядок выпуска, обращения и изъятия денежных знаков; 4) условия денежного обращения, в том числе установление пределов использования наличных денег и порядок проведения безналичных расчетов; 5) контроль за соблюдением правил хранения, расходования и обращения денег. Денежная система и денежное обращение в любом государстве являются объектом правового воздействия.
Заметим, что правовой аспект денег, денежных знаков находит непосредственное отражение в законодательстве. В соответствии со ст. 75 Конституции РФ и ст. 27 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль.
Как уже было отмечено, вопрос о понятии денег неразрывно связан с понятием "законное платежное средство". Деньги и законное платежное средство - это разноплоскостные юридические понятия. Деньгами признается имущество, которое выполняет в гражданском обороте определенные функции, писал Л.А. Лунц, который метко отметил, что "гражданский оборот создает орудие обращения, а государство - законное платежное средство".
Таким образом, в интересующем нас аспекте определимся в том, что деньги, а также денежное обращение являются объектами финансово-правового регулирования.
Для исследования взаимосвязи денег, цены и ценообразования раскроем отдельные стороны сущности денег как экономической категории.
"Сущность денег заключается в том, что они служат необходимым активным элементом и составной частью экономической деятельности общества, отношений между различными участниками воспроизводственного и распределительного процесса" <5>. Деньги есть составная часть товарных отношений. Появление и развитие товара влекут за собой появление и развитие денег. Эта неразрывная пара "товар - деньги" представляет собой вечную форму движения хозяйственной жизни <6>.
--------------------------------
<5> См.: Грязнова А.Г. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. М., 2002. С. 267.
<6> См.: Грибов А.Ю. Институциональная теория денег: сущность и правовой режим денег и ценных бумаг. М., 2008. С. 61.
Вместе с тем стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой товара. Благодаря этому деньги делают товары и услуги соизмеримыми и с этой точки зрения являются измерителями товаров и услуг. Однако сами деньги цены не имеют. Иными словами, все производимые товары и оказываемые услуги имеют отношение друг к другу, но их стоимость определяется количеством и качеством затраченного на них необходимого труда. Деньги только обозначают данную меру стоимости каждого товара и каждой услуги <7>.
--------------------------------
<7> Бельский К.С. К вопросу о понятии денежной системы Российской Федерации // Финансовое право. 2005. N 8; Саттарова Н.А. Деньги как объект гражданских прав. Казань, 2006. С. 32.
Цена - важнейшая экономическая категория, оказывающая значительное влияние на решение социальных проблем населения и укрепление финансовой системы страны. Особое значение цена приобретает в условиях рыночных отношений. Так, зарубежные специалисты указывают, что информация о ценообразовании и ценах конкурирующих фирм представляет собой стратегический интерес <8>.
--------------------------------
<8> См.: Диксон П.Р. Управление маркетингом / Пер. с англ. М., 1998. С. 93.
В самом общем виде в экономической литературе определение цены сходится в том, что цена - это количество денег (товаров, услуг), за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара, услуги. Между тем следует указать, что в работах экономистов имеются взгляды относительно сущности цены как правовой категории. Ссылаясь на нормы Гражданского кодекса, некоторые специалисты отмечают, что цена рассматривается как денежное обязательство произвести платеж за проданный товар (работы, услуги) <9>. Цена используется также для определения суммы договора либо денежного обязательства стороны, нарушившей договор или причинившей ущерб, возместить убытки или уплатить неустойку (штраф, пени).
--------------------------------
<9> См.: Горина Г.А. Ценообразование: Учебное пособие. М., 2010. С. 7.
В свою очередь, особенности категории цены обусловлены ценообразованием, под которым понимают процесс образования, формирования цен на товары и услуги, характеризуемый прежде всего методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам.
Различают две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения и централизованное государственное ценообразование на основе назначения цен государственными органами.
Относительно государственного регулирования ценообразования следует исходить из того, что "государство в своей регулирующей деятельности использует правовые формы принуждения и распоряжается огромными экономическими ресурсами. Государственный инструментарий регулирования экономических процессов включает три важных средства: государственный бюджет, систему государственных банков и государственный сектор экономики" <10>.
--------------------------------
<10> См.: Салимжанов И.К. Ценообразование. М., 2008. С. 141.
Исследуя правовые аспекты ценообразования, Н.А. Саттарова указывает, что ценообразование есть определенная деятельность соответствующих субъектов, отражающая механизм функционирования цены. При этом ценообразование есть процесс, подлежащий регламентированию, организации и в какой-то степени планированию. Данное положение позволяет определить ценообразование как специфический вид правоотношений, с особым объектом - цена <11>.
--------------------------------
<11> См.: Саттарова Н.А. Цена как правовая категория // Вестник СГАП. Юбилейный выпуск. 2010. N 2. С. 125.
В данном контексте следует исходить из регулирования ценообразования государством, а вернее, органами государственной власти. При таком подходе необходимо подчеркнуть, что воздействие на процесс ценообразования происходит через правовые средства. Например, в зарубежных странах государственное регулирование ценообразования закреплено в специальных законах. В Австрии действует Закон о ценах, принятый в 1976 г.; в Швеции - Закон о регулировании цен (1956 г.); в Норвегии - Закон о контроле за ценами, прибылью и ограничением конкуренции (1953 г.). При этом следует уточнить, что государство в указанных отношениях, с одной стороны, выступает предпринимателем, с другой - непосредственным регулятором. Наглядным примером непосредственного воздействия норм отечественного права на механизм ценообразования является Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", где в ст. 23 (в ред. Федерального закона от 26.07.2010 N 187-ФЗ) отмечается, что государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы) могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен.
По нашему мнению, обоснованием того, что "цена" и "ценообразование" как категории современного финансового права требуют поддержки со стороны научного сообщества, являются вопросы установления налоговых ставок, цен государственных закупок и государственных платных услуг, а также таможенной стоимости, ставки рефинансирования. Например, одним из основных способов размещения заказов становится аукцион, единственным критерием выбора победителя которого является лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта (ч. 1 ст. 32). Иными словами, при проведении государственных закупок основное внимание уделяется экономическим показателям закупаемых товаров, и прежде всего цене <12>. При этом следует указать, что основным источником финансирования государственных закупок являются средства бюджетов, а при регулировании размещения заказов Закон N 94-ФЗ исходит из принципа эффективного использования бюджетных средств.
--------------------------------
<12> См.: Маркелов К.Б. Проблемы реализации правовых норм, регулирующих государственные и муниципальные закупки // Юрист. 2011. N 5. С. 31.
Следует также согласиться с мнением К.Б. Маркелова, который указывает, что государственное регулирование ценообразования в сфере государственных и муниципальных закупок является частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований, поскольку имеет непосредственное отношение к планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, поддержанию обороноспособности и безопасности страны, а также обеспечению финансовыми ресурсами деятельности государственных органов <13>.
--------------------------------
<13> См.: Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2003. С. 85.
В данном аспекте необходимо исходить из базисной категории в финансовом праве - финансовой деятельности государства, под которой принято понимать процесс планомерного образования, распределения и использования денежных фондов государства. Так, используемый в процессе осуществления функции образования денежных фондов специальный метод обязательных платежей проявляется через установление налогов (в том числе налоговых ставок). Кроме того, как указывает М.В. Карасева, "с помощью цены формируется объект, который подлежит распределению в рамках финансового отношения. Таким образом, согласно экономической теории цена находится в преддверии финансового правоотношения" <14>.
--------------------------------
<14> Карасева М.В. Указ. соч. С. 25.
Изложенное подчеркивает теснейшую взаимосвязь денег, цены и ценообразования в механизме финансово-правового регулирования государством экономики.
В обоснование данного вывода можно привести позицию О.Н. Горбуновой, которая пишет: "...вопросы товарооборота тесно связаны с вопросом цен. Специалисты по финансовому и административному праву еще сравнительно недавно вели спор о том, кто должен заниматься ценообразованием и ценоустановлением. Представители финансового права, как и экономисты, всегда считали, что между финансами и ценами существует тесная взаимосвязь. Автор всегда придерживался той точки зрения, что цены зависят от себестоимости продукции, от спроса и предложения товара на рынке, каким бы он ни был, а потому административное регулирование цен в конечном счете невозможно и вредно" <15>.
--------------------------------
<15> См.: Горбунова О.Н. Проблемы совершенствования финансового законодательства в условиях развивающегося мирового кризиса // Право и государство: теория и практика. 2009. N 3 (51). С. 75.
Цена в современном финансовом праве должна занять среди всех финансово-правовых категорий достойное место. Данное обстоятельство, по нашему мнению, обусловлено, прежде всего, необходимостью государственного регулирования ценообразования, а именно его правовым регулированием. Кроме того, "...стратегически актуальной, требующей системной научной разработки и практического применения, должна стать рыночная (развернутая) доктрина финансового права" <16>.
--------------------------------
<16> См.: Ковальчук А.Т. Финансовое право - "ревматизм" старой эпохи или комплексный регулятор публичных отношений? // Государство и право. 2010. N 1. С. 35.
Таким образом, по нашему мнению, имеются все логические основания исследовать взаимосвязь категорий "деньги", "цена" ("ценообразование") в финансовом праве. По традиционному представлению, финансовое право - это отрасль российского права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, возникающие в процессе аккумулирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства или муниципальных образований в целях осуществления публичных функций. Следовательно, деньги (денежные средства) и цена (ценообразование) как объективная необходимость функционирования денежных, в том числе финансовых, отношений являются в определенной мере регулятором экономической функции государства. Без правовых средств данный процесс невозможен.
Между тем "движение познания от менее глубокой к более глубокой сущности правовых объектов нельзя представлять себе как движение прямолинейное. Нередко оказывается необходимым отклоняться от этой линии в сторону, анализировать и другие факторы, которые так или иначе воздействуют на изучаемый правовой объект и тем самым изменяют его, равно как и тенденции его развития" <17>.
--------------------------------
<17> См.: Керимов Д.А. Методология права: предмет, функции, проблемы философии права. М., 2008. С. 135.
Учитывая сложность и многогранность проблемы, автор ни в коем случае не претендует на истину в последней инстанции.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.