Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ВОЗРОЖДЕНИЕ ДОРОЖНЫХ ФОНДОВ
И.КУЗЬМИН
Дорожные фонды функционировали в Российской Федерации с 1991 по 2000 гг. включительно, а затем были упразднены с 1 января 2001 г. в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год".
Теперь решено возродить дорожные фонды: Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) и некоторые законодательные акты Российской Федерации дополнены новыми положениями.
Федеральный закон от 06.04.2011 N 68-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разработан в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в целях установления в Бюджетном кодексе Российской Федерации правовых оснований для создания с 1 января 2011 г. дорожных фондов.
В процессе формирования концепции создания дорожных фондов, которая бы не противоречила действующему бюджетному законодательству Российской Федерации (принципам общего (совокупного) покрытия расходов, единства бюджетной системы, разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации), было признано целесообразным введение в Бюджетный кодекс Российской Федерации положений, аналогичных нормам, устанавливающим общие требования к формированию инвестиционного фонда Российской Федерации.
В связи с этим в соответствии с Законом N 68-ФЗ Бюджетный кодекс Российской Федерации был дополнен новой ст. 179.4, определяющей правовые основания создания дорожных фондов.
В данной статье закреплено понятие дорожного фонда как части средств бюджета, подлежащей использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности, под которой в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ред. от 21.04.2011) понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Федеральный дорожный фонд формируется в составе федерального бюджета.
Объем бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда определяется при составлении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период и обособляется в рамках подраздела 0409 "Дорожное хозяйство (дорожные фонды)" Классификации расходов бюджетов.
При этом объем бюджетных ассигнований указанного фонда рассчитывается в размере не менее базового объема бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда и прогнозируемого на очередной финансовый год и на плановый период объема доходов федерального бюджета от:
акцизов на автомобильный, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, подлежащих зачислению в федеральный бюджет;
использования имущества, входящего в состав автомобильных дорог общего пользования федерального значения;
передачи в аренду земельных участков, расположенных в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения;
сборов за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, по автомобильным дорогам на территории Российской Федерации;
платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам федерального значения транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами с разрешенной максимальной массой свыше 12 т;
платы за оказание услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения;
штрафов за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения;
штрафов за несоблюдение требований законодательства о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами с разрешенной максимальной массой свыше 12 т;
поступлений в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального значения;
безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц на финансовое обеспечение дорожной деятельности, в том числе добровольных пожертвований, в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
Базовый объем Федерального дорожного фонда установлен Законом N 68-ФЗ с учетом бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральным законом от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".
Законом N 68-ФЗ также предусматривается создание дорожных фондов субъектов Российской Федерации.
Решение о создании дорожного фонда субъекта Российской Федерации принимается законом субъекта Российской Федерации (кроме закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации).
Объем бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) в размере не менее прогнозируемого объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе:
доходов от уплаты акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации;
доходов от уплаты транспортного налога;
иных доходов, утвержденных законом субъекта Российской Федерации, предусматривающим создание дорожного фонда субъекта Российской Федерации.
На федеральном уровне порядок формирования дорожных фондов устанавливается Правительством Российской Федерации, а на региональном уровне - высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения целевого и наиболее эффективного использования средств дорожных фондов установлена возможность использования в очередном финансовом году остатков неиспользованных бюджетных ассигнований этого фонда текущего года. При этом для реализации данной нормы в п. п. 3 и 4 ст. 94 БК РФ, предусматривающие ограничения по объему источников финансирования дефицита федерального бюджета и возможные направления использования остатков средств федерального бюджета на начало текущего года, вносятся уточнения, распространяющие их положения на Федеральный дорожный фонд аналогично инвестиционному фонду Российской Федерации.
Согласно положениям ч. 2 ст. 32 Закона N 257-ФЗ формирование расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований федерального бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат.
В рамках создания Федерального дорожного фонда планируется осуществить финансовое обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального значения в пределах бюджетных ассигнований указанного фонда.
В связи с этим признана утратившей силу норма ч. 4 ст. 62 Закона N 257-ФЗ, согласно которой формирование расходов федерального бюджета на 2011 г. и последующие годы на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения, рассчитываемых по установленным нормативам финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения, осуществляется исходя из необходимости обеспечения данных расходов в размере 100%.
Законом N 68-ФЗ также закрепляются нормативы распределения доходов от уплаты акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей в федеральный бюджет по нормативу 28%, а в бюджеты субъектов Российской Федерации - по нормативу 72% (нормы вступают в силу с 1 января 2014 г.).
Согласно решениям Правительства Российской Федерации сумму дополнительных доходов от увеличения ставок акцизов на нефтепродукты, прогнозируемую:
в 2011 г. в объеме 84,3 млрд руб., предполагается направить в федеральный бюджет;
в 2012 г. в объеме 87,9 млрд руб., - в доход федерального бюджета, а в объеме 90,8 млрд руб. - в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации;
в 2013 г. в объеме 140,8 млрд руб., - в доход федерального бюджета, а в объеме 144,4 млрд руб. - в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации.
В целях распределения указанных поступлений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации в ч. 3 ст. 2 Закона N 357-ФЗ установлены нормативы распределения доходов от акцизов на нефтепродукты:
в федеральный бюджет в 2011 г. - по нормативу 30%, в 2012 г. - по нормативу 23%, в 2013 г. - по нормативу 28%;
в бюджеты субъектов Российской Федерации в 2011 г. - по нормативу 70%, в 2012 г. - по нормативу 77%, в 2013 г. - по нормативу 72%.
Статьей 3 Закона N 68-ФЗ внесены изменения в Закон N 257-ФЗ, которые создают правовые основы возмещения вреда, наносимого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами с разрешенной максимальной массой свыше 12 т.
Основаниями для введения системы возмещения вреда в Российской Федерации являются положения Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 г., реализация которой, в частности, предполагает расширение элементов платности в использовании объектов транспортной инфраструктуры.
Подход к обособлению транспортных средств с разрешенной массой свыше 12 т и взимание с них платы в счет возмещения вреда при проезде по магистральной сети дорог в настоящее время применяется в нескольких странах Европы (Германии, Австрии, Чехии и др.) в соответствии с Директивой 1999/62/ЕС Европейского парламента и Совета от 17 июня 1999 г. по сборам с грузовых транспортных средств.
Законом N 68-ФЗ с 1 января 2012 г. вводится плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами с разрешенной максимальной массой свыше 12 т, которая будет зачисляться в доход федерального бюджета. Доходы от этой платы также учитываются при определении объема бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда.
Значения разрешенной максимальной массы указанных транспортных средств, зарегистрированных на территории Российской Федерации, составляют от 17 525 до 57 232 кг.
По предварительным расчетам указанная плата из расчета 0,24 руб. с 1 кг массы транспортного средства в год (с учетом коэффициента 0,4 - показателя, характеризующего транспортную работу на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения) будет варьироваться от 4206 до 13 736 руб. в год в зависимости от типа транспортного средства.
Ожидаемые поступления в доход федерального бюджета будут составлять в 2012 г. 3 млрд руб., в 2013 г. - 10 млрд руб. Введение электронной системы контроля за внесением платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами с разрешенной максимальной массой свыше 12 т, позволит увеличить соответствующие поступления в доход федерального бюджета до 60 млрд руб.
Указанные изменения вносятся в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог и входящих в их состав дорожных сооружений, а также обеспечения безопасности дорожного движения, что позволит упорядочить влияние транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, на состояние автомобильных дорог.
Статьей 2 Закона N 68-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях установления административной ответственности за несоблюдение требований законодательства о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами с разрешенной максимальной массой свыше 12 т.
Указанные изменения обусловлены изменениями в Законе N 257-ФЗ, предусматривающими введение с 1 января 2012 г. платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами с разрешенной максимальной массой свыше 12 т.
За несоблюдение требований законодательства о внесении указанной платы предлагается установить следующие виды административных наказаний, применяемых в зависимости от того, впервые или повторно совершено данное правонарушение:
административный штраф:
на водителей, управляющих транспортным средством, при совершении правонарушения впервые в размере 5000 руб.;
на должностных лиц, ответственных за движение транспортного средства, при совершении правонарушения впервые в размере 40 000 руб., за повторное нарушение - 50 000 руб.;
на индивидуальных предпринимателей при совершении правонарушения впервые в размере 40 000 руб., за повторное нарушение - 50 000 руб.;
лишение специального права - права управления транспортными средствами на один месяц при повторном совершении водителем указанного административного правонарушения.
В соответствии с Законом N 68-ФЗ размер административного штрафа за несоблюдение требований законодательства о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами с разрешенной максимальной массой свыше 12 т, в отношении юридических лиц установлен в размере, кратном размеру указанной платы.
Максимальная кратность административного штрафа, установленная Законом N 68-ФЗ, а именно до 25-кратного размера платы в счет возмещения вреда, объясняется максимальным сроком полезного использования механических транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов (до 25 лет).
Временной период платы, взимаемой в счет возмещения вреда, за календарный год обусловлен тем, что вводимая плата будет дифференцироваться в зависимости от времени использования транспортными средствами автомобильных дорог общего пользования федерального значения и устанавливаться на сутки, неделю, месяц, год.
В условиях неопределенности тяжести совершаемого административного правонарушения применен максимальный период, в течение которого владелец или пользователь транспортного средства должны были внести плату, взимаемую в счет возмещения вреда.
С учетом положений ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ размер административного штрафа в зависимости от разрешенной максимальной массы транспортного средства, которая указана в свидетельстве о регистрации транспортного средства, в случае совершенного правонарушения (п. 1 ст. 12.21.3) для юридического лица может составить от 42 060 до 137 360 руб.
В случае повторного совершения административного правонарушения размер административного штрафа для юридического лица может составить от 105 150 до 343 400 руб.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.