Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
О ПОНЯТИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
А.В. ПЕТРЕНКО
Ущерб от выявленных 275 тыс. экономических преступлений, по данным начальника Следственного комитета (СК) при МВД России А.В. Аничина, в 2010 г. составил более 176 млрд. руб. "Согласно статистике, более 22 тыс. экономических преступлений были совершены организованными группами" <1>.
--------------------------------
<1> Независимая газета. 2011. 4 февр.
На расширенном заседании коллегии МВД России министр этого ведомства Р.Г. Нургалиев сообщил, что в 2010 г. работа подразделений по борьбе с экономическими преступлениями была значительно пересмотрена: их полномочия по проверке деятельности хозсубъектов были сокращены, а основные усилия милиции были сосредоточены на выявлении и предупреждении преступлений, совершенных в крупных и особо крупных размерах.
Результаты работы ОВД по возмещению причиненного экономическими преступлениями ущерба оцениваются по двум показателям:
- возмещение материального ущерба по оконченным и приостановленным уголовным делам (из числа находящихся в производстве) о тяжких и особо тяжких преступлениях;
- обращение в доход государства изъятого и добровольно выданного имущества и денежных средств по материалам, не связанным с уголовно-процессуальным производством <2>.
--------------------------------
<2> См.: Приказ МВД России от 19 января 2010 г. N 25 "Вопросы оценки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности и органов предварительного расследования".
В п. 2.4 Инструкции по оценке деятельности органов внутренних дел Российской Федерации <3> в качестве основных оцениваемых направлений деятельности ОВД наряду с регистрацией, учетом и разрешением заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях определена профилактическая деятельность.
--------------------------------
<3> Утверждена Приказом МВД России от 19 января 2010 г. N 25.
В ведомственных документах органов внутренних дел содержится определение комплексной оперативно-профилактической операции как совокупности оперативно-розыскных мероприятий, контрольно-надзорных, предупредительно-профилактических и иных мероприятий, осуществляемых не только самостоятельно органами внутренних дел, но и при необходимости совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, в соответствии с законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации в масштабах страны, одного или нескольких субъектов Российской Федерации по единому замыслу для достижения конкретной цели.
Структуру "профилактического мероприятия" можно представить в виде следующих элементов:
- принципы, цели и задачи профилактики преступлений;
- нормативная база (правовые основы) профилактики преступлений;
- объекты предупредительной деятельности;
- субъекты профилактики преступлений.
Как и любая другая область социального управления, профилактика преступности должна отвечать принципам законности, демократизма, гуманизма и справедливости.
Законность деятельности по предупреждению преступлений предполагает наличие и развитие правовой базы, неуклонное исполнение ее требований, иными словами, наличие достаточного правового регулирования на уровне закона и иных нормативных актов, задач, методов, форм профилактики, прав и обязанностей субъектов (участников) этой работы, гарантий законных прав и интересов лиц, в отношении которых она осуществляется.
В предмет их регулирования должны быть включены такие актуальные вопросы, как компетенция органов и лиц, осуществляющих меры по предупреждению преступлений, механизм их взаимодействия, участие общественных объединений, коммерческих и иных хозяйствующих организаций, источники ресурсного обеспечения, основания, формы и пределы использования элементов государственного принуждения, уровни, этапы, направления, виды профилактической работы.
Правовое регулирование предупреждения преступлений, совершаемых в экономической сфере, осуществляется нормами различных отраслей законодательства - государственного, гражданского, семейного, трудового, административного, уголовного, уголовно-процессуального, исправительно-трудового, а также различными подзаконными актами, содержащими предписания о мерах, средствах профилактической деятельности.
Органы внутренних дел в своей деятельности по предупреждению преступлений руководствуются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными конституционными законами, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.
Такое регулирование проводится в трех основных направлениях: материально-правовом, процессуально-правовом и организационно-управленческом.
При этом материально-правовое направление включает правовые нормы, предусматривающие как меры воздействия на отдельных лиц и причины и условия совершения преступлений, направленные на предотвращение преступлений, устранение их причин и условий, так и меры стимулирования активности граждан в предупреждении и пресечении преступлений. Так, в УК РФ предупреждение преступлений называется одной из основных задач (ч. 1 ст. 2). В гл. 6 "Неоконченное преступление" законодательно закреплены три его формы: приготовление к преступлению (ч. 1 ст. 30), покушение на преступление (ч. 3 ст. 30) и добровольный отказ от преступления (ст. 31). Профилактический эффект также имеет ст. 104.1 УК РФ о конфискации имущества.
Процессуально-правовое направление - нормы, регламентирующие порядок выявления объектов профилактики преступлений, применения мер воздействия, взаимоотношений субъектов и объектов профилактической деятельности и т.д.
Без применения других нормативных правовых актов уголовный закон во многом теряет свои охранительные и профилактические функции. В частности, это относится к Уголовно-процессуальному кодексу РФ (УПК РФ), определяющему основания и регулирующему порядок принятия процессуального принуждения в отношении конкретного лица, носящего превентивный характер (разд. IV). Основными средствами органов дознания и предварительного следствия по обеспечению возможной конфискации имущества (ч. 1 ст. 104.1 УК РФ) являются наложение ареста на имущество и наложение ареста на ценные бумаги (ст. 115 и 116 УПК РФ).
В предмет доказывания наряду с другими обстоятельствами входит и выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер для их устранения. В решении этой задачи также могут быть использованы возможности подразделений ДЭБ МВД России как одного из субъектов оперативно-розыскной деятельности.
Не менее значимым для профилактической деятельности является КоАП РФ, в котором предупреждение правонарушений определено одной из его основных целей (п. 1 ст. 3.1). КоАП содержит специальную норму, определяющую: "...судья, орган, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствующих его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий" (ст. 29.13). Здесь же закрепляется и обязанность соответствующих организаций и должностных лиц рассмотреть такое представление и в течение месяца сообщить о принятых мерах его инициатору. Кроме того, КоАП РФ содержит норму, устанавливающую административную ответственность в виде штрафа за "непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения" (ст. 19.6).
В профилактике правонарушений в сфере экономической деятельности административная ответственность <4> имеет немаловажное значение, так как преследует цель предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ). Такие виды административных наказаний, как предупреждение, административный штраф, конфискация, дисквалификация и др., могут быть применены в установленном порядке и в отношении лиц, состоящих на профилактическом учете в подразделениях по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями (далее - БЭП и НП).
--------------------------------
<4> Административные правонарушения экономической и налоговой направленности закреплены в гл. 7 - 9, 14 и 15 КоАП РФ.
Организационно-управленческое направление - нормы, определяющие круг субъектов предупреждения преступлений, их правовой статус, материально-техническое обеспечение и т.д., а также круг объектов профилактической деятельности, в частности категории лиц, подлежащих взятию на учет в целях наблюдения за ними и оказания на них предупредительного воздействия, виды учета и т.д.
Правовые нормы, регулирующие отношения в области профилактики, содержатся и в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" <5>, где среди основных направлений деятельности полиции наряду с защитой личности, общества, государства от противоправных посягательств закреплено предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений (пп. 1 и 2 п. 1 ст. 2).
--------------------------------
<5> РГ. 2011. 8 февр.
Среди федеральных законов, имеющих непосредственное отношение к деятельности подразделений БЭП и НП, Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" занимает особое место. В ст. 2 Закона в числе задач оперативно-розыскной деятельности первыми названы выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Для решения этих задач проводятся оперативно-розыскные мероприятия (ст. 6), привлекаются отдельные лица, с их согласия, к оказанию содействия, в том числе к конфиденциальному сотрудничеству (ст. 17), могут заводиться дела оперативного учета (ст. 10), а также используется оперативный учет (массив сведений, собираемых и систематизируемых в автоматизированных банках, картотеках и делах).
В системе правового регулирования отношений в сфере профилактики важное место занимают ведомственные нормативные правовые акты. Основным среди них на сегодня является Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений <6>. В Инструкции декларируются формы и методы общей профилактики преступлений органами внутренних дел. Между тем сам механизм проведения индивидуальной профилактики (или специально-криминологической) до настоящего времени прописан лишь в общих положениях и нуждается в дополнительном правовом регулировании.
--------------------------------
<6> См.: Приказ МВД России от 17 января 2006 г. N 19 "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений" (в ред. Приказа МВД России от 29 января 2009 г. N 60 "О некоторых мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по профилактике правонарушений").
В частности, в Инструкции об организации проведения комплексных профилактических мероприятий в системе МВД России <7> указано, что после завершения операции штабное подразделение готовит отчет с изложением хода и результатов операции на обслуживаемой территории и выводами о целесообразности проведения подобных операций в дальнейшем. Отчет оформляется докладной запиской, а также заполняется карточка оперативного учета проводимой комплексной оперативно-профилактической операции и другие документы, отражающие результаты ее проведения (в том числе принятые меры в отношении хозяйствующих субъектов).
--------------------------------
<7> Утверждена Приказом МВД России от 13 августа 2002 г. N 772 "О совершенствовании организации проведения комплексных оперативно-профилактических операций в системе МВД России".
Большое значение в сфере профилактики преступлений имеет деятельность подразделений БЭП и НП по оперативно-розыскному сопровождению предварительного расследования и судебного разбирательства <8>. Сотрудники подразделений, выполняя отдельные поручения следователей, предпринимают меры по обеспечению возмещения причиненного преступниками материального ущерба, недопущению в будущем аналогичных преступлений путем устранения причин и условий, им способствующих. Вносимые следователем представления в адрес руководителей субъектов хозяйствования должны содержать конкретные предложения, носящие соответственно профилактическую функцию.
--------------------------------
<8> См.: Приказ МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Минобороны России от 17 апреля 2007 г. N 368/185/164/481/32/184/97/147.
Помимо ведомственных существуют межведомственные правовые нормативные акты, которыми также руководствуются подразделения БЭП и НП при организации профилактической деятельности. В частности, принят порядок взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений, утвержденный совместным Приказом МВД и ФНС России <9>.
--------------------------------
<9> См.: Приказ МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. N 495/мм-7-2-347 "Об утверждении Порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений".
Демократизм в профилактике преступности означает, что она осуществляется:
а) под контролем органов представительной власти соответствующего уровня;
б) при непосредственном участии и под контролем общественных объединений и формирований, роль которых в этой связи нельзя сводить к роли "помощников" государственных органов;
в) с учетом результатов постоянного мониторинга общественного мнения.
Гуманизм и справедливость профилактической деятельности проявляются в решении задачи как можно раньше выявить и предупредить дальнейшее развитие криминогенных процессов, чтобы минимизировать ущерб для личности, общества и государства. Профилактическое воздействие начинается с мер, наиболее щадящих, и лишь при их недостаточности осуществляется переход к более интенсивному воздействию.
Основными целями профилактики экономических преступлений являются:
- декриминализация бюджетообразующих отраслей и объектов экономики (ТЭК, ЛПК, добыча и оборот водных биоресурсов, производство и оборот этилового спирта и спиртосодержащей продукции и др.);
- пополнение бюджетов всех уровней (федерального, региональных, муниципальных);
- защита всех форм собственности от преступных посягательств;
- защита экономических интересов добросовестных хозяйствующих субъектов.
В интересах достижения данных целей основные усилия подразделений органов внутренних дел должны быть сосредоточены на решении следующих задач:
- выявление и устранение причин экономических преступлений и условий, способствующих их совершению, в приоритетных направлениях оперативной и служебной деятельности (линиях работы);
- выявление и принятие мер по нейтрализации криминогенных факторов, проявляющихся на конкретных объектах экономики;
- минимизация последствий совершаемых экономических преступлений;
- установление лиц, склонных к совершению преступлений в сфере экономической деятельности и налогообложения, и оказание на них воздействия в целях недопущения с их стороны противоправных деяний, а также субъектов с виктимным поведением и их коллективных образований в целях недопущения их виктимизации (индивидуальная профилактика).
Объектами предупредительной деятельности органов внутренних дел являются:
- негативные явления и процессы, способствующие совершению конкретных экономических и налоговых преступлений или облегчающие их совершение;
- юридические лица и граждане, в отношении которых органами внутренних дел в соответствии с законодательством принимаются меры по обеспечению соблюдения ими установленных правил, нормативов и стандартов;
- лица, замышляющие или подготавливающие преступления;
- лица, в отношении которых органами внутренних дел осуществляется контроль за их поведением в предусмотренных законом случаях;
- лица с устойчивым противоправным поведением;
- лица, привлекаемые к ответственности за совершение преступлений, а также являющиеся подозреваемыми или обвиняемыми в совершении преступлений, если уголовное дело прекращено по нереабилитирующим обстоятельствам, а равно лица, в отношении которых в возбуждении уголовного дела отказано по этим же основаниям;
- лица, являющиеся потенциальными и реальными жертвами преступлений вследствие своего возраста, поведения, образа жизни, физических, психических или психологических особенностей, социально-ролевых установок.
Субъектами профилактики преступлений являются государственные органы, общественные организации, трудовые коллективы и отдельные граждане. Они осуществляют ее в соответствии с компетенцией в пределах возложенных на них обязанностей и предоставленных им прав. Все эти субъекты образуют сложную систему. Речь идет об их совокупности, определенным образом взаимосвязанной и дифференцированной по природе, функциям, уровню и сфере деятельности, в зависимости от оснований классификации вся данная система подразделяется на четыре группы: 1) государственные органы, предприятия, учреждения, организации; 2) общественные организации; 3) трудовые коллективы; 4) отдельные граждане.
По функциям они делятся на специализированные и неспециализированные. К первым относятся те, для которых профилактическая функция является основной или одной из основных (органы внутренних дел, другие правоохранительные органы, товарищеские суды, общественные пункты охраны порядка и т.д.), ко вторым - те, для которых профилактика не является основной функцией.
Субъекты профилактической деятельности ОВД и их компетенция указаны в Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений N 19 за 2006 г.
Среди субъектов предупреждения преступлений органы внутренних дел занимают специальное место, определяемое их предназначением, компетенцией, реальными возможностями (информационными, кадровыми, материально-техническими, организационными и методическими). Наряду с непосредственной предупредительной деятельностью органы внутренних дел оказывают иным субъектам предупреждения преступлений информационную, организационную и методическую помощь.
Объектом предупредительной деятельности органов внутренних дел в сфере экономики является криминогенная и криминальная обстановка, включающая:
- негативные криминогенные явления и процессы, способствующие совершению конкретных экономических преступлений или облегчающие их совершение и влияющие на следующие процессы в экономике: социально-экономическую ситуацию в стране и регионах, динамику и прогноз ее развития; ситуацию с собираемостью налогов, изменением объемов неплатежей предприятий и недоимки в бюджет; объемы неформального сектора "теневой" экономики; криминогенные процессы, обусловленные изменениями федерального и регионального законодательства;
- юридических лиц и граждан, в отношении которых органами внутренних дел в соответствии с законодательством принимаются меры по обеспечению соблюдения ими установленных правил, нормативов и стандартов, в том числе: лиц, замышляющих или подготавливающих преступления; лиц, в отношении которых органами внутренних дел осуществляется контроль за их поведением в предусмотренных законом случаях; лиц с устойчивым противоправным поведением; лиц, привлекаемых к ответственности за совершение преступлений, а также являющихся подозреваемыми или обвиняемыми в совершении преступлений, если уголовное дело прекращено по нереабилитирующим обстоятельствам, а равно лиц, в отношении которых в возбуждении уголовного дела отказано по этим же основаниям; лиц, являющихся потенциальными и реальными жертвами преступлений вследствие своего поведения, социально-ролевых установок и т.п.; наиболее важные и резонансные криминальные явления, характеризуемые влиянием организованной преступности на структуру и динамику экономической преступности; криминальными процессами в экономической сфере, требующими организации правоохранительных операций и принятия иных мер правоохранительного характера.
Таким образом, под профилактикой экономических преступлений следует понимать деятельность подразделений органов внутренних дел по выявлению и устранению причин преступлений, а также условий, способствующих их совершению (специальная профилактика), установлению лиц, склонных к совершению преступлений в силу антиобщественного образа жизни и поведения, оказанию на них воздействия в целях недопущения с их стороны преступлений, а также субъектов с виктимным поведением и их коллективных образований в целях недопущения их виктимизации (индивидуальная профилактика).
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.