Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛОВ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Д.А. ГРИШИН
В настоящее время во всех территориальных органах уголовно-исполнительной системы функционируют отделы специального назначения. Необходимость создания подобных отделов возникла в начале 90-х. Этот период ознаменовался резким ухудшением криминологической ситуации в стране. Причиной этого стало изменение государственного устройства, вызванное распадом СССР. Переход от жесткой централизованной системы государственного управления к демократии сказался и на общем уровне преступности. Создавались организованные преступные группировки, участились случаи приобретения и сбыта огнестрельного оружия, наркотических средств, взрывчатых веществ, процветал рэкет. Данные негативные социальные явления не могли не отразиться на уголовно-исполнительной системе. Так, по статистическим данным, в 1993 - 1995 гг. криминологическая ситуация в уголовно-исполнительной системе была наиболее неблагоприятной. За этот период в исправительных учреждениях было совершено более 340 убийств, 2229 побегов, 20 случаев захвата заложников, около 50 фактов дезорганизации работы исправительных учреждений <1>.
--------------------------------
<1> См.: Уголовно-исполнительная система России, 1993 - 2003: Стат. сб. ГУИН Минюста России. М., 2003.
Одна из основных причин этого состояла в том, что лидеры и активные участники организованных группировок, попадая в места лишения свободы, продолжали там свою преступную деятельность, создавая вокруг себя различные группировки отрицательной направленности, активно противодействуя администрации, тем самым фактически парализуя нормальную деятельность учреждений УИС. В целях противоборства с этими негативными явлениями и были созданы отряды специального назначения УИС (в настоящее время отделы специального назначения).
Общее руководство деятельностью отделов специального назначения при территориальных органах УИС на сегодняшний день осуществляет Управление режима и надзора Федеральной службы исполнения наказаний.
Среди основных задач отделов специального назначения можно выделить следующие:
- предотвращение и пресечение преступлений и иных правонарушений на объектах УИС;
- участие в обеспечении правопорядка в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, безопасности содержащихся в них осужденных и лиц, заключенных под стражу, а также персонала и членов семей сотрудников уголовно-исполнительной системы;
- оказание помощи судебным приставам в осуществлении мероприятий по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве";
- взаимодействие с правоохранительными органами в проведении специальных мероприятий по обеспечению общественной безопасности.
Обозначенные задачи являются достаточно спорными и неопределенными с правовой точки зрения. В рамках данной работы постараемся обозначить существующие проблемы в административно-правовом регулировании деятельности данных подразделений и предложить конкретные меры, направленные на совершенствование административно-правового статуса подразделений специального назначения уголовно-исполнительной системы.
Во-первых, не ясно, считаются ли помещения уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России объектами уголовно-исполнительной системы и могут ли сотрудники специального подразделения обеспечивать безопасность, а также оказывать содействие сотрудникам уголовно-исполнительных инспекций в осуществлении контроля за осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Исходя из содержания Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" <2>, нет, так как правовые предписания данного акта распространяются на учреждения и органы, исполняющие наказания в виде лишения свободы. Однако, к сожалению, приходится констатировать, что сотрудники уголовно-исполнительных инспекций (как правило, женского пола) сталкиваются с открытым неподчинением со стороны осужденных, учет и контроль за которыми они осуществляют. В этом случае приходится задействовать сотрудников милиции в процессе осуществления контрольных рейдов. Поэтому считаем целесообразным расширить компетенцию отделов, шире задействовать их в данном направлении в качестве физического сопровождения должностных лиц уголовно-исполнительных инспекций.
--------------------------------
<2> См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1316.
Во-вторых, оказание помощи сотрудниками ОСН ФСИН России судебным приставам при проведении ими мероприятий, направленных на исполнение решений суда, также не входит в перечень обязанностей, возложенных в соответствии с законодательством на сотрудников уголовно-исполнительной системы и фактически является незаконным. Более того, размытая формулировка "оказание помощи" не конкретизирует и не уточняет конкретные основания, при которых должностные лица Федеральной службы судебных приставов могут привлекать к помощи сотрудников отделов специального назначения, а также самого содержания такой "помощи". Данная неопределенность порождает много вопросов, в том числе связанных с возможностью, а точнее - отсутствием, с правовой точки зрения, возможности применения сотрудниками ОСН физической силы и специальных средств к лицам, уклоняющимся от добровольного исполнения судебных решений, а также нарушающих установленный порядок деятельности суда. Вследствие этого считаем, что практическая реализация отделами специального назначения ФСИН России данного полномочия невозможна и противоречит нормам законодательства.
В-третьих, достаточно неопределенной является позиция использования отделов специального назначения ФСИН России в мероприятиях по обеспечению общественной безопасности в регионе, а также использованию сотрудников ОСН при проведении специальных контртеррористических операций. Данное обстоятельство обусловлено следующими причинами. В базовом законе, определяющем правовое положение учреждений и органов УИС, не закрепляется право учреждений и сотрудников УИС останавливать, проверять документы, досматривать граждан, не являющихся осужденными к лишению свободы, за пределами территории учреждения ФСИН России, кроме случаев поиска и задержания осужденных, совершивших побег из исправительного учреждения (тюрьмы, СИЗО). Поэтому в процессе проведения подобных мероприятий сотрудникам ОСН приходится взаимодействовать и с сотрудниками ОВД. Это не всегда приносит положительный результат, так как сотрудники милиции (участковые уполномоченные), как правило, не в полной мере подготовлены для действий в ситуациях, сопряженных с риском для жизни и здоровья, и их использование в мероприятиях по поиску и задержанию лиц, подозреваемых в совершении преступлений (в том числе и преступлений террористической направленности), может привести к негативным последствиям. Исходя из всего вышесказанного, считаем возможным расширить компетенцию сотрудников УИС и, в частности, сотрудников ОСН ФСИН России и закрепить данные права в Законе РФ "Об учреждениях и органах...", а также расширить спектр задач, возлагаемых на подразделения специального назначения уголовно-исполнительной системы, и прописать их в положении об ОСН при территориальном органе УИС.
Безусловно, обозначенные в рамках данной работы проблемы в административно-правовом регулировании деятельности отделов специального назначения Федеральной службы исполнения наказаний не являются исчерпывающими и потребуют дальнейшего более детального рассмотрения как с теоретической, так и с прикладной точки зрения для повышения эффективности использования данных подразделений по обеспечению правопорядка и общественной безопасности, а также обеспечению безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы, членов их семей, иных лиц, а также осужденных.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.