Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕЖИМА ПРИГРАНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
П.В. ПАВЛОВ
В настоящий момент основным направлением реформирования внешнеторгового законодательства Российской Федерации является создание современного государственно-правового механизма внешнеторговой политики на основе общеобязательных принципов и правил международной торговли, в первую очередь норм Всемирной торговой организации. Эти попытки получили наглядное выражение при принятии Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Так, в отдельной главе 9 Закона говорится об особых режимах осуществления внешней торговли, к которым относится приграничная торговля и режим хозяйственной деятельности в особых экономических зонах. Создание особых режимов осуществления внешнеторговой деятельности является дополнительным методом (инструментом) государственного регулирования внешней торговли, повышения ее эффективности, создания благоприятных условий для развития взаимовыгодных отношений между государствами и их резидентами. Если порядок функционирования особых экономических зон в настоящий момент регулируется отдельным Законом "Об особых экономических зонах в РФ", то в области приграничной торговли нормативно-правового акта аналогичной юридической силы до сих пор не принято.
Сама идея приграничной торговли призвана содействовать социально-экономическому развитию соответствующих регионов. Экономический смысл приграничной торговли заключается в изъятии из обычного режима осуществления внешнеторговой деятельности и невзимании таможенных пошлин и налогов с товаров, произведенных и потребляемых на приграничной территории соседствующих государств, которая определяется межгосударственными соглашениями и обычно представляет собой полосу шириной 15 - 20 км по обе стороны государственной границы.
Режим приграничной торговли является наименее исследованным правовым механизмом осуществления внешнеторговой деятельности, в первую очередь из-за его двойственной природы, заключающейся в том, что приграничная торговля, с одной стороны, осуществляется на территории государства и подчиняется его национальному праву, а с другой - является разновидностью внешнеэкономической деятельности с присутствием иностранного элемента. Поэтому для дальнейшего регулирования процесса приграничной торговли в России необходимо изучить опыт приграничного сотрудничества иностранных государств.
Основополагающими документами для формирования правовой базы приграничного сотрудничества можно считать многостороннее Генеральное соглашение о тарифах и торговле, заключенное в 1947 г. (ГАТТ-47), и Европейскую рамочную конвенцию по приграничному сотрудничеству территориальных сообществ и властей, подписанную в Мадриде 21 мая 1980 г. <1>. В последней под приграничным сотрудничеством понимаются любые согласованные действия, направленные на укрепление и поощрение добрососедских отношений между территориальными сообществами или властями, находящимися под юрисдикцией двух или более договаривающихся сторон, и заключение любых соглашений и договоренностей, необходимых для достижения этих целей. Приграничное сотрудничество осуществляется в рамках полномочий территориальных сообществ или властей, определяемых внутренним правом каждой из сторон.
--------------------------------
<1> Вступила в силу для России 05.01.2003. Ратифицирована Федеральным законом от 22.07.2002 N 91-ФЗ "О ратификации Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей" // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3008.
На основе европейского опыта и нормативных документов ГАТТ-47 и Европейской рамочной конвенции формировалась правовая база приграничного сотрудничества сначала Советского Союза, а затем и России. В нашей стране приграничная торговля появилась и получила свое развитие как компромисс между централизацией (по существу, монополизацией) внешней торговли и стремлением региональных органов власти мобилизовать местные ресурсы, обменять их путем бартерных операций в сопредельных странах и решить тем самым некоторые задачи, в основном по снабжению своего населения товарами потребительского назначения <2>.
--------------------------------
<2> Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Турецкой Республики о приграничной и прибрежной торговле. Москва, 6 июля 1989 г. // Собрание постановлений Правительства СССР. 1990. N 3. Ст. 6.
Российское законодательство пошло по пути унификации законодательства о приграничной торговле с форматом ГАТТ. Поэтому норма ст. 41 "Приграничная торговля" Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" во многом схожа с нормой, закрепленной в ст. XXIV ГАТТ. Данная статья содержит правила, по которым "...Договаривающиеся Стороны признают желательным расширение свободы торговли путем развития посредством добровольных соглашений более тесного объединения экономик стран - участниц таких соглашений. Они также признают, что целью таможенного союза или зоны свободной торговли должно быть облегчение торговли между составляющими их территориями, а не создание барьеров в торговле между другими Договаривающимися Сторонами и данными территориями" <3>. В ч. 3 упомянутой ст. 41 определено, что порядок осуществления приграничной торговли и соответствующие приграничные территории, на которых устанавливаются особые режимы осуществления внешнеторговой деятельности, определяются Правительством РФ в соответствии с международными договорами РФ с сопредельными иностранными государствами и федеральными законами.
--------------------------------
<3> Козырин А.Н. и др. Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". М.: Городец, 2005.
Современная приграничная торговля является одним из важнейших аспектов приграничных связей России. Это положение нашло правовое закрепление в Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации <4>. В ней для развития приграничного сотрудничества первым среди рекомендуемых направлений деятельности названо сотрудничество в сфере приграничной торговли. Она предусматривает понятие приграничной торговли как предоставление особого благоприятного режима внешнеторговой деятельности в отношении внешней торговли товарами и услугами, осуществляемой исключительно для удовлетворения местных потребностей в товарах и услугах, произведенных в пределах соответствующих приграничных территорий и предназначенных для потребления физическими лицами, имеющими постоянное место жительства на этих территориях, и юридическими лицами, имеющими место нахождения на этих территориях. Территория, на которой осуществляется приграничное сотрудничество, должна определяться в международных договорах Российской Федерации, соглашениях субъектов Российской Федерации с иностранными партнерами, заключаемых в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
--------------------------------
<4> Утверждена распоряжением Правительства РФ от 9 февраля 2001 г. N 196-р.
К настоящему времени Российская Федерация имеет ряд международных договоров и соглашений, определяющих различные разделы приграничного взаимодействия. Указанные договоры и соглашения различны по своему содержанию и направленности. Однако ни один из этих международно-правовых актов не носит универсального характера, определяющего формы и механизмы приграничного сотрудничества сопредельных территорий в целом. В них затрагиваются лишь некоторые аспекты взаимодействия ряда субъектов Российской Федерации с пограничными административно-территориальными единицами соседних государств. Кроме того, соглашения о приграничном сотрудничестве с соседствующими государствами заключают также сами субъекты РФ без участия федерального центра. При этом самого Федерального закона "О приграничной торговле" до настоящего времени не принято. Анализ данных договоров и соглашений выявил ряд существующих проблем, мешающих осуществлению полноценного процесса межрегиональной интеграции и развитию международных торговых отношений с соседними странами. Это вызывает необходимость его корректировки и совершенствования.
В частности, применение льготных мер, способных создать предпосылки для ускоренного социально-экономического развития приграничных территорий, не должно наносить ущерб доходной части федерального бюджета и экономической безопасности страны. Целью регулирования внешнеэкономических отношений в форме развития особого режима приграничной торговли должно быть не предоставление льгот отдельным регионам или субъектам торговли, а целостное стимулирование развития тех территорий, которые по объективным причинам не могут функционировать в режиме саморазвития (например, новые российские приграничные регионы, у которых существовали налаженные в течение многих лет экономические, культурные, социальные отношения с сопредельными государствами - бывшими республиками Советского Союза); активизация социальной мобильности населения; создание условий для возникновения государственно значимых потенциальных "точек роста", аналогичных таким специальным территориальным образованиям, как особые экономические зоны <5>.
--------------------------------
<5> Павлов П.В. Особые экономические зоны как институциональные инструменты включения России в глобализирующееся мировое хозяйство: Монография / Под науч. ред. проф. А.Ю. Архипова. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2006.
Создание методики критериального отбора регионов, имеющих право на применение льготного режима приграничной торговли, может, во-первых, способствовать освобождению некоторых депрессивных регионов-реципиентов от бюджетной зависимости за счет их ускоренного социально-экономического развития, а во-вторых, не допустить нанесения ущерба доходной части федерального бюджета и экономической безопасности страны из-за повсеместного нецеленаправленного применения данного льготного режима. Методика должна включать показатели эффективности (социальной, налоговой, бюджетной и т.п.) предоставления приграничным территориям льгот. В самой методике должны быть предусмотрены сроки, критерии и жесткие процедуры контроля результативности вводимых мер, формы ответственности и санкции за нарушение установленных методикой норм и правил. В основу данной методики можно положить методику оценки эффективности, применяемую для отбора проектов особых экономических зон <6>. Рассмотрение возможности применения режима приграничной торговли должно осуществляться конкурсной комиссией Правительства РФ, решение которой принимается исходя из экспертной оценки состояния и значимости режима приграничной торговли для развития экономики региона.
--------------------------------
<6> Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2005 г. N 564 "Об утверждении Правил оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны" (в ред. от 31.01.2008) // СЗ РФ. 2005. N 38. Ст. 3822.
Важную роль в процессе развития приграничной торговли играют вопросы таможенно-правового регулирования. Унификация национальных систем в области таможенного регулирования создает благоприятные условия для расширения международного экономического сотрудничества и углубления общемирового интеграционного процесса. Основными средствами обобщения таможенных правил являются международные договоры и соглашения, а также принципы, стандарты и рекомендации, разработанные в рамках или под эгидой специализированных международных организаций. В частности, унификация таможенного законодательства за счет упрощения процедур таможенного оформления позволит минимизировать издержки обращения внешнеторговых товаров и услуг и увеличить объемы приграничной торговли России с сопредельными государствами. Этому может способствовать процесс переноса таможенного оформления на границу страны, концептуальные положения которого уже разработаны Федеральной таможенной службой России <7>. Очевидно, что моментально и в короткие сроки изменить существующий порядок таможенного оформления товаров невозможно. Концепция переноса таможенного оформления на границу России, как и всякий глобальный документ, в корне изменяющий кардинальные процессы таможенного регулирования, имеет как свои преимущества, так и недостатки, которые еще предстоит исправить и законодательно закрепить в отечественной правовой системе, что позволит решить целый комплекс организационно-правовых вопросов в приграничной торговле <8>.
--------------------------------
<7> Приказ ФТС России от 1 октября 2008 года N 1221 "О решении коллегии ФТС России от 29 августа 2008 года "О проекте Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации" // Документ опубликован не был.
<8> Павлов П.В. Преимущества и недостатки создания таможенно-логистических терминалов // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. N 12.
Серьезные проблемы при применении режима приграничной торговли связаны и с объемом предоставляемых льгот. Так как при осуществлении приграничной торговли изъятие из общего порядка таможенно-тарифного и нетарифного регулирования касается исключительно товаров и лиц, произведенных (переработанных) и проживающих на приграничной территории, нельзя допустить, чтобы в приграничную торговлю стали вовлекаться и экспортироваться в обход действующего порядка товары, произведенные за пределами регионов, имеющих право заниматься упомянутой торговлей. Необходимо разработать механизмы, препятствующие распространению льготного режима на другие субъекты внутри страны, а также методы контроля за этим процессом.
При этом объектом предоставления таможенных и налоговых льгот могут стать товары, не только произведенные, но и переработанные на приграничной территории. При разработке критерия определения происхождения товаров с приграничной территории прообразом его могут стать критерии достаточной переработки товаров в Калининградской <9> или Магаданской особых экономических зонах <10>. В данном критерии органам местного самоуправления приграничных территорий необходимо предоставить право самостоятельно устанавливать величину добавленной стоимости при переработке таких товаров для отнесения их к категории льготных, но в пределах норм, установленных на федеральном уровне.
--------------------------------
<9> Федеральный закон от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 3. Ст. 280.
<10> Федеральный закон от 31 мая 1999 г. N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" // РГ. 07.06.1999.
Вышеперечисленные методики можно утвердить в виде совместных нормативно-правовых актов Министерства промышленности и торговли России, Министерства финансов России, Федеральной таможенной службы России. Это позволит наряду с конкретной помощью приграничным территориям решить важные задачи общефедерального значения: компенсировать дополнительную нагрузку на инфраструктуру приграничных территорий, предоставить возможность приграничным территориям использовать особенности своего положения и осуществлять торговые виды деятельности с большей отдачей для экономики страны, что в конечном итоге минимизирует издержки обращения внешнеторговых операций на всей территории России.
Таким образом, на данном этапе развития внешнеэкономических и международных отношений возникла необходимость принятия специального закона о приграничной торговле, который в связи с существенными различиями приграничных регионов Российской Федерации должен иметь рамочный характер и наполняться конкретным содержанием посредством заключения межправительственных соглашений о трансграничном сотрудничестве в приграничных районах и совместно утверждаемых нормативно-правовых актов органов государственной власти Российской Федерации.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.