Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ В СИСТЕМЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Э.А. РУБАЙЛО
Система правовых актов Российской Федерации представляет собой сложную, разветвленную, иерархически соподчиненную структуру юридических документов, вершина которой - Конституция, задающая правовые ориентиры организации и функционирования всего "дерева" правовых актов в стране. Правовые акты - как нормативные, так и ненормативные, являясь "клеткой нормативно-правового массива" <1>, составляют целостный механизм правового регулирования, обеспечивают воплощение нормотворческой воли в реальных общественных отношениях.
--------------------------------
<1> Тихомиров Ю.А. Управление на основе права. М., 2007. С. 39.
Правовые акты разнообразны как с позиции субъектов их принятия и сфер действия, так и в связи с содержанием в них публичных и частных интересов. Локальные правовые акты занимают особое место в структуре действующих в стране правовых регуляторов. Фактически, находясь на одной из нижних ступеней иерархической лестницы юридических документов, именно они способствуют достижению оптимального баланса между централизованным и децентрализованным управлением.
Локальное регулирование призвано объединить элементы, с одной стороны, общегосударственного централизованного регулирования и, с другой стороны, деятельность разного рода предприятий, организаций, учреждений по самостоятельному решению внутриорганизационных вопросов. Вместе с тем, хотя уровень саморегулирования в локальных нормативных документах высок, их нельзя рассматривать как отдельную, тем более автономную систему правовых документов в отрыве от целостной системы правовых актов. Это вызвано объективной необходимостью сохранения юридической согласованности и целостности нормативной правовой системы, имеющей, как подчеркивает С.С. Алексеев, две стороны: внешнюю - непротиворечивость, систематизированность, недопустимость несогласованных положений; внутреннюю - единство, целостность, подчинение единым юридическим принципам <2>. Таким образом, локальные акты, подчиняясь общим системообразующим правовым принципам, являются неотъемлемой и необходимой составной частью нормативно-правовой системы Российской Федерации, обеспечивают ее структурную целостность и функциональную результативность.
--------------------------------
<2> См.: Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975. С. 10.
Регулятивный потенциал локальных норм при их надлежащем качестве достаточно высок. Вместе с тем теоретико-методологическая основа локального правотворчества в отечественном правоведении разработана пока недостаточно. Даже само понятие локального акта не является устоявшимся и общепризнанным ни в юридической науке, ни в нормотворческой практике. Нуждаются в дальнейшем теоретическом осмыслении и вопросы классификации локальных правовых актов, особенности юридико-технических приемов их подготовки, принятия, систематизации и мониторинга, обеспечения правоприменительной эффективности и др.
В справочной литературе под локализацией (от лат. localis - местный) понимается отнесение чего-либо к определенному месту в пространстве; ограничение распространения какого-либо процесса или явления границами конкретной местности <3>. Прилагательным "локальный" обозначается нечто, свойственное какому-либо месту, не выходящее за установленные пределы <4>. В отечественной юриспруденции впервые достаточно четко о локальных актах более полувека назад сказал Н.Г. Александров: "Нормы трудового права, устанавливаемые законом, указом или постановлением правительства, конкретизируются применительно к задачам и условиям отдельного предприятия в особых локальных актах..." <5>. Локальные акты изначально понимались как результат нормотворчества организаций, предприятий, учреждений в сфере трудовых отношений <6>. При этом справедливо отмечалось, что локальный нормативный акт имеет подзаконный характер и не должен противоречить нормативным документам, принятым вышестоящими органами власти и управления <7>. В целом же категорией "локальное регулирование" охватывалась деятельность по воздействию на поведение людей, составляющих единый коллектив, с помощью норм, выработанных самим же коллективом <8>. Данные концептуальные положения остаются актуальными и во многом отправными в исследовании вопросов локального правотворчества и по сей день. Несомненно и то, что локальное регулирование появилось и объективно существовало в правовой действительности гораздо раньше упоминаний о нем в юридической доктрине и лишь постепенное усложнение общественных отношений и форм их правового опосредования высветило ряд практически значимых и актуальных для научного осмысления тем, среди которых, несомненно, оказалась и проблема "локального права".
--------------------------------
<3> См.: Большая советская энциклопедия. 2-е изд. М., 1954. Т. 25. С. 360.
<4> См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1975. С. 301; Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1982. Т. 2. С. 197.
<5> Александров Н.Г. Трудовое правоотношение. М., 1948. С. 66.
<6> См., например: Левиант Ф.М. Нормативные акты, регулирующие труд рабочих и служащих. Л., 1960; Кленов Е.А. Локальное регулирование внутреннего трудового распорядка на предприятии // Правоведение. 1960. N 4; Каринский С.С. Правовое регулирование заработной платы. М., 1963; Каширин И.Н. О природе и значении локальных норм трудового права // Правоведение. 1970. N 3; Кондратьев Р.И. Локальные нормы трудового права и материальное стимулирование. Львов, 1973; Смолярчук В.И. Источники советского трудового права. М., 1978; Подвысоцкий П.Т. Локальное нормативное регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002; Хныкин Г.В. Локальные нормативные акты трудового права. Иваново, 2004.
<7> См.: Тарасова В.А. Предмет и понятие локальных норм права // Правоведение. 1968. N 4. С. 94.
<8> См.: Антонова Л.И. Локальное правовое регулирование. Теоретическое исследование. Л., 1985. С. 11.
В связи с этим вопросы "встроенности" локальных актов в нормативную правовую систему России и их функциональной значимости вызывают немалый теоретический и прагматический интерес. Это тем более актуально в современных условиях, когда наша страна делает все более уверенные шаги на пути демократизации политической и общественной жизни, развития институтов гражданского общества, изменения направлений и приоритетов в соотношении процессов централизации и децентрализации на разных уровнях государственного, муниципального и корпоративного управления.
В настоящее время на нормотворческом уровне локальные нормы легитимизируются в основном в актах трудового <9> и образовательного права <10>. В иных нормативных правовых актах говорится, например, о принятии локальных актов по осуществлению какой-либо функции различными ведомствами <11>, выполнении целевой программы <12>, порядке работы средств массовой информации <13> и др. В целом же ясной позиции законодателя по отношению к локальным актам пока не прослеживается, их понятие нормативно не закреплено. С уверенностью можно сказать только то, что под данным термином понимаются, как правило, внутренние документы какой-либо организации, предприятия или учреждения.
--------------------------------
<9> Трудовой кодекс РФ (ст. 8, 12, 15, 20, 22, 26, 33, 53, 56, 57, 59, 68, 70, 74, 80, 81, 88, 94, 96, 97, 101, 105, 112 и др.).
<10> См.: Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (ст. 13, 32, 50) // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150.
<11> См., например: Приказ Минфина РФ от 31 декабря 2008 г. N 156н "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы страхового надзора по исполнению государственной функции осуществления контроля и надзора за соблюдением страховыми организациями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части, относящейся к компетенции Службы" // РГ. 2009. 10 июня; Приказ Минфина РФ от 31 декабря 2008 г. N 151н "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы страхового надзора по исполнению государственной функции принятия решения об ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий субъектов страхового дела, за исключением страховых актуариев" // БНА. 2009. N 19; Приказ Минобрнауки РФ от 22 августа 2008 г. N 243 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению надзора за исполнением законодательства Российской Федерации в области образования" // БНА. 2008. N 47.
<12> См.: Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" // СЗ РФ. 1995. N 28. Ст. 2669.
<13> См.: Устав федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (утв. Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1998 г. N 844) // СЗ РФ. 1998. N 32. Ст. 3895.
Вместе с тем, в силу того что понятие локального акта не является достаточно определенным, в доктрине появляются, например, мнения о том, что применяемое в ТК РФ и специальной литературе понятие "локальный" является весьма абстрактным и не определяющим субъекта правотворчества, в связи с чем в ст. 8 ТК РФ, а также в научный оборот предлагается ввести такое понятие, как "нормативные правовые акты работодателей, содержащие нормы трудового права" <14>. Действительно, в трудовом праве под локальными нормативными правовыми актами традиционно подразумевается принятое в организации в установленном порядке и санкционированное государством правило поведения субъектов трудового правоотношения, регулирующее основные условия труда работников данной организации <15>. Следует отметить, что локальное нормотворчество в науке трудового права рассматривается как один из каналов создания норм трудового права "низового" уровня.
--------------------------------
<14> См.: Ершова Е.А. Классификация и система форм российского трудового права // Трудовое право. 2007. N 11. С. 30.
<15> См., например: Рогалева Г.А. Локальное регулирование условий труда и система источников трудового права. М., 2003; Букреева Е.Н. Локальные правовые акты о труде как источники трудового права России в современных условиях: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007; Царенко Ю.В. Правила внутреннего трудового распорядка и другие локальные нормативные акты. М., 2007.
Однако понимание локальных актов не следует сводить исключительно к сфере действия трудового права. Дело в том, что рассматриваемая разновидность правовых документов не ограничивается только отношениями между работником и работодателем (что составляет прерогативу трудового права), часто она направлена на решение более широкого круга внутриорганизационных вопросов - от определения в уставе целей деятельности организации как таковой до закрепления перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, и т.д. При этом понятием локального нормотворчества, как правило, охватывается и процесс создания корпоративных актов <16>, которые не ограничиваются решением вопросов, входящих в сферу только трудовых правоотношений. Таким образом, предпочтительным видится использование словосочетания "локальный акт" как наиболее устоявшегося в правовой доктрине, признанного законодателем и в наибольшей степени соответствующего цели и функциям локального нормотворчества и многообразию форм его проявления.
--------------------------------
<16> См., например: Кашанина Т.В. Корпоративное (внутрифирменное) право. М., 2003; Она же. Юридическая техника в сфере частного права (корпоративное и договорное нормотворчество). М., 2009; Потапов В.А. Корпоративные нормативные акты как вид локальных актов: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.
Локальные акты как специфические документы децентрализованного саморегулирования занимают особое место в системе нормативных правовых актов России. Так, производный от законодательства характер локальных правовых актов проявляется в том, что они возникают в силу непосредственного указания закона <17>. В связи с этим в правоведческой литературе подчеркивается, что по юридической силе они "уступают всем другим нормативным актам и имеют особую правовую природу" <18>, в целом "слабее" ведомственных актов и актов местного самоуправления <19>. Справедливость данных утверждений объясняется необходимостью соблюдения принципа иерархической соподчиненности структурных элементов системы нормативных правовых актов, обеспечивающих сохранение приоритета законодательных актов над иными нормативными юридическими документами, другими словами - превалирующего значения "централизованных" актов перед актами самоуправления.
--------------------------------
<17> См.: Пытикова Т.А., Бошно С.В. Правовая природа и признаки локальных правовых актов // Юрист. 2006. N 5. С. 9.
<18> Архипов С.И. Понятие и юридическая природа локальных норм права // Правоведение. 1987. N 1. С. 32.
<19> См.: Тихомиров Ю.А. Управление на основе права. С. 45.
Главной задачей правового опосредования корпоративных отношений является достижение оптимального сочетания частноправового и публично-правового регулирования <20>. Это обусловлено тем, что деятельность корпорации не ограничивается решением только внутренних вопросов - должны быть обеспечены не только интересы ее участников, но и публичные интересы "посредством удовлетворения общественных благ" <21>. В то же время и частные интересы в установленных пределах должны получать признание и поддержку государства. Нахождение баланса этих "полюсов" социальных притязаний особенно важно в современных условиях в связи с необходимостью поступательного решения провозглашенных в Конституции РФ задач построения демократического правового государства и развития институтов гражданского общества.
--------------------------------
<20> См.: Гущин В.В., Порошкина Ю.О., Сердюк Е.Б. Корпоративное право: Учебник. М., 2006. С. 72 - 73.
<21> Кирилловых А.А. Сущность и природа локального регулирования деятельности корпорации // Законодательство и экономика. 2008. N 8. С. 43.
Зависимость норм локального регулирования от норм, установленных на государственном уровне, объясняется тем, что формирование правового массива должно осуществляться с учетом иерархии правовых норм как по уровню (федеральный - региональный - местный), так и с точки зрения правоприменения. При этом государственное регулирование закладывает основу для создания норм более низкого уровня <22>. Вместе с тем, как представляется, существует и обратное влияние - влияние локального нормотворчества на общегосударственное, что проявляется в механизме так называемого опережающего регулирования. Государство не всегда оперативно реагирует на появление новых общественных отношений и правовых вопросов, что связано с протяженностью во времени законотворческого процесса - от формирования идеи до опубликования и вступления в силу законодательного акта проходит, как правило, довольно значительный срок. В этом смысле по сравнению с законодательным органом у локального нормоустановителя в пределах его компетенции гораздо больше возможностей своевременного юридического оформления и разрешения возникающих правовых ситуаций в соответствии с постоянно изменяющимися условиями общественной жизни.
--------------------------------
<22> См.: Кирилловых А.А. Указ. соч. С. 44.
В юридической науке справедливо подчеркивается, что корпоративные нормы не должны быть ретроспективными, т.е. отражать только уже существующие отношения. Необходимо также учитывать появление в будущем новых форм отношений и вопросов, которые предстоит разрешить участникам хозяйственного оборота <23>. Т.А. Сошникова в связи с этим отмечает, что локальные нормативные правовые акты могут не только регулировать сложившиеся в организации отношения, но и осуществлять опережающее регулирование (способствовать правовому оформлению желательных для работодателя отношений). Так, например, при отсутствии в организации бригадных форм организации и оплаты труда работодатель может создать правовую базу для возникновения новых отношений по организации и управлению трудом на основе бригадного подряда <24>. Возможность осуществления опережающего нормативного регулирования на локальном уровне практически значима еще и потому, что позволяет обнаруживать и своевременно преодолевать пробелы и коллизии "вышестоящего" правового массива в правовом регулировании вопросов внутриорганизационного значения.
--------------------------------
<23> См.: Лавров М.В. О проблемах развития правового регулирования в сфере корпоративных отношений и корпоративного контроля // Юрист. 2006. N 9. С. 27.
<24> См.: Сошникова Т.А. Взаимодействие работодателя и представительных органов работников при принятии локальных нормативных правовых актов // Трудовое право. 2009. N 12. С. 100.
В большинстве случаев результатом любой юридической деятельности, если понимать ее как систему действий, является определенный акт. В науке различают акт как юридическое действие и акт как документ, в котором данное действие получает свое внешнее выражение <25>. В сфере правотворчества под актами, как правило, понимаются особого рода документы, в письменном виде и в соответствии с определенными правилами юридической техники закрепляющие соответствующие правовые предписания. Правовые акты могут быть как нормативными, так и ненормативными, а также различаться по субъектам и по способам принятия, по своей юридической силе и т.п.
--------------------------------
<25> См.: Александров Н.Г. Применение норм советского социалистического права. М., 1958. С. 9.
Локальные акты, обладая общими свойствами юридических документов, имеют и собственные черты. В числе общих признаков локальных нормативных актов называются: нормотворческий характер; издание органами компании в пределах своей компетенции; документальная форма; соответствующие реквизиты; непротиворечие законодательству и локальным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу <26>. Это вполне соотносится с выводом Ю.А. Тихомирова о появлении нового типа норм - актов самоуправления, обладающих свойствами самообязанности, добровольности и заинтересованности в принятии и реализации решения; коллегиальной основой принятия; формированием и выражением общей воли на основе согласования публичных и частных интересов; самоответственностью <27>. Важно в связи с этим и то, что локальные акты, как правило, принимаются в согласительно-договорном порядке <28> при обеспечении комплексного сочетания принципов государственного и договорного правового регулирования <29>. Ответственность за неисполнение предписаний локальных актов устанавливается на низовом внутриорганизационном уровне, а также в необходимых случаях и с учетом тяжести нарушений обеспечивается мерами государственного принуждения. При этом в локальном регулировании, в силу его особого места в правовом механизме, существуют множественные связи подчинения и согласования как с внешними, так и с внутренними правовыми актами. Заметим, что указанные признаки отражают две основные стороны локального нормотворчества: борьбу и единство публичных и частных интересов.
--------------------------------
<26> См.: Химичук Е.В., Соколов А.Ю. Роль локального нормотворчества в деятельности компании // Право и экономика. 2008. N 7. С. 34.
<27> См.: Тихомиров Ю.А. Право и саморегулирование // Журнал российского права. 2005. N 9. С. 89.
<28> См.: Самигуллин В.К. Локальные нормы и их виды // Правоведение. 1976. N 2. С. 42.
<29> См.: Подвысоцкий П.Т. Указ. соч. С. 9.
Доктрина корпоративного права включает в число норм, устанавливаемых органами управления корпорацией, обязательные правила для участников корпорации, охраняемые силой корпоративного принуждения, а при его недостаточности опирающиеся на силу государственного принуждения <30>. В широком смысле под корпоративными нормами понимаются "внутриорганизационные правила, регламентирующие отношения между участниками различных объединений людей, созданных для осуществления того или иного вида социальной деятельности" <31>. При этом подчеркивается, что в некоторых случаях локальные нормы действуют на уровне корпорации независимо от признания их государством, в определенных же обстоятельствах они могут получить "публичную легализацию" <32>. В связи с этим представляется, что признание локальных норм со стороны государства может осуществляться в двух формах: 1) прямое предписание закона о регулировании тех или иных вопросов при помощи локальных актов; 2) последующее признание юридического значения локальных актов со стороны государственных органов, например при рассмотрении соответствующих дел, споров в судебном или административном порядке.
--------------------------------
<30> См.: Гущин В.В., Порошкина Ю.О., Сердюк Е.Б. Указ. соч. С. 80.
<31> Лапаев Д.Ю. Взаимодействие права и корпоративных норм: на примере регулирования организации деятельности коллективов сотрудников ОВД и ФСИН РФ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2008. С. 7.
<32> См.: Кирилловых А.А. Указ. соч. С. 44.
При принятии органами управления организацией, предприятием или учреждением решений внутриорганизационного уровня необходимо ориентироваться на тот немаловажный факт, что правовые формы и организационные методы управления коллективами "...не могут не учитывать психологической основы деятельности каждого рабочего и служащего, а также социальной и психологической стороны отношений, которые устанавливаются в малых группах коллектива" <33>. "Человеческое" измерение локального регулирования объясняется тем, что именно на уровне предприятий "...происходит соединение рабочей силы со средствами производства" <34>, при этом личность должна рассматриваться не только как реализатор, но и как цель правового регулирования <35>. Здесь должны приниматься во внимание мотивы, заинтересованность человека в его профессиональной деятельности, использоваться в качестве побуждения к трудовой активности такие специфические методы правового регулирования, как стимулирование, поощрение, гарантирование. В правовых исследованиях советского периода, например, отмечалось, что развитие коллективной заинтересованности зависит от индивидуальных форм стимулирования и в связи с этим обосновывалась целесообразность применения коэффициента трудового участия и иных объективных методов учета трудовой активности <36>. Представляется, что данные предложения актуальны и вполне практически применимы в настоящее время.
--------------------------------
<33> Управление, социология, право / Отв. ред. И.В. Павлов, В.П. Казимирчук. М., 1971. С. 240 - 241.
<34> Якушев В.С. Правовое регулирование внутрихозяйственных отношений // Антология уральской цивилистики. 1925 - 1989: Сб. ст. М., 2001. С. 414.
<35> Новик Ю.И. Психологические проблемы правового регулирования. М., 1989. С. 14.
<36> См.: Хныкин Г.В. Правовые стимулы трудовой активности членов производственных бригад: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1984. С. 10.
С учетом сказанного подчеркнем, что результаты правового регулирования, его эффективность во многом зависят от того, насколько учитываются и используются психологические факторы, влияющие на познание и понимание субъектами правоотношений правовых норм, усвоение содержащихся в них предписаний, формирование позитивного отношения к ним, готовность соотносить и сообразовывать с ними свое правовое поведение и взаимоотношения в системе социально-правовых связей <37>. При этом универсальной идеей разрешения противоречий между частными и публичными интересами в области прав человека ученые справедливо называют конституционализм, означающий, что "власть действует на основании закона и в рамках закона" <38>. Данный принцип является отправным и в локальном правовом регулировании. Кроме того, внутриорганизационная юридическая деятельность не должна нарушать особенно значимые с точки зрения гарантирования естественных прав и свобод человека базовые правовые принципы справедливости, гуманизма и социального равенства.
--------------------------------
<37> См.: Новик Ю.И. Указ. соч. С. 3 - 4.
<38> Нудненко Л.А. Принцип сочетания частных и публичных интересов - высшая конституционная ценность // Конституционные ценности: Материалы Международной научно-теоретической конференции 4 - 6 декабря 2008 г.: В 2 т. Т. 1 / Под ред. Я.В. Витрука, Л.А. Нудненко. М., 2009. С. 214.
С точки зрения работников организации, значение локальных нормативных актов состоит, с одной стороны, в том, что они не могут ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашением. Локальные нормативные акты иерархически находятся внизу нормативной правовой системы, и если такой акт ухудшает положение работника или введен в действие без учета в необходимых случаях мнения представительного органа работников, то он является недействительным и не подлежит применению с момента принятия <39>. С другой стороны, локальный правовой акт может улучшать положение участников правоотношений, устанавливать дополнительные гарантии реализации их прав. В этом заключается положительный регулятивный потенциал данных документов и гуманистическая составляющая локального нормотворчества как такового.
--------------------------------
<39> См.: Сошникова Т.А. Указ. соч. С. 101.
В локальных актах, как и в других юридических документах, должен быть обеспечен всесторонний учет интересов, прав и свобод человека и гражданина. Акцент при этом следует делать на принцип свободного творческого и профессионального развития личности работника. Каждому работнику должны быть обеспечены, в том числе при помощи средств локального регулирования, права на достойные и безопасные условия труда и постоянное совершенствование профессиональных навыков.
С учетом того что во внутрихозяйственных отношениях "объективно выражена динамика оперативного управления" <40>, определенную упорядочивающую роль могут сыграть стандартные акты, формализующие и унифицирующие порядок выполнения определенной трудовой функции. В целом же закрепление наиболее целесообразного порядка выполнения типичных управленческих действий отвечает задаче совершенствования управления <41>. В связи с этим главные задачи управления на уровне организации, предприятия или учреждения - улучшение качества и повышение эффективности локальных актов, а также нахождение разумного баланса между государственным регулированием и саморегулированием.
--------------------------------
<40> Якушев В.С. Указ. соч. С. 420.
<41> См.: Управленческие процедуры / Отв. ред. Б.М. Лазарев. М., 1988. С. 220.
Сложность и многоаспектность локального правотворчества заключается в том, что оно затрагивает отдельные грани разных отраслей права, прежде всего трудового (вопросы организации труда на предприятии, в организации или учреждении), гражданского (статус и организация деятельности хозяйствующих субъектов) и административного (с точки зрения управления). В целом локальное регулирование по своему юридическому содержанию представляет собой комплексный межотраслевой правовой институт, особый вид юридической деятельности, органично объединяющий частноправовые и публично-правовые начала и являющийся необходимым элементом действующего в стране правового механизма.
Следует продолжить разработку детальной и непротиворечивой научной теоретико-правовой (надотраслевой) основы локального правотворчества, призванной найти и обеспечить оптимальные формы и методы локального регулирования с учетом постоянных социальных изменений, а также модификаций и реформ в политической и экономической сферах страны.
Подытоживая сказанное, сделаем вывод: локальные акты занимают особое место в системе правовых актов Российской Федерации, обусловленное децентрализованным характером локального регулирования и его приближенностью к условиям деятельности каждой конкретной организации, предприятия или учреждения. При этом локальные нормы максимально близки и каждому человеку, задействованному во внутриорганизационных отношениях. Таким образом, локальное нормотворчество предстает в трех измерениях: государственном, организационном и личностном. В этом заключается как сложность локального регулирования, так и его значительный нормативно-функциональный потенциал и возможности совершенствования, на чем и следует сосредоточить основное внимание юридической науки.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.