Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
А.С. ДУГЕНЕЦ, Ф.П. ВАСИЛЬЕВ, А.Н. ГУГУНСКИЙ
Одной из первоочередных мер Министерства внутренних дел Российской Федерации является активизация работы по выявлению, пресечению фактов коррупции и расследованию уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности при неукоснительном соблюдении прав и свобод человека и гражданина.
В системе органов внутренних дел Российской Федерации предпринимаются действенные меры по противодействию коррупционным проявлениям со стороны сотрудников. Эффективная мера, ограничивающая неправомерные действия должностных лиц, выработана в МВД России и выражена в издании так называемых административных регламентов деятельности органов внутренних дел и отдельных подразделений.
Издание регламентов и использование их в повседневной деятельности государственных служащих способствует управлению государством строго в рамках закона и снижению фактов коррупции.
Административный регламент также выступает не только в виде самостоятельного принципа, но и в качестве этического критерия для всех государственных органов и их служащих. Еще виднейший ученый дореволюционной России Л.И. Петражицкий отмечал, что "если одни приписывают другим правовые обязанности, а себе соответственные права, а эти другие не признают существования этих обязанностей прав вообще или в утверждаемом другими сторонами объеме, то это представляет благоприятную психическую почву для возникновения опасных споров и конфликтов, ожесточения, насилий..." <1>.
--------------------------------
<1> Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Т. 1. СПб., 1909. С. 172.
Если ранее в 1995 г. на Всероссийской научно-практической конференции были даны рекомендации по совершенствованию внутриорганизационной деятельности ОВД РФ, то в настоящее время, с 2006 г., требования от органов внутренних дел заключаются в совершенствовании деятельности в условиях изменения территориального деления. Эти и другие рекомендации и требования могут служить ориентиром для начальника любого территориального ОВД, который обязан вникать в вопросы экономики, политики, экологии, межнациональных отношений, религии, социальной защищенности населения, связанные с совершением нарушений общественного порядка массового характера, а также особого обращения внимания коррупционным вопросам <2>.
--------------------------------
<2> В данном случае руководители районных территориальных ОВД должны бороться с коррупцией не только в собственном ведомстве, но и должно быть противостояние коррупции в целом и в иных государственных и негосударственных организациях.
Президентом РФ был подготовлен Национальный план противодействия коррупции. При этом конкретизированы три раздела. Первый - юридический; второй - ликвидация условий коррупции, профилактика, контроль имущественного положения чиновников и их родственников; третий - создание антикоррупционного стандарта поведения и ликвидация условий для коррупции. В связи с этим в настоящее время действует Указ Президента России от 19 мая 2008 г. N 815 "О мерах по противодействию коррупции и Национальный план. Президентом также определен состав Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции и состав президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции.
В борьбе с коррупцией в системе ОВД РФ необходимо учитывать и соблюдение ряда основных федеральных законов непосредственно сотрудниками ОВД. Так, это следующие Федеральные законы: от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"; от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"; от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан; от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных"; от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"; от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне"; и др.
Сотрудник ОВД РФ, обладающий правом осуществления государственных функций или предоставления государственных услуг физическим и юридическим лицам, обязан соблюдать правила сохранения тех или иных сведений (персональных данных). Так, Приказом ФСТЭК России (Федеральная служба по техническому и экспертному контролю) от 5 февраля 2010 г. N 58 утверждены Положения о методах и способах защиты информации в информационных системах персональных данных.
Персональные данные граждан - это паспортные данные, данные о месте жительства, наличии в собственности имущества, номера телефонов, банковских счетов и другие важные для каждого человека сведения. Многие из этих данных граждане сообщают различным компаниям (работодателям) при приеме на учебу или работу, оформлении пенсий и пособий, получении банковских кредитов, лицензий и разрешений и т.д. Базы таких персональных данных организации обязаны специальным образом хранить и защищать от несанкционированного, в том числе случайного, доступа, уничтожения, изменения, распространения (любыми способами).
Положение о защите персональных данных устанавливает, что выбор методов и способов защиты зависит от угроз информации и от того, какая информационная система установлена в организации. В числе основных методов защиты персональных данных названы следующие: разграничение доступа к базам данных, ограничение доступа в помещения, где они хранятся, использование защищенных каналов связи для передачи информации, контроль за перемещением и хранением съемных носителей.
По данным исследований, наиболее плачевными последствиями утечки персональных данных для собственников являются удар по репутации и потеря клиентов, прямые финансовые убытки и падение конкурентоспособности. В среднем каждая 4-я российская компания допускает в год от 1 до 5 утечек информации, в результате которых несет финансовые потери в десятки миллионов рублей. В данном случае следует более подробно остановиться на вопросах о юридической ответственности сотрудников милиции.
Нужно отметить также наиболее важные принимаемые меры ОВД РФ по реализации Указа Президента России от 13 апреля 2010 г. N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы".
Безусловно, в рамках названного президентского указа МВД России и территориальные ОВД РФ данную работу должны направлять с учетом требований Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы.
Так, в первом случае МВД России и его территориальные ОВД должны:
принимать действенные меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на государственной службе - в ОВД РФ (в том числе лица, проходящие государственную гражданскую службу в системе МВД России);
руководствуясь Национальной стратегией противодействия коррупции и Национальным планом противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы, внести до 1 июня 2010 г. в соответствующие планы МВД России по противодействию коррупции изменения, направленные на достижение конкретных результатов;
организовать контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планами;
обеспечивать своевременную корректировку планов в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период;
оказывать содействие СМИ в широком освещении мер по противодействию коррупции, принимаемых ОВД РФ (в том числе с территориальными ОВД);
обобщить практику рассмотрения обращений граждан и организаций по фактам коррупции и принять меры по повышению результативности и эффективности работы с указанными обращениями;
обеспечить усиление антикоррупционной составляющей при организации профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки федеральных государственных служащих.
Во втором случае, в системе ОВД РФ соответствующие руководители свою работу и работу подразделений и служб должны направить в области противостояния коррупции, взаимодействуя с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, а также органами исполнительной власти субъектов РФ. Параллельно должны быть информационное обеспечение и связь со СМИ.
Важным направлением противодействия коррупции в системе органов внутренних дел современной России является необходимое совершенствование форм и методов работы с личным составом. Суть данного направления работы предполагает предъявление более высоких требований к поведению самих правоохранителей. Необходимо при работе с кадрами органов внутренних дел учитывать изменившиеся особенности социально-экономической составляющей современного российского общества.
В целях обеспечения реализации нормативных правовых актов, регулирующих вопросы борьбы с коррупцией в системе государственных органов и защиты законных интересов сотрудников ОВД РФ, а также регламентирования деятельности субъектов органов внутренних дел, обладающих правом контроля по коррупционным вопросам (ДКО МВД России) предусмотреть раздел в личном деле сотрудника ОВД и военнослужащего, проходящего службу по контракту в ВВ МВД России, а также лиц, относящихся к категории государственных гражданских служащих (с дальнейшим переоформлением (комплектованием) личных дел сотрудников), для концентрации соответствующих документов.
В данный раздел личного дела сотрудника должны приобщаться следующие документы:
- личный годовой отчет (информация) о доходах сотрудника;
- копии запросов: в банковские, налоговые, финансовые, нотариальные и иные органы, предоставляющие те или иные сведения;
- объяснения сотрудника по представленной им ложной информации;
- заключение служебного расследования за подписью руководителя ОВД и самого сотрудника об ознакомлении;
- различная информация о причастности сотрудника к коррупции, а также о злоупотреблениях своим должностным положением (взятки и вымогательства, обеспечение продвижения по службе того или иного лица за "вознаграждение" и т.д.);
- копия рапорта сотрудника о склонении его к коррумпированным вопросам.
Авторы статьи сделали попытку провести анализ некоторых особенностей регулирования возникающих в современных условиях взаимоотношений по борьбе с проявлениями коррупции в органах внутренних дел, дать рекомендации руководителям органов на местах, разъяснить некоторые положения Национального плана по борьбе с коррупцией и роли органов внутренних дел в его реализации.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.