Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ФИКСАЦИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ПРИ ОСМОТРЕ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЛИЦУ И ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ ПОМЕЩЕНИЙ, ТЕРРИТОРИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ ТАМ ВЕЩЕЙ И ДОКУМЕНТОВ
Ж.М. ХАТОВА
Осмотр помещений, территорий и документов юридического лица или предпринимателя является самостоятельной мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении, направленной на обнаружение следов, других доказательств, выяснение обстановки, а равно иных обстоятельств, имеющих значение для дела.
Изучение процессуальной регламентации и организации осмотра принадлежащих юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, находящихся там вещей и документов позволяет высказать ряд положений авторского видения проблемы.
Протокол осмотра должен состоять из вводной, аналитической (описательной), резолютивной частей. К протоколу могут прилагаться иные документы (приложения). Вводная часть должна содержать: номер, дату и место составления протокола; должностное лицо (состав комиссии) с указанием фамилии, имени, отчества, должности; срок проведения осмотра (дату начала и окончания); основание для проведения осмотра; номер и дату решения о проведении осмотра; данные о согласовании выездной проверки с прокурором, сведения о проверяемом лице (полное и сокращенное наименование юридического лица (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, номер и дата свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя)), место нахождения (жительства), фамилию, имя, отчество должностных лиц проверяемой организации (руководителя и главного бухгалтера, ИНН, КПП, ОГРН, расчетные и валютные счета в банках, основные виды деятельности), в том числе представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также понятых, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах осмотренных документов (перечень актов приемки-передачи документов), перечень истребованных, но не представленных документов.
В протоколе осмотра документов также указывается не только место обнаружения документа и его наименование, номер, дата выдачи, на чье имя выдан, но и размеры документа, вид бумаги по цвету, плотности, линовке; способ изготовления бланка (типографским способом, от руки); вид и цвет красителя, которым выполнен текст; характер и расположение подписей (чем написан, цвет красителя, из каких знаков и штрихов состоит); характер и расположение оттисков печатей и штампов (содержание текстов оттисков, вид рисунков, цвет красителя); пятна, складки, разрывы, отверстия, признаки, характерные для подделки документов; отметка об изъятии и упаковке документов; какой печатью опечатана упаковка. Кроме того, при изъятии различных документов в протоколе указывается помимо отличительных особенностей каждого документа общее количество листов.
Так как протокол составляется должностным лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, то при составлении его другим лицом (членом группы, комиссии) об этом следует делать соответствующую отметку.
В протоколе следует отразить под подпись разъяснение прав и обязанностей понятым, предусмотренных ст. 25.7 КоАП РФ, а именно - понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты. Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий, которые подлежат занесению в протокол.
В аналитической (описательной) части указываются сведения о проведении осмотра помещений и территорий проверяемого лица и иных действиях; иные необходимые сведения.
Объем документа не ограничивается, но текст должен быть предельно краток при обязательном отражении в нем ясных и полных ответов на все вопросы плана. В протокол следует включать только проверенные и документально подтвержденные факты. Необходимо конкретно изложить содержание нарушения и отразить другие сведения, имеющие значение для принятия решения по делу.
Резолютивная часть протокола должна содержать: сведения об установленных фактах нарушений законодательства Российской Федерации или законодательства субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях или об их отсутствии; размер предварительно рассчитанного ущерба; предложения по устранению выявленных нарушений либо информацию об их устранении полностью либо частично, в ходе проведения осмотра; сведения (реквизиты документов), подтверждающие факт добровольного возмещения ущерба, уплаты платежей, сборов и т.п., указания о распоряжении изъятыми товарами или товарами, на которые был наложен арест в ходе осмотра; номера и даты составления протоколов об административных правонарушениях (определений) в случае их составления.
В протоколе осмотра должна содержаться подпись должностного лица, его составившего, а также законного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя либо в случаях, не терпящих отлагательства, иного представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, а также понятых. Обязательно указывать наличие или отсутствие поступивших замечаний по осмотру.
В случае отказа законного представителя юридического лица или иного его представителя, индивидуального предпринимателя или его представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Помимо изложенного, к числу общих рекомендаций можно отнести следующие. Необходимо заранее продумать, где и как сделать копию протокола, для чего использовать копировальную бумагу или множительную технику, с тем чтобы один экземпляр вручить законному представителю юридического лица или предпринимателя.
Протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов должен обеспечивать достоверное отражение обстановки объекта осмотра, чтобы создать наглядное представление об обстановке у читающего протокол. Излагать данные в протоколе необходимо таким образом, чтобы при необходимости можно было реконструировать обстановку на момент осмотра.
Язык протокола должен быть доступен для восприятия, рукописный текст должен быть читаемым (аккуратно и понятно написан). При изложении необходимо избегать:
- длинных фраз с обилием причастных и деепричастных оборотов;
- неопределенных и неконкретных выражений ("около", "рядом", "недалеко" и т.п.);
- устаревших слов, не используемых в современном языке ("сего числа", "намедни", "подле" и т.п.);
- специальных слов (без необходимости), диалектных или жаргонных терминов, не понятных участникам осмотра.
Наиболее полезно практическим работникам, на наш взгляд, наличие в методических рекомендациях образцов (бланков) протокола осмотра.
В целях внедрения единой методологии контроля, а также оптимизации, повышения качества фиксации хода и результатов осмотра требуется утвердить единый примерный бланк осмотра, не противоречащий положениям КоАП РФ и Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в ред. Федерального закона от 28.04.2009 N 60-ФЗ), которому следует придать статус законодательной формы, включив в приложение к КоАП РФ.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.