Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ РУКОВОДЯЩЕГО СОСТАВА СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ США С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА ЭТИЧЕСКИХ ДИЛЕММ (ОБУЧЕНИЕ ПОЛИЦЕЙСКОЙ ЭТИКЕ)
Г.К. НУРЛЫБАЕВА
В последние годы этические проблемы в работе правоохранительных органов многих стран обусловили повышенное внимание к данному компоненту личностно-ориентированного образования управленческих кадров полиции. Предмет "полицейская этика" входит в программы полицейских академий, его преподают на краткосрочных курсах повышения квалификации руководителей полиции, включают в программы других предметов профессиональной подготовки, придавая им этическую направленность. Тем не менее несмотря на повышенный интерес к этической подготовке сотрудников полиции и полицейских руководителей, совершенствование этической стороны полицейской деятельности остается серьезной проблемой как для управленческих кадров полиции, так и для преподавателей и инструкторов полицейских академий и колледжей всех стран.
Многие ученые и специалисты в области полицейской педагогики в США полагают, что основные силы педагогов должны быть в целом сосредоточены на практических упражнениях в этичном поведении <1>, предназначенных для того, чтобы укрепить навыки этичного поведения сотрудников полиции в их повседневной профессиональной деятельности. Они считают, что поскольку практика этичного поведения сотрудников полиции тесно связана с общепринятыми стандартами поведения граждан в том или ином обществе и непосредственно зависит от данных стандартов, необходимо не только во время обучения, а непрерывно и постоянно тренировать персонал полиции в умении разрешать возникающие в повседневной работе проблемы и дилеммы. При этом имеются в виду как проблемы, которые появляются при работе с населением, так и проблемы, возникающие у полицейского персонала в своей профессиональной среде. Данные проблемы при обучении выступают в виде различных этических дилемм, требующих немедленного разрешения в практической деятельности. Несомненно, по мнению ученых, офицеры полиции должны быть вооружены знаниями различных философских течений и теоретических подходов к этике. В том числе они должны быть вооружены знаниями в области религиозной этики, этики в области экологии, формальной этики, т.е. основанной на соблюдении различных профессиональных кодексов, утилитарной или прикладной этики, и знаниями в области этики заботы о человеке. Однако, кроме этого, преподаватели и инструкторы полицейских академий США для обеспечения желаемого поведения офицеров полиции и закрепления навыков этичного поведения проводят практические курсы, направленные на тренировку такого поведения. Как правило, содержание практических курсов состоит из принятия какой-либо одной философской модели этичного поведения и обсуждения гипотетических или ранее исследованных этических дилемм в рамках данной модели. Для того чтобы обеспечить достоверность учебных этических ситуаций, примеры этических дилемм для студентов - следователей и криминалистов, а также для специалистов-практиков преподаватели и инструкторы черпают из газет, книг и журнальных статей. В данных источниках можно найти материалы о коррупции и взяточничестве в полицейской среде, о доносительстве, об использовании обмана, о сексуальных домогательствах на службе и о проступках, связанных с применением насилия и жестокости со стороны сотрудников полиции. Однако было бы принципиально неверным полагать, что в этом списке представлены наиболее сложные этические проблемы, стоящие перед сотрудниками правоохранительных органов. Часто сами сотрудники не обязательно воспринимают некоторые проблемы как сложные потому, что хотя многие этические проблемы связаны с девиантным поведением офицеров полиции, некоторые этические проблемы не связаны напрямую с какими-либо их проступками. Это значит, что в некоторых ситуациях, невозможно четко решить, насколько этически неверным было поведение офицера полиции и проследить последствия неэтичного решения. Кроме того, весьма важно для преподавателя полицейской этики определить, какие этические проблемы сами офицеры идентифицируют как сложные. Часто в практической деятельности сотрудника полиции возникает целая цепь этических дилемм. Один неверно сделанный выбор влечет за собой возникновение других дилемм, неверное разрешение которых может привести к преступлению и сказаться на служебной карьере сотрудника полиции. В статье Джона Р. Шафера "Выработка этических решений: практические модели для полицейского персонала" <2> приводится такой пример.
--------------------------------
<1> См.: Pollock, Joycelyn M., Becker, Ronald F. Ethics training using officers' dilemmas. FBI Law Enforcement Bulletin, Nov., 1996.
<2> Schafer, John R. Making ethical decisions: a practical model-police personnel. FBI Law Enforcement Bulletin, May, 2002.
Когда в начале дежурства офицер полиции - новобранец сел в патрульный автомобиль, он заметил, что от его партнера - старшего по должности офицера полиции - пахло алкоголем. Старший офицер признался, что он выпил один бокал вина во время ужина, но настаивал на том, что управлять автомобилем он может. Чтобы избежать конфронтации с руководителем, новобранец не протестовал. Вскоре после этого патрульный автомобиль, за рулем которого находился старший офицер, столкнулся с другим транспортным средством. Водитель другого транспортного средства умер через три недели от тяжелых ранений, полученных в аварии. Офицер полиции, проводивший расследование аварии, тоже заметил, что от старшего офицера полиции пахло алкоголем, но он не сообщил об этом факте и не провел тест на дыхание. В последующем иске потерпевших утверждалось, что старший офицер явился причиной аварии, так как вел машину, находясь под воздействием алкоголя. Во время внутреннего расследования дела офицер-новобранец столкнулся со второй этической дилеммой - сказать правду или ложь для защиты старшего офицера. Когда новобранец столкнулся со своей первой этической дилеммой, он пытался бороться с собой, но принял неверное решение, в силу чего оказался в еще более этически затруднительном положении: ведь если новобранец солжет, он получит немедленное доверие и признание со стороны его коллег - других сотрудников полиции. Если он скажет правду, он рискует получить отчуждение со стороны коллектива и возможность административных действий со стороны своего руководства.
Из данного примера видно, каким образом неверное решение первой дилеммы не только привело к преступлению, но и обусловило появление сложностей для самого сотрудника полиции, перед которым встала еще одна, более трудная, этическая дилемма. Подобные примеры, используемые в обучении этичному поведению, входят в состав учебных пособий различных авторов, которые в своей работе используют данный метод для обучения этике сотрудников правоохранительных органов всех учебных заведений и всех типов учреждений правоохранения США. Помимо обучения полицейской этике, проходящего с использованием данных пособий, важным и эффективным этапом обучения этике является официальное обсуждение этического поведения сотрудников в реальных ситуациях. Во время периода обучения инструкторы просят сотрудников записывать этические дилеммы, с которыми они сталкиваются. Это является гарантией того, что дискуссия будет сфокусирована на фактическом опыте сотрудников, а не на каких-либо общих абстрактных дилеммах, таких, например, как проявление жестокости или получение взятки. Тим Джоунз, Комптон Овенс и Мелисса Смит в своей статье, посвященной преподаванию полицейской этики, подчеркивают необходимость обучения полицейских руководителей этике не только в полицейских академиях, но и в отделениях полиции. Они представили программу, созданную и внедренную в отделении полиции Хантсвилль, Алабама, США <3>. В данной программе они определили термин "этическая дилемма" в полицейской деятельности как ситуацию:
--------------------------------
<3> См.: Tim R. Jones, Owens, Compton, Smith, Melissa A. Police ethics training: a three-tiered approach. FBI Law Enforcement Bulletin, June, 1995.
- когда сотрудники полиции не знают правильного курса действий;
- когда им трудно выполнить то, что они считают правильным;
- когда очень заманчиво сделать неправильный выбор.
Авторы программы после нескольких часов вводного материала по вопросам этики, этических кодексов, морали и системы ценностей опрашивают сотрудников, какие из этических проблем они считают самыми трудными в работе правоохранительных органов. В течение многих лет подобных обсуждений авторы программы определили четыре категории этических дилемм:
- обеспечение соблюдения закона;
- служба населению и его защита;
- честность и неподкупность;
- лояльность и преданность.
Еще к одной категории дилемм в последнее время можно отнести коррупцию и взяточничество; среди руководителей полиции растет также обеспокоенность вопросами взаимоотношений между гражданами и правоохранительными органами. На занятиях проходит обсуждение этических аспектов каждой категории дилемм и строятся этические модели принятия решений по каждой из упомянутых категорий дилемм.
К сожалению, этические модели принятия решений, независимо от того, как бы четко они ни были разработаны, не могут адекватно отобразить сложности и многообразия всех реальных этических дилемм, которые встречаются в практических ситуациях. Выбор правильного ответа в искусственных условиях обучения не требует больших волевых усилий от сотрудника полиции. Его внешнее поведение зачастую отличается от внутренних ожиданий, связанных с его системой ценностей, с его религиозными убеждениями, особенностями культуры, личными предубеждениями и другими особенностями формирования его личности. Принятие правильного решения в реальной жизни также требует от сотрудника полиции соответствующих личностных качеств, силы характера, поскольку в реальных обстоятельствах часто стирается грань между добром и злом. Именно поэтому обучение управленческих кадров полиции с применением метода этических дилемм является одним из важных аспектов профессионально-личностного обучения сотрудников полиции, и в первую очередь управленческих кадров полиции как ресурса для совершенствования профессиональной подготовки управленческих кадров для правоохранительных органов. Мы полагаем, что данный метод при его соответствующей адаптации может быть успешно использован в системе личностно-ориентированного образования управленческих кадров МВД России.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.