Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ПОЛИЦИИ": ПРЕДПОСЫЛКИ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ
С.П. БУЛАВИН, В.В. ЧЕРНИКОВ
В свое время, принимая Конституцию и присоединяясь к международным конвенциям, Россия сделала выбор в пользу правового федеративного государства. Поэтому дальнейшая перестройка всего государственного аппарата происходила в соответствующем направлении. Учитывая это, а также несмотря на то, что с момента принятия Закона "О милиции" в него более 40 раз вносились изменения, он все же устарел и, к сожалению, уже не отвечает современным социально-экономическим и политическим реалиям.
Целый ряд юридических аспектов в сфере взаимоотношений "милиция - граждане" требует, с одной стороны, дополнения существующих правовых гарантий в соблюдении прав человека и гражданина, с другой - конструирования новых законных механизмов и средств, обеспечивающих эффективную деятельность органов правопорядка в качестве дееспособной правоохранительной структуры публичной власти.
Здесь немаловажным является тот аспект, что в последние годы регулирование деятельности милиции все чаще осуществлялось помимо базового Закона. В результате ее полномочия и особенно обязанности были рассредоточены по значительному количеству нередко конкурирующих между собой нормативных правовых актов. Это, с одной стороны, стало затруднять правоприменение, с другой - породило неоправданное расширение "милицейского присутствия" в жизнедеятельности общества. И как следствие, на милицию были возложены несвойственные и избыточные функции.
Так, к наступлению второго десятилетия XXI в. самой предпочтительной формой решения создавшихся проблем стало не внесение очередных поправок в действующий Закон "О милиции" и не изложение его в свежей редакции, а разработка и издание нового федерального закона.
В рамках действия Указа Президента Российской Федерации от 18 февраля 2010 г. N 208 "О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации" началась модернизация системы российской милиции.
Во многом стартовым этапом работы над Федеральным законом "О полиции" (далее также - Закон; Закон "О полиции") послужило совещание, состоявшееся 6 августа 2010 г. при Президенте Российской Федерации, на котором глава государства предложил преобразовать милицию в полицию и уже с учетом данного нововведения разработать проект Федерального закона "О полиции".
Реформирование милиции в полицию - это обусловленный объективными факторами шаг. Социальная модель милиции в принципе уже базируется на выполнении органами правопорядка профессиональных полицейских функций. Поэтому в какой-то момент пришло понимание того, что милиция в настоящее время фактически является полицейской организацией. И это логичный итог ее развития в России. Он соответствует формированию правового федеративного государства и помогает сделать очередной шаг в процессе интеграции в мировое полицейское сообщество.
Если обернуться назад и заглянуть в историю, то в России первым органом охраны правопорядка была полиция, поэтому идея переименования - это своего рода возврат к ее историческому названию, только наполненному современным содержанием.
Полиция как государственная структура возникла в 1718 г. в Санкт-Петербурге и просуществовала почти 200 лет. Тогда еще Петр I ввел должность генерал-полицмейстера.
Но наступили события 1917 г., и все, что хоть как-то напоминало монархический уклад государства, а тем более присутствие силового ведомства, раздражало невежественную, но мощную толпу. Поэтому Временное правительство, осознавая, что авторитет полиции достиг отметки низшего предела, приняло решение полицию реформировать и сменило вывеску.
Учитывая, что к этому времени весьма широкую популярность приобрела ленинская идея создания так называемой народной милиции, заменяющей собой армию, полицию и вообще все чиновничество, 17 апреля 1917 г. Временное правительство учредило вместо наружной полиции милицию. Прежний аппарат был децентрализован, служба в нем демократизирована, а суть сохранена.
В свою очередь, ослабляя власть Временного правительства, партия большевиков выдвинула лозунг о ликвидации профессионального корня из структуры милиции и замены ее на "всеобщее вооружение народа", т.е. на "действительно народную милицию", как говорил В.И. Ленин.
В соответствии с Постановлением НКВД РСФСР от 28 октября (10 ноября) 1917 г. "О рабочей милиции" первые месяцы Красная гвардия действовала как добровольческие отряды. Но уже через год, в октябре 1918 г., согласно Инструкции по организации советской рабоче-крестьянской милиции, утвержденной НКВД РСФСР и НКЮ РСФСР, ей все же придали статус государственной структуры и вернулись к профессиональной основе ее деятельности.
Таким образом, милиция в собственном значении этого слова просуществовала в Советском государстве немногим более года, приобретя к концу 1918 г. все необходимые правовые и организационные признаки полиции. Разумеется, к прежнему названию возврата не было, ибо это означало бы публичное признание несостоятельности одного из коренных положений ленинской теории социалистического государства.
В наши дни вводить переименование "с плеча" нет никакой необходимости. Процесс этот будет постепенным. И ничего страшного нет в том, если в какой-то период времени в одном месте будет вывеска "милиция", а в другом - "полиция". Главное, чтобы сотрудники выполняли свои функции.
Термин "полиция" у большинства сотрудников органов внутренних дел отторжения не вызывает. Тем более что он для России не является новшеством. В недавнем прошлом существовала налоговая полиция, полицейскими являются сотрудники наркоконтроля. Еще проще в данном качестве милицию воспринимает международное полицейское сообщество, что немаловажно для эффективного взаимного сотрудничества.
К такому же выводу в ходе реформирования пришли и практически все наши коллеги в странах СНГ.
Российская молодежь, равняясь на европейские стандарты, активно выступает за полицию. Правда, что касается старшего поколения, то, памятуя о трагедиях Великой Отечественной войны, его представители остаются немного консервативными в этом вопросе. Но ведь история данного термина зиждется не только на негативных ассоциациях. Поэтому, проанализировав все "за" и "против", представляется, что они согласятся с предложенным новшеством.
Решение о переименовании подразумевает глубокие преобразования, касающиеся сущности и деятельности полиции, обновления содержания ее работы. Во главу угла возводятся права и свободы граждан. Их защита и соблюдение являются основной целью полиции, именно население будет оценивать надежность и эффективность ее деятельности.
До недавнего времени правовое регулирование общественных отношений, связанных с милицией, было довольно сложным, особенно для понимания гражданами. Оно осуществлялось многоплановой системой законодательных и иных нормативных актов. В целом на федеральном уровне это более одной тысячи законов, указов Президента и постановлений Правительства Российской Федерации, около десяти тысяч ведомственных документов.
Данное обстоятельство, несомненно, было взято во внимание при работе над Федеральным законом "О полиции", когда учитывались:
- во-первых, принципы и подходы к модернизации России, сформулированные в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г.;
- во-вторых, преобразования, которые осуществляются в правоохранительной сфере;
- в-третьих, достижения науки, отечественный и зарубежный опыт функционирования полицейских институтов.
Кроме того, учитывался международный опыт. Иностранная, межгосударственная практика - это более чем важно, так как, являясь членами Интерпола - международной полицейской организации, мы не могли существовать изолированно и просто обязаны были использовать имеющийся опыт международной кооперации.
В этой связи в Федеральном законе "О полиции" от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ адаптирован положительный опыт зарубежных стран в области строительства полицейских институтов, а также нормы ряда международных документов, касающихся правоохранительной деятельности: Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц, Декларации о полиции, Европейского кодекса полицейской этики, Всеобщих стандартов борьбы с коррупцией в полицейских ведомствах и органах и др.
Закон "О полиции" направлен на создание правовых основ организации и деятельности полиции в Российской Федерации в соответствии с новыми общественными реалиями. В его основу положено несколько концептуальных идей.
Во-первых, закрепление правоохранительного предназначения полиции в обществе. В ст. 1 Закона указано, что полиция призвана защищать права и свободы человека и гражданина, противодействовать преступности, охранять общественный порядок, собственность и обеспечивать общественную безопасность.
Выделены 12 основных направлений деятельности, которые перечислены в ст. 2 Закона и включают в себя такие участки работы, как:
- защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
- выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
- розыск лиц;
- производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
- обеспечение правопорядка в общественных местах;
- обеспечение безопасности дорожного движения;
- контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
- контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
- охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
- государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
- осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
До принятия Закона "О полиции" в нормативных правовых актах отсутствовало прямое указание на возможность участия сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в миротворческой деятельности, поскольку в состав военного и гражданского персонала, предоставляемого Российской Федерацией для участия в миротворческой деятельности, могли включаться только военнослужащие, воинские формирования Вооруженных Сил Российской Федерации и гражданские лица - отдельные представители (или группы представителей) федеральных органов исполнительной власти.
При этом с 1999 г. по настоящее время в соответствии с распоряжениями Президента Российской Федерации сотрудники органов внутренних дел неоднократно принимали участие в операциях по поддержанию мира или восстановлению международного мира и безопасности, проводимых под эгидой Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, а также в деятельности миротворческих миссий ООН по обеспечению безопасности населения и соблюдению прав человека в качестве международного полицейского персонала в Косово, Восточном Тиморе, Сьерра-Леоне, Боснии и Герцеговине, Грузии, Либерии, Гаити, Судане.
В этой связи в Законе "О полиции" международная миссия полиции получила четкое отражение. В соответствии с ч. 2 ст. 2 по решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию и восстановлению международного мира и безопасности.
Наболевшим вопросом является ситуация с несвойственными функциями. В Законе "О полиции" отсутствуют некоторые из обязанностей, которые до недавнего времени были предусмотрены законодательством для милиции. Это такие, как:
- содержание в специально отведенных помещениях органов внутренних дел иностранных граждан, подлежащих депортации по решению суда;
- сопровождение в центр временного размещения и охрана лиц, получивших свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем, и прибывших с ними членов их семей в целях обеспечения их безопасности;
- подача заявления о государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны;
- обеспечение по письменному обращению военного комиссариата прибытия граждан, подлежащих призыву на военную службу, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу;
- ведение реестра дисквалифицированных лиц; предоставление заинтересованным лицам информации, содержащейся в реестре дисквалифицированных лиц;
- контроль за применением контрольно-кассовой техники;
- контроль за соблюдением пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;
- обеспечение общественного порядка при проведении поисковой работы;
- обеспечение правопорядка на месте совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;
- розыск собственника безнадзорных животных;
- выдача разрешений на хранение и перевозку автомобильным транспортом взрывчатых материалов промышленного применения.
Кроме того, в ч. 1 ст. 54 Закона предусмотрена передача соответствующим органам и организациям следующих обязанностей:
- осуществление административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации;
- организация работы медицинских вытрезвителей;
- проведение технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним;
- конвоирование задержанных лиц и лиц, заключенных под стражу, из следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы;
- розыск должника, его имущества;
- формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц.
Вышеназванные функции будут выполняться полицией до передачи их в ведение других государственных органов, но не позднее 1 января 2012 г.
В Законе, во-вторых, получила отражение идея гуманизации форм и методов работы полиции.
Закрепив на конституционном уровне принципы построения демократического правового государства, присоединившись к ряду международных конвенций в области защиты прав и свобод человека и гражданина, Россия продолжила демократизацию правоохранительной деятельности. Эти изменения получили адекватное отражение в законодательстве, закрепляющем цели, основные направления и принципы деятельности полиции, ее права и обязанности.
С позиций гуманистического характера деятельности полиции заслуживают быть отмеченными следующие положения Закона "О полиции":
- соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина рассматриваются как принцип деятельности полиции (ч. 1 ст. 5);
- деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан (ч. 2 ст. 5);
- сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению, он обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание (ч. 3 ст. 5);
- полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ч. 6 ст. 5);
- сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий (ч. 3 ст. 6);
- полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ч. 1 ст. 7);
- деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-розыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций (ч. 1 ст. 8);
- полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан (ч. 1 ст. 9);
- действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан (ч. 2 ст. 9);
- в случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры к восстановлению нарушенных прав и свобод, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями (ч. 3 ст. 9).
В качестве главного направления деятельности рассматриваются предупреждение и профилактика преступлений. Эта позиция закреплена в ст. 2 и 12 Закона. Полиция в этой связи обязана (п. 4 ч. 1 ст. 12):
- выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению;
- принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению;
- выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу;
- участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- участвовать в пропаганде правовых знаний.
Часть 3 ст. 10 Закона также устанавливает, что полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.
Применение силы сотрудниками допускается лишь в случаях, когда ненасильственные методы не обеспечивают выполнение возложенных на них обязанностей (ст. 6, 18 и 19).
В Законе детально прописаны порядок и условия применения социально острых мер государственного принуждения, таких, как задержание (ст. 14), вхождение (проникновение) в жилье и иные помещения, на земельные участки и территории (ст. 15), оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов (ст. 16), и некоторых других.
Специальная глава (пятая) подробно регламентирует применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Нормами, регламентирующими применение полицией мер принуждения, в частности, установлено:
- полиция защищает право каждого на неприкосновенность жилища (ч. 1 ст. 15);
- перед тем как войти в жилое помещение, сотрудник полиции обязан уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения (п. 1 ч. 5 ст. 15);
- при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан сотрудники полиции используют безопасные способы и средства, с уважением относятся к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускают без необходимости причинения ущерба их имуществу (п. 2 ч. 5 ст. 15);
- полиция не разглашает ставшие известными в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан (п. 3 ч. 5 ст. 15);
- о каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения, информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие (ч. 6 ст. 15);
- полиция принимает меры по недопущению доступа посторонних лиц в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, и по охране находящегося там имущества, если проникновение сопровождалось взломом (разрушением) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению;
- при оцеплении (блокировании) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов полиция принимает меры по обеспечению нормальной жизнедеятельности населения, разъясняет гражданам наиболее удобные в создавшейся обстановке маршруты передвижения (ч. 5 ст. 16);
- полиция обеспечивает защиту информации, содержащейся в банках данных, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий (ч. 4 ст. 17);
- сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок (ч. 4 ст. 19);
- запрещается применять специальные средства (п. 1 ч. 1 ст. 22) и огнестрельное оружие (ч. 5 ст. 23) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан и сотрудника полиции.
В-третьих, Закон закрепляет новую, партнерскую модель взаимоотношений полиции и общества, которая предполагает не доминанту власти над ним, а служение ему и ориентир на сотрудничество с институтами гражданского сообщества и гражданами.
Данная модель позволяет каждому сотруднику при осуществлении своих обязанностей ощущать себя частью общества, а обществу, в свою очередь, лучше понимать, что оно делегировало полиции функции защиты себя от бесправья, включая не очень приятную и специфичную миссию принуждения во имя закона.
Однако не следует считать, что речь идет об ослаблении полиции и что она станет беспомощным, номинальным институтом правоохраны. Отнюдь! Просто взаимоотношения полиции и общества будут строиться на основе уважения.
Свидетельством тому и правовыми средствами реализации этой модели стал перечень принципов деятельности полиции, который закреплен в главе 2 Закона и ориентирует каждого сотрудника на уважительное отношение к гражданам, исполнение своих полномочий на основе высоких этических стандартов. К наиболее важным из них отнесены семь принципов: соблюдение прав и свобод граждан (ст. 5); законность (ст. 6); беспристрастность (ст. 7); открытость и публичность (ст. 8); обеспечение общественного доверия и поддержки граждан (ст. 9); взаимодействие и сотрудничество (ст. 10); использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем (ст. 11).
В рамках отдельных статей подробно раскрывается содержание каждого из них.
Можно спорить о наборе, названии принципов, их элементах. Но одно достоинство очевидно. Это новый взгляд на систему принципов правоохранительной деятельности в целом.
Четвертое. Закон исходит из необходимости безусловного обеспечения прав граждан и организаций в деятельности полиции, установления действенных гарантий законности ее деятельности.
Провозглашается открытость и прозрачность работы полиции. Граждане и организации будут иметь право в порядке, установленном законодательством, получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права.
Руководители и иные должностные лица полиции, перечень которых будет определять МВД России, будут обязаны выступать, как минимум ежегодно, с отчетами о результатах своей работы перед законодательными органами субъектов Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами (ч. 3 ст. 8).
Полиция должна будет информировать средства массовой информации о проделанной работе: по запросам редакций предоставлять необходимые сведения, проводить пресс-конференции, рассылать справочные и статистические материалы, а также осуществлять взаимодействие в иных формах (ч. 4 и 5 ст. 8).
При оценке эффективности ее работы определяющую роль будет играть мнение граждан. В связи с этим на МВД России возлагается обязанность постоянно изучать общественное мнение и осуществлять мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества (ч. 5 и 6 ст. 9).
При МВД России и его территориальных органах предусматривается создание общественных советов, в состав которых должны войти представители общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, деятели культуры, науки и искусства (ч. 7 и 8 ст. 9). Их основным назначением является обеспечение согласования общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций.
Закрепляется система государственного контроля и надзора за деятельностью полиции (ст. 49, 51, 52, 53).
Устанавливается общественный контроль за работой полиции, и этому посвящена специальная статья (ст. 50). Однако важно учитывать, что общественный контроль не должен мешать полиции выполнять ее обязанности.
Следующая основополагающая идея Закона - повышение требований к сотрудникам полиции, эффективности их деятельности.
Из практики ясно, что представление об органах правопорядка складывается в первую очередь на основе личного контакта с его сотрудниками. Поэтому очень важно, каким будет сотрудник российской полиции. От этого во многом зависит и успех проводимой в настоящее время реформы МВД, в рамках которой особое внимание уделено повышению профессиональных и личностных требований к кадровому составу. В проекте Закона не только закреплен набор требований к полицейскому, но и установлены правовые механизмы их обеспечения. Речь идет о нормах:
- устанавливающих механизм обеспечения законности, беспристрастности, открытости и публичности в работе (ст. 6 - 8);
- закрепляющих набор требований, предъявляемых к сотруднику полиции и его поведению (ст. 27 - 29);
- содержащих значительно обновленный перечень оснований увольнения со службы: 22 основания против 16 в действующем законе (ст. 40).
В целях обеспечения мобильности и боевой готовности полиции закреплена (ст. 37) возможность:
- изменения режима служебного времени сотрудника полиции без его согласия на срок до шести месяцев;
- возложения на сотрудника полиции дополнительных обязанностей, командирования его в другую местность, временного перевода в другое подразделение без изменения характера службы, а также установления иных особых условий и дополнительных ограничений.
Это, конечно, относится к условиям чрезвычайного положения, вооруженного конфликта, проведения контртеррористической операции, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Одной из основных гарантий законности деятельности полицейского является его правовая грамотность. Поэтому в целях ее стимулирования и с расчетом преодоления правового нигилизма вводится регулярная проверка знания сотрудниками Конституции Российской Федерации, федеральных законов и других нормативных правовых актов, регламентирующих их деятельность (п. 1 ч. 1 ст. 27).
Шестое. Закон усиливает антикоррупционную составляющую в работе полиции, в которой важно максимально исключить саму возможность появления фактов мздоимства, взяточничества и других проявлений коррупции.
С учетом обновления законодательства о системе государственной службы и противодействия коррупции в органах государственной власти реализован новый подход к нормативному закреплению особенностей правового статуса сотрудника полиции, требований к его профессионализму, служебной дисциплине, соблюдения ограничений и запретов в общегражданских правах, связанных с условиями прохождения службы в полиции.
В рамках реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460, закреплен развернутый перечень требований, предъявляемых к сотруднику полиции, его личностным и профессиональным качествам.
Профилактике коррупции служит исчерпывающий перечень обязанностей полиции (ст. 12), регламентированный порядок применения мер государственного принуждения (главы 4 и 5), установленная система государственного и общественного контроля за деятельностью полиции (глава 10 Закона).
Закон "О полиции" исходит, и это следующая концептуальная идея, из организационного единства полиции и органов внутренних дел. Полиция является составной частью федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Это не самостоятельный орган исполнительной власти, каким являются органы внутренних дел, а их главенствующая, основная, но все-таки их часть. Руководители органов внутренних дел несут всю полноту ответственности за надлежащее выполнение полицией возложенных на нее задач (ч. 1, 3 и 4 ст. 4).
В организационном плане полиция представляет собой совокупность подразделений, организаций и служб МВД России и его территориальных органов. По сравнению с действующей схемой отсутствует деление полиции на виды (на криминальную и общественной безопасности).
В ходе подготовки и обсуждения законопроекта высказывались мнения о целесообразности подразделения полиции на федеральную и местную. Однако пока более эффективной признана модель полиции, монолитно встроенная в централизованную систему. Но эта модель, по словам Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, мера временная. Она необходима на период становления органов охраны правопорядка. В дальнейшем вполне возможно вернуться к рассмотрению вопроса о построении централизованной системы формирования полиции субъектового и муниципального уровней.
Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции будут определяться главой государства (ч. 4 ст. 4). И это логично, ибо руководство МВД России, куда входит полиция, осуществляет Президент Российской Федерации.
Восьмое. Полиция переходит на федеральное бюджетное финансирование. Все затраты на содержание полиции являются расходным обязательством Российской Федерации. В условиях централизации полиции единое федеральное бюджетное финансирование объяснимо. Оно позволит уйти от двойного подчинения полиции, обеспечить единообразный уровень денежного довольствия и социальной защиты сотрудников полиции вне зависимости от регионов.
Вместе с тем обеспечение участковых уполномоченных полиции служебными помещениями для работы на административном участке отнесено к компетенции органов местного самоуправления (ч. 7 ст. 48).
Девятое. Закон отличает более совершенная юридическая техника. Новый закон станет более удобным в использовании за счет его комплексности.
Как упоминалось ранее, нынешнее милицейское законодательство довольно некомпактно, в связи с чем имеются очевидные проблемы в его применении, как для самих сотрудников, так и для граждан.
В этой связи предпринята попытка дать исчерпывающий перечень обязанностей и более полный набор прав полиции. В нем стало значительно меньше отсылочных и бланкетных норм. При этом компетенция полиции, определяемая в Законе, имеет четко установленные рамки. Эта мера полезна не только личному составу, но и гражданам, в отношении которых будут исключены возможные злоупотребления, обычно происходящие из-за нечеткости правовых формулировок. Внятность и формальная определенность норм - залог исключения необоснованного применения административного усмотрения.
В сравнении с архитектоникой и содержанием действующего Закона "О милиции" яркой спецификой Закона "О полиции" является выделение в нем трех принципиально новых глав: главы 2 - "Принципы деятельности полиции"; главы 6 - "Правовое положение сотрудника полиции"; главы 4 - "Применение полицией отдельных мер государственного принуждения".
Он изрядно "потяжелел" - почти в 2 раза и содержит 56 статей на 145 машинописных листах, в отличие от предыдущего текста, который содержал 43 статьи на 64 машинописных листах.
На первоначальном этапе подготовки проекта Федерального закона активно обсуждалось еще несколько концептуальных идей. Так, предполагалось в Законе о полиции закрепить социальные гарантии сотрудников полиции. Но представленный вариант проекта не содержит принципиально новых условий обеспечения социальным пакетом. Он оставляет в силе тот набор гарантий, который содержится в действующем Законе, подвергая их известной корректировке.
Разработка таких норм является серьезной задачей, требующей дополнительной финансовой проработки. Как неоднократно отмечал в своих выступлениях Президент Российской Федерации, "финансовая составляющая - это важнейшая вещь. Никто служить в полиции при наличии слабых гарантий не будет".
Поэтому "размазывать" этот вопрос по тексту Закона "О полиции" представлялось нецелесообразным. Данные положения выделены в отдельный нормативный акт, в котором социальный пакет должен быть выдержан в балансе с теми льготами, какие полагаются другим сотрудникам силовых ведомств.
Несколько усечена и глава 7 Закона, посвященная особенностям прохождения службы в полиции. Данный вопрос более детально будет урегулирован в федеральном законе, регламентирующем службу в органах внутренних дел, который должен прийти на смену Положению о службе 1992 г.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.