Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПЦИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.М. ЗЮКОВ
Предлагаемые аспекты Концепции на основании проведенных автором исследований определяют основные принципы государственной политики в области противодействия этнической преступности в Российской Федерации, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия этнической преступности в Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> Этноосужденные в местах лишения свободы и предупреждение правонарушений с их сторон: Учеб. пособие. М.: НИИ ФСИН России, 2006; Характеристика этноосужденных в сфере исполнения наказания в современной России: Монография / К.ю.н. И.В. Пикин, к.ю.н. А.М. Зюков. Владимир, 2006; Генезис уголовной этнополитики Российского государства в период X - XXI вв.: Монография. Владимир: Из-во "Фолиант", 2008; Этническая парадигма уголовной политики / А.М. Зюков. Владимир: ИП Журавлева, 2009; Кровная месть: внеправовой обычай и государственно-правовая политика / А.М. Зюков. Владимир: ИП Журавлева, 2009.
I. Этническая преступность как угроза национальной безопасности Российской Федерации.
1. Основными тенденциями современной этнической преступности являются:
а) этнодискриминационные проявления в современной России;
б) участившиеся случаи совершения преступлений по этническим мотивам (этнической ненависти, вражды, неприязни, нетерпимости);
в) использование международными террористическим организациями этнорелигиозного фактора <2>;
--------------------------------
<2> Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации // Опубликовано 20 октября 2009 г. URL: www.rg.ru/ 2009/ 10/ 20/ zakon-dok.html.
г) повышение уровня организованности преступной деятельности, создание крупных этноформирований с развитой инфраструктурой <3>;
--------------------------------
<3> Касьяненко М.А. Криминологические особенности преступности по признаку этнической идентичности. Кисловодск, 2009; Сайгитов У.Т. Основы противодействия организованным формам преступной деятельности в условиях традиционно-национального и религиозного возрождения в Республике Дагестан: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. 12.00.08. Махачкала, 2009. С. 4; Иванцов С.В. Организованная преступность: системные свойства и связи (криминологическая оценка): Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009. С. 4.
д) усиление взаимосвязи организованной и транснациональной преступности;
е) повышение уровня финансирования этнотеррористической деятельности и материально-технической оснащенности террористических организаций, в том числе с использованием этнонациональных платежных систем, не подконтрольных органам финансового контроля государства <4>;
--------------------------------
<4> Хохлов И.И. Неформальная финансово-расчетная система Хавала 02.05.2007 14:28 // URL: http:// www.humanities.edu.ru/ db/ msg/.
ж) попытки использования этнорелигиозного терроризма как инструмента вмешательства во внутренние дела государств.
2. Возникновение и распространение этнической преступности в Российской Федерации имеют определенные исторические предпосылки и связаны как с внутренними экономическими, политическими, социальными, межнациональными, конфессиональными противоречиями, так и с внешними, в том числе общими для всего мирового сообщества, а также с этнорелигиозными террористическими угрозами.
3. Основными внутренними факторами, обусловливающими возникновение и распространение этнической преступности в Российской Федерации, либо способствующими ему причинами и условиями являются:
а) межэтнические, межконфессиональные и иные социальные противоречия <5>;
--------------------------------
<5> Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 5 ноября 2008 г.
б) наличие условий для деятельности экстремистски настроенных лиц и объединений;
в) недостаточная эффективность правоохранительных, административно-правовых и иных мер по противодействию преступности;
г) отсутствие у федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации правовых инструментов для полноценной и эффективной реализации национальной политики и мониторинга этнополитической ситуации в Российской Федерации <6>;
--------------------------------
<6> Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 16 марта 2007 г. N 92-СФ "О докладе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2006 г. "О состоянии законодательства в Российской Федерации". С. 30.
д) ненадлежащий контроль за распространением идей радикализма, пропагандой насилия и жестокости в едином информационном пространстве Российской Федерации;
е) отказ правоохранительных органов от регистрации фактов этнической дискриминации в современной России <7>;
--------------------------------
<7> Этнодискриминационные проявления как элемент предмета этнокриминологии // Форум on-line конференции "Этнодискриминационные проявления в современном российском обществе" 27 - 28 марта 2010 г. // URL: http:// www.info-pravo.com/ forum/.
ж) отказ властей от расследования фактов преступлений, совершенных по мотивам этнической ненависти, неприязни, нетерпимости, вражды и т.д. (так как здесь проявляется ограничение доступа к правосудию);
з) отказ властей от правовой защиты интересов этногрупп (в вопросах ли защиты личности - члена группы или в вопросах защиты всей группы в местах компактного проживания, традиционных промыслов);
и) отказ в признании фактов преступной (криминальной) этнополитики государства в отношении национальных и этнических групп <8>;
--------------------------------
<8> Клейменов М.П. Введение в этнокриминологию: Монография. Омск: Омская академия МВД России, 2004. С. 190.
к) влияние миграции на изменение этнополитической картины целых регионов;
л) усиление взаимного влияния различных внутренних и внешних социальных, политических, экономических и иных факторов на возникновение и распространение этнической преступности.
4. Основными внешними факторами, способствующими возникновению и распространению этнической преступности в Российской Федерации, являются:
а) наличие в иностранных государствах лагерей подготовки боевиков для международных террористических и экстремистских организаций, в том числе антироссийской направленности, а также теологических учебных заведений, распространяющих идеологию религиозного экстремизма;
б) финансовая поддержка террористических и экстремистских организаций, действующих на территории Российской Федерации, со стороны международных террористических и экстремистских организаций;
в) распространение идей терроризма и экстремизма через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и средства массовой информации;
г) отсутствие в международном сообществе единого подхода к определению причин возникновения и распространения терроризма и его движущих сил, наличие двойных стандартов в правоприменительной практике в области борьбы с терроризмом;
д) отсутствие единого информационного пространства на международном и национальном уровнях.
II. Общегосударственная система противодействия этнической преступности.
5. Общегосударственная система противодействия этнической преступности представляет собой совокупность субъектов противодействия этнической преступности и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию преступлений с этническим мотивом, фактов этнорелигиозного терроризма, этнодискриминационных проявлений, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений этнической преступности.
6. Общегосударственная система противодействия этнической преступности призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия этнической преступности и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
7. Субъектами противодействия этнической преступности являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию этнической преступности, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении таких мероприятий.
8. Координацию деятельности по противодействию этнической преступности, организацию планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с этнической преступностью, а также управление такой борьбой обеспечивают Национальный антитеррористический комитет, Федеральный оперативный штаб, антитеррористические комиссии и оперативные штабы в субъектах Российской Федерации.
9. Правовую основу общегосударственной системы противодействия этнической преступности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., Концепция внешней политики Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, настоящая Концепция, а также нормативные правовые акты Российской Федерации, направленные на совершенствование деятельности в данной области.
10. Цель противодействия этнической преступности в Российской Федерации - защита личности, членов этнических групп, общества и государства от проявлений этнорелигиозного терроризма, этнодискриминационных проявлений, совершения преступлений по этническим мотивам, создание механизмов этнонациональной политики.
Этнонациональная политика в аспекте противодействия этнической преступности (уголовная этнополитика) - это специфическая деятельность государственных органов власти (всех ее ветвей: законодательной, исполнительной и судебной), создающая условия политико-правовой защиты различных этнических и народных групп, не позволяющих возникать процессам этноконфликтов и разжигания вражды по признаку неравенства или противопоставления одних этносов (народных групп) другим.
11. Основными задачами противодействия этнической преступности являются:
а) выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению этнической преступности;
б) выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение этнорелигиозных преступлений и иных преступлений по этническим мотивам;
в) поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения преступной деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений этнической преступности;
г) обеспечение безопасности граждан и защищенности потенциальных объектов посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей;
д) противодействие распространению идеологии этнонациональной нетерпимости и активизация работы по информационно-пропагандистскому обеспечению мероприятий по предупреждению этнической преступности.
12. Противодействие этнической преступности в Российской Федерации осуществляется по следующим направлениям:
а) предупреждение (профилактика) этнической преступности;
б) борьба с преступлениями, совершаемыми с этническим мотивом;
в) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений этнической преступности.
13. Предупреждение (профилактика) этнической преступности осуществляется по трем основным направлениям:
а) создание системы противодействия идеологии этнической преступности;
б) осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение защищенности граждан от совершений преступлений с этническим мотивом, по предупреждению преступлений с этническими мотивами, этносепаратизма, этноэкстремизма, этнонационализма и этнотерроризма, межэтнических и этноконфликтов. Это особенно важно в связи с формированием федеральной системы предупреждения преступности в рамках проектов Федеральных законов "Об основах государственной системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" и "Об участии граждан в обеспечении правопорядка" <9>;
--------------------------------
<9> Проекты Федеральных законов "Об основах государственной системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" и "Об участии граждан в обеспечении правопорядка" (разработаны в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 15 декабря 2006 г. N Пр-2174 (п. 3 Протокола совещания Совета безопасности Российской Федерации от 2 декабря 2006 г.) // URL: http:// www.mvd.ru/ news/ 14343/.
в) усиление контроля над принятием и соблюдением уголовно-правовых норм.
14. Особая роль в предупреждении (профилактике) этнической преступности принадлежит эффективной реализации уголовно-правовых норм.
15. Предупреждение (профилактика) этнической преступности предполагает решение следующих задач:
а) анализ межэтнической, межконфессиональной ситуации, в том числе в историческом и экономическом аспектах, без чего невозможно принимать адекватные превентивные меры по стабилизации межнациональных отношений <10>;
--------------------------------
<10> Доклад Генеральной прокуратуры Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению в 2007 г. С. 75.
б) изучение этносоциальной структуры целых населенных пунктов, разницы в укладах, национальных обычаях, так как происходящие этносоциальные изменения часто приводят к достаточно острым конфликтам <11>;
--------------------------------
<11> Ежегодный доклад Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 28 марта 2008 г.
в) создание общенациональной системы противодействия терроризму, экстремизму и этническому сепаратизму в соответствии со Стратегией национальной безопасности России до 2020 г. <12>;
--------------------------------
<12> Совбез высчитал вероятных противников России // www.КП.ru. 26 дек. 2008 г. (прим. авт.: авторские предложения и научные разработки были использованы в информационно-аналитических материалах, подготовленных в соответствии с Протоколом решения оперативного совещания руководящего состава ФСИН России от 25 июля 2008 г. N 13-ЮК по вопросу "О подготовке материалов к оперативному совещанию Совета Безопасности Российской Федерации "О дополнительных мерах по повышению эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации" по темам: "Анализ криминогенной ситуации и система комплексных мер предупреждения преступности и правонарушений (общенациональный и региональный аспект)"; "Мониторинг исполнения уголовных наказаний"; "Сравнительный анализ характеристики личности осужденных - представителей различных этнических групп и осужденных всех категорий Владимирской области"; "Анализ признака социальной группы для квалификации статьи 282 УК РФ при совершении преступлений в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы".
г) улучшение социально-экономической, общественно-политической и правовой ситуации в стране;
д) прогнозирование, выявление и устранение террористических угроз, информирование о них органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественности;
е) использование законодательно разрешенных методов воздействия на поведение отдельных лиц (этногрупп), склонных к действиям прежде всего этноэкстремистского характера либо совершению действий по этническим мотивам (этнической ненависти, вражды, нетерпимости, неприязни);
ж) разработка мер и осуществление профилактических мероприятий по противодействию этнической преступности на территориях субъектов Российской Федерации;
з) определение прав, обязанностей и ответственности руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при организации мероприятий по предупреждению этнической преступности;
и) обеспечение скоординированной работы органов государственной власти с общественными и религиозными организациями (объединениями), другими институтами гражданского общества и гражданами.
16. В соответствии с основными направлениями противодействия этнической преступности, предусмотренными настоящей Концепцией, предупредительная деятельность осуществляется посредством системы мер, в ходе реализации которых используются различные взаимосвязанные и согласованные между собой формы, методы, приемы и средства воздействия на субъекты преступной деятельности.
17. При осуществлении деятельности по предупреждению (профилактике) этнической преступности применяются меры, направленные на снижение уровня угроз этнической преступности, урегулирование экономических, политических, социальных, национальных и конфессиональных противоречий, которые могут привести к возникновению межэтнических конфликтов и, как следствие, способствовать преступным проявлениям; предупреждение преступных намерений граждан; затруднение действий субъектов преступной деятельности. При этом используются различные формы общей и адресной профилактики, осуществляемой с учетом демографических, этноконфессиональных, индивидуально-психологических и иных особенностей объекта, к которому применяются меры профилактического воздействия.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.