Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Налоговое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
А.П. ТЕРЕХИНА
Российское налоговое законодательство развивается в сложных, противоречивых условиях, испытывая на себе действие ряда позитивных и негативных факторов. Это находит отражение в экономической политике в целом и ее составляющей - налоговой политике.
В основе формирования налоговой политики любого государства лежат две взаимоувязанные методологические посылки: использование налоговых платежей для формирования доходной части бюджетов различных уровней, что является решением фискальных задач государства, и использование налогового инструмента в качестве косвенного метода регулирования экономической деятельности. Разумный паритет функций налогообложения и определяет эффективность всей налоговой политики в целом. Налоговая система как область приложения действия налоговой политики является своеобразным индикатором принимаемых решений.
Сегодня решены не все задачи, поставленные в ходе налоговой реформы, в связи с чем требуется внесение поправок в законодательство о налогах и сборах. Поэтому эта отрасль законодательства будет динамично изменяться. Чтобы избежать хаотичности в принятии решений в вопросах налогообложения и придать данному процессу плановый характер, Министерство финансов РФ в 2007 г. впервые разработало документ, определяющий концептуальные подходы формирования налоговой политики в стране на трехгодичный плановый период 2008 - 2010 гг. Этот документ получил свое продолжение.
В рамках реализации основных направлений налоговой политики вносятся плановые изменения в законодательство о налогах и сборах, касающиеся отдельных видов налогов.
В ходе реализации основных направлений налоговой политики на трехгодичный плановый период 2008 - 2010 гг. внесены существенные изменения в законодательство о налогах и сборах, касающиеся налогообложения физических лиц.
Изменения, внесенные в законодательство о налогах и сборах, вступили в действие с 1 января 2009 г.
В первую очередь необходимо отметить, что увеличены налоговые вычеты.
1. Увеличен предельный размер доходов для предоставления стандартного налогового вычета в сумме 400 руб. Вычет в размере 400 руб. за каждый месяц начиная с 2009 г. предоставляется работникам до тех пор, пока их доход за год не превысит 40 тыс. руб., а не 20 тыс. руб., как ранее (подп. 3 п. 1 ст. 218 НК РФ).
В письме Минфина России от 6 мая 2008 г. N 03-04-06-01/118 дано разъяснение, что, если в течение отдельных месяцев налогового периода размер стандартных налоговых вычетов окажется больше суммы доходов, облагаемых налогом по ставке 13%, разница между этими суммами переносится на следующие месяцы. Если в отдельные месяцы у налогоплательщика вообще не было доходов, стандартные налоговые вычеты накапливаются с начала налогового периода. Таким образом, работнику, которому в течение определенного срока не выплачивалось денежное содержание, организация вправе предоставить стандартные налоговые вычеты за каждый месяц налогового периода, начиная с первого месяца этого срока.
2. Размер имущественного налогового вычета, предоставляемого физическим лицам при новом строительстве либо приобретении жилья, увеличен до 2 млн. руб. (абз. 13 подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ). Действие этой нормы распространено на отношения, возникшие с 1 января 2008 г. (п. 6 ст. 9 Федерального закона от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ). Из этого следует, что физические лица при подаче в 2009 г. заявления на вычет за 2008 г. могут указать новый, повышенный размер вычета.
В соответствии с письмом Минфина России от 2 апреля 2007 г. N 03-04-06-01/103, если данный налоговый вычет в 2008 г. предоставлялся физическому лицу работодателем в порядке п. 3 ст. 220 НК РФ, его остаток (разницу между 2 млн. руб. и суммой вычета, предоставленной работодателем) можно получить либо в общем порядке, подав заявление в инспекцию (абз. 4 п. 3 ст. 220 НК РФ), либо в следующем году у работодателя на основании уведомления, выданного налоговым органом.
Если договор долевого участия заключен до 1 января 2008 г., а свидетельство о праве собственности получено после 1 января 2008 г., согласно подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, а также письму Минфина России от 7 сентября 2007 г. N 03-04-05-01/296, право применения имущественного налогового вычета при строительстве либо приобретении жилья не ограничивается только тем периодом, когда были произведены соответствующие расходы. Воспользоваться имущественным вычетом налогоплательщик может при наличии у него либо акта приема-передачи квартиры, либо свидетельства о праве собственности. Таким образом, если акт приема-передачи квартиры или свидетельство о праве собственности датированы 2008 г., то право на вычет возникает в 2008 г. (несмотря на то что заключен договор долевого участия и произведена оплата ранее). Поэтому налогоплательщик вправе воспользоваться имущественным вычетом в 2008 г. в сумме 2 млн. руб. Такой же вывод сделал Минфин России в письме от 23 марта 2009 г. N 03-04-05-01/135.
3. Увеличен предельный размер стандартного вычета на несовершеннолетних детей с 600 до 1000 руб., а также размер доходов для его предоставления увеличен с 40 тыс. до 280 тыс. руб. (подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).
В состав лиц, имеющих право на получение стандартного налогового вычета, также включены супруг (супруга) приемного родителя. Предусмотрено, что по соглашению между родителями (приемными родителями) одному из них стандартный налоговый вычет на детей может предоставляться в двойном размере, а другому родителю - не предоставляться вовсе. Для этого один из родителей должен написать заявление об отказе от получения налогового вычета. В новой редакции Налогового кодекса РФ не указано, кому должно подаваться данное заявление. Вероятно, его нужно представить и по месту работы того родителя, который будет получать вычет в двойном размере, и по месту работы родителя, отказавшегося от вычета. Кроме того, законодательство не обязывает родителя, который отказался от стандартного налогового вычета, представлять документы от работодателя, подтверждающие, что такой родитель не получает вычета по месту своей работы.
Поправки также коснулись предоставления стандартного налогового вычета на детей в двойном размере. Если ранее такой вычет предоставлялся одинокому родителю (им признавался один из родителей, не состоящий в зарегистрированном браке), то с 2009 г. налоговый вычет в двойном размере будет предоставляться только единственному родителю (опекуну, попечителю).
В письме от 11 января 2009 г. N 03-04-08-01/1 Минфин России разъяснил, что отказаться от стандартного вычета на ребенка налогоплательщик может только при наличии права на него. Следовательно, если родитель не работает и не получает иных доходов (облагаемых по ставке 13%), он не имеет права на получение указанного вычета и, соответственно, не может передать свой вычет другому родителю. Указанная позиция также представлена в письмах Минфина России от 27 февраля 2009 г. N 03-04-05-01/85, от 27 февраля 2009 г. N 03-04-05-01/86, от 5 марта 2009 г. N 03-04-06-01/52.
Существует мнение, что, несмотря на то что один из родителей не работает и не имеет иных доходов (облагаемых по ставке 13%), он вправе отказаться от получения стандартного вычета на ребенка в пользу супруга (супруги). Второй родитель будет каждый месяц получать удвоенный вычет до достижения его дохода с начала налогового периода 280 тыс. руб. В данном случае претензий со стороны налоговых органов не избежать. Учитывая неопределенность в рассматриваемом вопросе, налогоплательщик может сослаться на п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в его пользу.
Кроме того, отказаться от стандартного вычета в пользу супруга (супруги) может также и родитель, доходы которого превышают 280 тыс. руб.
Аналогична ситуация с родителями, которые являются индивидуальными предпринимателями и применяют спецрежим (УСН, ЕНВД). Физические лица, перешедшие на УСН или ЕНВД, освобождаются от обязанностей по уплате НДФЛ только в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26 НК РФ), по иным доходам они должны уплачивать НДФЛ и, следовательно, считаются налогоплательщиками (независимо от наличия или отсутствия иных доходов). Однако впоследствии Минфин России и налоговые органы, возможно, будут настаивать на том, что родитель, отказывающийся от стандартного вычета, если он осуществляет деятельность с применением УСН или ЕНВД, не может передать свое право на вычет, поскольку отсутствует доход, облагаемый по ставке 13% (п. 3 ст. 210 НК РФ).
Министерство финансов РФ разъяснило, что понятие "единственный родитель" означает отсутствие второго родителя у ребенка (письма Минфина России от 17 декабря 2008 г. N 03-04-06-01/374, от 31 декабря 2008 г. N 03-04-06-01/399, от 19 января 2009 г. N 03-04-05-01/14, от 26 февраля 2009 г. N 03-04-05-01/76, от 27 февраля 2009 г. N 03-04-05-01/83).
Следовательно, право на получение стандартного налогового вычета в двойном размере имеют родители, признаваемые единственными в следующих случаях:
мать, если ребенок рожден вне брака и отцовство не установлено (в свидетельстве о рождении ребенка отсутствует запись об отце);
приемный отец, который на момент усыновления (удочерения) не состоит в браке;
опекун, попечитель, воспитывающие детей без матери;
один из родителей умер;
один из родителей признан безвестно отсутствующим.
При этом отмечается, что с месяца, следующего за вступлением единственного родителя в брак, удвоенный вычет не предоставляется независимо от факта усыновления (удочерения) ребенка.
В соответствии с письмами Минфина России от 25 ноября 2008 г. N 03-04-05-01/443, от 3 марта 2009 г. N 03-04-05-01/98, от 3 марта 2009 г. N 03-04-05-01/99 стандартный вычет в двойном размере не будет предоставляться в случае, если брак между родителями расторгнут или ребенок рожден у родителей, не состоящих в зарегистрированном браке.
Ряд изменений законодательства о налогах и сборах в части налогообложения физических лиц также касается следующих вопросов.
Не облагаются НДФЛ взносы на софинансирование пенсионных накоплений, а также взносы работодателя, уплачиваемые в пользу застрахованного лица.
Данные изменения, касающиеся порядка перечисления дополнительных страховых взносов, начали действовать с 1 января 2009 г. (ст. 9 Федерального закона от 30 апреля 2008 г. N 55-ФЗ).
Дополнительные страховые взносы могут уплачиваться физическим лицом либо самостоятельно, либо через работодателя (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ). Работодатель, получивший заявление об уплате дополнительных взносов от своего сотрудника, в течение трех рабочих дней направляет это заявление в территориальный орган ПФР по месту регистрации в качестве страхователя и с 1-го числа следующего месяца после получения заявления удерживает и перечисляет дополнительные взносы (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ). Для граждан, уплачивающих дополнительные взносы, предусмотрена государственная поддержка в виде добавления из федерального бюджета в течение 10 лет суммы, не превышающей 12 тыс. руб. в год (ст. 12, 13 Федерального закона от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ).
Для целей НДФЛ доходом работника не признаются:
уплачиваемые в рамках государственной поддержки взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений (п. 38 ст. 217 НК РФ);
взносы работодателя в пределах не более 12 тыс. руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы (п. 39 ст. 217 НК РФ).
Сумма уплаченных физическим лицом дополнительных страховых взносов в размере фактических расходов на накопительную часть трудовой пенсии включается в состав социального налогового вычета по НДФЛ (подп. 5 п. 1 ст. 219 НК РФ). В связи с этим предельный размер социального налогового вычета увеличен со 100 тыс. до 120 тыс. руб. (п. 2 ст. 219 НК РФ). Для получения вычета физическому лицу потребуется представить либо документы, подтверждающие его фактические расходы на уплату дополнительных взносов, либо справку налогового агента об удержанных и перечисленных взносах. Форму этой справки должна утвердить ФНС России.
Взносы работодателя, уплаченные за застрахованного лица, в пределах не более 12 тыс. руб. в год на каждого работника не облагаются ЕСН (подп. 7.1 п. 1 ст. 238 НК РФ). Кроме того, такие взносы не учитываются при налогообложении прибыли, но в размере, не превышающем 12% от суммы расходов на оплату труда (абз. 1, 7 п. 16 ст. 255 НК РФ).
Организации признаются налоговыми агентами при вручении физическим лицам подарков, облагаемых НДФЛ.
С 2008 г. при получении доходов в денежной и натуральной форме в порядке дарения НДФЛ должны были уплачивать сами физические лица - это следовало из нового подп. 7 п. 1 ст. 228 НК РФ. В письме от 8 октября 2008 г. N 03-04-06-01/295 Минфин России подтвердил, что в данном случае организации при выдаче физическим лицам (как работникам, так и не работникам) подарков налоговыми агентами не являются.
Поправки в подп. 7 п. 1 ст. 228 НК РФ устанавливают, что физические лица обязаны самостоятельно уплачивать налог только по тем облагаемым НДФЛ подаркам, которые они получают от иных физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Заметим, что согласно п. 18.1 ст. 217 НК РФ доходы, полученные в порядке дарения от физических лиц, облагаются НДФЛ лишь тогда, когда дарится недвижимое имущество, транспортные средства, акции, доли и паи, и если при этом одаряемый и даритель не являются близкими родственниками.
Следовательно, с 2009 г. при выдаче физическим лицам подарков, облагаемых НДФЛ (стоимостью более 4000 руб. - п. 28 ст. 217 НК РФ; напомним, что подарки меньшей стоимостью НДФЛ не облагаются), организации и индивидуальные предприниматели вновь признаются налоговыми агентами, а значит, обязаны удерживать налог, вести учет данных доходов и подавать сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ.
Учитывая изменения, внесенные в подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ, с 1 января 2009 г. физические лица должны уплачивать налог самостоятельно не только при реализации находящегося у них в собственности имущества, но и при продаже имущественных прав.
Ранее организации при покупке у физических лиц долей в уставном капитале должны были исполнять обязанности налоговых агентов и удерживать НДФЛ из выплачиваемых доходов, поскольку доля в уставном капитале является имущественным правом, а не имуществом, и к доходам от ее продажи подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ не применялся. Такие разъяснения давались и Минфином России (письма от 29 июля 2008 г. N 03-04-05-01/280, от 11 июня 2008 г. N 03-04-06-01/165), и ФНС России (письмо от 13 сентября 2007 г. N 04-2-05/002286), хотя в судебной практике встречались противоположные судебные решения (см. об этом в Энциклопедии спорных ситуаций по НДФЛ, ЕСН, взносам). Теперь же при покупке у физического лица доли в уставном капитале организация не является налоговым агентом.
Доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах определяется исходя из 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Расчет дохода физических лиц в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами налоговый агент будет производить исходя из 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ, а не 3/4 от этой ставки.
Согласно подп. 1 п. 2 ст. 212 НК РФ в новой редакции, если заем (кредит) выдан в рублях, налоговая база по материальной выгоде определяется как превышение суммы процентов, рассчитанной исходя из 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ, применяющейся на дату фактического получения дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора. Снижение используемого в расчетах показателя с 3/4 до 2/3 от ставки рефинансирования повлечет уменьшение налоговой базы и снижение суммы налога.
При расчете дохода в виде процентов по рублевым вкладам в банках ставка рефинансирования ЦБ РФ увеличивается на пять процентных пунктов.
Ранее размер дохода в виде процентов по рублевым вкладам в банках определялся как превышение суммы процентов, начисленной по условиям договора, над суммой процентов, рассчитанной исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в течение периода, за который начислены проценты. С 2009 г. при данных расчетах ставка рефинансирования должна увеличиваться на пять процентных пунктов (ст. 214.2 НК РФ).
Соответственно, налоговая база в отношении данных доходов будет меньшей. Если же проценты выплачиваются в пределах сумм, которые рассчитаны исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на пять пунктов, НДФЛ не уплачивается вовсе. Не облагается НДФЛ также доход, если проценты превышают данную увеличенную ставку, но на момент заключения либо продления договора превышения не было, в течение периода начисления процентов их размер не повышался и с момента, когда процентная ставка по рублевому вкладу превысила ставку рефинансирования, увеличенную на пять процентных пунктов, прошло не более трех лет (п. 27 ст. 217 НК РФ).
Согласно п. 35 и 36 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ суммы, получаемые физическими лицами из бюджетных средств на возмещение затрат (или их части) на уплату процентов по займам (кредитам), а также предоставленные из бюджетов средства на приобретение или строительство жилья.
Положения п. 35 ст. 217 Кодекса распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 г., а п. 36 - с 1 января 2008 г.
Статья 3 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 158-ФЗ распространяет действие данных норм на период с 1 января 2005 г. (физические лица, получившие такие доходы ранее и уплатившие с них налог, вправе подать уточненные декларации за предыдущие периоды). В то же время эти правила не применяются в отношении налогоплательщиков, которые со средств на приобретение или строительство жилого помещения, предоставленных из бюджета, до 1 января 2008 г. уплатили налог и получили имущественный налоговый вычет, установленный подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ.
Не облагаются НДФЛ суммы платы за обучение работников и возмещения им затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение или строительство жилья.
Не облагаются НДФЛ:
суммы платы за обучение физического лица по основным и дополнительным общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку в российских образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, либо в иностранных образовательных учреждениях, имеющих соответствующий статус (п. 21 ст. 217 НК РФ);
суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение или строительство жилья, которые включаются в расходы по налогу на прибыль (п. 40 ст. 217 НК РФ).
Следует отметить, что в отношении платы за обучение для целей НДФЛ не имеет значения, учитывается эта сумма в расходах по налогу на прибыль или нет.
Для работодателей данные суммы не будут облагаться ЕСН, если они учитываются в расходах по налогу на прибыль (подп. 16 и 17 п. 1 ст. 238 НК РФ).
В отношении возмещения затрат по процентам освобождение от уплаты НДФЛ и ЕСН будет действовать до 1 января 2012 г.
Не облагается НДФЛ бесплатно предоставленное в собственность военнослужащих жилье.
Федеральным законом от 1 декабря 2008 г. N 225-ФЗ внесен ряд поправок в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", а также другие законодательные акты Российской Федерации. Изменения затронули и ст. 217 НК РФ, которая была дополнена п. 41: НДФЛ не облагаются жилые помещения, предоставленные в собственность бесплатно в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Данное положение вступило в силу со 2 января 2009 г.
Анализ поправок дает нам право сделать вывод: все изменения законодательства о налогах и сборах, касающиеся налогообложения физических лиц, направлены на снижение налоговой нагрузки для физических лиц, создание благоприятных условий для формирования добровольных пенсионных накоплений с привлечением государственного софинансирования, поддержку граждан, оказавшихся в трудных финансовых условиях, имеющих задолженность по ипотечным кредитам.
В соответствии с разработанными Министерством финансов РФ Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 гг. в период 2010 - 2012 гг. ожидается совершенствование законодательства в сфере налогообложения физических лиц.
В рамках реализации Основных направлений предлагается в период 2010 - 2012 гг. в целях снижения административной нагрузки на налогоплательщиков освободить физических лиц от обязательного представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в случае, если доходы налогоплательщика освобождаются от налогообложения. Урегулировать упрощение порядка заполнения налоговой декларации по НДФЛ, причем не только за счет изменений в законодательстве о налогах и сборах, но путем издания простых и понятных инструкций для налогоплательщиков по ее заполнению, включая случаи, когда налогоплательщики имеют право на получение имущественного вычета при реализации имущества в размере полученных доходов (налоговых обязательств перед бюджетом не возникает, однако для реализации права на вычет требуется представление налоговой декларации).
В настоящее время много сложностей возникает при обложении НДФЛ выплачиваемых доходов работнику за конкретный период, когда изменяется статус резидентства. Для разрешения данной ситуации существует необходимость уточнить определение налогового резидентства физических лиц, в перспективе - предоставление возможности определения налогового резидентства на основании центра жизненных интересов физического лица. Предполагается также внесение в гл. 23 НК РФ инструмента предварительного резидентства, в соответствии с которым при определенных условиях физическое лицо может быть признано налоговым резидентом Российской Федерации с момента прибытия на территорию Российской Федерации. Невыполнение указанных условий при этом влечет возврат к общим правилам определения налогового резидентства с перерасчетом налога. Реализация данного предложения позволит в определенных случаях взимать налог на доходы физических лиц с момента получения дохода по ставке 13%.
Предполагается также закрепление НК РФ сложившегося подхода к налогообложению операций физических лиц с российскими депозитарными расписками как нового вида эмиссионных ценных бумаг; конкретизация правил налогообложения налогом на доходы физических лиц при осуществлении операций по конвертации Американских депозитарных расписок (ADR) и Глобальных депозитарных расписок (GDR) в акции и обратно (из акций в депозитарные расписки).
Планируется также введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Налоговое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.